Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

Настоящая статья определяет круг общественных отношений, которые затрагиваются действием комментируемого Закона, — предмет его правового регулирования. Рассмотрим структуру обозначенных комментируемой статьей правоотношений.

  1. Субъекты правоотношений:

— человек и гражданин. Это центральная фигура правоотношений в сфере охраны здоровья. Все правовое регулирование направлено на сохранение жизни и здоровья отдельного индивида. Здоровье каждого человека в совокупности определяет здоровье населения того или иного региона, а в целом общества и нации;

— отдельные группы населения. Речь идет об особых категориях населения, таких как дети, беременные и кормящие женщины, инвалиды, люди, занятые на производстве с особыми, вредными условиями труда, и пр. Каждая из данных категорий требует к себе особого внимания в сфере охраны здоровья, применения различных мер социально-медицинского характера;

— органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Органы власти в данных правоотношениях являются гарантами, обеспечивающими права населения, их отдельных групп и граждан в сфере охраны здоровья, реализующими соответствующие государственные меры. Учитывая особенности структуры власти в Российской Федерации, каждая из ветвей власти наделена своими, закрепленными законом, полномочиями. Передача таких полномочий от органов федеральной власти региональным властям, а также от органов власти субъектов федерации органам местного самоуправления осуществляется в строго регламентированном законодательством порядке с передачей финансовых и материальных средств для осуществления переданных полномочий;

— медицинские организации, иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. Это субъекты, непосредственно осуществляющие медицинские функции. Их деятельность направлена на профилактику, предупреждение заболеваний, оказание медицинской помощи и пр. К иным организациям можно отнести организации, деятельность которых тесно связана с оказанием медицинской помощи населению (фармацевтические организации, страховые компании и пр.);

— медицинские работники и фармацевтические работники. Комментируемый Закон регламентирует права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, закрепляет за ними социальные гарантии.

  1. Объекты правоотношений.

Основным и главным объектом данных правоотношений является здоровье как отдельного индивида, так и общества в целом. Понятие здоровья дается в ст. 2 комментируемого Закона и определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Категория здоровья — одна из особо важных во всей системе правового регулирования. Она затрагивает такие аспекты, как сохранение жизни человека, социальное благополучие. Утрата отдельных функций организма человека ведет его к социальной дезадаптации, утрате трудоспособности и, как следствие, низкому уровню жизни. Поддержание жизни, особенно близких людей, здоровое физическое и моральное состояние человека — это главные составляющие всех сфер жизнедеятельности человека. Очевидно, что правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья является особо значимым.

  1. Действия субъектов правоотношений.

Разнообразие субъектов отношений в сфере охраны здоровья говорит о многообразии их действий. По одну сторону регулируемых комментируемым Законом связей находится право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, гарантированное Конституцией РФ. С другой стороны, органами государственной власти и местного самоуправления должно быть обеспечено финансирование программ охраны и укрепления здоровья населения, они должны принимать меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Медицинские организации, в свою очередь, проводят непосредственную работу с населением, реализуют соответствующие программы, оказывают медицинскую помощь, осуществляют иную деятельность, направленную на сохранение здоровья граждан. Комментируемым Законом регулируется широкий перечень отношений в области охраны здоровья граждан (см. комментарий к последующим статьям).

  1. Социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения отношений.

Событий и обстоятельств, являющихся причинами возникновения правоотношений в сфере охраны здоровья, может быть достаточно много. В зависимости от конкретного вида отношений между субъектами можно выделить следующие факты: заболевание, несчастный случай, производственная травма, смерть, реализация мероприятий, предусмотренных программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также программами, направленными на профилактику отдельных видов заболеваний (туберкулеза, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, и др.), занятость на работах с вредными и опасными условиями труда, беременность, рождение ребенка, эпидемия, чрезвычайные ситуации и пр. Аналогично можно отметить факты, прекращающие отношения между субъектами в сфере охраны здоровья: выздоровление, восстановление утраченных функций организма и пр.

Учитывая, что предмет правового регулирования является основным критерием для разделения права на отрасли и институты, можно твердо говорить, что правоотношения в сфере охраны здоровья являются отдельным правовым институтом. Комментируемый Закон охватывает значительную сферу общественных отношений, тесно связанных с сохранением главной ценности государства — жизни и здоровья каждого человека и гражданина. Конституцией РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сохранение жизни и здоровья человека является первоначальной, основной гарантией государства.

Комментируемый Закон, несмотря на то, что находится в иерархии нормативно-правовых актов на одном уровне с другими федеральными законами, закрепляет основополагающие нормы в регулировании правоотношений в сфере охраны здоровья. Другие законы конкретизируют и уточняют содержащиеся в нем нормы (см. комментарий к ст. 2). Данные федеральные законы, подзаконные нормативные акты любого уровня власти в совокупности с комментируемым Законом образуют отдельный правовой институт в сфере правового регулирования охраны здоровья граждан.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 2

 

Комментируемая статья на законодательном уровне закрепляет основные понятия в сфере охраны здоровья граждан. Остановимся на каждом понятии более подробно.

  1. Здоровье.

Законодатель определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Согласно данному понятию, здоровье человека определяется тремя признаками:

— благополучие человека в физическом, психическом и социальном аспекте. Эти три сферы тесно связаны между собой. Если человек в силу физического состояния прикован к постели, страдают и две другие сферы — психическая и социальная. В первой из них происходят значительные изменения, человек воспринимает себя ущербным, неспособным к элементарным действиям, психика подавлена, развиваются депрессивные состояния. Физическое и психическое неблагополучие, как в совокупности, так и каждое по отдельности, дезадаптирует человека в общественной жизни. Он не может полноценно вступать в отношения с другими людьми, порядок и склад его жизни нарушены, отличны от жизни других людей. Такой человек не может пользоваться теми благами, которыми свободно пользуются другие члены общества или которые имеют возможность достичь этих благ своими силами;

— отсутствие заболеваний. Понятие «заболевание» также закрепляется в комментируемой статье (см. ниже). Отсутствие заболеваний как фактор определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека;

— отсутствие расстройства функций органов и систем организма. Если заболевание — это состояние человека, приобретаемое в процессе жизнедеятельности под влиянием патогенных факторов, то расстройство функций органов и систем организма чаще говорит о врожденных дефектах. Отсутствие или снижение слуха или зрения говорит о полном или частичном расстройстве функции соответствующего органа чувств. В медицине существуют определенные показатели, при наличии которых медицинские работники могут говорить о нормальном функционировании организма.

  1. Охрана здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан представляет собой систему мер многопланового характера, осуществляемых субъектами правоотношений в данной сфере и направленных на определенные цели. Понятие содержит в себе перечень видов принимаемых мер, субъектов, на которых лежит обязанность реализовать указанные меры, и целей, на которые эти меры направлены.

Система подразумевает под собой тесное взаимодействие и взаимосвязанность всех перечисленных составляющих, что дает возможность в полной мере достичь поставленных целей. Система включает в себя меры многопланового характера: политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического). Мера в понимании смысла анализируемого понятия — это совокупность средств и действий, направленных на достижение определенных результатов.

Меры политического характера представляют собой действия органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, направленные, в частности, на разработку определенных программ в сфере охраны здоровья граждан, выдачу рекомендаций подотчетным органам и учреждениям, реализующим установленное направление политики в части здравоохранения.

Экономические меры направлены на финансирование деятельности медицинских учреждений, формирование и развитие их материальной базы, предоставление льгот и компенсаций врачам и медицинским работникам, финансирование бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам, финансирование программ и пр.

Правовые меры представляют собой разработку и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья, изменение правовых норм.

Социальные меры направлены на создание условий для определенных категорий граждан, способствующих их адаптации в общественной жизни, на регулирование деятельности социальных учреждений, социальную поддержку и помощь временного или постоянного характера.

Меры научного характера представляют собой разработку и внедрение в практику инновационных медицинских методик, медицинской техники и оборудования, создание новых лекарственных средств и пр.

Медицинские и санитарно-эпидемиологические меры — это непосредственно оказание медицинской помощи населению, профилактика и предупреждение заболеваний, предупреждение эпидемий и т.д.

Комментируемое понятие определяет круг лиц, осуществляющих вышеперечисленные меры, включая органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, их должностных лиц и иных лиц, а также граждан. По сути, осуществление мер в сфере охраны здоровья граждан проводится всеми субъектами правоотношений, описанных в комментарии к ст. 1 (см. выше).

К целям охраны здоровья граждан, на которые должна быть направлена вся система мер, законодатель относит профилактику заболеваний, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи. Как видим, основной акцент делается на профилактике и предупреждении заболеваний. Естественно, что профилактический метод более эффективен, требует меньше финансовых, материальных и человеческих ресурсов, рационален и более отвечает интересам и требованиям граждан.

  1. Медицинская помощь, медицинская услуга, медицинское вмешательство.

Данные понятия тесно переплетаются между собой.

Согласно ст. 2 комментируемого Закона под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. По сути, медицинская услуга заключается в каком-либо профессиональном действии, направленном на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом) в той или иной форме.

Медицинское вмешательство — это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Таким образом, медицинское вмешательство — медицинские манипуляции, затрагивающие физическое или психическое состояние человека. Данное понятие введено впервые в законодательстве об основах охраны здоровья, хотя термин употреблялся и в ранее действующем законодательстве. От правильной трактовки этого понятия зависят многие юридически значимые действия врача, сопровождающие данное действие.

Согласно судебной практике отсутствие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство квалифицируется как нарушение прав пациента и может вызывать меры прокурорского реагирования, а также вынесение судебных постановлений о взыскании с лечебного учреждения компенсации морального вреда.

Так, например, решением Ленинского районного суда г. Перми от 17 марта 2009 г. по иску гражданки В. к Пермской краевой клинической больнице в пользу истицы было взыскано 1000 руб. компенсации морального вреда только за то, что в добровольном информированном согласии на косметологическое медицинское вмешательство (введение препарата «Диспорт») отсутствовало указание на такой его известный побочный эффект, как временная обездвиженность мышц бровей. Никаких дефектов медицинской услуги, на которые первоначально указывала истица в своем исковом заявлении, судебно-медицинская экспертиза не установила. Тем не менее факт взыскания с краевой больницы 1000 руб. морального вреда повлек автоматическое взыскание и всех произведенных истицей судебных расходов в общей сумме 62000 руб.

Таким образом, из примера видно, что отсутствие одной фразы в листе согласия пациента обернулось большими расходами для больницы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в соответствии с буквальным требованием Закона согласие больного в письменной форме необходимо брать абсолютно на все медицинские манипуляции, которые хотя бы теоретически могут вызвать даже самые незначительные побочные реакции у пациента.

Итак, цель вышеуказанных мероприятий одна — поддержание и/или восстановление здоровья. Поддержание здоровья относится прежде всего к профилактическим мероприятиям. Восстановление здоровья — это собственно лечение, включающее в себя медицинские обследования, диагностику, медицинские манипуляции, осуществляемые медицинскими работниками в отношении пациента. Следует отметить, что медицинское вмешательство может быть направлено не только на восстановление здоровья пациента, к нему же относятся такие меры воздействия, как искусственное прерывание беременности. Таким образом, проведя анализ рассматриваемых понятий, находим некоторую правовую коллизию. Медицинская помощь и медицинские услуги направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и, по сути, представляют собой комплекс медицинских вмешательств.

  1. Профилактика.

Понятие профилактики включает в себя несколько видов профилактических мероприятий:

формирование здорового образа жизни. Такие мероприятия включают в себя проведение тематических бесед и лекций среди школьников, студентов, трудовых коллективов о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков; пропаганду физической культуры, закаливания, здорового питания; издание печатной продукции соответствующей тематики, трансляцию программ по телевидению и радио; организацию в образовательных, социальных, реабилитационных, медицинских, санаторных учреждениях кружков и секций, пропагандирующих здоровый образ жизни, обучение основам правильного питания, режима дня, лечебной физической культуре и пр.;

предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний. Основными мерами здесь являются информирование населения о причинах возникновения заболевания, обучение самостоятельным действиям по их предупреждению. Сюда же можно отнести профилактические прививки, обработку местности специальными препаратами от клещей и грызунов, введение карантина как в отдельных учреждениях, так и в отдельных населенных пунктах, регионах и государстве и пр.;

раннее выявление заболеваний, выявление причин и условий их возникновения и развития. Это довольно важная профилактическая мера, за которую ответственны прежде всего врачи-диагносты, научные работники. Развитие медицинской науки напрямую зависит от развития данного направления. Ранняя диагностика болезни, а тем более выявление причин и условий возникновения той или иной болезни позволяют применить минимум усилий для избавления от заболевания на самой ранней стадии;

устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания является на сегодняшний день немаловажной мерой с учетом состояния окружающей среды, негативных воздействий человека на природу. К примеру, сделанные в советское время захоронения химического оружия сейчас дают о себе знать, воздействуя на окружающую среду, на здоровье человека, воспроизводство здорового поколения. Кроме того, возникают ситуации, когда товаропроизводители, использующие в производстве химические реагенты, не соблюдают нормы и правила захоронения отходов производства. На окружающую среду, помимо этого, воздействует множество вредных факторов, которые оказывают негативное влияние на здоровье населения: выхлопные газы, дым от производств, сточные воды и др. Сохранение здоровой окружающей среды гарантирует чистую воду, здоровую натуральную пищу, чистый воздух — все, что сохраняет жизнедеятельность человека.

  1. Диагностика.

Диагностика представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний. Методы диагностики настолько различны, что не подлежат в полном объеме описанию в анализируемом понятии. К основным методам относятся:

— сбор и анализ жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра. Это первичная диагностика, проводимая врачом при приеме пациента. Данный метод не позволяет в полной мере определить заболевание, и на его основе ставится лишь предварительный диагноз;

— проведение лабораторных исследований. Этот метод включает в себя проведение анализов больного в лабораторных условиях. Исследованию подлежат кровь, экскременты, частицы дермы и пр. На основании полученных данных можно более точно говорить о наличии или отсутствии той или иной болезни, подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз;

— проведение инструментальных исследований. В настоящее время данный метод диагностики достаточно популярен, широко используется в медицине. Разработано и внедрено в практику множество видов диагностического оборудования, инструментов. С их помощью осуществляются УЗИ-диагностика, зондирование, ЭКГ, эндоскопия, энцефалография, флюорография, рентгенография и многое другое;

— проведение патолого-анатомических исследований. Данные исследования проводятся патологоанатомами с применением специальных техник, как правило, для установления причины смерти человека;

— иные исследования.

Проведенная диагностика имеет большое значение для проведения лечения заболевания, позволяет определить вид болезни, выбрать мероприятия по лечению пациента и контролю за осуществлением этих мероприятий.

  1. Лечение.

Лечение представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

  1. Пациент.

Пациентом является человек, обратившийся за оказанием медицинской помощи. Стоит подчеркнуть, что пациентом не обязательно является заболевший человек. В медицинское учреждение может обратиться человек с просьбой провести диагностику организма в профилактических целях, беременная женщина для наблюдения за ее состоянием, гражданин для проведения медицинского осмотра в целях трудоустройства, обучения, получения водительских прав или разрешения на оружие, для осуществления планового медосмотра и пр.

  1. Медицинская деятельность.

Комментируемым Законом понятие медицинской деятельности дается в обобщенном виде, по сути, он перечисляет основные ее виды: проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей, деятельность, связанная с обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Более полно виды медицинской деятельности определены в Положении о лицензировании медицинской деятельности.

Положение в п. 3 устанавливает, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Приложением установлен перечень видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который является закрытым. Никакие иные виды работ (услуг) не могут быть отнесены к медицинской деятельности в целях ее лицензирования.

Законодательством установлены определенные требования для осуществления медицинской деятельности. Прежде всего данная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с обязательным получением лицензии.

  1. Медицинская организация. Фармацевтическая организация.

Комментируемый Закон определяет, что медицинские и фармацевтические организации обладают статусом юридического лица. Определенная организационно-правовая форма за ними не закреплена. Это могут быть как государственные и муниципальные учреждения, так и организации различной формы. Деятельность медицинских и фармацевтических организаций регулируется федеральными законами в зависимости от типа и формы таких организаций. Медицинские организации создаются, как правило, в форме автономного учреждения, руководствуются в своей деятельности ФЗ «Об автономных учреждениях» и работают в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Основным (уставным) видом деятельности медицинской организации является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

В части лицензирования медицинской деятельности неоднократно возникают судебные разбирательства. Например, Апелляционным определением Костромского областного суда от 12 марта 2014 г. по делу N 33-276 установлено, что иск о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, удовлетворен правомерно, так как осуществление медицинской деятельности, связанной с выполнением работ по профилактическим медицинским осмотрам, возможно только при наличии у учреждения здравоохранения лицензии на данный вид медицинской деятельности.

Комментируемым Законом оговаривается, что положения, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Фармацевтические организации осуществляют фармацевтическую деятельность. Это организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации.

К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответственно медицинскую и фармацевтическую деятельность.

  1. Медицинский работник. Фармацевтический работник.

Медицинскими и фармацевтическими работниками являются лица, связанные с медицинской или фармацевтической организацией трудовыми отношениями. Комментируемый Закон устанавливает к ним требование о наличии обязательного специального образования. Медицинский работник непосредственно осуществляет медицинскую деятельность. К нему приравниваются индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие медицинскую деятельность. В обязанности фармацевтического работника входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.

  1. Лечащий врач.

Понятие лечащего врача, данное в комментируемом Законе, на наш взгляд, неполное. В определении прописана основная функция врача. Законодатель не конкретизировал само понятие «врач». Иные нормативные акты также не раскрывают данное понятие. Следует полагать, что врач — это медицинский работник, понятие которого дано выше, который выполняет определенные трудовые функции, а именно организует и непосредственно оказывает пациенту медицинскую помощь в период наблюдения за ним и его лечения.

  1. Заболевание.

Заболевание — это нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма. Таким образом, здесь говорится о тех случаях, когда нормальный порядок деятельности организма, его способность к работе, адаптивные и компенсаторные способности нарушены.

  1. Состояние.

Термин «состояние» понимается как изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи. Таким образом, здесь, в отличие от заболевания, не идет речи о нарушении деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться. Ключевым фактором является необходимость получения медицинской помощи при таких изменениях организма.

  1. Основное заболевание. Сопутствующее заболевание.

Законодателем определены виды заболеваний в зависимости от их влияния на состояние человека. Основное заболевание определяется по следующим критериям:

— само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи;

— является наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью;

— приводит к инвалидности;

— становится причиной смерти.

У основного заболевания возможны осложнения, которые тесно связаны с основным заболеванием, но могут иметь иную, чем основное заболевание, этиологию. Осложнения существенно утяжеляют течение основного заболевания.

Сопутствующее заболевание не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти.

  1. Тяжесть заболевания или состояния.

Тяжесть заболевания или состояния является критерием, определяющим степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленную заболеванием или состоянием либо их осложнениями. Во врачебной практике заболевание имеет несколько степеней тяжести, в зависимости от которой назначается лечение или иные меры медицинского воздействия.

  1. Качество медицинской помощи.

Качество медицинской помощи представляет собой уровневую характеристику оказанной медицинской помощи. Качество определяется по нескольким показателям:

своевременность оказания медицинской помощи. Данный показатель является особенно значимыми при острых заболеваниях, когда требуется экстренная медицинская помощь;

правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи. Методы воздействия на заболевание должны быть выбраны с учетом характера и течения болезни, индивидуальных особенностей организма человека и его общего состояния, наличия сопутствующих заболеваний. Естественно, неправильно выбранный метод может повлечь негативные последствия для пациента. В таком случае говорить о качестве оказанной медицинской помощи не представляется возможным;

степень достижения запланированного результата. О степени достижения запланированного результата может говорить только общее состояние человека, которому оказывалась медицинская помощь. В силу характера заболевания не всегда можно говорить о полном выздоровлении, даже если медицинскими работниками было верно диагностировано заболевание, своевременно оказана помощь, применены верные методы лечения и реабилитации. Врачами при назначении лечения предварительно определяется, какого наилучшего результата они могут достичь в лечении заболевания у конкретного пациента. При этом важно отсутствие побочных эффектов от комплекса медицинских вмешательств, наличие которых в целом определяет состояние человека.

 

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

 

Комментарий к статье 3

 

  1. Комментируемая статья закрепляет иерархическую систему законодательства в сфере охраны здоровья и основные принципы применения содержащихся в них норм.

Конституция РФ как Основной Закон закрепляет главные принципы в сфере охраны здоровья граждан, на которых строится вся система законодательных актов, регулирующих данные отношения. Вся система правового регулирования строится на следующих конституционных принципах:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);

— Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ);

— каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ);

— в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ);

— сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Комментируемый Закон, уже исходя из анализа названия, является основным федеральным законом в сфере охраны здоровья. Он конкретизирует принципы, закрепленные Конституцией, дает основные понятия, содержит в себе нормы, являющиеся фундаментом для правового регулирования отношений между субъектами.

К основным федеральным законам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, относятся: ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и др.

На основе федеральных законов приняты и действуют многие подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня.

Среди правительственных актов можно назвать, в частности: Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», от 2 июня 2008 г. N 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства», от 27 декабря 2012 г. N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», от 8 октября 2012 г. N 1018 «О Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан», от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и др.

Среди актов министерств и ведомств особое место занимают Приказы Министерства здравоохранения РФ, которые непосредственно направлены на регулирование правоотношений в системе здравоохранения, например: от 6 декабря 2012 г. N 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра», от 13 февраля 2013 г. N 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации», от 29 декабря 2012 г. N 1762 «Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и др. В октябре — декабре 2012 года Министерством здравоохранения РФ были разработаны и утверждены порядки оказания медицинской помощи по профилю различных заболеваний, наиболее распространенных среди населения. Например, Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 923н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», Приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. N 910н утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями и т.п.

На региональном уровне также принимаются законы и подзаконные нормативные акты в сфере охраны здоровья в соответствии с установленными комментируемым законом полномочиями органов государственной власти субъектов РФ. Так, в Московской области действует Приказ Минздрава Московской области от 15 мая 2013 г. N 509 «Об установлении региональных стандартов медицинской помощи». В Ленинградской области в целях организации охраны здоровья, обязательного медицинского страхования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения принят областной Закон Ленинградской области от 27 декабря 2013 г. N 106-оз «Об охране здоровья населения Ленинградской области».

Следует заметить, что в судебной практике встречаются случаи признания недействующими отдельных положений нормативных актов регионального уровня. Так, например, Определением Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 г. N 83-АПГ13-7 оставлено без изменения решение Брянского областного суда от 15 апреля 2013 г., которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 173-З «Об охране здоровья населения Брянской области».

Органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты в соответствии с комментируемым Законом, региональными законами, в частности, о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями соответствующего региона в сфере охраны здоровья граждан, а также акты по регулированию деятельности муниципальных учреждений здравоохранения и порядка оплаты и установления гарантий работникам здравоохранения муниципальных учреждений, утверждению прейскуранта платных услуг, оказываемых подведомственными муниципальными учреждениями здравоохранения. Нормативно-правовые акты должны приниматься государственными и муниципальными органами в соответствии с их полномочиями в сфере охраны здоровья (см. комментарий к ст. ст. 1417).

  1. Комментируемый Закон является основополагающим в системе рассматриваемого нами правового института. Исходя из этого, установлены основные принципы применения норм, составляющих нормативно-правовую систему в сфере охраны здоровья граждан:

1) нормам Закона не должны противоречить нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, указах Президента РФ, актах министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб, иных нормативных правовых актах РФ, законах и подзаконных нормативных правовых актах субъектов РФ;

2) в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах РФ, законах и подзаконных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам Закона применяются нормы Закона;

3) издаваемые органами местного самоуправления в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, должны соответствовать Закону и другим нормативно-правовым актам в сфере охраны здоровья, принятым на федеральном и региональном уровнях;

4) в случае если международным договором РФ установлены иные, чем предусмотренные Законом, правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

Закрепленные принципы призваны устранить возможные коллизии между нормами, регулирующими определенные процессы, а также устанавливают единую целостную систему норм в сфере охраны здоровья граждан.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code