Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 12

  1. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обусловлен тем, что «заболевания в любом случае легче предупредить, чем лечить». Профилактику в сфере охраны здоровья можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, это общественная профилактика, которая заключается в проведении общественных мероприятий по охране здоровья населения. Во-вторых, это индивидуальная профилактика, то есть профилактические мероприятия, осуществляемые каждым гражданином в целях сохранения своего здоровья, — ведение здорового образа жизни, личная гигиена, культура семейных отношений, рациональное питание и т.д.

В комментируемой статье речь идет об общественной профилактике, осуществление которой в различных формах обеспечивается государственными мерами и отражает политику государства в вопросах охраны здоровья. Достижению указанных целей способствует разработка и реализация государственных программ, концепций и стратегий по вопросам профилактики охраны здоровья населения.

Одной из основных составляющих принципа профилактики охраны здоровья, которому в нашей стране в последние годы уделяется особое внимание, является формирование здорового образа жизни граждан, борьба с потреблением алкоголя и табака, предупреждение и борьба с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Приказом Минздрава России от 30 сентября 2013 г. N 677 утверждена Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года, которой определены приоритетные задачи в сфере формирования здорового образа жизни у населения Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2013 г. N 267-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.) (Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 51-ФЗ Россия присоединилась к данной Конвенции) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, разработанная на основе общепризнанных принципов и норм международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта, направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения являются значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

За последнее десятилетие в нашей стране наблюдается рост не только алкоголизма, но и наркомании. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Профилактика немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ — основа Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утв. ФСКН России 16 октября 2009 г.).

Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Генеральной целью данной Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества, недопустимости применения в Российской Федерации заместительных методов лечения больных наркоманией с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, а равно легализации потребления отдельных наркотиков в немедицинских целях.

Достижение генеральной цели Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы (см. Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, направленную письмом Минобрнауки России от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06);

в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Основные стратегические задачи:

а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации (см. Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 485);

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации (см. План мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией на 2012 — 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 202-р);

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» меры по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации направлены в том числе на профилактику наркомании, снижение смертности населения Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий, от болезней системы кровообращения, туберкулеза, других социально значимых заболеваний, сопутствующих потреблению наркотиков.

Вопросам, связанным с противодействием незаконному обороту наркотиков, посвящена Государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 299. Данная Программа направлена на обеспечение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности, уничтожение незаконно выращенных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений; существенное сокращение спроса на наркотики и улучшение криминогенной обстановки, в том числе на сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, неприятие употребления наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды потребления наркотиков в немедицинских целях, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях; научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности по снижению спроса на наркотики, усиление роли Российской Федерации в системе международного контроля за оборотом наркотиков, создание общей системы обеспечения безопасности в данной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 485 утверждено Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Мониторинг наркоситуации осуществляется в целях:

— определения состояния наркоситуации в Российской Федерации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

— выявления, прогнозирования и оценки угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

— оценки эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.

Достижение целей мониторинга наркоситуации осуществляется посредством решения следующих основных задач:

— непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

— своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;

— прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.

  1. Профилактика в сфере охраны здоровья осуществляется также путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые осуществляются в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

— выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

— государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

— федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

— лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

— государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

— проведения социально-гигиенического мониторинга;

— научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

— мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В ст. 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (см., например, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 июня 2015 г. N 20 «Об утверждении СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 59 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3113-13 «Профилактика столбняка», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 188 «Об утверждении СП 3.1.7.2816-10 «Профилактика кампилобактериоза среди людей» и др.).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  1. Осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними, а также проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения являются видами санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, однако выделены законодателем как отдельные меры, способствующие реализации принципа приоритета профилактики в сфере охраны здоровья.

Важную роль в профилактике охраны здоровья граждан играют меры, принимаемые в отношении больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания и находящихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, а также лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней, которые заключаются в проведении лабораторных обследований и медицинском наблюдении, лечении и обязательной госпитализации или изоляции, если данные лица представляют опасность для окружающих.

Особое значение имеют мероприятия по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними. Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 (см. подробнее комментарий к ст. 43 Закона).

  1. Значимой мерой по профилактике в сфере охраны здоровья является проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Медицинский осмотр — комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются:

1) профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;

4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

6) иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

Диспансеризация — комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансерное наблюдение — проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (см. подробнее комментарий к ст. 46 Закона).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Также отметим:

— Приказ Минздрава России от 3 февраля 2015 г. N 36ан «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

— Приказ Минздрава России от 11 апреля 2013 г. N 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»;

— Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

— Приказ Минздрава России от 26 мая 2003 г. N 216 «О диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Приказ Министра обороны РФ от 18 июня 2011 г. N 800 «Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

— письмо Минздрава России от 29 августа 2013 г. N 14-2/10/2-6432 «О направлении Методических рекомендаций «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения» и др.

  1. Мероприятия по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности предусмотрены мерами охраны труда и иными мерами в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации (см. также Приказ Минздрава России и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных организациях»);

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Мероприятия по сохранению жизни и здоровья граждан при их трудовой деятельности обеспечиваются в рамках осуществления мероприятий по охране труда. Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные направления государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 210 ТК РФ.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code