Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Комментарий к статье 4

  1. Система охраны здоровья граждан, как и любая иная система общественных отношений, строится на определенных принципах, то есть на основополагающих идеях, которые лежат в основе деятельности данного правового и общественного института. Принципы являются руководящими положениями, в соответствии с которыми определяется содержание правового регулирования системы охраны здоровья. Основные принципы охраны здоровья, как и любой иной системы общественных отношений, можно рассматривать с двух точек зрения. Они, во-первых, выражают общие закономерности данного правового института и, во-вторых, систематизируют общие нормы, которые действуют в данном правовом поле, распространяются на всех субъектов, участвующих в данном виде правоотношений, и обязательны к исполнению.

В соответствии с основными принципами охраны здоровья происходит совершенствование правовых норм, они являются руководящими идеями и в то же время связующим звеном между системой охраны здоровья и важнейшими интересами граждан в области охраны здоровья.

Основные правовые принципы, возведенные законодателем в ранг закона и перечисленные в комментируемой статье, можно условно разделить на общеправовые, то есть присущие всем правоотношениям, отраслевые, то есть применимые только к одной области, и межотраслевые, то есть применимые к нескольким областям. Так, принцип соблюдения прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий является общеправовым принципом, а принципы доступности и качества медицинской помощи и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи являются отраслевыми, то есть целенаправленно связанными с системой охраны здоровья.

На общеправовых принципах стоит остановиться несколько подробнее, поскольку они лежат в основе всей правовой системы государства.

Общеправовыми принципами являются:

— принцип социальной свободы, который свойственен для любого цивилизованного общества и означает предоставление гражданам максимальной свободы во всех областях социальной жизни — свободы в выборе профессии, места работы, учебы, места жительства, возможности распоряжения своими доходами, пользования социальными услугами и т.д. Помимо свободы выбора принцип социальной свободы означает социальную защищенность граждан и предоставление реальных гарантий данной защищенности;

— принцип социальной справедливости означает соответствие между практической ролью граждан в жизни общества и их социальной значимостью, между трудом и вознаграждением за труд, между правами граждан и их обязанностями и т.д.;

— принцип демократизма, который является общим для всей правовой системы государства и выражается в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих положение граждан и их взаимоотношение с государством;

— принцип гуманизма, который реализуется в неотъемлемых правах и свободах граждан и закреплен в Конституции РФ как право на жизнь, право на здоровье, право на достоинство личности, неприкосновенность личности, право на защиту, право на невмешательство в личную жизнь и т.д.;

— принцип равенства всех перед законом означает равенство всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— принцип единства юридических прав и обязанностей, который предусматривает, что наличие реального права предусматривает соответствующую реальную обязанность;

— принцип законности выражается в строгом и полном исполнении законов всеми субъектами права.

Основные принципы охраны здоровья призваны осуществлять ряд функций. Во-первых, они выполняют систематизирующую роль, то есть все внутренние системы сферы охраны здоровья должны формироваться в соответствии с общими основными принципами, что обеспечивает между сферами тесную взаимосвязь. Во-вторых, основные принципы выполняют нормотворческую функцию, поскольку все законы и нормативно-правовые акты, изданные по вопросам охраны здоровья, должны строиться на указанных основных принципах и отвечать их требованиям. И, в-третьих, основные принципы выступают связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы охраны здоровья.

  1. Законодателем установлено девять основных принципов охраны здоровья граждан, каждый из которых играет определенную роль и в конечном счете определяет отношение государства к системе охраны здоровья граждан как части государственной и общественной системы правоотношений.

В основу принципов охраны здоровья легли все общеправовые конституционные принципы: гарантированности и неотчуждаемости прав и законных интересов человека и гражданина; признание прав и свобод непосредственно действующими; охрана достоинства личности, гарантированность социальной защиты и социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, и т.д. Это подтверждается первым указанным в статье принципом — соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждому из перечисленных в комментируемой статье основных принципов в настоящей главе посвящена отдельная статья, в комментариях к которым основные принципы будут раскрыты подробно.

 

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Комментарий к статье 5

  1. Норма, установленная в ч. 1 комментируемой статьи, означает, что при проведении мероприятий по охране здоровья должны признаваться и соблюдаться общепризнанные принципы и нормы международного права, соблюдаться и защищаться права граждан. В данном случае имеется в виду соблюдение Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г., всех международных договоров, пактов и соглашений, конвенций о правах и свободах, ратифицированных Российской Федерацией, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Большинство прав и свобод граждан, провозглашенных в международных договорах и соглашениях, нашли свое отражение в Основном Законе страны — Конституции РФ.

Признавая установленные и утвержденные международными документами права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление, в том числе и при проведении мероприятий по охране здоровья граждан.

  1. Равенство прав граждан в области охраны здоровья базируется на нормах, провозглашенных ст. 19 Конституции РФ о гарантированности государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Указанная норма трансформирована из положений Всеобщей декларации прав человека, которые провозглашают, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Равенство прав и свобод — это основополагающий принцип конституционного статуса личности. При этом на государство возлагается ответственность обеспечения гражданам гарантированности и реализуемости их прав и свобод, то есть возможности реально воспользоваться всеми предоставленными правами и свободами. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Обеспечение государственных гарантий для граждан в области охраны здоровья характеризуется наличием правовой и материальной базы.

Правовая, то есть законодательная, база обеспечивается международными документами, Конституцией РФ, комментируемым Законом, иными законами и нормативно-правовыми актами по вопросам охраны здоровья.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации данного права государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер по охране здоровья — предотвращение эпидемических и других заболеваний, создание условий, при которых каждый человек может реально воспользоваться всеми способами и оздоровительными методами, направленными на охрану здоровья и улучшение здоровья.

Материальная база складывается из средств бюджетов, предоставляемых для реализации мероприятий по охране здоровья, которые законодательно предусмотрены и являются основным источником финансирования данных мероприятий.

  1. Дискриминация в общем смысле означает ущемление прав человека и гражданина по какому-либо признаку. Комментируемая статья устанавливает недопустимость любых форм дискриминации, обусловленной наличием у граждан каких-либо заболеваний. Ограничение некоторых прав и свобод может быть предусмотрено только Конституцией РФ и федеральным законодательством и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что в нашей стране дискриминация лиц по признаку наличия таких заболеваний, как туберкулез, СПИД, гепатит, психические расстройства, и др. достаточно распространенное явление. Им отказывают в приеме на работу, на учебу, ограничивают в правах в иных областях жизни, и, что особенно страшно, с дискриминацией сталкиваются люди, болеющие или уже перенесшие опасные заболевания, при получении медицинской помощи. Например, в договорах частных клиник практически всегда есть список тех, кому помощь оказана не будет, в частности, там значатся люди с хроническими инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ, сифилис, гепатит. Негативное отношение окружающих нередко приводит к добровольной социальной изоляции гражданина, развитию у него психологических комплексов, стремлению скрывать свое заболевание, что зачастую приводит к тяжелым последствиям. И далеко не все граждане, подвергшиеся дискриминации, находят в себе силы бороться за свои права и отстаивать их в суде. В данном случае необходимо обратить внимание, что недопустимость дискриминации по признаку наличия заболевания установлена на законодательном уровне, права и законные интересы граждан, подвергшихся дискриминации по данному признаку, могут быть защищены в суде, и лица виновные в дискриминации подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Помимо нормы запрета дискриминации, обусловленной наличием у граждан каких-либо заболеваний, содержащейся в комментируемой статье, нормы аналогичного содержания конкретизированы в других федеральных законах. Так, ст. 17 ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных.

 

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Комментарий к статье 6

  1. Одним из принципов системы охраны здоровья является принцип приоритетности интересов пациента при оказании ему медицинской помощи, который выражается в действиях медицинских работников и методах всей системы здравоохранения, предусмотренных комментируемой статьей.

Соблюдение этических и моральных норм, уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации должны лежать в основе взаимоотношений с пациентом.

Медицинская этика в общем смысле как наука изучает взаимоотношения врача и пациента. Основные принципы медицинской этики сформулированы в клятве Гиппократа, которая содержит 9 этических принципов или обязательств: обязательства перед учителями, коллегами и учениками; принцип непричинения вреда; обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к аборту; обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; обязательство личного совершенствования; обязательство сохранения врачебной тайны.

В Медицинской энциклопедии совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников определена как медицинская деонтология. Вместе с тем понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не равнозначны. Медицинская этика имеет обобщающее значение и не зависит от специализации врача, так как не существует этики врача по специализации — этики хирурга, этики терапевта, этики невропатолога и т.д., а существует общая этика врача в общем понимании. Медицинская деонтология, напротив, имеет прикладной характер и связана с медицинской специализацией.

Уважительное и гуманное отношение к пациенту со стороны медицинских работников и иных работников медицинских организаций можно назвать составляющей этических норм врача, как самой гуманной из всех существующих профессий. Однако выделение законодателем данной нормы отдельной строкой не является случайным, так как не секрет, что в последнее время неуважительное и негуманное отношение к пациентам явление не редкое, а нарушение данного принципа влечет за собой иные правонарушения в сфере охраны здоровья.

Под уважением к пациенту следует понимать признание значительности пациента и важности его проблемы. С юридической точки зрения основным требованием уважительного отношения является соблюдение прав пациентов, ведь невозможно уважать пациента, нарушая при этом его права.

Гуманность в общем понимании означает человечность и человеколюбие, проявление сочувствия, оказание помощи. Гуманность в сфере охраны здоровья и проявление гуманности при оказании медицинской помощи пациенту предполагают, прежде всего, оказание такой помощи в интересах пациента, его качественное лечение и проведение всех необходимых мероприятий, адекватных его состоянию, терпимое и достойное отношение к пациенту, а также к его родственникам и близким. Гуманное отношение будет иметь место тогда, когда врач будет рассматривать пациента не только как организм, нуждающийся в лечении, но и как индивидуальность, личность.

С соблюдением этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения тесно связан следующий из указанных в комментируемой статье методов — метод реализации приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, который заключается в оказании медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

Оказание медицинской помощи, исходя из физического состояния пациента, зависит от профессионализма врача, который обязан оценить состояние больного и правильно выбрать необходимый вид медицинской помощи, назначить лечение и провести мероприятия с целью облегчения состояния. Зачастую промедление в оказании медицинской помощи или неграмотное ее проведение влечет за собой ухудшение или развитие еще более тяжелого состояния больного. Благоприятное течение заболеваний во многом зависит от правильного выбора вида медицинской помощи и лечения. При этом права пациента на получение эффективного комплекса лечебных мероприятий, соответствующих его состоянию и направленных на его улучшение, совпадают с обязанностью врача оказать качественную медицинскую помощь.

Оказание медицинской помощи по возможности с учетом культурных и религиозных традиций пациента — новация института охраны здоровья, которая, однако, порождает определенные сложности во взаимоотношениях врач-пациент.

При оказании медицинской помощи врач должен исходить из принципов свободы личности с учетом особенностей и уважения к культурным и религиозным убеждениям пациента. Вместе с тем культурно-религиозная среда, в которой сформировано сознание пациента, в некоторых случаях может стать препятствием к оказанию медицинской помощи. Задачей врача является преодоление по возможности данных препятствий без умаления достоинства пациента и нарушения его идеологии. Например, у мусульман врач-мужчина не имеет права осматривать женщину, если при этом не присутствует ее близкий родственник. Нарушение данной традиции может привести к негативным последствиям — женщина может отказаться от осмотра и от лечения.

Во избежание конфликтов и сложных ситуаций врачи должны иметь общее представление о религиозных традициях пациента. Например, иудаизм запрещает сообщать больному о его диагнозе, а переливание крови возможно только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья донора и является добровольным актом. Католицизм предусматривает, что все медицинские вмешательства должны быть направлены на сохранение жизни и допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения. В православии разрешены пересадка кожи или переливание крови, если при этом донору не причиняется вред. Протестантство практически никак не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной.

Во всех случаях оказания медицинской помощи лицам, имеющим ярко выраженные религиозные традиции, целесообразно во избежание конфликтов разъяснять пациенту и его родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения.

Обеспечение приоритетности интересов пациента при оказании медицинской помощи заключается не только в качественном лечении, гуманном и уважительном отношении и т.д., но и в обеспечении медицинского и бытового ухода, направленного на сохранение достоинства личности пациента. В общем смысле под уходом за больным понимают удовлетворение его потребностей и создание оптимальных условий жизни — санитарно-гигиенических, бытовых условий, а также улучшение эмоционального состояния. Грамотный уход наравне с правильно проведенным лечением обеспечивает улучшение состояния и выздоровление. Медицинский и бытовой уход в стационаре и на дому обеспечивается силами младшего и среднего медицинского персонала, а также родственниками и близкими пациента. При нахождении в стационаре одной из важнейших задач общего ухода за больным является создание и обеспечение лечебно-охранительного режима, то есть мер, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя больных.

Следующим методом обеспечения приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи являются установленные требования к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях. Реализации данной нормы служит Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которым установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Указанным нормативным документом установлены требования к размещению и территории лечебно-профилактических организаций, к зданиям, сооружениям и помещениям, к внутренней отделке помещений, к оборудованию коммуникациями (водоснабжением, отоплением, вентиляцией и т.д.), к искусственному и естественному освещению, к инвентарю и технологическому оборудованию, общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий. Кроме того, детализированы санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля — приемных отделений стационаров, палатных отделений стационаров круглосуточного и дневного профиля, операционных блоков, отделений реанимации и интенсивной терапии, акушерских стационаров и перинатальных центров, инфекционных отделений и т.д. Установлены требования к санитарному содержанию помещений, оборудования и инвентаря, правила личной гигиены пациентов, к организации питания и устройству пищеблоков, к организации труда медицинского персонала и т.д.

Возможность общения с близкими людьми для пациентов — важная составляющая, влияющая на состояние здоровья пациента, его стремление к скорейшему выздоровлению и на его психологическое состояние в целом. Поэтому одним из методов обеспечения приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи является создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации. При этом, естественно, должно учитываться состояние пациента, соблюдение противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих или находящихся в медицинской организации.

Статья 51 комментируемого Закона предоставляет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

  1. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что для реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Указанное взаимодействие позволяет решить многие проблемы оказания медицинской помощи — в области лекарственного обеспечения пациентов с заболеваниями, требующими для лечения дорогостоящих препаратов и методов обследования, в создании регистров профильных больных, на основании которых производится расчет потребности лекарственных средств, в проведении мониторинга лекарственного обеспечения в регионах, в проведении работы с населением в период эпидемий и другой разъяснительной работы и т.д.

Спектр взаимодействия между указанными организациями достаточно широк и охватывает все сферы системы охраны здоровья граждан. Среди общественных объединений и некоммерческих организаций, с которыми осуществляется взаимодействие, можно назвать такие, как общероссийская общественная организация инвалидов «Российская ревматологическая ассоциация «Надежда», межрегиональная общественная организация нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА», межрегиональная общественная организация «Общество помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями» и др. Эти и другие общественные организации вошли в состав Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, созданного в соответствии с Приказом Минздрава России от 23 октября 2012 г. N 437.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code