Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Основные принципы охраны здоровья

 

Комментарий к статье 4

 

Статья закрепляет отраслевые принципы, на которых строится система правовых норм в сфере охраны здоровья граждан. Принципы, закрепленные Законом, конкретизируют основные начала, заложенные Конституцией РФ. Человек провозглашен Конституцией РФ высшей ценностью государства (ст. 2 Конституции РФ), а значит, его жизнь и здоровье являются главным приоритетом. Исходя из этого, охрана здоровья граждан как правовой институт является особо значимым направлением деятельности государства.

Статьей закреплены девять принципов охраны здоровья, которые детально регламентируются отдельными статьями комментируемого Закона. Закон строит своего рода структуру принципов: комментируемая статья называет основополагающие принципы, построенные на конституционных, статьи 5 — 13 детализируют, уточняют, конкретизируют их, устанавливают «принципы внутри принципов». Более подробно рассмотрим каждый из принципов в комментариях к соответствующим статьям.

 

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

 

Комментарий к статье 5

 

  1. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья строится на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также недопущении любого рода дискриминации, в том числе обусловленной наличием заболеваний. Указанный принцип лежит в основе проведения любого рода мероприятий по охране здоровья граждан.
  2. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Разъяснения по поводу применения указанных норм даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

К международным документам, устанавливающим права граждан, относятся Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217A (III) от 10 декабря 1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 04 ноября 1950 г.).

Статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах установлено, что участвующие в указанном Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в данном Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:

а) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

б) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

в) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

г) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает, что закрепленные Пактом права могут ограничиваться в целях охраны здоровья граждан, указывая на приоритет данного права.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод не содержит в себе указания на право гражданина на охрану здоровья, но ограничивает для защиты указанного права другие права и свободы. Так, в целях охраны здоровья допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение частной и семейной жизни (ч. 2 ст. 8 Конвенции), ограничивается свобода исповедовать свою религию или убеждения (ч. 2 ст. 8 Конвенции), осуществление свободы выражения мнения может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом (ч. 2 ст. 10 Конвенции), ограничивается свобода собраний и объединений (ч. 2 ст. 11 Конвенции).

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Это связано с тем, что утрата здоровья является социально значимой проблемой, являющейся как следствием, так и причиной низкого жизненного уровня человека. Меры, направленные на поддержание достойного уровня жизни, должны быть ориентированы, прежде всего, на поддержание здоровья. В случае болезни и инвалидности должна быть оказана материальная поддержка государства в виде пенсий и пособий. К сожалению, эта статья, устанавливая право на обеспечение, не закрепила уровень такого обеспечения. Это позволило бы избежать пустой декларативности права гражданина на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности.

  1. Охрана здоровья должна обеспечиваться государством без какой-либо дискриминации. Дискриминация является административным правонарушением, посягающим на права граждан, и определяется ст. 5.62 КоАП РФ и ст. 136 УК РФ как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Комментируемая статья устанавливает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
  2. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Данная норма достаточно актуальна на сегодняшний день, а ее применение можно обозначить как проблемное. Существует несколько видов опасных трудноизлечимых или неизлечимых болезней, носители которых могут ненамеренно заразить окружающих (туберкулез, СПИД, сифилис и др.), некоторые формы инвалидности, наличие которых затрудняет общение и создает трудности в социальной адаптации. Сложно говорить о защите от любых форм дискриминации носителей таких болезней. У них возникают проблемы при приеме на работу, в образовательные учреждения, в принятии участия в общественных мероприятиях.

Особо следует отметить людей, страдающих психическими заболеваниями. Наличие тяжелого психического заболевания влечет признание больного недееспособным. Данная мера принята в защиту интересов прежде всего самого гражданина.

Кроме того, гарантии гражданам по защите от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний, регламентированные комментируемой статьей, ничем не обеспечены. Если дискриминация по таким признакам, как пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, является административным правонарушением и предусматривает административную ответственность физических и юридических лиц, то дискриминация по признакам наличия заболевания административным правонарушением не является. Наличие такого пробела позволяет говорить о декларативности положений комментируемой статьи.

 

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

 

Комментарий к статье 6

 

  1. Комментируемая статья регламентирует основные методы работы с пациентом при оказании ему медицинской помощи. Речь идет не о медицинских методах и приемах медицинского вмешательства, а о совокупности действий, направленных на соблюдение принципа приоритета интересов пациента:

1) соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Моральные нормы — это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; правила поведения, определяющие прежде всего внутренние мотивы и побуждения человека <1>.

———————————

<1> Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Проспект, 2011.

 

Этические нормы — правила поведения, представляющие собой совокупность моральных и правовых норм. Среди медицинских работников существуют такие понятия, как «врачебная этика» и «сестринская этика».

Этические нормы, как правило, закрепляются в этических кодексах, которые медицинские работники обязаны соблюдать в своей профессиональной деятельности. Ассоциацией врачей России в 1994 году утвержден Этический кодекс российского врача. Преамбула кодекса провозглашает, что он принимается в соответствии с клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кодекс декларирует определяющую роль врача в системе здравоохранения с учетом особого характера взаимоотношений врача с пациентом и необходимости дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики. Кодекс провозглашает, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом. Кодексом закреплены основы профессиональной деятельности врача и права пациента, которые неукоснительно должны соблюдаться врачом.

Сестринская этика основана на Этическом кодексе медицинской сестры России, принятом и утвержденном Ассоциацией медицинских сестер России в 1997 году. Кодексом закреплено, что этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Часть вторая Кодекса содержит в себе основные принципы отношения медицинской сестры к пациенту.

Указанные Кодексы содержат в себе исчерпывающий перечень этических норм, основанных на нормах морали.

Однако в сложившейся судебной практике встречаются случаи нарушения этических норм в сфере здравоохранения. Так, например, Апелляционным определением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 октября 2013 г. по делу N 33-2409/2013 установлено, что в удовлетворении исковых требований об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора и компенсации морального вреда было отказано правомерно, так как факт совершения истцом дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении этики, а именно непредоставлении исчерпывающей информации о лечении ребенка, грубом отношении к пациенту и отказе от проведения лечения, был установлен.

Учитывая, что непосредственными участниками правоотношений в сфере охраны здоровья являются медицинские работники, соблюдение ими профессиональной этики, уважительное и гуманное отношение с их стороны к пациентам является основным в реализации принципа приоритета пациента. Отношение медицинских работников — это первое, что оценит гражданин, обратившийся за медицинской помощью;

2) оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

Физическое состояние характеризуется не только видом и степенью заболевания, но и физическими особенностями пациента, его возможностью передвигаться, способностью говорить, слышать, самостоятельно принимать лекарственные средства или осуществлять оздоровительные процедуры. В каждом конкретном случае врач должен определить, сможет ли больной самостоятельно явиться на прием в медицинское учреждение или имеется необходимость выехать к нему на дом, проводить лечение в амбулаторных или стационарных условиях, назначить приемлемые для пациента методы лечения с учетом переносимости лекарственных средств, процедур.

Немаловажным является соблюдение медицинским работником культурных и религиозных традиций пациента. Учитывая многонациональность российского государства, нельзя говорить о знании медицинскими работниками всех культурных и религиозных традиций. Кроме того, не всегда эти традиции отвечают сложившейся системе здравоохранения. Медицинский работник должен определить, сможет ли он при оказании помощи конкретному пациенту учесть его пожелания, исходя из его культурных и религиозных воззрений;

3) обеспечение ухода при оказании медицинской помощи.

Уход — важный момент при лечении больного, напрямую зависящий от возможности и времени его выздоровления. Тяжело больной пациент не в состоянии самостоятельно осуществлять элементарные манипуляции по уходу. Хороший уход не только связан с поддержанием жизнедеятельности организма, но и морально поддерживает пациента, благоприятно воздействует на его психологическое состояние, что способствует его скорейшему выздоровлению.

В соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» необходимость осуществления ухода за больным членом семьи обеспечивается застрахованным лицам пособием по временной нетрудоспособности;

4) организация оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.

Проблема очередей на прием к медицинскому специалисту на сегодняшний день достаточно актуальна. Медицинские учреждения во избежание необходимости пациентам долгое время находиться в очередях принимают различные меры: разрабатывают административные регламенты, в которых закрепляют максимально возможное время ожидания приема врача, производят предварительную запись на прием, в том числе и электронную. На практике принимаемые меры не всегда эффективны и действенны. Считаем, что существующая проблема должна решаться путем увеличения штата, материальной базы медицинских учреждений, создания дополнительных медицинских учреждений или их отделов с учетом количества обслуживаемого населения;

5) установление требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58. Они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность;

6) создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Возможность пациента видеться с близкими людьми во время стационарного лечения — важный фактор для его психического состояния, которое прямо воздействует на процесс выздоровления. Стационарными учреждениями, как правило, устанавливаются часы посещений больных, отведены специальные места для свиданий, дается возможность родственникам тяжелобольных пациентов посещать их в палатах.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4-х лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 комментируемого Закона).

  1. Обеспечение принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи предусматривает взаимодействие органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинских организаций в пределах своей компетенции с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

 

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

 

Комментарий к статье 7

 

  1. Приоритет охраны здоровья детей определяет главное направление политики в сфере здравоохранения. Законодатель данной нормой обеспечивает здоровье подрастающего поколения, которое через несколько лет будет социальной, политической и экономической основой страны. Забота о детях, их физическом, психическом и социальном благополучии — обязанность общества и государства, основанная не только на правовых нормах, но и на нормах морали.

Согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), аналогичная норма закреплена и в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Приоритет охраны здоровья детей как принцип тесно переплетается с принципами защиты прав ребенка.

Конвенцией о правах ребенка (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г.) закреплено, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

Определяя приоритет охраны здоровья детей, законодатель исходит из того, что обеспечение здоровья ребенка гарантирует его нормальное физическое и психическое развитие. Ребенок, в отличие от взрослого, характеризуется несформированностью в физическом и психическом плане. Заболевание, нездоровое состояние организма, психики прямо влияет на дальнейшее развитие ребенка, от которого зависит возможность полноценного существования его в будущем. При этом в комментируемой статье отмечено, что охрана здоровья является одним из условий нормального развития ребенка. Потому важна совокупность обеспечения наряду с охраной здоровья детей иных условий физического и психического здоровья детей — здоровой окружающей среды, заботы со стороны родителей, материального благополучия (полноценное питание, одежда, хорошие жилищные условия, учебники, игрушки, книги), благоприятной психологической атмосферы в семье и др.

  1. Часть 2 комментируемой статьи провозглашает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране. Под особой охраной подразумевается, что забота о ребенке, в частности о его здоровье, и надлежащая правовая защита, в т.ч. в сфере охраны здоровья, должны быть приоритетными направлениями социальной политики государства. Данная норма достаточно новая и, к сожалению, не нашла пока достойного развития в законодательной и правоприменительной практике.

Дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Данная норма имеет императивный характер для медицинских работников, перед которыми стоит вопрос о выборе. С подобными ситуациями сталкиваются врачи акушеры-гинекологи, работники медицинской помощи. Жизнь и здоровье ребенка ставятся выше жизни и здоровья взрослого.

  1. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. Соблюдение прав детей должно обеспечиваться всеми организациями, их должностными лицами и работниками. Указанная норма акцентирует внимание на признании и соблюдении прав в сфере охраны здоровья.
  2. В целях охраны здоровья детей уполномоченными органами государственной и муниципальной власти разрабатываются и реализуются специальные программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни. Данные программы содержат в себе перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, сроки или конкретные даты их выполнения, исполнителей, размер финансовых затрат и источники финансирования. Программы дают возможность в соответствии с закрепленным планом достичь определенного результата в сфере охраны здоровья детей. Исполнителями наряду с детскими медицинскими учреждениями зачастую выступают образовательные учреждения (детские сады, школы), а также комплексные центры социального обслуживания. Программы могут быть направлены на определенную категорию детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети из неблагополучных семей).

Также органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями принимаются соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Так, ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрены меры по обеспечению полного цикла производства на территории РФ стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения детей и подростков, гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

На региональном уровне, к примеру, Постановлением правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 г. N 623 «О Региональной стратегии действий в интересах детей в Удмуртской Республике на 2013 — 2017 годы» в рамках Стратегии «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» гарантировано обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

Законом Удмуртской Республики от 5 мая 2006 г. N 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике, предоставляются меры по социальной поддержке в форме бесплатной выдачи лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (фельдшеров), для детей до достижения ими возраста 6 лет и 6 месяцев. Указанным Законом осуществление меры по бесплатной выдаче лекарств передано органам местного самоуправления.

  1. В целях охраны здоровья для детей создаются и развиваются медицинские учреждения определенного назначения: детские поликлиники, детские больницы, детские стоматологии, детские центры неврологии, детские санатории-профилактории и др. Данные учреждения оборудуются и комплектуются с учетом особенностей оказания медицинской помощи детям. Они предусматривают возможность пребывания родителей с детьми, наличие специальной мебели (пеленальные столики, кроватки, детские столики и пр.), специального медицинского оборудования, комплектование штата работников, с учетом необходимости организации отдыха, обучения, оздоровления детей. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, должны обеспечивать благоприятные условия для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, содержать социальную инфраструктуру.

Создание и развитие детских медицинских учреждений возложено на государственные органы федеральной и региональной власти в соответствии с их полномочиями.

 

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

 

Комментарий к статье 8

 

Социальная защищенность в понимании настоящей статьи представляет собой обеспеченность гражданина, утратившего здоровье, комплексом социальных мер разнопланового характера, направленных на поддержку со стороны государства. Действующим законодательством предусмотрены следующие гарантии гражданам, утратившим здоровье в зависимости от возможности восстановления здоровья и степени трудоспособности:

1) социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования.

Порядок, условия назначения и размер социального обеспечения зависят от наличия у гражданина, утратившего здоровье, инвалидности, а также от ее группы.

Если заболевание носит временный характер, гражданин получает пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Данные отношения регулируются ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии с данным Законом возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, производится путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В сложившейся практике встречаются случаи, когда граждане отстаивают свои права, предусмотренные комментируемой статьей, в судебном порядке. Например, Определением Пермского краевого суда от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-8386 удовлетворено требование о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку истец относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе предоставление путевки. Наличие медицинских показаний к этому подтверждается представленной справкой, а право на получение такой путевки предусмотрено действующим законодательством;

2) определение потребности гражданина в социальной защите, реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

Одним из основных направлений социальной защиты является социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

В сфере социального обслуживания инвалидов действует Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. При этом следует отметить, что с 1 января 2015 года взамен указанного вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Реабилитация граждан, утративших здоровье, включает в себя социальную и медицинскую реабилитацию:

медицинская реабилитация — это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов (ст. 40 комментируемого Закона);

социальная реабилитация включает в себя комплекс мер социального характера, направленных на адаптацию выздоравливающего человека к социальным общественным процессам, восстановление его способности самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность, быть активным участником общественной жизни.

На правовом уровне более детально регламентированы условия реабилитации инвалидов. Согласно ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Необходимые реабилитационные мероприятия, услуги, предоставление технических средств оказываются на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.

 

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 9

 

  1. Принцип ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья является гарантией обеспечения прав граждан на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, поддержание долголетней активной жизни, предоставление медицинской помощи.

Статья регламентирует, что деятельность в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья должна осуществляться во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Взаимодействие происходит с учетом полномочий, возложенных на органы федеральной власти, органы власти субъектов, РФ, органы местного самоуправления и подведомственностью медицинских учреждений. По сути, исходя из понимания комментируемой статьи, такое взаимодействие включает в себя контроль за деятельностью указанных субъектов правоотношений в сфере охраны здоровья граждан за соблюдением прав граждан.

  1. Ответственность — мера реагирования на нарушение законодательной нормы. В контексте рассматриваемых отношений к ответственности привлекаются специальные субъекты — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица организаций, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья граждан. В зависимости от вида правонарушения на них может быть возложена административная или гражданская ответственность. Должностные лица организации помимо данных видов ответственности могут нести дисциплинарную и уголовную ответственность (подробнее об ответственности в сфере охраны здоровья см. комментарий к ст. 98).

 

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

 

Комментарий к статье 10

 

Доступность медицинской помощи — оценочная категория, которой определяется степень возможности пациента воспользоваться ей. При этом учитываются такие составляющие, как время, необходимое для получения медицинской помощи, транспортная доступность до медицинского учреждения, возможность получения определенной медицинской услуги в медицинских учреждениях по месту жительства, бесплатность необходимой медицинской помощи, наличие медицинского оборудования и многое другое.

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (ст. 2 комментируемого Закона).

Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» закреплены критерии доступности и качества медицинской помощи.

Комментируемая статья устанавливает меры обеспечения доступности и качества медицинской помощи:

1) организация оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

Отметим, что авторы законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» М. Берулава и В. Шудегов считают данную формулировку слишком узкой и предлагают изменить ее следующим образом: «пациент вправе выбрать любую медицинскую организацию на территории Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или месту обращения» <2>.

———————————

<2> Депутаты правят закон об охране здоровья // Российская газета. 25.02.2013. http://www.rg.ru/2013/02/25/zdorovie-site.html.

 

Данный принцип тесно взаимосвязан с принципом выбора лечащего врача и медицинской организации.

Пример: женщина, инвалид 1 группы по зрению, обжаловала в суде отказ главного врача поликлиники продолжать ее обслуживание в ГБУЗ ОКБ N 3. Представитель ответчика пояснил в суде, что обследование истицы в их поликлинике нарушает территориальный принцип, а также сослался на недостаточную укомплектованность штатов участковых врачей-терапевтов и превышение плановой численности обслуживаемого населения. Суд удовлетворил требование истицы, указав, что согласно российскому законодательству доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются не только по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, но возможностью выбора медицинской организации и врача <3>;

———————————

<3> Суд обязал челябинскую поликлинику обслуживать пациентку не по месту жительства // Информационное агентство «Мега-Урал». 17.05.2013. http://mega-u.ru/node/27645.

 

2) наличие необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации.

Штат работников формируется непосредственно медицинским учреждением с учетом фонда оплаты труда и утверждается учредителем. При формировании штата должны учитываться такие показатели, как количество обслуживаемого населения, количество обратившихся за медицинской помощью в предыдущих отчетных периодах и пр. Принимаемые на работу специалисты должны иметь соответствующую квалификацию;

3) возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом.

Статья 21 Закона предусматривает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 406н, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 770 (подробнее о выборе врача и медицинской организации см. комментарий к ст. 21);

4) применение порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи разрабатываются и утверждаются Минздравом РФ на основании Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608. Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным видам медицинской помощи с учетом ее специфики по отдельным заболеваниям. В частности, в настоящее время действуют следующие акты Минздрава РФ:

— Приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»;

— Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»;

— Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия»;

— Приказ Минздрава России от 01 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» и другие.

Для каждого вида медицинской помощи устанавливаются стандарты медицинской помощи при конкретных заболеваниях, которые включают перечень диагностических и лечебных медицинских услуг, с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.), перечень компонентов крови и препаратов, лечебного питания, с указанием количества и частоты их использования (объем медицинской помощи).

Право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных Минздравом РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи осуществляется Росздравнадзором. В осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи на конкретной территории также участвуют соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Контроль осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 декабря 2006 г. N 905 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи».

Стандарты приводятся по классам заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) (принята 43-ей Всемирной ассамблеей здравоохранения);

5) предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932.

Подробнее о федеральной и территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи см. комментарий к ст. ст. 80 и 81;

6) установление в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

Полномочиями по установлению таких требований обладает Минздрав России в соответствии с п. 5.2.8 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608;

7) транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Требования к размещению и территории медицинских организаций установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58.

Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

При соблюдении требований к размещению медицинской организацией, муниципалитетами должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие населению, в том числе инвалидам и людям с ограниченными возможностями, возможности беспрепятственно добраться до них общественным транспортом, либо оборудованы подъезды к учреждению на личном транспорте со стоянкой или парковочными местами для пациентов на прилегающей территории;

8) возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Здесь речь идет о соответствующем материальном и организационном обеспечении деятельности медицинских работников.

В соответствии с Приказом Росздравнадзора от 01 апреля 2013 г. N 1128-Пр/13 «Об утверждении положений об Управлении организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению и отделах Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению» отдел государственного контроля за соблюдением прав граждан по доступности и качеству оказания медицинской помощи осуществляет на основе действующего законодательства РФ государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе участвует в работе по переработке нормативных правовых актов, регламентирующих государственный контроль за соблюдением прав граждан по доступности и качеству медицинской помощи, участвует в подготовке предложений о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие доступность и качество оказания медицинской помощи населению, осуществляет подготовку заключений и аналитических материалов по результатам исполнения государственной функции по соблюдению прав граждан по доступности и качеству оказания медицинской помощи.

Например, руководствуясь комментируемой нормой, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 10 января 2013 г. N 15АП-14593/2012 по делу N А53-14314/2012 оставил без изменения решение о признании недействительным муниципального контракта на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенного между ОАО «Ростелеком» и МБУЗ «Центральная городская больница». Как следует из материалов дела, доступ граждан к получению своевременной и качественной медицинской помощи в медицинской организации по их выбору, в том числе посредством пользования услугами телефонной связи с выбранным врачом, а также возможность беспрепятственного бесплатного использования медицинским работником средств связи с пациентом ограничен только в случаях, установленных законом. В оспариваемых пунктах вышеуказанного муниципального контракта установлены дополнительные основания для приостановления оказания услуг телефонной связи, что, по мнению истца, является нарушением действующего законодательства.

 

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

 

Комментарий к статье 11

 

  1. Статья устанавливает гарантии оказания медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи может привести к тяжелым последствиям для здоровья и жизни человека. В связи с этим отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932.

Порядок и условия оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи регламентированы главой 10 Закона (см. комментарий к ст. ст. 80 и 81).

В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:

1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;

3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

  1. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно и не зависит от порядка и условий, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в ее оказании не допускается.

Экстренная форма оказания медицинской помощи — это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (ст. 32 комментируемого Закона). Она требует незамедлительного принятия мер для сохранения жизни.

Комментируемая норма более чем оправдывает себя, поскольку выступает гарантом сохранения жизни человека, что является бесспорным приоритетом с точки зрения как морали, так и права.

  1. За отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой Программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации, за отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме или несвоевременность в оказании такой помощи медицинские организации и медицинские работники несут ответственность.

Медицинские работники несут уголовную ответственность в соответствии со ст. 124 УК РФ — неоказание помощи больному.

В зависимости от характера правонарушения медицинские организации и медицинские работники подлежат гражданской ответственности в соответствии с главой 59 ГК РФ. Гражданин, чье право нарушено, либо его родственники могут требовать возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также компенсации морального вреда.

Например, Апелляционным определением Московского городского суда от 4 июня 2013 г. по делу N 11-16928/2013 установлено, что в удовлетворении исковых требований об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания отказано правомерно, поскольку истец не отрицал факт не оказания медицинской помощи, тем самым он нарушил нормы комментируемой статьи, в соответствии с которой отказ в оказании медицинской помощи медицинскими работниками не допускается.

 

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 12

 

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя: формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ст. 2 комментируемого Закона).

Комментируемая статья предусматривает пути, обеспечивающие приоритет профилактических мероприятий перед другими мерами, осуществляемыми субъектами правоотношений в сфере охраны здоровья. Приоритетные мероприятия в данном направлении позволяют с минимальными затратами человеческих, материальных, временных и иных ресурсов обеспечить поддержание здоровья населения, предупредить возникновение заболеваний.

Предусматриваются следующие меры реализации принципа приоритета профилактики в сфере охраны здоровья:

1) разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588.

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294, содержит в себе подпрограмму 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи», предусматривающую ряд мероприятий, направленных на осуществление профилактических мер.

На уровне регионов и муниципалитетов разрабатываются региональные и муниципальные программы соответствующей направленности;

2) осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно ст. 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий осуществляются в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Для этого должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними.

Мероприятия по предупреждению и раннему выявлению заболеваний и борьбе с ними носят разноплановый характер.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрен ряд таких мероприятий: санитарная охрана территории РФ, профилактические прививки, медицинское наблюдение и лабораторный контроль за больными инфекционными заболеваниями, объявление карантина, производственный контроль и пр.

Следует отметить, что Перечень социально значимых заболеваний, а также Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715.

В целях проведения мероприятий, названных в комментируемом пункте статьи, принимаются соответствующие государственные программы. В частности, можно назвать областную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2012 — 2014 годы, утвержденную Постановлением правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. N 390-П;

4) проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее — медицинские осмотры) (ст. 34 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При вредных и (или) опасных производственных факторах и работах проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Перечень таких факторов, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Порядок проведения диспансерного наблюдения утвержден Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1344н.

Подробнее о медицинских осмотрах и диспансеризации см. комментарий к ст. 46;

5) осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В процессе обучения и трудовой деятельности в целях сохранения здоровья и жизни граждан проводится гигиеническое воспитание и обучение. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Статьей 36 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

— при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

 

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

 

Комментарий к статье 13

 

  1. Врачебная тайна — это неразглашение сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении. Обязанность не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну, лежит прежде всего на медицинских работниках. Однако комментируемая статья шире определяет этот круг. Помимо этого статьей предусмотрено, что лица, которые в силу своих трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, а также в процессе обучения обладают сведениями, составляющими врачебную тайну, также обязаны хранить ее.
  2. Комментируемая статья предусматривает случаи, когда врачебная тайна подлежит разглашению:

— во-первых, разглашение допускается с письменного согласия самого гражданина (его законного представителя);

— во-вторых, разглашение врачебной тайны допускается без согласия пациента (его законного представителя) в строго регламентированных комментируемой статьей случаях.

Законный представитель — лицо, уполномоченное представлять интересы физического лица в силу закона. Интересы пациента представляет законный представитель в случае, если пациент является несовершеннолетним или недееспособным. Интересы несовершеннолетнего представляют его родители (один из родителей), опекуны или попечители. Если несовершеннолетний остался без попечения родителей и опека (попечительство) над ним не назначена, законными представителями выступают органы опеки и попечительства. Если несовершеннолетний содержится в приюте, интернате или ином детском воспитательном учреждении, его интересы будут представлять соответствующие учреждения. Интересы недееспособного гражданина представляет его опекун, назначенный судом.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в следующих целях:

— для медицинского обследования и лечения пациента;

— для проведения научных исследований;

— для опубликования исследований в научных изданиях;

— для использования в учебном процессе;

— в иных целях.

Список имеет открытый характер, поскольку пациент сам принимает решение о разглашении сведений о состоянии его здоровья и диагнозе, методах лечения, использованных при лечении, и пр. Стоит отметить, что должна быть соблюдена письменная форма согласия гражданина на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Без согласия гражданина (или его законного представителя) предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается в строго определенных комментируемым законом случаях:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона.

Указанный пункт предусматривает, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство, а также несовершеннолетних больных наркоманией при оказании им наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения, за исключением случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, обязаны предпринимать меры и выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Естественно, что при реализации таких мер, направленных на сохранение здоровья граждан, сохранение сведений о состоянии здоровья заболевшего не всегда возможно. Однако, учитывая возможные масштабы развития заболевания, такие меры оправдывают себя;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Данное положение обеспечивает проведение расследований органов дознания и следствия и судебное разбирательство, а также осуществление органами уголовно-исполнительной системы контроля за осужденными и призвано обеспечивать государственный порядок.

Например, комментируемая норма использована при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты по делу о прекращении действия права на управление транспортным средством. Определением Московского городского суда от 24 декабря 2013 г. N 4г/7-12442/13 в передаче для рассмотрения в суде кассационной инстанции отказано, поскольку ответчик страдает заболеванием, препятствующим управлению транспортными средствами, и документ о годности к управлению транспортными средствами ему в установленном порядке не выдавался.

В частности, право истребовать информацию, содержащую персональные данные пациентов медицинских организаций, относящуюся к их персональным данным, имеют сотрудники полиции (см. ст. 13 ФЗ «О полиции»), Следственного комитета (ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ). Статья 57 ГПК РФ устанавливает право суда запрашивать необходимую для рассмотрения дела информацию по ходатайству сторон;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя.

Настоящий пункт предусматривает случаи предоставления информации для одного из родителей (законного представителя) при оказании наркологической помощи несовершеннолетнему больному наркоманией или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) и при оказании медицинской помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, не достигшим возраста старше 16 лет, и иным несовершеннолетним, не достигшим возраста старше 15 лет;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 79 Закона информирование органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, является обязанностью медицинской организации. Такое информирование осуществляется в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 565н (см. комментарий к ст. 79);

6) в целях проведения ВВЭ по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Порядок проведения ВВЭ регулируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. N 565;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Порядок и субъекты расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяются ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также ТК РФ.

Согласно п. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований о персональных данных.

Медицинские организации осуществляют обмен информацией в соответствии с положениями ФЗ «О персональных данных». В частности, ст. 10 указанного Закона определяет, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением ряда случаев. Одним из таких случаев является обработка персональных данных в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Порядок сбора и предоставления информации, в частности, составляющей врачебную тайну, в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС»;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с комментируемым Законом.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в соответствии со ст. 87 комментируемого Закона (см. комментарий к ней).

Особенности проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности предполагают проверку сведений, составляющих врачебную тайну, без чего контроль сам по себе невозможен.

Конституционность комментируемой нормы была оспорена в судебном порядке, однако жалоба не была принята к рассмотрению, о чем вынесено Определение Конституционного суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1333-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скипакевича Игоря Самуиловича на нарушение его конституционных прав пунктом 10 части 4 статьи 13, пунктом 5 статьи 78, статьями 87 и 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, в указанном Определении отмечается, что оспариваемые положения комментируемого Закона направлены на обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе установленных стандартов ее оказания, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code