Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ,
от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ,
от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ,
от 21.07.2014 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ,
от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ,
от 22.10.2014 N 314-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ,
от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ,
от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 08.03.2015 N 33-ФЗ,
от 08.03.2015 N 55-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ,
от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ,
от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,
от 13.07.2015 N 271-ФЗ, от 14.12.2015 N 374-ФЗ,
от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ,
от 26.04.2016 N 112-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

  1. Комментируемая статья носит обобщающий характер и определяет предмет регулирования Закона, которым являются правоотношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан. Данный предмет аккумулирует в себе несколько аспектов, в том числе правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности граждан, медицинских работников и медицинских организаций; полномочия и ответственность органов власти и т.д.

Говоря о предмете в сфере охраны здоровья, как системе правоотношений, необходимо отметить, что все его составляющие направлены на укрепление российского здравоохранения, как одной из важнейших задач развития общества и государства в целом. Эффективное решение данной задачи во многом зависит от уровня развития законодательства в данной области.

Под правовыми основами понимается комплекс законодательства, которое регулирует и регламентирует вопросы охраны здоровья граждан, в том числе Основной Закон страны — Конституция РФ, комментируемый Закон и иные законодательные акты РФ и субъектов РФ, принимаемые по вопросам здравоохранения.

Организационные основы охраны здоровья граждан регламентируют четкое распределение полномочий в данной сфере между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья, то есть по уровням государственной власти. Указанное распределение полномочий установлено в главе 3 комментируемого Закона.

Экономические основы охраны здоровья граждан определяют источники финансирования и финансовое обеспечение в указанной области. Необходимо отметить, что экономическое регулирование играет одну из важнейших ролей в области решения проблем обеспечения и охраны здоровья граждан и населения в целом. От экономического состояния медицины зависит в том числе и уровень здоровья населения, показатели по многим видам заболеваемости, продолжительность жизни, показатели смертности и рождаемости и т.д.

Поскольку в современном мире здоровье граждан рассматривают не только как социальную, но и как экономическую категорию, существует тесная взаимосвязь между состоянием здоровья населения и ростом затрат на охрану труда и охрану окружающей среды. В связи с этим актуальными являются проблемы цены охраны здоровья, расчета потенциала здравоохранения и определение эффективности его функционирования в современных условиях.

Основной причиной роста расходов на здравоохранение является возрастание потребности населения в различных видах медицинской помощи. Это обусловлено, во-первых, увеличением численности населения, во-вторых, возрастающей тенденцией старения населения, в-третьих, изменением характера заболеваний и появлением новых видов заболеваний.

  1. Второй составляющей предмета, который изучается комментируемым Законом, являются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав. Обязанностью государства является обеспечение гражданам охраны здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Кроме того, государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, в ст. 25 устанавливает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, вступивший в силу 3 января 1976 года, также провозглашает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Статьей 12 данного международного документа установлены меры, которые должны быть предприняты государствами, участвующими в данном соглашении для реализации и обеспечения данного права, каковыми являются обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьба с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Право на охрану здоровья в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

К правам гражданина в области охраны здоровья, как пациента, относятся право на выбор врача и выбор медицинской организации, право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; право на получение консультаций врачей-специалистов; право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, и т.д.

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья также конкретизированы в статьях Закона. Так, право на охрану здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работников, занятых на отдельных видах работ (педагогическая, судебная деятельность; работа на железнодорожном транспорте, непосредственно связанная с движением поездов; деятельность, связанная с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, и т.д.), установлено ст. 24 комментируемого Закона.

Права на охрану здоровья военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу, и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, установлены ст. 25 Закона.

Право на получение медицинской помощи лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, установлено ст. 26 комментируемого Закона.

Правоотношения в любой области права характеризуются тем, что у каждой стороны правоотношения имеются права и обязанности. Основной обязанностью граждан в области охраны здоровья является забота о своем здоровье. Граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, например туберкулезом, обязаны проходить медицинское обследование и лечение. Так, ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больные туберкулезом, обязаны проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.

Также в обязанности граждан, находящихся на лечении, входит соблюдение режима лечения, в том числе определенного на период их временной нетрудоспособности, и правил поведения пациента в медицинских организациях.

  1. Третьей составляющей частью предмета, регламентированного комментируемым Законом, является его организационная основа, то есть полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, установленные в главе 3.
  2. Следующими категориями, которые регламентированы комментируемым Законом, являются права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, а также права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Под медицинской организацией в общем смысле понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области охраны здоровья граждан, оказывающие медицинские услуги и медицинскую помощь гражданам путем изучения состояния, диагностики, лечения, профилактики. Права и обязанности медицинских организаций регламентированы в ст. 78 и 79 комментируемого Закона.

Медицинскими работниками являются лица, которые имеют медицинское или иное образование, работают в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности, либо физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, непосредственно осуществляющими медицинскую деятельность.

В ст. 69 комментируемого Закона уточнено, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Фармацевтическими работниками являются лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Также право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Кроме того, медицинскую деятельность вправе осуществлять педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

При этом следует учесть, что согласно ч. 4 ст. 69 лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code