§ 4. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ (опасности для движения)

Для того чтобы объективно оценить действия водителя в предаварийный период — важно определить момент возникновения опасной ситуации (опасности для движения).

Следователя, суд, адвоката всегда интересует вопрос: в какой именно момент для участника дорожного движения возникла опасность, когда он обязан, был принять меры к предотвращению аварии.

Юридический аспект момента возникновения опасной ситуации (опасности для движения) характеризуется таким критерием, как поведенческий, а для водителя транспортного средства, ещё технической возможностью транспортного средства. Результаты оценки этих критериев в их совокупности влекут наступление определенных юридических последствий. Они заключают в себе информацию, позволяющую судить о наличии вины конкретного участника ДТП.

Поскольку опасность движению возникает не вообще, а при конкретной совокупности обстоятельств, эта совокупность неповторима и у каждого ДТП своя. Аварийные ситуации многообразны, но опасность для движения есть объективная реальность и как таковая, она познаваема.

Так, по делам о наезде на пешехода в судебной и экспертной практике за момент возникновения опасной ситуации (опасности для движения) обычно принимают один из следующих:

1. Пересечение пешеходом какой-нибудь линии, условно принимаемой за границу опасной зоны.

Если пешеход движется справа налево (по отношению к автомобилю), то считают, что опасная ситуация возникла в момент пересечения им границы проезжей части, то есть края обочины или тротуара. При движении пешехода слева направо границей опасной зоны считают осевую линию.

2. Момент начала движения или изменения его темпа и направления.

Если пешеход стоял на проезжей части, а затем неожиданно пошел, принимают, что опасность возрастает в момент начала его движения. Если пешеход, находящийся на проезжей части, изменил скорость движения и направление движения (например, вначале двигался шагом, а затем побежал или сначала шел вдоль дороги, а потом внезапно метнулся в сторону), то считают, что опасная ситуация возникла в момент изменения пешеходом характера движения.

3. Появление пешехода в поле зрения водителя.

При движении пешехода в условиях ограниченной видимости или обзорности момент возникновения опасной ситуации чаще всего отождествляется с моментом появления пешехода в поле зрения водителя, то есть выхода из-за препятствия или в ночное время суток нахождение его в световом конусе фар автомобиля1.

Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 1989. С.94.

Таким образом, момент возникновения опасной ситуации – это начало опасной ситуации, которая при отсутствии активных действий со стороны водителя перерастает в аварийную.

Отправной точкой момента возникновения опасной ситуации может явиться точка в пространстве, с которой водитель мог воспринимать источник опасности, или момент во времени, когда водитель мог и должен был воспринять симптомы источника опасности, сигнализирующие о принятии экстренных мер. Это своего рода начала формирования системы причинных связей среди элементов «водитель-автомобиль-дорога-пешеход».

Представляется, что структурно опасная ситуация имеет две составляющих, характеризующих конкретную дорожно-транспортную обстановку.

Объективная опасная ситуация возникает независимо от того, воспринимал ее водитель или нет. Она может быть скрыта от водителя препятствием, ограничивающим обзорность и видимость.

Субъективная опасная ситуация, как правило, воспринимается водителем с учетом его личных возможностей, способностей к анализу сигналов опасности. Кроме того, источник опасности может быть воспринят, но не осознан как сигнал к действию по предотвращению ДТП, хотя и должен быть осознан.

Опасная ситуация имеет пространственно-временные характеристики:

• полный остановочный путь транспортного средства;

• опасная ситуация при однонаправленном движении;

• опасный интервал при параллельном движении;

• обзорность с места водителя и дальность видимости;

• время реакции водителя на возникновение опасной ситуации1.

1 Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М, 1998. С.650.

Полный остановочный путь складывается из расстояния, которое преодолевает автомобиль за время реакции водителя, времени запаздывания срабатывания тормозного привода и времени нарастания замедления автомобиля вплоть до полной его остановки.

При этом интервал с момента появления сигнала об опасности до начала воздействия на органы управления транспортным средством называют временем реакции водителя. При экспертных расчетах оно обозначается как – t1. В связи с невозможностью точного воспроизведения обстоятельств происшествия и определения времени реакции водителя в опасной ситуации в экспертных расчетах используют среднестатистическое значение t1. Например, в Великобритании при экспертизе ДТП время реакции водителя считают постоянным и равным 0,68 с. В нашей стране долгое время также применялось постоянное значение t1(0,8).

Время реакции водителя зависит от его пола, возраста, квалификации, состояния здоровья и других факторов.

Промежуток времени от начала торможения до начала снижения скорости называют временем запаздывания срабатывания тормозного провода t2.

При экспертных расчетах по рекомендациям ВНИИСЭ время запаздывания тормозного привода принимают для транспортных средств разных категорий равным 0,2-0,4 с. На это время не влияют дорожные условия, а также степень загруженности автомобиля.

Период времени с момента начала снижения скорости автомобиля до его остановки называют временем нарастания замедления t3. Это время зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля1.

‘ Боровский Б.Е. Справочные материалы и определение понятий, применяемых при расследовании дорожно-транспортных происшествий/ Методическое пособие. — Л., 1986. С.10.

Графически составляющие участка процесса торможения (остановочного пути) можно представить следующей схемой:

ДТП-6

S1 — путь, проходимый за время реакции водителя;

S2 — путь, проходимый за время срабатывания тормозной системы;

S3 — путь, проходимый автомобилем с заторможенными колесами (юзовый след торможения).

Безопасная дистанция при однонаправленном движении — это расстояние между следующими друг за другом в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее исключить столкновение с впереди идущем транспортным средством, водитель которого осуществляет экстренное торможение.

Безопасный интервал при параллельном движении — это (как правило, малое) расстояние между боковыми частями транспортных средств, предотвращающее боковое столкновение.

Обзорность с места водителя — это возможность видеть (воспринимать) дорожную обстановку на полосе его движения и по обеим полосам от него и на некоторой высоте над транспортным средством.

Определение момента возникновения опасной ситуации — компетенция следователя, суда, эксперта-автотехника.

Таким образом, определить момент возникновения опасной ситуации — это значит установить момент, в который какой-то из элементов дорожно-транспортной ситуации приобрел свойство источника опасности, а дальнейшее изменение ситуации характеризуется такой степенью аварийных последствий, которая требует принятия экстренных мер для предотвращения ДТП.

В зависимости от вида ДТП определение момента возникновения опасной ситуации имеет свою специфику. При столкновении момент опасности определяется, как правило, путем проведения следственного эксперимента.

Значение определения момента возникновения опасной ситуации заключается в том, что его наступление обязывает водителя принять меры к предотвращению ДТП; помогает оценить органам предварительного следствия своевременно ли водитель принял такие меры, не запоздал ли он, пытаясь предотвратить ДТП.

К содержанию

§ 4. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ (опасности для движения): 1 комментарий
  1. Серега

    Как определить момент возникновения опасности для водителя фуры, когда пешеход переходит прямо перед автомобилем, но водитель его может обнаружить только привстав с места водителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code