Глава 54. ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Статья 460 УПК РФ. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

 

Комментарий к статье 460

 

  1. Запрос о выдаче и прилагаемые к нему документы направляются как на русском языке, так и на официальном языке иностранного государства, в которое они направляются.
  2. Если требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, то запрашиваемое учреждение иностранного государства может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливает срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству направлявшего запрос учреждения Российской Федерации.
  3. Если запрашивающее учреждение Российской Федерации не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемое учреждение иностранного государства должно освободить лицо, взятое под стражу (ст. 59 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  4. Если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или от отбытия наказания и возвратится на территорию Российской Федерации, то по новому запросу оно должно быть выдано без представления материалов, упомянутых в ч. 5 к.с. (ст. 68 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  5. Порядок рассмотрения запроса о выдаче распространяется также на запрос о разрешении на транзитную перевозку по своей территории лиц, выданных одним иностранным государством другому иностранному государству. Российская Федерация разрешает транзитную перевозку таким способом, какой она считает наиболее целесообразным (ст. 70 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  6. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.
  7. См. также комментарий к ст. ст. 152, 360, 462 УПК.

 

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

 

Комментарий к статье 461

 

  1. Закрепленное в ч. 1 к.с. дублирует положения, содержащиеся в ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
  2. Например, в ходатайстве о заключении под стражу и выдаче обвиняемого в совершении преступления, направленном Генеральному прокурору Республики Казахстан, дано описание деяния (совершенного убийства, его мотивов), которое является уголовно наказуемым по уголовному закону Российской Федерации и Республики Казахстан. После экстрадиции лицу первоначально было предъявлено обвинение в совершении убийства. Затем его действия были переквалифицированы, и ему предъявлено обвинение в убийстве и незаконном лишении человека свободы. Привлечение данного обвиняемого к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 127 УК, является незаконным, так как согласие иностранного государства на привлечение его к уголовной ответственности за совершение данного (предусмотренного ч. 1 ст. 127 УК) преступления не получено <2038>.

———————————

<2038> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года.

 

  1. Согласие на задержание, привлечение в качестве обвиняемого и осуждение лица должно быть исполнено в письменной форме, подписано и заверено компетентным должностным лицом иностранного государства.
  2. Под окончанием уголовного судопроизводства понимается вступление в законную силу последнего принятого по делу процессуального решения.
  3. Генеральный прокурор РФ или его заместитель сообщает компетентному органу иностранного государства о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе органа высылается и копия окончательного решения (ст. 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  4. По смыслу ст. 15 УПК, ст. 14 Европейской конвенции о выдаче, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах при рассмотрении жалобы защитника на дополнительное согласие Генеральной прокуратуры РФ на привлечение в запрашивающем государстве ранее выданного лица к уголовной ответственности за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано, такое лицо, не подавшее жалобу, имеет право довести до суда Российской Федерации свою позицию по делу в письменном виде или при наличии возможности с помощью использования систем видеоконференцсвязи.
  5. Международным договором Российской Федерации может быть предусмотрена обязанность запрашивающего государства, являющегося участником такого договора, приложить к запросу о даче соответствующего согласия заявление, сделанное выданным лицом в отношении преступления, в связи с совершением которого направляется запрос (подп. «а» п. 1 ст. 14 Европейской конвенции о выдаче).
  6. При рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела в отношении ранее выданного Российской Федерации лица необходимо иметь в виду, что такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче и совершенное до выдачи, без согласия запрашиваемого государства (ч. 1 к.с.). Однако если в ходе расследования были установлены или изменены квалифицирующие признаки преступления, в связи с совершением которого лицо было выдано Российской Федерации, то дополнительное согласие запрашиваемого государства необходимо получить, если указанные признаки свидетельствуют о совершении лицом до его выдачи другого преступления, например убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК), при условии, что ранее лицо было выдано Российской Федерации в связи с совершением деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК. Указанное согласие также требуется, если вследствие изменения квалификации деяния, в связи с совершением которого лицо было выдано, ухудшается положение такого лица <2039>.

———————————

<2039> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Положения части первой к.с. не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом на территории Российской Федерации после его выдачи.
  2. Срок, о котором идет речь в к.с., исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий к ст. 128 УПК).

 

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 462

 

  1. Компетентный орган иностранного государства сообщает Генеральному прокурору РФ о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе высылается и копия окончательного решения (ст. 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  2. К.с. регламентирует исполнение запроса о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, и не содержит формулировки о точном соответствии уголовного закона иностранного государства уголовному закону РФ, а также требований о необходимости указывать квалифицирующие признаки совершенного этим лицом преступления <2040>.

———————————

<2040> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 11. 2007.

 

  1. Верховный Суд РФ указывает на то, что Российская Федерация может выдать иностранного гражданина либо лицо без гражданства, находящихся на ее территории, для уголовного преследования или исполнения приговора, передать лицо, осужденное судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а также признать приговор суда иностранного государства, которым осужден гражданин Российской Федерации, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания, на основании международного договора Российской Федерации либо принципа взаимности (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК, ч. 1 к.с., ст. 469 и ст. 472 УПК).
  2. Выдача, передача лица иностранному государству, признание приговора суда иностранного государства предусматриваются в двусторонних и многосторонних международных договорах Российской Федерации о выдаче, передаче лиц, осужденных к лишению свободы, о правовой помощи, а также в многосторонних договорах Российской Федерации, регулирующих межгосударственное сотрудничество в сфере борьбы с отдельными видами преступлений (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и другие). В связи с этим суды должны выяснять, является ли соответствующее иностранное государство участником международного договора Российской Федерации.
  3. При применении международного договора Российской Федерации судам следует учитывать положения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
  4. В случае если международный договор Российской Федерации, заключенный с государством — участником Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, содержит иные правила, чем указанная Конвенция, то преимущественной силой обладают положения этой Конвенции при условии, что такие иные правила не связаны с дополнением ее положений или облегчением применения содержащихся в ней принципов (п. 1 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче).
  5. Применение многостороннего международного договора Российской Федерации должно осуществляться с учетом оговорок Российской Федерации, текст которых может содержаться в законе о ратификации международного договора.
  6. При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности (ч. 2 к.с., ст. 469 УПК), в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передаст гражданина Российской Федерации, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации, признает приговор, вынесенный судом Российской Федерации в отношении своего гражданина, для отбывания наказания в данном иностранном государстве. В этом случае процедуры выдачи, передачи лица иностранному государству, признания приговора суда иностранного государства регулируются УПК, иными законами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, касающимися защиты основных прав и свобод человека, например Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
  7. Российская Федерация может выдать лицо иностранному государству, если деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, является наказуемым по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства (ч. 1 к.с.). В то же время несовпадение в описании отдельных признаков состава преступления, в совершении которого обвиняется лицо, либо в юридической квалификации деяния не является основанием для отказа в выдаче, поскольку оцениваться должны фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.
  8. При определении того, является ли деяние наказуемым по уголовному закону Российской Федерации, следует учитывать положения ст. 9 и ст. 10 УК.
  9. Лицо подлежит выдаче, если УК и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки (ч. 3 ст. 1 УПК, п. 1 и п. 2 ч. 3 к.с.).
  10. С целью эффективной защиты прав и свобод, в том числе права на обжалование решения о выдаче, согласно ст. 46 Конституции РФ и ч. 6 к.с. с учетом ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, лицо должно уведомляться о принятом решении с одновременным вручением ему копии указанного решения. Если лицо не владеет или недостаточно владеет русским языком, то указанные документы в соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК подлежат переводу на родной язык такого лица либо на язык, которым оно владеет <2041>.

———————————

<2041> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.
  2. О понятии лица без гражданства см. также комментарий к ст. 3 УПК.
  3. См. также комментарий к ст. ст. 459, 461, 463, 464 УПК.

 

Статья 462.1. Транзитная перевозка выданных лиц

 

Комментарий к статье 462.1

 

  1. Разрешение на транзитную перевозку является аналогом решения о продлении срока заключения под стражу, а не решения об избрании соответствующей меры пресечения. Избирает меру пресечения к лицу компетентный орган иностранного государства. Именно поэтому для констатации законности и обоснованности содержания под стражей лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора, необходимо наличие законного и обоснованного как соответствующего разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителя, так и решения судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу. Причем законность последнего должна подтверждаться выписками из законов, определяющих компетентность органа, принявшего решение о заключении лица под стражу, и необходимыми копиями материалов дела.
  2. Данными материалами по меньшей мере должен располагать Генеральный прокурор РФ или его заместитель, принимающий решение о разрешении транзитной перевозки выданного лица. Искомые материалы должны позволить ему выяснить, наличествуют или нет в данной ситуации обстоятельства, предусмотренные ст. 464 УПК.
  3. При транзитной перевозке воздушным путем разрешение на ее осуществление требуется и в тех случаях, когда во время промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации выданное лицо из самолета не выходило.
  4. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.
  5. О понятии лица без гражданства см. также комментарий к ст. 3 УПК.
  6. См. также комментарий к ст. ст. 459, 462 УПК.

 

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности

 

Комментарий к статье 463

 

  1. Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица может быть обжаловано не только его защитником, но и самим лицом, в отношении которого принято названное решение.
  2. Уведомление о том, что решение о выдаче принято, Генеральный прокурор РФ или его заместитель направляет лицу, в отношении которого оно принято, в письменном виде. Уведомление рекомендуется вручать лицу, в отношении которого оно принято, под роспись. Это облегчит установление момента начала 10-дневного срока, о котором идет речь в к.с.
  3. Необходимо иметь в виду, что рассмотрение и разрешение судами вопросов, связанных с выдачей, передачей лица иностранному государству, признанием приговора суда иностранного государства, осуществляются в открытом судебном заседании с учетом особенностей, предусмотренных в главах 54 и 55 УПК <2042>.

———————————

<2042> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, является несовершеннолетним, в судебном заседании принимает участие законный представитель несовершеннолетнего. Ему может быть предоставлено право обоснования жалобы.
  2. Предусмотренные ст. 51 УПК случаи обязательного участия защитника распространяются и на участие защитника в судебном заседании по проверке законности и обоснованности решения о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора.
  3. При рассмотрении жалобы на решение о выдаче необходимо иметь в виду, что наличие оснований, препятствующих возбуждению уголовного дела или исполнению приговора и, как следствие, влекущих отказ в выдаче согласно п. 4 ч. 1 ст. 464 УПК, должно определяться судом в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В связи с этим не допускается выдача в государство, являющееся участником Европейской конвенции о выдаче, если истекли сроки давности уголовного преследования или отбывания наказания либо по законодательству запрашивающего государства, либо по законодательству Российской Федерации (ст. 10 Европейской конвенции о выдаче).
  4. Уклонение лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства приостанавливает течение сроков давности уголовного преследования либо обвинительного приговора. Об уклонении может свидетельствовать в том числе нарушение лицом меры пресечения, избранной в запрашивающем государстве, если лицу было о ней известно; пересечение лицом государственной границы запрашивающего государства после привлечения к уголовной ответственности с целью скрыться от правоохранительных органов и суда этого государства; несообщение лицом указанным органам и суду информации о своем местонахождении, если установлено, что лицу было известно о его уголовном преследовании в запрашивающем государстве; неисполнение лицом обязанности зарегистрироваться по месту своего пребывания или отсутствие места постоянного пребывания в Российской Федерации.
  5. Рассматривая материалы, связанные с выдачей, следует учитывать, что обязанность обоснования обстоятельств, свидетельствующих об уклонении лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства, возлагается на органы прокуратуры Российской Федерации (ч. 3 к.с.). Суду необходимо проверять доводы лица о том, что оно не скрывалось от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.
  6. В ходе рассмотрения материалов о выдаче вопросы, не урегулированные главой 54 УПК, подлежат разрешению на основании общих положений УПК. Например, при избрании (продлении) меры пресечения, рассмотрении жалобы на решение о выдаче судам следует иметь в виду случаи обязательного участия переводчика и защитника, предусмотренные УПК.
  7. Жалоба на решение о выдаче рассматривается с участием лица, в отношении которого был направлен запрос о выдаче (ч. 4 к.с.). Если указанное лицо скрылось, то жалоба рассматривается без его участия с обязательным участием защитника <2043>.

———————————

<2043> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Отмене подлежит как незаконное, так и необоснованное решение Генерального прокурора РФ или его заместителя.
  2. Жалоба может быть оставлена без удовлетворения, только когда решение о выдаче признано одновременно и законным, и обоснованным.
  3. Вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение лица в компетентные органы с ходатайством о предоставлении ему временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не обусловливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (ст. 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, ст. 33 Конвенции о статусе беженцев, ст. 3 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  4. Рассматривая вопрос об избрании в отношении лица меры пресечения, а также жалобу на решение о выдаче для осуществления уголовного преследования, суд не вправе предрешать вопрос о виновности или невиновности лица, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или Российской Федерацией уже получен указанный запрос (ст. 14 УПК, ч. 6 к.с., п. 2 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В частности, формулировки принимаемых судебных решений не должны свидетельствовать об установленном факте совершения указанным лицом преступления.
  5. Исходя из положений подп. 1 и 2 ч. 3 ст. 462 УПК, ч. 7 к.с., пп. 3 — 6 ч. 1, ч. 2 ст. 464 УПК суд вправе частично признать решение о выдаче законным и обоснованным <2044>.

———————————

<2044> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Суд уведомляет лицо, законность и обоснованность выдачи которого проверялись, о принятом решении, а в случае отмены меры пресечения — и об этом.
  2. Определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе в этом может быть обжаловано лицом, решение в отношении которого проверялось, его защитником и законным представителем, если таковые имеются. На данное решение может быть направлено представление прокурором субъекта Российской Федерации, Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
  3. 10-суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий к ст. 128 УПК).
  4. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 51, 389.1, 461, 464, 472 УПК.

 

Статья 464. Отказ в выдаче лица

 

Комментарий к статье 464

 

  1. Принятие в Российской Федерации либо в запрашивающем или ином государстве акта об амнистии, распространяющегося на преступление, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче, является основанием к отказу в выдаче в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 2 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству — участнику данного Протокола, если в третьем государстве, участвующем в Европейской конвенции о выдаче, по делу данного лица было вынесено окончательное судебное решение и применен акт об амнистии, освобождающий его от наказания в виде лишения свободы. Согласно ст. 4 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года выдача в государство, являющееся участником указанного Протокола, не допускается, если в Российской Федерации в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, был принят акт об амнистии и Российская Федерация обладала компетенцией возбуждать уголовное преследование согласно ст. ст. 11, 12 УК <2045>.

———————————

<2045> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Одним из предусмотренных законом оснований отказа в выдаче может быть то обстоятельство, что запрос поступил на выдачу гражданина Российской Федерации. В этой связи необходимо четко знать, кто и с какого момента является гражданином Российской Федерации.
  2. Согласно ст. 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имевшие на 1 июля 2002 г. гражданство Российской Федерации, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
  3. По общему правилу гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
  4. Исходя из содержания ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
  5. Гражданство Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации или иным основным документом, содержащим указание на гражданство лица. Причем виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, могут быть определены только федеральным законом (ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
  6. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

  1. Условия и основания отказа в выдаче предусматриваются не только в УПК, иных законах, но и в международных договорах Российской Федерации.
  2. Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 4 ст. 12 Федерального закона «О беженцах», ст. 32 и ст. 33 Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, лицо, признанное беженцем или получившее временное убежище, в отношении которого Российской Федерацией получен запрос о выдаче, не может быть выдано запрашивающему государству, которое является государством гражданской принадлежности, обычного местожительства такого лица или любым иным государством, на территории которого имели место обстоятельства, послужившие основанием для предоставления лицу временного убежища или статуса беженца <2046>.

———————————

<2046> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Не допускается выдача лиц, которым предоставлено убежище в Российской Федерации, в связи с возможностью преследований в государстве, откуда поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
  2. Временное и политическое убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства.
  3. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Причем решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
  4. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

  1. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
  2. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

  1. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона «О беженцах»;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 12).

  1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища <2047> (п. 1).

———————————

<2047> См.: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собр. законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3601.

 

  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности либо в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права (п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).
  2. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ (п. 3 Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).
  3. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

— возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

— выезда на жительство в третью страну;

— добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

— приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

  1. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и ФСБ России. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище (п. 6 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).
  2. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
  3. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ (п. 7 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).
  4. Согласно ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского суда по правам человека, ст. 11 Европейской конвенции о выдаче лицо не подлежит выдаче в случае, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и такое государство не предоставит гарантий, которые Российская Федерация сочтет достаточными, что наказание в виде смертной казни не будет приведено в исполнение. Указанными гарантиями могут являться положения законодательства, запрещающие применять смертную казнь в запрашивающем государстве, заверения со стороны правоохранительных либо иных компетентных органов указанного государства, что в случае назначения лицу наказания в виде смертной казни оно не будет приведено в исполнение.
  5. В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года лицо также не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
  6. Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов либо когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
  7. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен в том числе при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения, принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое может подвергнуться бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению или наказанию.
  8. В выдаче лица может быть отказано, когда исключительные обстоятельства свидетельствуют о том, что выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния (ст. 9 УПК, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  9. Разъяснить судам, что по смыслу ст. ст. 7, 15, ч. 3 ст. 463 УПК, к.с., ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст. ст. 3, 11 Европейской конвенции о выдаче при рассмотрении жалобы на решение о выдаче обязанность обоснования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии серьезных оснований полагать, что к лицу могут быть применены наказание в виде смертной казни, пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение либо наказание, а также что лицо может подвергнуться преследованию по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, возлагается на органы прокуратуры Российской Федерации.
  10. Согласно ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств суду необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
  11. В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел РФ о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.). Причем суду следует оценить доводы лица, подлежащего выдаче, с учетом совокупности всех имеющихся доказательств.
  12. Однако оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени может меняться.
  13. Принятие Европейским судом по правам человека обеспечительных судебных мер, которыми властям Российской Федерации предписывается воздержаться от выдачи лица иностранному государству, не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче. Лицо, исходя из положений ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подлежит фактической передаче до отмены Европейским судом по правам человека обеспечительных мер или вступления в силу постановления Европейского суда по правам человека по результатам рассмотрения жалобы, в связи с которой была применена соответствующая обеспечительная мера <2048>.

———————————

<2048> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 20 — 23, 463 УПК.

 

Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

 

Комментарий к статье 465

 

  1. При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории Российской Федерации, а также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе компетентного органа иностранного государства может быть по решению Генерального прокурора РФ передано на время при условии его содержания под стражей и возвращения в установленный срок.
  2. Просьба о передаче на время вышеуказанного лица составляется в соответствии с положениями ч. 4 ст. 460 УПК и должна также содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие этого лица на территории иностранного государства.
  3. Передача на время вышеуказанного лица не производится:

а) если не получено его согласие на такую передачу;

б) в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории Российской Федерации;

в) если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы (ст. 78.1 Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам <2049>).

———————————

<2049> См.: Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2. 1997.

 

  1. Выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через 3 месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях срок может быть продлен (ст. 64 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  2. О понятии лица без гражданства см. также комментарий к ст. 3 УПК.
  3. Об уголовном преследовании см. также содержание и комментарий к ст. ст. 20 — 23 УПК.
  4. См. также комментарий к ст. ст. 24, 459 УПК.

 

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

 

Комментарий к статье 466

 

  1. Прокурор должен немедленно по получению запроса приступить к решению вопроса о необходимости или нет избрания меры пресечения к лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче. Если основания избрания меры пресечения имеются и выдача не может быть произведена, прокурор обязан незамедлительно принять меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, или избранию в отношении его иной меры пресечения.
  2. Лицо, выдача которого требуется, по ходатайству может быть взято под стражу и до получения запроса о выдаче. В ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Ходатайство о взятии под стражу до получения требования о выдаче может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу.
  3. Лицо может быть задержано и без вышеуказанного ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  4. Лицо, взятое под стражу до получения запроса о выдаче, должно быть освобождено, если указанный запрос не поступит в течение 1 месяца со дня взятия под стражу.
  5. Лицо, задержанное в связи с наличием оснований подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу, должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  6. Избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом Российской Федерации уже получен такой запрос, регулируются ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109 УПК и к.с., п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд должен также учитывать положения, предусмотренные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».
  7. При разрешении вопроса об избрании (продлении) меры пресечения в виде заключения под стражу суду необходимо рассмотреть возможность избрания иной меры пресечения, которая должна быть достаточной для обеспечения возможной выдачи лица. Невозможность избрания (продления) в отношении лица иной меры пресечения следует обосновать в постановлении об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо в постановлении о продлении срока указанной меры пресечения (ч. 1 ст. 108 УПК).
  8. Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица избирается (продлевается), если имеются сведения в том числе об уклонении данного лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.
  9. По смыслу ч. 2 ст. 97 УПК, к.с. не могут служить основанием для избрания или продления в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, например, сложность уголовного дела, расследуемого в запрашивающем государстве; отсутствие сведений о наличии трудовой деятельности такого лица; длительная проверка законности и обоснованности выдачи; привлечение лица к административной ответственности; отсутствие оснований для отказа в выдаче; возможное обжалование решения о выдаче; длительное рассмотрение компетентными органами ходатайства о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища; неистечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора согласно законодательству Российской Федерации.
  10. Добровольная явка лица в правоохранительные органы Российской Федерации, наличие у него на иждивении в Российской Федерации семьи, несовершеннолетних детей, места постоянного пребывания в Российской Федерации, тяжелого заболевания могут позволить суду не избирать или не продлевать в отношении данного лица ранее избранную меру пресечения в виде заключения под стражу.
  11. До получения запроса о выдаче мера пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, может быть избрана судом только в случаях, непосредственно предусмотренных международным договором Российской Федерации.
  12. При рассмотрении ходатайства прокурора о заключении лица под стражу до получения запроса о выдаче суд должен убедиться в наличии:

— просьбы о временном задержании, отвечающей требованиям, которые определены в ст. 16 Европейской конвенции о выдаче, если запрашивающее государство является участником указанного международного договора;

— ходатайства о взятии под стражу, которое содержит информацию, предусмотренную в ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, если запрашивающее государство является участником данного международного договора;

— поручения об осуществлении розыска, составленного согласно ст. 61.1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если запрашивающее государство является участником Протокола к этой Конвенции от 28 марта 1997 года;

— других документов, необходимых для заключения лица под стражу либо применения к нему иных мер пресечения до получения запроса о выдаче в соответствии с подлежащими применению международными договорами Российской Федерации.

  1. Согласно ч. 1 ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче не должен превышать одного месяца. Если запрашивающее государство является участником Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, то указанный срок не может превышать сорока дней.
  2. Сроки, на протяжении которых лицо может содержаться под стражей до получения запроса о выдаче, могут также предусматриваться двусторонними международными договорами Российской Федерации. При этом если запрашивающее государство одновременно является участником международного договора Российской Федерации и Европейской конвенции о выдаче, то срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче не должен превышать сорока дней (ст. 28 Европейской конвенции о выдаче).
  3. Указанные выше сроки подлежат учету судами при определении периода времени нахождения лица под стражей до получения запроса о выдаче.
  4. Разъяснить судам, что при отсутствии запроса о выдаче мера пресечения в виде заключения под стражу избирается и в дальнейшем продлевается, в том числе при получении запроса о выдаче, только судом Российской Федерации с указанием, на какой срок и до какой даты избирается (продлевается) данная мера пресечения (ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109 и 128 УПК).
  5. В случае если Российской Федерацией не был получен в срок, предусмотренный международным договором Российской Федерации, надлежащим образом оформленный запрос о выдаче, лицо подлежит освобождению из-под стражи.
  6. Следует иметь в виду, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу лицу, в отношении которого запрос о выдаче поступил без представления решения судебного органа запрашивающего государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускаются лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК <2050>.

———————————

<2050> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. Если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу, то прокурор в соответствии с ч. 2 к.с. вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий двух месяцев с момента задержания (ч. 1 ст. 109 УПК). Продление меры пресечения осуществляется исключительно судом.
  2. Постановление прокурора о заключении лица под стражу может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК.
  3. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Конституции РФ и по смыслу ст. 108 и ст. 109 УПК суд не вправе отказать в рассмотрении ходатайства прокурора об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче с приложением решения судебного органа запрашивающего государства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
  4. Судам следует учитывать, что срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу запрашивающему государству. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в ст. 109 УПК за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче <2051>.

———————————

<2051> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

 

  1. См. также комментарий к ст. ст. 460, 463 УПК.

 

Статья 467. Передача выдаваемого лица

 

Комментарий к статье 467

 

  1. Расходы, связанные с выдачей, несет то государство, на территории которого они возникли, а расходы, связанные с транзитной перевозкой, — государство, обратившееся с ходатайством о такой перевозке (ст. 71 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
  2. 15- (30-) суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий к ст. 128 УПК).
  3. О транзитной перевозке см. комментарий к ст. 460 УПК.

 

Статья 468. Передача предметов

 

Комментарий к статье 468

 

  1. В к.с. говорится о передаче вещественных доказательств. О понятии вещественного доказательства см.: содержание и комментарий к ст. 81 УПК.
  2. Государства, подписавшие Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, обязуются по просьбе передавать друг другу:

а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица в соответствии с настоящей Конвенцией, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом;

б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам.

3. Права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе. После окончания производства по делу эти предметы должны быть безвозмездно возвращены государственному органу Российской Федерации, который их передал (ст. 79 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code