Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 17

  1. Комментируемой статьей установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области охраны здоровья. Сразу следует отметить, что данные полномочия не распространяются на территории, включенные в Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508, поскольку на указанных территориях в соответствии со ст. 42 комментируемого Закона установлен особый режим, и организация медицинской помощи на данных территориях имеет свои особенности.

Статьей 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ определен как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Обратим внимание, что перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, закрепленный комментируемой статьей, не является исчерпывающим, на что указывают нормы ч. 2 ст. 16 Закона, в соответствии с которыми отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения (см. подробнее комментарий к ч. 2 ст. 16 Закона).

  1. В пределах полномочий, определенных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и комментируемой статьей, в компетенцию органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее также — органы местного самоуправления) в сфере охраны здоровья входит:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья.

Рассмотрим на конкретных примерах детализацию обозначенных полномочий.

Пример 1. В соответствии с Законом Красноярского края от 24 октября 2013 г. N 5-1712 «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан» (ст. 1) в целях создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципальных районов и городских округов Красноярского края (за исключением отдельных территорий) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае в пределах полномочий, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

а) организуют обеспечение медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края (далее — учреждения здравоохранения), коммунальными услугами путем разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;

б) создают условия для обеспечения учреждений здравоохранения услугами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

в) организуют обеспечение транспортной доступности учреждений здравоохранения для всех групп населения, в том числе инвалидов, иных маломобильных граждан, путем осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения;

г) содействуют в благоустройстве территорий учреждений здравоохранения, организуют благоустройство и обеспечивают надлежащее санитарное состояние территорий, прилегающих к территориям учреждений здравоохранения.

Органы местного самоуправления в целях создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования вправе:

а) предоставлять учреждениям здравоохранения имущество, находящееся в собственности муниципальных образований;

б) предоставлять учреждениям здравоохранения налоговые льготы по местным налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

в) совершать иные действия и принимать решения, способствующие оказанию медицинской помощи населению на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов строительство, проектирование, реконструкцию, капитальный ремонт объектов здравоохранения, подлежащих передаче в государственную собственность Красноярского края, строительство, проектирование, реконструкция, капитальный ремонт которых начаты в период осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

Пример 2. В Законе Амурской области от 9 апреля 2013 г. N 167-ОЗ «О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Амурской области» предусмотрена отдельная статья (ст. 4), посвященная аспектам деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в государственных медицинских организациях области. Согласно положениям этой статьи органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению области в пределах полномочий, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создают условия для оказания медицинской помощи населению в государственных медицинских организациях области, включающие в себя:

а) установление налоговых льгот по местным налогам для государственных медицинских организаций области, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований области;

б) обеспечение транспортной доступности государственных медицинских организаций, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований области, для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

в) организацию благоустройства территорий, прилегающих к государственным медицинским организациям области, расположенным на территориях соответствующих муниципальных образований области;

г) создание условий для обеспечения услугами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на территориях соответствующих муниципальных образований области;

д) право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи медицинским и социальным работникам государственных медицинских организаций области, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований области;

е) право устанавливать меры социальной поддержки граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований области, в том числе в виде компенсации транспортных расходов, связанных с их направлением на получение медицинской помощи в государственные медицинские организации области, расположенные в других муниципальных образованиях области;

ж) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в государственных медицинских организациях области, находящихся на территориях соответствующих муниципальных образований области.

Пример 3. Согласно ст. 4 Закона Ставропольского края от 15 февраля 2013 г. N 10-кз «О наделении органов местного самоуправления городского округа Ставропольского края города Лермонтова отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в сфере охраны здоровья граждан» органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на:

— финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края;

— обеспечение отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами;

— получение разъяснений от уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в сфере охраны здоровья граждан и оказание им методической помощи по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

— дополнительное использование собственных финансовых средств и материальных ресурсов для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом городского округа Ставропольского края;

— принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных данным Законом;

— обжалование в судебном порядке письменных предписаний органов государственной власти Ставропольского края по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

— соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края, регулирующее отношения в сфере охраны здоровья граждан;

— соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

— осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с данным Законом и другими нормативными правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

— обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края, и материальных ресурсов, переданных им на осуществление отдельных государственных полномочий;

— выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Обратим также внимание на ст. 6 названного Закона, посвященную вопросам предоставления финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий. В частности, указано, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций.

Размер субвенций определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края.

Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров), определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 2 к указанному Закону.

Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки детям в возрасте до трех лет в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров), определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 3 к указанному Закону.

Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего городского округа Ставропольского края в соответствии с Территориальной программой в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также по реализации в муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятий по модернизации здравоохранения в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Ставропольского края, определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 4 к указанному Закону.

Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению по заключению врачей полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 5 к указанному Закону.

Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, выделенных на осуществление ими отдельных государственных полномочий, на иные цели.

Пример 4. На территории большинства муниципальных образований действуют муниципальные акты, которыми утверждены положения об осуществлении органами местного самоуправления полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению. Обратим внимание, в частности, на следующие документы:

— решение Земского собрания Кстовского района Нижегородской области от 24 марта 2015 г. N 810 «Об утверждении Положения о создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования «Кстовский муниципальный район Нижегородской области»;

— решение Думы Колпашевского района от 26 января 2015 г. N 8 «Об утверждении Положения о создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории Колпашевского района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

— решение Совета депутатов муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области от 24 декабря 2014 г. N 298 «Об утверждении Положения о создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования Курманаевский район»;

— решение Собрания депутатов Кимрского района от 28 октября 2014 г. N 55 «Об утверждении Положения о создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования «Кимрский район Тверской области»;

— решение Совета Кинешемского муниципального района от 25 февраля 2013 г. N 7 «Об утверждении Положения об осуществлении органами местного самоуправления Кинешемского муниципального района полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории Кинешемского муниципального района Ивановской области» и др.

Пример 5. На территории Суздальского района (Владимирская область) действует решение Совета народных депутатов Суздальского района от 19 октября 2006 г. N 129, которым утверждено Положение об организации здравоохранения в Суздальском районе. Это Положение определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан, организации медико-социальной помощи населения Суздальского района, порядок финансирования медицинской помощи населению, меры социальной поддержки отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения Суздальского района.

Пример 6. В Алтайском крае Барнаульской городской Думой принято решение от 8 июня 2012 г. N 760 «Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления города Барнаула в сфере охраны здоровья граждан». Утвержденное данным решением Положение определяет полномочия органов местного самоуправления городского округа — города Барнаула Алтайского края в сфере охраны здоровья граждан. К числу основных задач и функций органов местного самоуправления отнесены:

— разработка и реализация муниципальных программ по охране здоровья и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории города Барнаула;

— осуществление в пределах своих полномочий санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

— организация профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах полномочий органов местного самоуправления;

— осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Полномочия в сфере охраны здоровья граждан осуществляются комитетом по социальной поддержке населения города Барнаула и иными органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Пример 7. В г. Архангельске действует Постановление мэрии г. Архангельска от 3 июня 2014 г. N 453 «Об осуществлении отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан на территории муниципального образования «Город Архангельск», которым установлено, что в сфере охраны здоровья граждан на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляются:

— информирование населения муниципального образования «Город Архангельск», в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования «Город Архангельск», осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения эпидемий;

— участие в реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

— участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

— содействие развитию антинаркотической пропаганды в пределах полномочий по решению вопросов местного значения;

— реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в пределах полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе участие в мероприятиях по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

— информирование населения о масштабах потребления табака, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

— создание условий для оказания медицинской помощи населению путем предоставления на безвозмездной основе помещений и обеспечения необходимых условий для работы отделений и кабинетов государственных медицинских организаций Архангельской области в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Архангельск», в том числе оплата коммунальных услуг (электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение), услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, услуг связи.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется за счет средств городского бюджета в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Архангельск»;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения на территории социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ.

В Законе Красноярского края от 24 октября 2013 г. N 5-1712 «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан» реализации указанных полномочий посвящена ст. 3, а в Законе Амурской области от 9 апреля 2013 г. N 167-ОЗ «О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Амурской области» данные полномочия конкретизированы положениями ст. 5.

В некоторых субъектах РФ для регламентации рассматриваемых вопросов приняты отдельные нормативные правовые акты. Так, Законом Ульяновской области от 3 апреля 2012 г. N 23-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с информированием населения муниципальных образований Ульяновской области о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территориях муниципальных образований Ульяновской области, а также об угрозе возникновения и возникновении эпидемий» установлено, что информирование населения по указанным вопросам осуществляют местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. При осуществлении на основе ежегодных статистических данных информирования населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области доводят до сведения населения данные о перечне социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; данные о причинах их возникновения и условиях распространения; данные об уровне распространенности данных заболеваний на территориях соответствующих муниципальных образований Ульяновской области; данные об уровне заболеваемости населения соответствующих муниципальных образований Ульяновской области указанными заболеваниями; данные об уровне смертности населения соответствующих муниципальных образований Ульяновской области от указанных заболеваний; данные о прогнозах их возможного распространения на территориях соответствующих муниципальных образований Ульяновской области; данные о мерах по предотвращению возможного распространения данных заболеваний на территориях соответствующих муниципальных образований Ульяновской области и минимизации последствий такого распространения; иные необходимые данные.

При осуществлении информирования об угрозе возникновения и возникновении эпидемий местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области доводят до сведения населения достоверные и оперативные данные о заболеваниях, эпидемии которых могут возникнуть или возникли на территориях соответствующих муниципальных образований Ульяновской области, о симптомах таких заболеваний, характере и продолжительности их протекания и лекарственных препаратах, применяемых для их профилактики или лечения; данные о причинах возникновения эпидемий и условиях, способствующих их распространению; данные об эпидемических очагах на территориях соответствующих муниципальных образований Ульяновской области; данные о мерах по предотвращению угрозы возникновения эпидемий и ликвидации последствий возникших эпидемий, включая данные о проводимых карантинных мероприятиях и о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в связи с возникновением эпидемий, приемах и способах защиты населения от возникших эпидемий; иные необходимые данные. Информирование населения осуществляется путем размещения в общественных местах стендов, содержащих соответствующие данные; доведения соответствующих данных до сведения населения на встречах с ним; опубликования соответствующих данных в средствах массовой информации; размещения соответствующих данных на официальном сайте местной администрации городского округа или муниципального района Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; использования специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; использования иных форм информирования населения в соответствии с законодательством;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов.

Проведение санитарно-гигиенического просвещения на территории муниципального образования заключается в проведении совокупности образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Роль органов местного самоуправления в проведении данной работы трудно переоценить, учитывая близость к населению и знанию местных особенностей культуры и традиций. Наряду с традиционными методами массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации органами местного самоуправления широко используются такие методы, как групповые дискуссии, организованные на предприятиях, расположенных на территории, тематические вечера, беседы, материалы наглядной агитации, санбюллетени, организация выставок тематических рисунков, уголков здоровья на предприятиях и в образовательных организациях, книжных выставок и т.д.

В настоящее время как пропаганда донорства, так и само донорство уже являются не узко медицинской, а социальной проблемой, отражающей взаимоотношения между людьми. Развитие донорства в значительной степени зависит от эффективных форм и методов ее пропаганды. Задачами органов местного самоуправления в данном аспекте является организация доступных форм пропаганды, адресованных к конкретным группам населения. Результатом данной работы должно стать привлечение к донорству широких слоев населения по моральным и этическим соображениям. При этом пропаганда донорства и здорового образа жизни неразделима, так как до населения доводится информация, что донором может быть только здоровый человек. В ходе проводимой работы органами местного самоуправления должна быть получена точная информация о количестве требуемой крови и ее компонентов на текущий период, размещены сообщения в средствах массовой информации, подготовлены агитационные материалы по пропаганде донорского движения. В последнее время широкое распространение получили такие формы работы, как проведение выездных донорских акций на предприятиях, проведение конкурсов «Лучший донор России», празднование «Дня донора», поощрение доноров и т.д.

В качестве примера укажем на Постановление администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 29 декабря 2011 г. N 4636, которым утверждено Положения об участии в пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов. Данное Положение разработано в целях развития, организации и пропаганды донорства крови и ее компонентов, увеличения количества доноров и обеспечения в достаточном количестве донорской кровью и ее компонентами муниципальных учреждений здравоохранения города Невинномысска при оказании первичной медико-санитарной помощи. Финансирование расходов, связанных с участием в пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов, производится в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Невинномысска на очередной финансовый год. Данные средства носят целевой характер, использованию на другие цели не подлежат. Главным распорядителем средств бюджета города Невинномысска на участие в пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов является отдел здравоохранения администрации города Невинномысска.

Средства бюджета города Невинномысска на участие в пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов направляются на:

— проведение агитационной и разъяснительной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях города Невинномысска для привлечения их работников в ряды доноров;

— изготовление и распространение агитационных материалов по привлечению населения к сдаче крови;

— публикацию в средствах массовой информации информационных материалов о донорстве;

— формирование и ведение городской базы данных доноров;

— организацию и проведение в установленные сроки дней донора на предприятиях, в организациях и учреждениях города Невинномысска;

— сбор и комплектацию пакета документов, подтверждающих сдачу гражданином крови или плазмы крови установленное количество раз, для награждения нагрудным знаком «Почетный донор России».

Также отметим Постановление администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 22 ноября 2010 г. N 11/5126 «О мероприятиях по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов», Постановление главы администрации Красночетайского района ЧР от 16 ноября 2009 г. N 431 «О проведении акции по пропаганде массового донорства крови и ее компонентов в Красночетайском районе «Мы дарим жизнь» и др.;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

Задачами органов местного самоуправления при чрезвычайных ситуациях являются усиление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими организациями, расположенными в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение перехода медицинских организаций на работу в условиях ужесточенного или строгого противоэпидемического режима; принятие срочных мер для обучения населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболеваний и т.д.

Обратим внимание, что данное полномочие осуществляется в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, например, в Административном регламенте исполнения Министерством здравоохранения Московской области государственной функции по реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, утв. распоряжением Минздрава МО от 15 декабря 2009 г. N 31-Р, обозначено, что в целях реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, проводится:

— прогнозирование медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, выработка рекомендаций и разработка мер по их снижению — руководителями и специалистами Министерства, Государственного учреждения здравоохранения Московской области «Территориальный центр медицины катастроф» (далее — ГУЗ МО «ТЦМК»), муниципальных органов управления здравоохранением, государственных учреждений здравоохранения;

— сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера в условиях чрезвычайных ситуаций — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения Московской области, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— обеспечение готовности учреждений и формирований Службы к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения Московской области;

— организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения, расположенных на территории Московской области;

— организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне — руководителями и специалистами муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования Московской области;

— создание и рациональное использование финансовых, медицинских и материально-технических резервов для обеспечения работы Службы медицины катастроф Московской области — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения, расположенных на территории Московской области;

— разработка и совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения Московской области при возникновении чрезвычайных ситуаций — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением;

— подготовка и повышение квалификации медицинских кадров Службы медицины катастроф Московской области — руководителями и специалистами Министерства, ГУЗ МО «ТЦМК», муниципальных органов управления здравоохранением, станций скорой медицинской помощи и учреждений здравоохранения Московской области.

В целях своевременной и эффективной ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера на территории Копейского городского округа Челябинской области администрацией Копейского городского округа принято Постановление от 4 марта 2013 г. N 511-п, которым утверждены:

— состав и структура бригад медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения Копейского городского округа, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

— состав и структура коек муниципальных учреждений здравоохранения Копейского городского округа, перепрофилируемых и дополнительно разворачиваемых для госпитализации пострадавших при массовых поражениях населения в чрезвычайных ситуациях;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ.

В большинстве случаев связанные с реализацией данного полномочия аспекты отражены в отдельных статьях, включенных в структуру законов, регулирующих отдельные вопросы в сфере охраны здоровья граждан, либо законов, детализирующих вопросы осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий в этой же сфере, например:

— Закон Карачаево-Черкесской Республики от 1 июня 2016 г. N 24-РЗ «Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Карачаево-Черкесской Республике» (ст. 9);

— Закон Красноярского края от 24 октября 2013 г. N 5-1712 «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан» (ст. 4);

— Закон Амурской области от 9 апреля 2013 г. N 167-ОЗ «О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Амурской области» (ст. 6);

— Закон Ивановской области от 12 ноября 2012 г. N 93-оз «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области» (ст. 7) и др.

Однако имеются и специальные законы, посвященные только аспектам реализации рассматриваемого полномочия, например:

— Закон Саратовской области от 1 февраля 2016 г. N 5-ЗСО «О реализации на территориях муниципальных образований Саратовской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»;

— Закон Воронежской области от 6 марта 2014 г. N 24-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Воронежской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»;

— Закон Вологодской области от 5 февраля 2014 г. N 3279-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с реализацией органами местного самоуправления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Вологодской области»;

— Закон Костромской области от 30 сентября 2013 г. N 414-5-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»;

— Закон Сахалинской области от 27 мая 2013 г. N 47-ЗО «О реализации органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Сахалинской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»;

— Закон Пензенской обл. от 28 декабря 2012 г. N 2336-ЗПО «О реализации мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»;

— Закон Ульяновской области от 3 апреля 2012 г. N 24-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Ульяновской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни» и др.

Реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни на территориях соответствующих муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления посредством разработки и осуществления в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения системы организационных, правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, на снижение риска их развития, снижение смертности, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье граждан факторов внутренней и внешней среды, информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни.

К числу перечисленных мер относятся:

— формирование у граждан мотивации к регулярной двигательной активности и занятиям физической культурой и спортом, создание необходимых для этого условий;

— формирование у граждан представлений и знаний о рациональном и полноценном питании и здоровом образе жизни;

— формирование у граждан мотивации к отказу от злоупотребления алкогольной продукцией и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

— формирование у граждан мотивации к отказу от потребления табака, в том числе путем создания бездымных пространств;

— формирование у граждан мотивации к своевременному обращению за медицинской помощью;

— популяризация здорового образа жизни;

— информирование граждан о причинах возникновения заболеваний и об условиях, способствующих их распространению, в целях предотвращения распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и инфекционных заболеваний, не являющихся социально значимыми, на территории соответствующего муниципального образования;

— информирование граждан о медицинских организациях, осуществляющих профилактику заболеваний и оказывающих медицинскую помощь;

— иные необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке и сроки, установленные муниципальными правовыми актами, ежегодно информируют население муниципального образования о результатах реализации на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения оказывают содействие органам местного самоуправления в реализации на территориях муниципальных образований мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, в том числе методическую и консультативную помощь;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Следует отметить, что данный вопрос не только касается непосредственно сферы здравоохранения, но и затрагивает иные социально значимые аспекты. В настоящее время кадровые вопросы в здравоохранении особенно остро стоят в отдаленных районах и в сельской местности, хотя и в других условиях сохранение медицинских кадров является приоритетной задачей, влияющей на многие факторы, в том числе и на качество медицинской помощи. Создание благоприятных условий для медицинских работников является стимулом их привлечения для работы в проблемные районы и эффективного выполнения своих обязанностей. Методами решения указанных задач могут быть дополнительная финансовая поддержка молодых специалистов, выделение земельных участков, помощь в строительстве и т.д.

Так, например, в ст. 2 Закона Красноярского края от 24 октября 2013 г. N 5-1712 «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан» закреплено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в целях создания благоприятных условий для привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в учреждениях здравоохранения и создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования вправе в том числе:

— предоставлять работникам учреждений здравоохранения жилые помещения муниципального жилищного фонда;

— разрабатывать и реализовывать муниципальные программы по улучшению жилищных условий граждан, в том числе работников учреждений здравоохранения;

— содействовать в проведении конкурсов профессионального мастерства работников учреждений здравоохранения;

— устанавливать меры социальной поддержки работников учреждений здравоохранения.

Обратим внимание, что правомерность реализации рассматриваемого полномочия в соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нашла свое подтверждение в судебной практике.

Так, удовлетворяя административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующей ч. 3 ст. 5 Закона Камчатского края от 9 июня 2013 г. N 260 «Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Камчатском крае», суд первой инстанции, проанализировав положения п. 1 и 7 комментируемой статьи во взаимосвязи со ст. 3, 16 комментируемого Закона, ст. 15 — 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31, 86 БК РФ, обоснованно исходил из того, что федеральный законодатель установил исключительное полномочие органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по созданию за счет средств местных бюджетов благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, при принятии в рамках реализации которого муниципальных правовых актов органам местного самоуправления надлежит руководствоваться не законом субъекта РФ, а ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд первой инстанции правильно отклонил как несостоятельные доводы административных ответчиков, которые также приведены в апелляционных жалобах, о допустимости воспроизведения в нормативных правовых актах субъектов РФ положений федерального законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, о невозложении оспариваемой нормой на органы местного самоуправления какой-либо прямой обязанности, указав при этом на противоречие ч. 3 ст. 5 Закона Камчатского края от 9 июня 2013 г. N 260 «Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Камчатском крае» п. 7 ст. 17 комментируемого Закона в силу того, что создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе определение конкретного перечня таких условий, их видов и форм, включая предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, поэтому Законодательное Собрание Камчатского края полномочия на осуществление правового регулирования по данному вопросу не имело.

С такими выводами суда первой инстанции согласна Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, поскольку они соответствуют обстоятельствам настоящего дела, основаны на законе и должным образом мотивированы (см. подробнее Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2016 г. N 60-АПГ16-1).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code