Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 14

 

  1. Статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ. При этом ст. 114 Конституции РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области здравоохранения отнесено к полномочиям Правительства РФ. Комментируемая статья устанавливает конкретные полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, при этом приводит закрытый перечень.
  2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ» им является Минздрав России. Указанным Положением в соответствии с комментируемой статьей закреплены основные цели деятельности Министерства и конкретизированы полномочия, установленные законом в комментируемой статье.

Согласно названному Положению Минздрав является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Минздрав осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда ОМС.

Таким образом, Минздрав России является главным исполнительным органом в сфере охраны здоровья и здравоохранения, призванным реализовывать государственную политику в данной сфере.

 

Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 15

 

  1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ реализуется в соответствии с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Частью 7 ст. 26.3 указанного Закона предусмотрено, что полномочия РФ по предметам ведения РФ, а также полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.
  2. Законом установлены следующие полномочия, передаваемые органам государственной власти субъектов РФ:

1) лицензирование:

— медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).

Следует иметь в виду, что согласно п. 2 ч. 10 ст. 100 Закона до 1 января 2015 г. лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием РФ.

Таким образом, в настоящее время (с 1 января 2013 г.):

а) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют лицензирование медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) медицинских организаций, подведомственных субъектам РФ, и медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения;

б) Росздравнадзор осуществляет лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам государственной власти, государственным академиям наук, а также медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, медицинских организаций, подведомственных субъектам РФ, и медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (см. письмо Минздравсоцразвития России от 24 января 2012 г. N 24-1/10/2-460);

— фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

— деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

2) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данная норма вступает в силу с 1 января 2015 года (ч. 4 ст. 101 Закона). Перечень лекарственных средств утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2053-р «О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств».

  1. Средства на осуществление переданных в соответствии с комментируемой статьей полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (далее — субвенции).

Согласно БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ, определяется на основании Методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2009 г. N 302. Данным Постановлением утверждены также Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.

Объем субвенций на осуществление указанного в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи полномочия формируется исходя из численности населения, количества медицинских организаций, осуществление полномочий по лицензированию медицинской деятельности которых передано органам государственной власти субъекта РФ; количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию населению лекарственных препаратов и медицинских изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и иных показателей. В частности, согласно вышеуказанной Методике в формулу расчета общего объема субвенции, предоставляемой соответствующему субъекту РФ, входят такие показатели, как численность сотрудников в соответствующем субъекте РФ, которая необходима для осуществления функций в соответствии с переданными полномочиями, и затраты на содержание 1 работника органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия.

Объем субвенций на осуществление указанного в п. 2 ч. 1 статьи полномочия формируется исходя из численности лиц, включенных в федеральный регистр, ежегодно устанавливаемого Правительством РФ норматива финансовых затрат в месяц на одно лицо, включенное в федеральный регистр, иных показателей.

Данная норма согласно ч. 4 ст. 101 Закона вступает в силу с 1 января 2015 г.

  1. Субвенции предоставляются в соответствии с БК РФ. Статьей 133 БК РФ определено, что субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.
  2. Субвенции на осуществление переданных в соответствии с комментируемой статьей полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования субвенций не по целевому назначению Росфиннадзор, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства.

В соответствии со ст. 160.1 БК РФ Приказом Росздравнадзора от 27 марта 2013 г. N 1077-Пр/13 утвержден Перечень органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, являющихся администраторами доходов федерального бюджета. За органами государственной власти субъектов РФ, указанными в Перечне, закреплены источники доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.

  1. В части регулирования отношений, возникающих в связи с полномочиями, переданными в соответствии с комментируемой статьей, на Минздрав России возложены ряд полномочий:

1) издание нормативных правовых актов по вопросам осуществления указанных в ч. 1 комментируемой статьи полномочий, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий;

2) издание обязательных для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ Методических указаний и инструкций по вопросам осуществления переданных полномочий. Так, например, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 марта 2010 г. N 158н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3) осуществление в устанавливаемом порядке согласования назначения на должность (освобождения от должности) руководителей, структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия и установление такого порядка. Порядок согласования назначения на должность (освобождения от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, утвержден Приказом Минздрава России от 24 апреля 2013 г. N 252н;

4) установление требований к содержанию и формам отчетности, к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий. Так, Минздравом России издан Приказ от 20 декабря 2012 г. N 1180н «О требованиях к содержанию и формам отчетности, к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в сфере охраны здоровья граждан»;

5) подготовка и внесение в Правительство РФ в случаях, установленных федеральными законами, предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов РФ переданных полномочий.

  1. Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей ведется Минздравом России в соответствии с Правилами ведения такого регистра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 404. Они устанавливают, что ведение Федерального регистра осуществляется Минздравом России на основании сведений, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ и Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА) для эффективного планирования и расходования финансовых средств, направляемых на закупку необходимых лекарственных препаратов для обеспечения ими больных по месту жительства, а также по месту проживания на территориях, обслуживаемых ФМБА. Ведение региональных сегментов осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментируемая статья содержит перечень сведений, подлежащих обязательному включению в указанный регистр. Подробнее указанные моменты раскрываются в названном нами подзаконном нормативно-правовом акте.

Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 69н утверждены Порядок представления сведений, содержащихся в направлении на включение сведений (внесение изменений в сведения) о больном в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, и извещении об исключении сведений о больном из данного Федерального регистра и об отпущенных лекарственных препаратах, а также Инструкции по заполнению предусмотренных форм.

  1. Единый реестр лицензий в сфере здравоохранения, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с переданными им полномочиями, ведет Росздравнадзор.

Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и находится в ведении Минздрава России.

Росздравнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

Росздравнадзор ведет единый реестр лицензий в соответствии с Порядком ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1341н.

Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий осуществляются Росздравнадзором и его территориальными органами в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 августа 2008 г. N 418н «Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере здравоохранения». Целью контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий является обеспечение надлежащего осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий.

  1. В части регулирования отношений, возникающих в связи с переданными полномочиями в области охраны здоровья, определенные функции исполняет высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

1) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность (освобождает от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия;

2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами и иными документами, принимаемыми Минздравом России;

4) вправе до утверждения Минздравом России регламентов утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам РФ, должны содержать только предусмотренные такими актами требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и которые разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

6) обеспечивает ведение регионального сегмента федерального регистра и своевременное представление содержащихся в нем сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

  1. Контроль за расходованием субвенций, предоставленных на осуществление переданных полномочий, осуществляется Росфиннадзором, Росздравнадзором и Счетной палатой РФ.

Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, находится в ведении Министерства финансов РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. N 77 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, находится в ведении Минздрава России и осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате РФ», и подотчетным Федеральному Собранию.

В рамках реализуемых задач и возложенных на вышеуказанные органы полномочий осуществляются контрольные функции за расходованием целевых бюджетных средств.

  1. Правительство РФ вправе принимать решение о включении в перечень заболеваний, указанных в п. 2 ч. 1 настоящей статьи, дополнительных заболеваний, для лечения которых обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данная норма действует с 1 января 2013 г. (ч. 3 ст. 101 Закона) и является достаточно новой в применении. На сегодняшний день в установленный Законом перечень заболеваний, для лечения которых обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета, дополнительные заболевания Правительством РФ не включены.

 

Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 16

 

  1. Статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Комментируемая статья устанавливает конкретные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, при этом приводит их закрытый перечень.

На основании закрепленных за федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ полномочий в соответствии с комментируемой статьей принимаются законы субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан с учетом положений ст. ст. 14 и 16 Закона. Органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан РФ в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством. Нормативно-правовые акты, устанавливающие полномочия в нарушение комментируемого Закона, не имеют правового значения и признаются в установленном порядке не действующими полностью или в части.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 74-АПГ12-17 были признаны недействующими ст. 2, ч. 3 ст. 7, ст. ст. 14 и 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 1999 г. N 71-II «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании» на основании того, что в оспариваемой части региональный акт противоречил федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Суд при этом пришел к выводу о том, что законодатель Республики Саха (Якутия) при осуществлении оспариваемого регулирования не учел требования действующего законодательства в области охраны здоровья граждан РФ, не в полной мере регламентировал отношения, по поводу которых возник спор, частично процитировал федеральные нормы, установив тем самым собственное правовое регулирование.

  1. Органы государственной власти субъектов РФ вправе передать отдельные полномочия в сфере охраны здоровья, предусмотренные для них Законом, для осуществления органам местного самоуправления. Передача полномочий органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления осуществляется в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В частности, ч. 6 ст. 26.3 указанного Закона предусмотрено, что законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти регионального уровня, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Часть 3 ст. 26.14 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определяет, что расходы бюджета субъекта РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с БК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В случае передачи полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

 

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 17

 

  1. Статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан. Данные полномочия возложены исключительно на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Муниципальные образования — поселения такими полномочиями Законом не наделены. При этом статья делает исключение для органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, на которых организация оказания медицинской помощи населению устанавливается в соответствии со ст. 42 Закона. Данной статьей установлено, что особенности организации оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также особенности финансового обеспечения оказания им медицинской помощи устанавливаются Правительством РФ (см. комментарий к ст. 42).
  2. Комментируемая статья содержит в себе закрытый перечень полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в сфере охраны здоровья. Остановимся более детально на каждом из них:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Пунктом 12 ч. 1 ст. 15 и п. 14 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных ФМБА) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа соответственно.

В целях решения указанных вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Порядок установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, в частности учреждениями здравоохранения, устанавливается муниципальными нормативно-правовыми актами.

Полномочия по созданию условий по оказанию медицинской помощи осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается законом соответствующего субъекта РФ. Так, Законом Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N 122-ОЗ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи см. комментарий к ст. 81;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ могут быть переданы в порядке, предусмотренном законодательством, органам местного самоуправления, в том числе и полномочия в сфере охраны здоровья.

Часть 1 ст. 16 Закона устанавливает полномочия региональных органов власти в сфере охраны здоровья. Часть 2 ст. 16 Закона устанавливает, что отдельные из указанных полномочий могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. В случае передачи таких полномочий органам местного самоуправления орган государственной власти субъекта РФ должен передать финансовые средства для осуществления переданных полномочий и необходимые материальные ресурсы (ч. 6 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»);

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ.

Социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, являются заболевания, указанные в Перечнях, установленных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715. К социально значимым заболеваниям относятся туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатит B, гепатит C, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит B, гепатит C, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера.

Немаловажным является информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий. Эпидемия представляет собой инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Они представляют особую опасность для окружающих. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Соответственно, и порядок осуществления мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий регламентируется региональным законодательством.

Информирование населения производится, как правило, муниципальными медицинскими учреждениями в соответствии с муниципальным заданием посредством проведения информационных бесед с населением, размещения информации на стендах больниц, поликлиник, информационных стендах муниципальных образований, опубликования информации в средствах массовых информаций (в местных газетах, на телевидении, радио), размещения информации в сети Интернет на официальных сайтах муниципального образования, а также сайтах муниципальных учреждений здравоохранения;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1074, санитарно-гигиеническое просвещение населения является частью профилактических мероприятий, входящих в систему оказания первичной медико-санитарной помощи.

Санитарно-гигиеническое просвещение среди населения проводится муниципальными учреждениями здравоохранения, в частности:

— врачом общей практики (семейным врачом), осуществляющим организацию и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья населения (п. 6 приложения N 6 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н);

— работниками врачебной амбулатории, которые осуществляют мероприятия по медицинской профилактике, включая организацию и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, школ здоровья для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения, формирование групп риска развития заболеваний, включая обучение населения правилам оказания первой помощи, направление на консультацию по вопросам ведения здорового образа жизни (приложение N 12 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению);

— центром (отделением) общей врачебной практики (семейной медицины), осуществляющим функции по организации и проведению мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья (приложение N 21 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению).

Пропаганда донорства крови и ее компонентов представляет собой информирование населения о социальной значимости донорства крови и ее компонентов в целях привлечения потенциальных доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов, осуществляемое через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения произведений науки, литературы и рекламных материалов, организации тематических выставок, смотров, конференций и использования других способов информирования населения, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 6 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»).

В мероприятиях по развитию донорства крови и ее компонентов, в том числе в мероприятиях, направленных на пропаганду безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов, могут участвовать общественные объединения и некоммерческие организации совместно с входящими в службу крови федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, уполномоченными органами местного самоуправления, а также совместно с субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов (ст. 7 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»).

Согласно ст. 11 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» уполномоченные органы местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов вправе:

— организовывать заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в созданных не позднее 1 января 2006 года структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных уполномоченным органам местного самоуправления;

— осуществлять мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов;

— создавать условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

Подробно полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Информирование населения производится посредством местных средств массовой информации, сети Интернет;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ.

Для осуществления полномочий по профилактике и формированию здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ разрабатывают муниципальные целевые программы, где на долгосрочный период планируют проведение мероприятий и определяют источник их финансирования и исполнителей.

Так, например, Постановлением администрации города Ижевска от 28 марта 2011 г. N 246 утверждена муниципальная Долгосрочная целевая программа развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города — здоровье ижевчан» на 2011 — 2014 годы. Программа направлена на улучшение демографической ситуации в городе Ижевске, укрепление здоровья населения, улучшение качества жизни, повышение грамотности в вопросах здорового образа жизни и профилактики заболеваний, развитие межведомственного взаимодействия по улучшению общественного здоровья;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В целях реализации полномочий по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях органы местного самоуправления принимают соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты, которые закрепляют для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения определенные льготы, гарантии, компенсации. В частности, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты за пользование коммунальными услугами, предоставление служебного жилья или безвозмездные субсидии для приобретения жилых помещений и пр.

Часть 2 ст. 72 Закона предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет местных бюджетов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code