Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 16

  1. В комментируемой статье регламентированы общие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения. Реализация этих полномочий осуществляется с учетом положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (см. ст. 26.1 и др.). При этом в силу ч. 2 комментируемой статьи и в порядке, установленном указанным Законом, некоторые полномочия (из числа обозначенных в ч. 1 комментируемой статьи) органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления (см. ст. 26.3 и др. указанного Закона).

Фактически каждое из обозначенных в ч. 1 комментируемой статьи полномочий находит свою конкретизацию в соответствующих нормативных правовых актах, принимаемых уполномоченными органами субъектов РФ, при этом речь идет как о законах, так и подзаконных актах.

В первую очередь следует отметить наличие в большинстве субъектов РФ собственных законов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, например:

— Закона города Севастополя от 5 августа 2014 г. N 54-ЗС «Об охране здоровья населения города Севастополя»;

— Областного закона Ленинградской области от 27 декабря 2013 г. N 106-оз «Об охране здоровья населения Ленинградской области»;

— Закона Московской области от 14 ноября 2013 г. N 132/2013-ОЗ «О здравоохранении в Московской области»;

— Закона Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 г. N 608-з «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан»;

— Закона г. Москвы от 17 марта 2010 г. N 7 «Об охране здоровья в городе Москве» и др.

Такими законодательными актами в общих чертах конкретизируются основные положения комментируемого Закона в части полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Так, в частности, ст. 1 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 93-ОЗ «О здравоохранении в Воронежской области» закрепляет, что указанный Закон действует на территории Воронежской области, регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В ст. 9 названного Закона зафиксированы полномочия правительства Воронежской области в сфере охраны здоровья, а в ст. 10 детализированы полномочия исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, которые в целом соответствуют положениям ч. 1 комментируемой статьи. При этом предусмотрена возможность осуществления иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Среди подзаконных актов, принятых в целях реализации норм ч. 1 комментируемой статьи, отметим (по списку полномочий согласно п. 1 — 18):

— Постановление Правительства Севастополя от 25 мая 2015 г. N 434-ПП «Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 — 2020 годы»;

— Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. N 895-182 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;

— Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 г. N 48-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования»;

— Закон Вологодской области от 17 июля 2006 г. N 1469-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти области»;

— Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 310 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан»;

— Постановление Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 г. N 528 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия»;

— Приказ Минздрава Республики Алтай от 19 марта 2015 г. N 46 «О порядке организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу»;

— Постановление Правительства Республики Калмыкия от 1 июня 2015 г. N 208 «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях»;

— распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 23 апреля 2010 г. N 210-р «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции «организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, находящихся в ведении Комитета, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной)»;

— Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N 133-ПП «О мерах, направленных на организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (вместе с «Порядком формирования Перечня медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования», «Правилами финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы»);

— Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 декабря 2014 г. N 1098 «Об утверждении Порядка формирования перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга»;

— Приказ ДОЗНКО от 10 апреля 2014 г. N 637 «Об утверждении Распорядка проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в наркологических медицинских организациях и наркологических подразделениях медицинских организаций Кемеровской области»;

— распоряжение Департамента здравоохранения Томской области от 15 сентября 2015 г. N 699 «Об организации проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в наркологических медицинских организациях и наркологических подразделениях медицинских организаций Томской области»;

— Постановление Правительства Новосибирской области от 27 апреля 2016 г. N 127-п «О мероприятиях по организации донорства органов человека в целях трансплантации (пересадки) в Новосибирской области в государственных медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области»;

— Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 31 августа 2012 г. N 946 «О дальнейшем совершенствовании организации оказания трансплантологической помощи в городе Москве»;

— Приказ министерства здравоохранения Волгоградской области от 9 декабря 2013 г. N 3355 «О совершенствовании взаимодействия учреждений здравоохранения Волгоградской области по органному донорству в целях клинической трансплантации»;

— Постановление Правительства Новосибирской области от 31 мая 2016 г. N 157-п «Об установлении Порядка безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

— Приказ Минздрава РБ от 25 марта 2015 г. N 923-Д «Об утверждении Порядка безвозмездного обеспечения станциями переливания крови Республики Башкортостан медицинских организаций Республики Башкортостан донорской кровью и (или) ее компонентами»;

— Постановление Совета министров Республики Крым от 9 декабря 2014 г. N 508 «Об организации деятельности по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов»;

— Приказ Минздрава Новосибирской области от 10 апреля 2015 г. N 1072 «Об организации обеспечения граждан, проживающих на территории Новосибирской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области»;

— Постановление Правительства Оренбургской области от 5 апреля 2012 г. N 304-п «Об организации осуществления мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Оренбургской области»;

— Приказ ДЗ Воронежской обл. от 19 февраля 2010 г. N 190 «Об утверждении Административного регламента департамента здравоохранения Воронежской области об исполнении государственной функции «Организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Воронежской области»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 5 ноября 2001 г. N 11 «О разработке и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

— Приказ Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14 июля 2009 г. N 45 «Об утверждении Административного регламента министерства здравоохранения Хабаровского края по исполнению государственной функции «Информирование населения Хабаровского края о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах»;

— Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 30 апреля 2015 г. N 882-а «Об утверждении межведомственной программы «Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предотвращению распространения острых кишечных инфекций на территории Новоуральского городского округа на 2015 — 2017 годы»;

— Приказ Управления Роспотребнадзора по Пензенской обл. от 8 ноября 2011 г. N 177 «Об организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по проведению новогодних мероприятий в Пензенской области»;

— Постановление Правительства Чеченской Республики от 5 мая 2016 г. N 74 «Об утверждении Положения об организации обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности»;

— Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 января 2016 г. N 11 «Об утверждении Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, проживающих на территории Республики Калмыкия»;

— распоряжение Правительства Москвы от 19 января 2006 г. N 34-РП «О дополнительных мерах, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях»;

— Приказ МЗ РТ от 2 декабря 2014 г. N 2164 «Об утверждении Положения о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, его номенклатуры и объема»;

— Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 января 2011 г. N 33 «Об организации мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий и защите пострадавших в чрезвычайных ситуациях в результате опасных явлений погоды на территории Алтайского края»;

— Приказ Минздрава Нижегородской области от 17 октября 2012 г. N 2415 «О порядке сбора и обмена информацией в системе здравоохранения Нижегородской области при решении задач предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций»;

— Приказ Минздрава Пензенской обл. от 16 июня 2014 г. N 188 «О совершенствовании и дальнейшем развитии функциональной подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф в Пензенской области»;

— Закон Пензенской обл. от 28 декабря 2012 г. N 2335-ЗПО «Об информировании населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий»;

— Постановление КМ РТ от 28 августа 2013 г. N 607 «Об утверждении Порядка информирования населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также информирования об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий»;

— Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 6 октября 2006 г. N 393 «О мероприятиях по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих»;

— Постановление Губернатора Приморского края от 8 июля 2005 г. N 131-пг «О лекарственном обеспечении лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и постоянно проживающих на территории Приморского края»;

— Приказ Министерства здравоохранения Краснодарского края от 8 февраля 2013 г. N 474 «О программе научных исследований в сфере охраны здоровья в Краснодарском крае на период 2013 — 2020 гг.»;

— Приказ управления здравоохранения Липецкой обл. от 10 мая 2016 г. N 607 «Об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций Липецкой области вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях»;

— Постановление Правительства ЯНАО от 31 июля 2015 г. N 696-П «Об утверждении Положения об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях»;

— Приказ Минздрава Республики Алтай от 19 марта 2015 г. N 46 «О порядке организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу»;

— Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 14 октября 2014 г. N 557 «О порядке организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу»;

— Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 августа 2015 г. N 688 «О проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве»;

— Приказ министерства здравоохранения Самарской области от 24 июля 2015 г. N 1151 «О проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в Самарской области, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» и др.

  1. В отдельных случаях органы государственной власти субъектов РФ могут передать некоторые свои полномочия в сфере здравоохранения, предусмотренные комментируемой статьей, для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанный Закон в п. 7.1 ст. 26.3 на этот счет устанавливает, что полномочия, переданные для осуществления органам исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с обозначенным пунктом, могут передаваться законом субъекта РФ для осуществления органам местного самоуправления, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления соответствующих полномочий.

В случае указанной передачи органам местного самоуправления соответствующих полномочий оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. Согласно ч. 4 ст. 29 комментируемого Закона муниципальную систему здравоохранения составляют:

— органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

— подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Реализация органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья является одной из форм взаимодействия уровней власти и наряду с вопросами местного значения формирует компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств закреплено в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ (см. подробнее комментарий к ст. 17 Закона).

В качестве примера укажем на следующие акты, принятые в целях реализации норм ч. 2 комментируемой статьи:

1) Закон Ставропольского края от 15 февраля 2013 г. N 10-кз «О наделении органов местного самоуправления городского округа Ставропольского края города Лермонтова отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в сфере охраны здоровья граждан». В соответствии с данным Законом органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в:

а) предоставлении мер социальной поддержки:

— гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с перечнем социально значимых заболеваний, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предоставление мер социальной поддержки по которым осуществляют органы местного самоуправления городского округа Ставропольского края города Лермонтова, наделенные отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к данному Закону;

— детям в возрасте до трех лет в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров);

б) организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего городского округа Ставропольского края в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения городских округов Ставропольского края, а также в реализации в муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятий по модернизации здравоохранения в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Ставропольского края;

в) обеспечении по заключению врачей полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли;

2) Закон Кемеровской области от 20 декабря 2011 г. N 150-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения». Обозначенный Закон наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год и на плановый период (за исключением медицинской помощи, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Кемеровской области), а также по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территориях муниципальных образований;

3) Закон РТ от 16 марта 2006 г. N 19-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области здравоохранения». В силу ст. 1 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Татарстан по организации осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых с применением лабораторных методов исследования, в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code