Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ответственность в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 98

 

  1. В комментируемой статье определено, что за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья несут ответственность органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Органы исполнительной власти обладают полномочиями по организации системы охраны здоровья, основной обязанностью которых является создание необходимых условий для реализации прав граждан.

Проблема реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти неразрывно связана с административно-правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений. Этот статус необходимо рассматривать в связи с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод граждан.

Необходимо заметить, что органы исполнительной власти обладают правовыми, организационными и материальными средствами, направленными на реализацию гражданами их конституционных прав и свобод. Органы исполнительной власти обязаны своевременно и объективно рассматривать обращения граждан, обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного принуждения. В то же время органы государственной власти призваны создавать условия для выполнения гражданами возложенных на них Конституцией обязанностей.

Таким образом, в отношениях с органами исполнительной власти гражданин выступает стороной, обладающей правами требовать по отношению к нему от государственных органов и их должностных лиц выполнения определенных обязанностей (например, предоставить медицинскую помощь), которым соответствует обязанность органа управления (должностного лица). Кроме этого, гражданин является стороной, обязанной выполнять или соблюдать определенные правила, предусмотренные административно-правовой нормой. Защита прав и свобод граждан является обязанностью всех органов государственной власти, всех органов местного самоуправления, всех должностных лиц. В случае неисполнения органом исполнительной власти и его должностным лицом своих обязанностей по обеспечению защиты прав и свобод личности гражданин должен иметь реальную возможность использовать правовой механизм реализации своих прав в сфере охраны здоровья. Он может использовать механизм судебного или административного обжалования решений и действий органа исполнительной власти, нарушающего права граждан.

Эффективная защита прав и свобод в сфере исполнительной власти требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих этим правам обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регуляторов в этой сфере призван выполнять закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции РФ.

  1. Если в случае оказания медицинской помощи гражданину причинен вред жизни или здоровью, наступает гражданская, административная, а в некоторых ситуациях при наличии вины медицинского работника — уголовная ответственность.

Противоправность действия (бездействия) медицинских учреждений (работников) — это нарушение нормы закона или иного нормативного акта (приказов, инструкций), регулирующих медицинскую деятельность, или условий договора.

Следует рассмотреть виды уголовной ответственности, к которой на сегодняшний день могут быть привлечены медицинские работники и фармацевтические работники.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

— за причинение смерти по неосторожности (ч. 2 ст. 109 УК РФ);

— за причинение тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ);

— за заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ);

— за незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ);

— за неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);

— за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ).

  1. Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность за вину. Нормой этой же статьи определены условия, при которых вина отсутствует: если при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и требованиям правовых норм, лицо приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств.

Право возмещения материального ущерба и морального вреда, нанесенного пациенту во время оказания ему некачественной медицинской помощи, закреплено ст. ст. 1064 — 1101 ГК РФ; ст. ст. 14 — 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Например, Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 19 февраля 2014 г. по делу N 33-2131/2014 установлено, что иск о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, удовлетворен в части правомерно, поскольку медицинская услуга истцу ответчиком была оказана некачественно, что привело к ухудшению состояния его здоровья, имеются основания для возмещения причиненного истцу морального вреда.

Определением Пермского краевого суда от 7 апреля 2014 г. по делу N 33-3022 установлено, что в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказано правомерно, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и причинением вреда здоровью истца, не представлено доказательств противоправного поведения ответчика и его вины в причинении вреда здоровью истца.

Вред — это всякое умаление какого-либо блага или охраняемого законом интереса. Вред делят на имущественный (материальный, включая физический вред) и моральный. Убытки — это денежная оценка причиненного вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред рассматривается как физические и нравственные страдания. Возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который гражданин имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии.

Именно здесь возникают проблемы, так как в нашей стране отсутствуют конкретные стандарты по определению размера возмещения морального вреда. В связи с этим размер компенсации определяется только судом, и он руководствуется в своем решении определением — «разумность и справедливость, характер и степень страданий, степень вины причинителя» (ст. 1101 ГК РФ). Даже при решении суда в пользу пострадавшего, когда доказана вина и у ответчика есть деньги, судебная оценка стоимости врачебной ошибки представляет собой небольшие суммы, которые не покрывают затраты на сбор доказательств, юридическую помощь и потраченное время в процессах <17>.

———————————

<17> Петров С. «Врачебная ошибка» вне закона… // Право.ру. 4 августа 2009 г. http://pravo.ru/review/view/14897.

 

Закон регламентирует неоказание услуги и ненадлежащее оказание услуги и выделяет форму ответственности.

В комментируемом Законе качество медицинской помощи понимается как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В процессе оказания медицинской помощи особое внимание уделяется юридически значимым последствиям, которые возникают в случае совершения лицом правонарушения.

Правонарушение — противоправное, виновное деяние, нарушающее какие-либо нормы права. Как и любое правонарушение, оно имеет основные признаки, которые охватываются понятием «состав правонарушения». Основные признаки состава правонарушения — это объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом правонарушения в процессе выполнения медицинской услуги будут являться жизнь и здоровье пациента, которые регулируются и охраняются правом.

Объективной стороной будет являться факт причинения вреда (ущерба) пациенту и его размер, а также причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъектом является правонарушитель в сфере здравоохранения, а именно медицинская организация, медицинский работник, причинившие вред жизни и здоровью пациента.

Субъективной стороной является противоправное действие (бездействие) медицинского работника по отношению к пациенту в сфере оказания медицинской помощи.

Гражданское законодательство закрепляет принцип полного возмещения убытков. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Это означает, что по общему правилу возмещению подлежат обе части убытков — как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

В ст. 400 ГК РФ указано, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков.

Условия и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, определяются положениями § 1, 2 главы 59 ГК РФ. Возмещение вреда по правилам главы 59 ГК РФ производится и в тех случаях, когда вред жизни или здоровью гражданина был причинен при оказании платных медицинских услуг по договору (при исполнении договорных обязательств), если только договором не предусмотрен более высокий размер ответственности (ст. 1084 ГК РФ).

Специальные правила для возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина (потребителя) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, предусмотрены § 3 гл. 59 ГК РФ. В соответствии со ст. ст. 1095 — 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. п. 1 — 4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» такой вред подлежит возмещению исполнителем услуги в полном объеме независимо от его вины (за исключением случаев, предусмотренных ст. 1098 ГК РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Изложенные правила применяются к тем медицинским услугам, которые могут содержать в себе скрытые недостатки и проявлять свои опасные свойства в течение установленного исполнителем срока службы: стоматологические услуги, работы по протезированию.

Для возникновения обязательства по возмещению вреда необходима совокупность условий: наличие вреда жизни или здоровью гражданина, противоправность действий (бездействия) медицинского учреждения, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда (ст. 1064 ГК РФ).

В результате причинения вреда жизни и здоровью человека за счет некачественного оказания медицинской помощи одновременно причиняются физические и моральные страдания. При этом пациент теряет трудоспособность, возникают материальные затраты из-за необходимости приобретения лекарственных препаратов, лечения в стационарах. Это объясняется необходимостью возмещения материального ущерба и компенсацией морального вреда. Порядок компенсации морального вреда регулируется положениями § 4 гл. 59 ГК РФ.

 

Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений)

 

Комментарий к статье 99

 

Комментируемая статья содержит перечень нормативно-правовых актов и отдельных статей, которые утратили силу с 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 101 Закона). Правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан изменяется с развитием экономических и социальных сфер общества. В перечень входят в основном правовые акты, принятые в 60 — 80-х годах прошлого столетия. Очевидно, что общественные отношения с тех пор перетерпели значительные изменения на всех уровнях. Кроме того, комментируемой статьей признаются утратившими силу акты, принятые Союзом Советских Социалистических Республик. Подзаконные акты СССР действуют сегодня только в части, не противоречащей федеральному законодательству. Тем не менее для устранения вопросов, возникающих в правоприменительной практике, признание таких актов утратившими силу вполне обоснованно.

Помимо этого, откорректированы действующие законы и подзаконные нормативные акты с учетом положений комментируемого Закона, внесшего определенные новшества в сферу охраны здоровья граждан в РФ.

Изменения законодательства, утвержденные комментируемой статьей, обязательно учитываются при рассмотрении споров в судебном порядке. Например, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 г. по делу N А33-15735/2012 о признании недействительным решения Фонда социального страхования РФ о проведении выездной плановой проверки состояния экспертизы временной нетрудоспособности медицинского учреждения упоминается, что комментируемой статьей признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Однако судами учитывается, что действовавшие ранее нормы распространяются на правоотношения, имевшие место в период их действия. Например, Апелляционным определением Верховного суда Республики Калмыкия от 1 октября 2013 г. по делу N 33-1654/2013 иск в части взыскания компенсации по оплате коммунальных услуг удовлетворен, поскольку действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения, на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

 

Статья 100. Заключительные положения

 

Комментарий к статье 100

 

Комментируемая статья содержит в себе переходные положения, поскольку Закон вступает в силу не единовременно, а по частям. Это связано с тем, что отдельные нормы требуют разработки подзаконных актов, регламентирующих порядок применения таких норм. Часть данных норм касается медицинского образования, в частности связана с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» (1 сентября 2013 г.); часть — с порядком финансирования оказания медицинской помощи.

Например, Определением Верховного суда Республики Коми от 10 сентября 2012 г. по делу N 33-3971АП/2012 в иске о признании незаконными приказов, понуждении привести локальные нормативные акты в соответствие с требованиями закона, обязании произвести начисление и взыскать денежные выплаты стимулирующего характера, производить их выплату отказано, поскольку одним из оснований для получения стимулирующих выплат в соответствии с региональной Программой модернизации здравоохранения Республики Коми на 2011 — 2012 годы является наличие действующего сертификата, подтверждающего присвоение специальности. Согласно ч. 2 комментируемой статьи сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Как следует из дела, срок действия сертификата истек, в связи с чем на момент рассмотрения материалов дела указанный сертификат юридической силы не имеет.

 

Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 101

 

Статья устанавливает порядок вступления в силу комментируемого Закона. По общему правилу Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства РФ или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Первоначальный текст документа впервые был опубликован 22 ноября 2011 г. на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. Таким образом, датой вступления в силу комментируемого Закона следует считать 22 ноября 2011 г.

В отношении отдельных статей Закона установлен другой порядок вступления их в силу. Часть статей, перечисленных в комментируемой статье, вступает в силу с даты, четко прописанной в Законе. Другая часть статей, касающаяся получения соответствующего образования для обладания правом на осуществление медицинской деятельности, начинает действовать со дня вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с 1 сентября 2013 г.). Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 205-ФЗ в часть 4 комментируемой статьи были внесены изменения, согласно которым указанные в данной части нормы комментируемого Закона вступают в силу с 1 января 2018 г. Ранее данная часть предусматривала вступление этих норм в силу с 1 января 2015 г.

Даты вступления в силу той или иной нормы комментируемого Закона важно учитывать и анализировать при рассмотрении споров в судебном порядке. Например, в мотивировочной части Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2012 г. по делу N А82-5102/2012 о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, указано, что в соответствии с п. 3 комментируемой статьи с 1 января 2013 г. вводится в действие лишь часть 1 ст. 37 комментируемого Закона. Нормы частей 24 ст. 37 Закона, устанавливающие право уполномоченного федерального органа исполнительной власти утверждать порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, а также определяющие требования к содержанию данных документов, вступили в силу с со дня официального опубликования Закона, то есть с 23 ноября 2011 г. и на момент проведения прокуратурой проверки в отношении общества действовали.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code