Глава 6. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ВОПРОСЫ СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Статья 51 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Права семьи в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 51

 

  1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

Статьей 15 СК РФ также регулируется защита семьи в сфере охраны здоровья. Указанной статьей предусмотрено, что медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

  1. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
  2. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4-х лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Так, Верховным судом Республики Коми по делу N 33-2288АП/2012 (Определение от 14 июня 2012 г.) по апелляционной жалобе на решение Интинского городского суда Республики Коми от 22 марта 2012 г., которым исковые требования были удовлетворены частично, установлено, что несовершеннолетний скорой медицинской помощью был доставлен в приемный покой Интинской ЦГБ с жалобами на боли. Первичный медицинский осмотр В. произвел заведующий хирургическим отделением, который принял решение о госпитализации, после чего истица с сыном были помещены в хирургическое отделение больницы. При дежурном обходе было принято решение о том, чтобы мать ребенка покинула лечебное учреждение, а если она не желает оставлять ребенка, ей было предложено уйти из отделения больницы вместе с сыном. Изучив обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу, что действиями работника ответчика были нарушены права истицы на совместное нахождение с ребенком в медицинской организации, что установлено нормами ст. 51 Закона.

Очевидно, в силу особой социальной значимости комментируемой нормы Минздравом России издано информационное письмо от 21 июня 2013 г. N 15-1/10/1-2884 «О порядке нахождении родителя вместе с ребенком в медицинском стационаре в течение периода лечения ребенка». В данном письме уточняется, что право, регламентированное частью 3 комментируемой статьи, может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях. Кроме того, в письме содержится требование обеспечить неукоснительное исполнение Закона и комментируемой нормы в частности.

 

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 52

 

Материнство в РФ охраняется и поощряется государством.

Понятие материнства имеет правовой аспект, характеризующийся фактом рождения у женщины ребенка, подтвержденным медицинской организацией, осуществляющей родовспоможение.

Статьей 1 СК РФ также закреплено, что семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Социальные гарантии, связанные с материнством, регламентируются ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части правоотношений, связанных с обязательным социальным страхованием в связи с материнством. Статьей 4.1 указанного Закона закреплены обязанности страхователей:

— в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выдавать застрахованному лицу справку о сумме согласно установленному порядку и формам;

— выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Помимо этого, каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932.

Также Законом гарантировано обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом качество продуктов и организации питания должно соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05. 2.3.2 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 января 2005 г. N 3.

Например, Постановлением правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 г. N 1 определен перечень продуктов детского питания для бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет и расчет ориентировочной потребности в них на год. Также указанным Постановлением утверждено Положение, определяющее порядок бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, согласно которому такое право имеют дети в возрасте от 0 до 2 лет 11 месяцев 29 дней, постоянно проживающие в Республике Башкортостан, состоящие на амбулаторном учете по месту жительства в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании, в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, ежеквартально устанавливаемого в Республике Башкортостан.

В судебной практике, однако, встречаются случаи оспаривания положений регионального законодательства в части комментируемой нормы. Например, Определением Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 49-АПГ14-3 оставлено без изменения решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2013 г., которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного Постановлением правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 г. N 1. Согласно материалам дела истец ссылается на то, что право ее детей на получение полноценного питания через специальные пункты питания (молочные кухни) и организации торговли не может быть реализовано, поскольку правительство Республики Башкортостан ограничило права детей в возрасте до трех лет имущественным цензом семьи. При рассмотрении дела судом установлено, что действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки граждан определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета соответствующего образования. Из чего следует, что правительство Республики Башкортостан вправе самостоятельно устанавливать меры по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Важным моментом в реализации мер по охране материнства является медицинская помощь при родоразрешении. В целях обеспечения качества диспансерного наблюдения за беременными женщинами и медицинской помощи при родоразрешении Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 ноября 2005 г. N 701 «О родовом сертификате» была введена система родовых сертификатов, призванная мотивировать медицинские организации к эффективной работе в данной сфере здравоохранения.

Рассматриваемая сфера здравоохранения находится на особом контроле у государственных органов, в частности Минздрава РФ. Письмом Минздрава РФ от 19 марта 2013 г. N 15-4/10/2-1838 в связи с обращениями граждан по вопросу сокращения акушерских коек в муниципальных районах разъяснено о необходимости неукоснительного соблюдения мер по обеспечению доступной и качественной медицинской помощью женщин во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденных. Совершенствование службы родовспоможения и детства направлено на повышение доступности и качества медицинской помощи населению городской и сельской местности. Решение этой задачи осуществляется путем развития трехуровневой системы организации медицинской помощи, внедрения современных технологий, повышения квалификации кадров.

 

Статья 53. Рождение ребенка

 

Комментарий к статье 53

 

  1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

Медицинские критерии рождения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687н:

1) срок беременности 22 недели и более;

2) масса тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах);

3) длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна);

4) срок беременности менее 22 недель или масса тела ребенка при рождении менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см, — при продолжительности жизни более 168 часов после рождения (7 суток).

Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).

Массой тела ребенка при рождении считается результат взвешивания новорожденного, произведенного в течение первого часа его жизни. Измерение длины тела новорожденного производится при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере от верхушки темени до пяток. Новорожденные, родившиеся с массой тела до 2500 грамм, считаются новорожденными с низкой массой тела при рождении, до 1500 грамм — с очень низкой массой тела при рождении, до 1000 грамм — с экстремально низкой массой тела при рождении.

Мертворождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при отсутствии у новорожденного признаков живорождения.

Медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, рекомендуется вносить записи обо всех новорожденных, родившихся живыми и мертвыми, в истории родов, истории развития новорожденных и в иную медицинскую документацию, оформляемую на новорожденных.

Медицинская помощь женщинам при преждевременных родах оказывается в соответствии с клиническим протоколом, утвержденным методическим письмом Минздравсоцразвития РФ от 16 декабря 2011 г. N 15-4/10/2-12700 «Преждевременные роды».

Медицинская помощь новорожденным, интенсивная терапия и выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела должны оказываться в соответствии с клиническим протоколом, утвержденным методическим письмом N 15-0/10/2-11336 от 16 ноября 2011 г. «Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении».

  1. Порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687н. Указанный Порядок регулирует правила хранения, заполнения и выдачи документа о рождении «Медицинское свидетельство о рождении».

Отдельные особенности применения названного Порядка разъяснены письмом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2011 г. N 15-4/4240-07 «О выдаче медицинских свидетельств о рождении в связи с переходом на новые критерии рождения».

Медицинское свидетельство о рождении выдается:

1) медицинской организацией, в которой происходили роды;

2) при родах вне медицинской организации:

— медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах;

— медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.

Медицинское свидетельство о рождении выдается на новорожденных, родившихся живыми при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах), или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана ли пуповина и отделилась ли плацента). На новорожденных, родившихся при сроке беременности менее 22 недель или с массой тела менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, с длиной тела менее 25 см, медицинское свидетельство о рождении выдается, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток).

При многоплодных родах медицинское свидетельство о рождении выдается на каждого ребенка.

Медицинское свидетельство о рождении выдается родителям (одному из родителей), а в случае, если родители не имеют возможности лично получить медицинское свидетельство о рождении, — родственнику одного из родителей или иному уполномоченному родителями (одним из родителей) лицу либо должностному лицу медицинской организации или должностному лицу иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок, при предъявлении документов, удостоверяющих личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающих его полномочия, под расписку для государственной регистрации рождения, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

 

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 54

 

  1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. N 822н. Согласно указанному Порядку несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и периодических в период обучения в них, установлен Приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных ст. 20 Закона.

Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.

Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению.

Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы ОМС.

Медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями в объеме, предусмотренном перечнем исследований при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних, согласно вышеуказанному Порядку.

Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам медицинских осмотров, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в проведении медицинских осмотров. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

В случае если при проведении медицинского осмотра выявлены признаки причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, в отношении которых имеются основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий, медицинский работник обязан информировать об этом органы внутренних дел в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012 г. N 565н.

Порядок прохождения диспансерного наблюдения несовершеннолетними установлен Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. 1348н. Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, утвержден Приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. N 216н. Порядок диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регламентируется Приказом Минздрава РФ от 15 февраля 2013 г. N 72н;

оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. N 363н. Утвержденный данным Приказом Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха.

В оздоровительные учреждения направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха.

Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:

1) первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия — врачами общей практики (семейными врачами), — проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);

2) второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.

Санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. N 58.

Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков. Они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Противопоказанными для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего подростка, и условия труда, воздействие которых создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения острых профессиональных поражений (химических, биологических, физических). Напряженность труда для подростков должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные и монотонные нагрузки);

медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ;

получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со ст. 22 Закона, которая гласит, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья (см. комментарий к ст. 22). В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в ч. 2 комментируемой статьи (16 лет для больных наркоманией и 15 лет для остальных несовершеннолетних), и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

  1. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением следующих случаев:

1) если информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона;

2) когда медицинское вмешательство допускается без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя:

— если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 20);

— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

— в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

— в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

— при проведении СМЭ и (или) СПЭ.

  1. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста 3-х лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.

Порядок содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 апреля 2012 г. N 343н.

В домах ребенка круглосуточно могут содержаться дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста 4-х лет включительно. В период пребывания детей в домах ребенка осуществляется уход за ними, их воспитание, в том числе физическое воспитание, проводятся мероприятия, направленные на сохранение здоровья, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие, а также направленные на защиту прав и законных интересов детей. Детям в домах ребенка оказывается медицинская, педагогическая и социальная помощь, в том числе комплексная медико-психологическая и педагогическая реабилитационная помощь с использованием современных технологий, в порядке, установленном законодательством РФ. Медицинская помощь детям в домах ребенка осуществляется врачом-педиатром и врачами специалистами, в том числе врачом-неврологом, врачом-психиатром детским, врачом-оториноларингологом, врачом по лечебной физкультуре, а также средним медицинским персоналом.

Дети по медицинским показаниям направляются на восстановительное лечение в соответствии с Порядком организации медицинской помощи по восстановительной медицине, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 марта 2007 г. N 156.

В случае возникновения у детей острых заболеваний, обострения хронических заболеваний медицинская помощь детям в домах ребенка осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Оказание неотложной медицинской помощи детям в домах ребенка осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи. Оказание неотложной медицинской помощи детям в домах ребенка в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара осуществляется в виде доврачебной и врачебной медицинской помощи. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь (при невозможности оказать первичную врачебную медико-санитарную помощь) осуществляется средним медицинским персоналом дома ребенка. Первичная врачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара осуществляется врачом-педиатром дома ребенка.

При наличии медицинских показаний врачи-педиатры дома ребенка направляют детей на консультацию к врачам-специалистам медицинских организаций и соответствующему среднему медицинскому персоналу. При наличии медицинских показаний к высокотехнологичным видам медицинской помощи такая помощь оказывается детям в соответствии с законодательством РФ.

Распорядок дня, лечебно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа в домах ребенка имеют профилактическую направленность, организуются и осуществляются с целью обеспечения оптимального физического и нервно-психического развития, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе имеющих дефекты умственного и физического развития, социальной адаптации.

Организация воспитательного и образовательного процесса в отношении детей, пребывающих в домах ребенка, осуществляется педагогическими работниками (воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, музыкальными работниками).

 

Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

 

Комментарий к статье 55

 

  1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

Комментируемая статья закрепляет ряд основополагающих положений относительно применения вспомогательных репродуктивных технологий. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждены Приказом Минздрава РФ от 30 августа 2012 г. N 107н.

Медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий пациентам с бесплодием оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Оказание медицинской помощи при лечении пациентов с бесплодием с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится соответственно на основе такого информированного добровольного согласия.

Оказывать медицинскую помощь с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий вправе медицинские организации, созданные как Центры вспомогательных репродуктивных технологий, либо медицинские и иные организации, имеющие в структуре лабораторию (отделение) вспомогательных репродуктивных технологий, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

Обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий осуществляются в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

Показаниями для проведения базовой программы экстракорпорального оплодотворения являются:

а) бесплодие, не поддающееся лечению, в том числе с использованием методов эндоскопической и гормональной коррекции нарушений репродуктивной функции мужчины и женщины в течение 9 — 12 месяцев с момента установления диагноза;

б) заболевания, при которых наступление беременности невозможно без использования экстракорпорального оплодотворения.

В отдельных случаях могут использоваться донорские ооциты, донорская сперма и донорские эмбрионы. Донорами ооцитов имеют право быть женщины в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование. Донорами ооцитов могут быть как неанонимные, так и анонимные доноры. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

  1. В случае если вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, супружеская пара (или одинокая женщина) вправе прибегнуть к помощи суррогатной матери.

Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения (генетическая мать и генетический отец), либо одинокой женщиной (генетическая мать), для которых вынашивание и рождение ребенка невозможны по медицинским показаниям.

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Участие суррогатной матери в лечении бесплодия ВИЧ-инфицированных потенциальных родителей допускается на основе ее информированного добровольного согласия, полученного после консультации врачом-инфекционистом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и предоставления ей полной информации о возможных рисках для ее здоровья.

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2012 г. N 880-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями п. 4 ст. 51 СК РФ и п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» отмечено, что законодательно предусмотренное право суррогатной матери давать согласие на то, чтобы при государственной регистрации рождения ребенка его родителями были записаны генетические родители, означает имеющуюся у нее возможность в записи акта о рождении ребенка записать себя матерью ребенка, что фиксируется и в свидетельстве о его рождении (ст. ст. 14, 17 и 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»), обусловливая тем самым для женщины, родившей ребенка, права и обязанности матери (ст. 47 СК РФ).

  1. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством РФ.

Криоконсервация и хранение половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов осуществляется медицинскими организациями, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, которые оснащены криохранилищами, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов.

Показаниями для криоконсервации биоматериалов являются:

а) необходимость хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов до начала проведения химиотерапии и/или лучевой терапии;

б) необходимость хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов с целью дальнейшего использования при лечении бесплодия, в том числе в программах ВРТ;

в) необходимость хранения донорских половых клеток для использования при лечении бесплодия, в том числе в программах ВРТ.

Криоконсервация и хранение половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов могут осуществляться по желанию пациента.

Забор тканей репродуктивных органов у мужчин для криоконсервации осуществляется при наличии их информированного добровольного согласия в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по урологии.

 

Статья 56. Искусственное прерывание беременности

 

Комментарий к статье 56

 

  1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2007 г. N 335 рекомендован образец информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель. Форма включает в себя сведения, подтверждающие, что пациентка проинформирована врачом о нижеследующем:

— о сроке беременности, об отсутствии у нее противопоказаний к вынашиванию данной беременности и рождению ребенка;

— о смысле операции и обезболивания;

— о том, что медицинская помощь при операции (включая обезболивание) входит в программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно;

— о том, что при условии строжайшего соблюдения соответствующих норм и правил проведения операции нет 100-процентной гарантии предотвращения возможных осложнений при проведении самой операции и в послеоперационном периоде;

— о возможности и целесообразности использования в дальнейшем средств предупреждения нежелательной беременности;

— о необходимости прохождения медицинского обследования для контроля за состоянием здоровья после операции в соответствии с назначением лечащего врача;

— о необходимости приема назначенных лекарственных препаратов в соответствии с предписанием лечащего врача;

— о режиме поведения, в том числе половой жизни, в послеоперационном периоде и возможных последствиях при его нарушении.

Форма предполагает в том числе прямое подтверждение пациенткой, что ей даны разъяснения о следующих возможных осложнениях и последствиях проведения операции:

— осложнениях непосредственно в момент проведения операции: осложнения анестезиологического пособия; травма и прободение матки с возможным ранением внутренних органов и кровеносных сосудов; кровотечение, что может потребовать расширения объема операции вплоть до чревосечения и удаления матки и др.;

— осложнениях в послеоперационном периоде: скопление крови в полости матки; остатки плодного яйца в полости матки, острый и/или подострый воспалительный процесс матки и/или придатков матки, вплоть до перитонита, что потребует повторного оперативного вмешательства, не исключая удаления матки, и др.;

— отдаленных последствиях и осложнениях: бесплодие; хронические воспалительные процессы матки и/или придатков матки; нарушение функции яичников; внематочная беременность; невынашивание беременности; различные осложнения при вынашивании последующей беременности и в родах: преждевременные роды; различные осложнения родовой деятельности; кровотечение в родах и (или) послеродовом периоде; нервно-психические расстройства и др.

Информированное добровольное согласие подписывается пациенткой и врачом.

  1. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель с соблюдением установленных сроков:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

— при сроке беременности 4 — 7 недель;

— при сроке беременности 11 — 12 недель, но не позднее окончания 12 недели беременности;

2) не ранее 7 дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности 8 — 10 недель беременности.

Так, например, в мотивировочной части Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2014 г. по делу N А31-743/2014 отмечено, что искусственное прерывание беременности проведено непосредственно в день обращения, а не спустя 48 часов с момента обращения, что нарушает требования п. 1 ч. 3 ст. 56 Закона.

Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показанийнезависимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

Искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия женщины. Искусственное прерывание беременности у несовершеннолетних младше 15 лет, а также несовершеннолетних, больных наркоманией, младше 16 лет проводится на основе добровольного информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Для получения направления на искусственное прерывание беременности женщина обращается к врачу-акушеру-гинекологу, а в случае его отсутствия к врачу общей практики (семейному врачу), медицинскому работнику фельдшерско-акушерского пункта.

При первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по желанию женщины или по социальному показанию врач-акушер-гинеколог, а в случае его отсутствия — врач общей практики (семейный врач), медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта, направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации (Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). При отсутствии кабинета медико-социальной помощи (Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший специальное обучение, на основе информированного добровольного согласия женщины.

Врач-акушер-гинеколог при обращении женщины за направлением на искусственное прерывание беременности производит обследование для определения срока беременности и исключения медицинских противопоказаний. Искусственное прерывание беременности не проводится при наличии острых инфекционных заболеваний и острых воспалительных процессов любой локализации, включая женские половые органы. Прерывание беременности проводится после излечения указанных заболеваний. При наличии других противопоказаний (заболевания, состояний, при которых прерывание беременности угрожает жизни или наносит серьезный ущерб здоровью) вопрос решается индивидуально консилиумом врачей.

Искусственное прерывание беременности в зависимости от срока беременности, показаний и противопоказаний может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода на основании информированного добровольного согласия женщины. При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные средства, зарегистрированные на территории РФ, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов. При использовании хирургического метода искусственного прерывания беременности рекомендуется вакуумная аспирация.

Прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5 — 2 часов после приема препаратов.

Прерывание беременности в сроке до 12 недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины, но составляет не менее 4 часов.

Вопрос об искусственном прерывании беременности по социальному показанию решается комиссией в составе руководителя медицинской организации, врача-акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача-акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социального показания для искусственного прерывания беременности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности». При наличии социального показания для искусственного прерывания беременности комиссией выдается заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.

Для подтверждения наличия медицинских показаний для прерывания беременности, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736, в медицинских организациях формируется комиссия в составе врача-акушера-гинеколога, врача той специальности, к которой относится заболевание (состояние) беременной женщины, являющееся медицинским показанием для искусственного прерывания беременности, и руководителя медицинской организации. Персональный состав комиссии и порядок ее деятельности определяются руководителем медицинской организации. При наличии медицинских показаний для проведения искусственного прерывания беременности комиссией выдается заключение о наличии у беременной женщины заболевания, являющегося показанием для проведения искусственного прерывания беременности, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.

Прерывание беременности (родоразрешение) по медицинским показаниям с 22 недель беременности проводится только в условиях акушерского стационара, имеющего возможность оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине с учетом основного заболевания и новорожденному, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела.

После искусственного прерывания беременности с каждой женщиной проводится консультирование, в процессе которого обсуждаются признаки осложнений, при которых женщина обязана незамедлительно обратиться к врачу; предоставляются рекомендации о режиме, гигиенических мероприятиях, а также по предупреждению абортов и необходимости сохранения и вынашивания следующей беременности (Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология» утвержден Приказом Минздрава РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н).

  1. Социальные показания для искусственного прерывания беременности установлены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98. В соответствии с указанным Постановлением социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ (изнасилование). Ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» включало в себя более широкий перечень (наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности I — II группы у мужа или смерть мужа во время беременности). Изменения законодательства связаны с государственной политикой, направленной на увеличение рождаемости.
  2. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736. В данный Перечень входят болезни, объединенные в несколько классов.

Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Законным представителем такого лица выступает его опекун.

  1. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Статья 123 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное производство аборта. Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Со 2 августа 2014 г. за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности введена также и административная ответственность. Данное изменение было внесено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ, который дополняет КоАП РФ новой статьей 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности», согласно которой нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей. Часть 2 статьи предусматривает административную ответственность за нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности.

 

Статья 57. Медицинская стерилизация

 

Комментарий к статье 57

 

  1. Медицинская стерилизация — вид медицинского вмешательства, направленного на лишение человека способности к воспроизводству потомства, является методом контрацепции. Медицинская стерилизация может быть проведена при соблюдении следующих условий:

— достижение гражданином возраста старше тридцати пяти лет или наличие у него не менее двух детей — только по письменному заявлению самого гражданина;

— наличие медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина (независимо от возраста и наличия детей).

По заявлению за опекуна совершеннолетнего лица, признанного недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.

2. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Приказом Минздрава России от 18 марта 2009 г. N 121н. Вопрос о медицинской стерилизации женщин решается с учетом заключения специалистов по профилю основного заболевания.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code