Статья 18. Право на охрану здоровья

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Комментарий к статье 18

  1. Начиная с середины XX века в основополагающих международных правовых актах закрепляются положения, позволяющие считать право на охрану здоровья и медицинскую помощь одной из важнейших составляющих правового статуса человека на современном этапе развития цивилизованного общества. Так, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., указано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Положение ч. 1 комментируемой статьи дублирует нормы ст. 41 Конституции РФ, где сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии с ч. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на охрану здоровья является сложной категорией, характеристика которой может включать различные подходы. Например, содержание права на охрану здоровья включает следующие элементы:

— профилактику заболеваний;

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

— поддержание долголетней активной жизни;

— предоставление медицинской помощи.

Сказанное вытекает из легального определения понятия «охрана здоровья». Важность и сложность реализации права на охрану здоровья также подчеркивается многоплановостью мер, его обеспечивающих, — это меры политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера.

Другой подход предполагает характеристику права на охрану здоровья через гарантии его реализации, которые закреплены в ч. 2 комментируемой статьи.

  1. Гарантиями реализации права на охрану здоровья выступают:

— охрана окружающей среды;

— создание безопасных условий труда;

— создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан;

— производство и реализация продуктов питания соответствующего качества;

— качественные, безопасные и доступные лекарственные препараты;

— оказание доступной и качественной медицинской помощи.

По сути, положения ч. 2 комментируемой статьи носят декларативный и вместе с тем важный характер. Каждая из названных гарантий обеспечивается целым комплексом нормативных правовых актов соответствующего направления. Охарактеризуем каждый из них.

Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны окружающей среды является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данным Законом охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Создание безопасных условий труда регламентируется ТК РФ, где в качестве принципа правового регулирования трудовых отношений называется обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 2). Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Создание безопасных условий труда является обязанностью работодателя (ст. 22, 163, 212). Немаловажной является и роль государства, которое в рамках государственного управления охраной труда должно разрабатывать меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда (ст. 216 ТК РФ), а также осуществлять контроль за деятельностью работодателей в этой области. Не случайно одной из главных задач федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда (ст. 355 ТК РФ).

Регулирование общественных отношений, связанных с созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, осуществляется ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Условия быта, труда, отдыха относятся к социальным факторам среды обитания, и законом устанавливаются особые требования для предотвращения негативного воздействия этих факторов на здоровье человека. Например, в соответствии со ст. 24 указанного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме этого, ст. 28 устанавливает, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Значительную роль в обеспечении благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан играют санитарные правила и нормы. В качестве примера назовем СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189.

Производство и реализация продуктов питания соответствующего качества также жестко регламентируются государством. Помимо общих положений, закрепленных в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», данная деятельность регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», где указано, что качество пищевых продуктов — это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Требования к отдельным видам пищевых продуктов устанавливаются в том числе международными документами. Так, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» утвержден соответствующий Технический регламент ТР ТС 033/2013.

Закрепление гарантии реализации права на охрану здоровья в виде качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов вполне отвечает представлениям современной медицины о надлежащем оказании медицинской помощи. ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливает приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении. Значительное внимание Законом уделяется и контролю за качеством лекарственных средств. Доступность лекарственных препаратов сегодня обеспечивается несколькими способами.

Во-первых, это установление гарантий бесплатного оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством РФ (см. об этом комментарий к ст. 80).

Во-вторых, это механизм контролируемого ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. N 2724-р «Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Вопросам государственного регулирования цен на лекарственные препараты посвящено Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». В-третьих, это льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое прежде всего на основании ФЗ «О государственной социальной помощи». К указанным категориям относятся: инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т.д. Данные граждане бесплатно могут получить определенные лекарственные препараты, включенные в соответствующие перечни, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. N 2724-р.

Право на охрану здоровья обеспечивается в том числе и оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Данное положение показывает, что соотношение права на охрану здоровья и права на медицинскую помощь можно рассматривать как общее и частное. Оказание медицинской помощи является важнейшей составляющей права на охрану здоровья. Это вытекает и из анализа соответствия наименования и содержания комментируемого Закона. Несмотря на то что Закон называется «Об основах охраны здоровья», большая его часть посвящена как раз вопросам оказания медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи одновременно названы в качестве принципа охраны здоровья, и в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона они обеспечиваются:

— организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

— наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

— возможностью выбора медицинской организации и врача;

— применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

— предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

— транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

— возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

— оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code