§ 2. ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Этот элемент криминалистической характеристики дает общее представление о характере события.

По характеру события ДТП различают на следующие виды:

• столкновения (когда движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог);

• опрокидывания (происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось);

• наезды на неподвижное препятствие (когда транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет-опора моста, столб, дерево и т.д.);

• наезды на пешеходов (когда транспортное средство наехало на человека или он сам столкнулся с движущимся транспортным средством. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета-доски, бревна; кирпичи и т.д.);

• наезды на мотоциклиста, велосипедиста (когда транспортное средство наехало на мотоциклиста, либо велосипедиста или лица управляющие мотоциклом, велосипедом сами столкнулись с движущимся транспортным средством);

• прочие происшествия к которым можно отнести сход трамваев с рельсов, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, выпадение пассажиров из движущегося транспортное средства и прочие происшествия, которые не вошли в вышеперечисленные’.

‘ Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. — М.: 1989. С.111.

Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделены несколько групп. Наиболее часто встречающиеся в практике расследования виды ДТП — наезды на пешехода и столкновения транспортных средств, могут быть представлены следующими группами:

Наезды на пешехода:

• наезд с ударом потерпевшего;

• наезд с отбрасыванием;

• наезд с ударом и протаскиванием;

• наезд с ударом и переездом колесами транспортного средства;

Наезды с ударом и отбрасыванием потерпевшего чаще всего встречаются при движении транспортного средства на больших скоростях,

Наезды с ударом и протаскиванием — при торможении автомобиля в начальный период и увеличении скорости в последующем.

Наезд с ударом и переездом — при невысоких скоростях движения автотранспорта.

Как видим, такое разграничение дает возможность более детально оценить действия водителя и приемы управления транспортным средством в предаварийный период.

Некоторые группы в свою очередь могут подразделяться на подгруппы. Например, столкновения могут быть встречными (лобовыми), попутными, либо боковыми. Попутные столкновения могут быть столкновениями двух транспортных средств или цепными столкновениями, в которых принимают участие более двух транспортных средств.

Криминалистическое значение правильного определения вида ДТП заключается в том, что это оказывает влияние на тактику проведения следственных действий и прежде всего па тактику осмотра места дорожно-транспортного происшествия. В зависимости от вида ДТП определенные обстоятельства автопроисшествия приобретают доминирующее либо факультативное значение.

Так, при наезде на пешехода в ходе осмотра места происшествия в обязательном порядке должно указываться расположение места первоначального контакта пешехода с транспортным средством (боковая левая, правая поверхность транспортного средства, передняя часть транспорта с указанием расстояния). Если наезд произошел в процессе торможения, то в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, на каком метре следа торможения расположено место наезда. Кроме того, необходимо провести контрольное торможение транспортного средства в тех же условиях дорожной обстановки, при которых имело место ДТП.

При встречном столкновении необходимо зафиксировать, кто из водителей нарушил безопасный боковой интервал, то есть, кто вышел на полосу встречного движения.

Если имело место опрокидывание, по результатам осмотра места происшествия определяют радиус поворота дорожного полотна, давление в шинах, характер грунта и степень загруженности транспортного средства, а также расположение и способ крепления на грузовой платформе автомобиля, устанавливают степень износа рисунка протектора.

При движении задним ходом, определяют правильность регулировки зеркал заднего вида как в салоне (кабине) автомобиля, так и зеркал бокового обзора. Устанавливается, являются ли зеркала штатными, предназначены ли они для данного вида, модели транспортного средства. Определяются зоны видимости и «слепые» непросматриваемые зоны.

Таким образом, приведенные ситуации наглядно свидетельствуют, что установление вида ДТП определяет тактику осмотра места происшествия, влияет на качество проведения этого следственного действия.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code