Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

Комментарий к статье 7

  1. Охрана здоровья детей является важнейшей гарантией их нормального физического и психического развития. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Одной из основных задач государства, как отмечено в Концепции демографической политики России на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», ключевыми принципами данной Стратегии являются:

1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости — приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

2) защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

6) особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

8) партнерство во имя ребенка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения. Развитие человеческого потенциала в значительной степени связано с актуализацией и повышением внимания государства к вопросам заботы о здоровье детей. По вопросам охраны материнства и детства изданы и действуют более 150 нормативно-правовых актов, реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», в котором большая роль отведена укреплению здоровья детей, возросло финансирование мероприятий по охране здоровья детей. Здоровье и благополучие детей — главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети в будущем определяют благополучие страны. Важным стратегическим направлением охраны здоровья будущих поколений является обеспечение и защита здоровья ребенка начиная с его рождения. Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создание благоприятных условий для их роста и развития остается неизменной.

  1. Говоря о правовой защите прав ребенка, в том числе в области здравоохранения, необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», регламентирующей обеспечение прав детей на охрану здоровья, указано, что в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (см., например, Постановление Администрации муниципального образования — Александро-Невское городское поселение Александро-Невского муниципального района Рязанской области от 28 октября 2014 г. N 128 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни в Александро-Невском городском поселении Александро-Невского муниципального района Рязанской области на 2015 — 2017 годы», Постановление администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 7 ноября 2014 г. N 1959 «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь города Арзамаса в XXI веке на 2015 — 2017 годы», распоряжение Администрации Томской области от 30 декабря 2014 г. N 967-ра «Об утверждении Плана мероприятий (Программы) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 — 2017 годы» и др.).

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (см., например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30 июля 2013 г. N 750 «О правилах оказания детскому населению в городе Москве первичной специализированной медицинской помощи на третьем уровне системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи», распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2010 г. N 278-р «О порядке оказания медицинской помощи в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении здравоохранения «Хоспис (детский)», распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 8 августа 2008 г. N 442-р «О Порядке оказания специализированной медицинской помощи детям в амбулаторно-консультативном отделении Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины», распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 18 июля 2008 г. N 406-р «О порядке оказания специализированной медицинской помощи детям в поликлиническом отделении федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», Приказ Минздрава Республики Хакасия от 25 февраля 2013 г. N 143 «Об организации медицинской помощи детям на территории Республики Хакасия», Приказ Минздрава РМ от 12 января 2015 г. N 1 «Об организации реабилитации детей с детским церебральным параличом и двигательными нарушениями в ГБУЗ РМ «Детская поликлиника N 3», Постановление Минздрава Астраханской области от 29 января 2013 г. N 6П «Об организации оказания детям неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения Астраханской области», Приказ Минздрава Свердловской области от 15 сентября 2015 г. N 1356-п «Об организации медицинской реабилитации детям и подросткам на территории Свердловской области», Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 31 декабря 2015 г. N 2067 «Об оказании медицинской помощи детям с врожденной и наследственной патологией, беременным женщинам группы высокого генетического риска и при подозрении на врожденные пороки развития у плода на территории Челябинской области» и др.).

 

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Комментарий к статье 8

  1. Принцип социальной защищенности означает, что государство гарантирует своим гражданам социальную защиту и поддержку в случае утраты здоровья, что подкреплено ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Способами социальной защиты являются как материальная поддержка, то есть выплата пособий, пенсий, так и социальная помощь нематериального характера — медицинский и бытовой уход, реабилитация и т.д.

Нормы установленных социальных гарантий гражданам в случае утраты здоровья регламентированы законодательством.

Так, система обязательного медицинского страхования в соответствии с ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обеспечивает гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, исполнение обязательств по предоставлению необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации. Под страховыми случаями в данном случае понимается совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программ обязательного медицинского страхования; устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию; создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, и т.д.

Социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гарантируется гражданам и осуществляется в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Под обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая, то есть в связи с временной нетрудоспособностью вследствие заболевания или травмы, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка (детей), уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет и т.д.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение.

При утрате здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания социальная защита гарантируется государством в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии со ст. 3 указанного Закона объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Видами обеспечения по страхованию в указанных случаях (см. ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») являются пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховые выплаты (единовременные, ежемесячные) застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

  1. Гарантии социальной защиты и государственная политика в отношении лиц, имеющих инвалидность, предусмотрены ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 указанного Закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

К мерам социальной защиты инвалидов также относится пенсионное обеспечение, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и др. актами, действующими в данной сфере.

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. При полном отсутствии страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения.

Потребность инвалидов, а также иных граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи и социальном обслуживании, удовлетворяется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Вышеперечисленные и иные законы и нормативно-правовые акты определяют правовое поле социальной защищенности граждан и гарантируют гражданам необходимую государственную социальную поддержку в случае утраты здоровья и иных установленных законодательством случаях.

 

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 9

  1. О полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья см. комментарии к ст. 14 — 17 комментируемого Закона. Взаимодействие указанных органов и медицинских организаций в целях обеспечения прав граждан в области здравоохранения — один из основных принципов охраны здоровья граждан, который реализуется в том числе путем создания единой информационной системы в сфере здравоохранения в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. N 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Концепция призвана решить проблемы оперативного получения достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями; планирования обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества; своевременного принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; контроля за расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения; оптимизации распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли.

Концепцией установлено, что в области взаимодействия органов управления здравоохранением, медицинских организаций и медицинского персонала с населением и организациями по вопросам здравоохранения наиболее значимыми являются задачи повышения уровня медицинской грамотности граждан; более полного и эффективного вовлечения граждан в процесс наблюдения за собственным здоровьем; создания удобного для граждан механизма реализации права на выбор страховой и медицинской организации, а также права на выбор лечащего врача; повышения точности соблюдения пациентами полученных назначений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий; упрощения административных процедур, связанных с получением гражданами полисов обязательного медицинского страхования и иных документов, подтверждающих право на получение бесплатной или льготной медицинской помощи, поэтапный переход на использование универсальной электронной карты гражданина в качестве единого средства подтверждения такого права; перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в здравоохранении.

В результате создания новых информационных систем будет обеспечиваться взаимодействие и информационно-технологическая работа в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях. С помощью информационных систем будет осуществляться совместная работа органов власти и медицинских организаций по вопросам лицензирования медицинских организаций, сертификации медицинских работников, контроль за соблюдением гарантированного объема и качества оказания медицинской помощи с учетом медицинских и медико-экономических стандартов, мониторинг отпускных и закупочных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и т.д.

При осуществлении взаимодействия должна осуществляться оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека, выявление, оценка и мониторинг рисков возникновения заболеваний, оперативное выявление лиц, подверженных риску возникновения тяжелых заболеваний, а также заболевших лиц, медицинское ведение указанных лиц, планирование мер по предупреждению и снижению распространения заболеваний, в том числе при проведении массовых мероприятий.

  1. Нарушение законодательства в области охраны здоровья влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения можно говорить о наступлении дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с нормами трудового законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, то есть за совершение дисциплинарного проступка. Трудовые обязанности подразделяются на общие обязанности, то есть обязательные для исполнения всеми работниками, и трудовые обязанности конкретного работника. Общие обязанности закреплены в ТК РФ, коллективном договоре, Правилах внутреннего распорядка организации и других локальных нормативных актах. Обязанности конкретного работника закреплены в должностной инструкции данного работника и в трудовом договоре.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, в том числе и за совершение дисциплинарного проступка, предусмотрены ст. 81 ТК РФ. Например, медицинский работник может быть уволен по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за разглашение охраняемой законом тайны, в частности врачебной тайны.

Административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, предусмотрены главой 6 КоАП РФ. В их числе сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1), незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2), нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3) и др.

Гражданско-правовая ответственность в сфере охраны здоровья может наступить за причинение вреда противоправными действиями. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Наряду с возмещением материального ущерба, причиненного нарушением прав гражданина в области охраны здоровья, он может обратиться с иском о возмещении морального вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (см. подробнее об этом параграф 4 гл. 59 ГК РФ).

Уголовная ответственность в сфере охраны здоровья наступает за противоправные действия, предусмотренные уголовным законодательством РФ. Виды преступлений можно условно разделить на преступления, связанные непосредственно с медицинской деятельностью и оказанием медицинской помощи, и преступления общего характера.

К первой группе можно отнести такие уголовно-наказуемые деяния, как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения (ст. 120 УК РФ), заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК РФ), незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст. 123 УК РФ); неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ); незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст. 235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) и др. Ко второй группе можно отнести такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code