Особенности телесных повреждений, причиненных в условиях ДТП

Особенности телесных повреждений, причиненных в условиях ДТП

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАВМА

Автомобильная травма — это совокупность повреждений, возникающих у водителей, пассажиров и пешеходов в результате автотранспортного происшествия.

Основным повреждающим фактором при автомобильной травме являются автотранспортные средства, которые отличаются большим конструктивным разнообразием. Повреждения могут причиняться внешними выступающими частями кузова автомобиля, вращающимися частями (колесами), деталями интерьера салона. Все они обычно действуют как тупой предмет с ограниченной травмирующей поверхностью. Перечисленные повреждающие элементы, как правило, оказывают первичное воздействие, после которого тело может быть отброшено на дорожное покрытие или прижато к какому-то неподвижному предмету, которые в таком случае становятся дополнительными повреждающими факторами и оказывают ударное, сдавливающее или скользящее действие как тупой предмет с неограниченной травмирующей поверхностью. Осколки разбившихся стекол действуют как режущие, колющие или колюще-режущие предметы.

В редких случаях при дорожно-транспортных происшествиях, сопровождающихся пожаром, тело пострадавшего может подвергаться термическому воздействию. При неисправностях автомобиля в его салон могут поступать выхлопные газы, в такой ситуации на водителя и пассажиров оказывается химическое воздействие, способное вызвать смертельный исход или стать причиной автотранспортного происшествия.

Различают несколько основных видов автомобильной травмы:

— повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем;

— повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля;

— повреждения от выпадения из движущегося автомобиля;

— повреждения человека в кабине или кузове автомобиля;

— повреждения от сдавливания тела между автомобилем и другими предметами.

Встречаются комбинированные виды автомобильной травмы: столкновение человека с движущимся автомобилем и последующий переезд через его тело колесом этой же автомашины, выпадение из движущегося автомобиля с последующим переездом и др. Реже наблюдаются атипичные виды. Например: водитель стоящей у обочины автомашины выставил в окно левую руку, и проезжавшей на большой скорости встречной автомашиной у него было оторвано предплечье.

 

Классификация автомобильной травмы

Виды

автомобильной травмы

Фазы причинения травмы

Виды травматического воздействия

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком Первичный контакт с телом

Удар

Падение тела на автомобиль

Удар

Отбрасывание тела и падение тела на грунт

Удар

Скольжение тела по грунту

Трение

Травма от переезда колесом автомобиля Первичный контакт колеса с телом

Удар колесом

Толкание, иногда переворачивание тела колесом

Трение о грунт и колесо

Въезд колеса на тело

Трение и растяжение

Перекатывание колеса через тело

Сдавление и растяжение

Волочение тела

Трение

Травма от падения из движущегося автомобиля Столкновение тела с частями автомобиля

Удар

Падение на грунт

Удар

Скольжение по грунту

Трение

Травма внутри автомобиля Первичный контакт тела с частями кабины или кузова

Удар

Прижатие тела сместившимися частями кабины

Сдавление

Травма от сдавливания тела между автомобилем и другими предметами или грунтом Соприкосновение частей автомобиля с телом

Удар

Прижатие тела к различным предметам

Сдавление

Комбинированные виды травмы Количество фаз и видов травматического воздействия определяются в зависимости от комбинаций частных видов автомобильной травмы
Атипичная травма Фазы и виды травматического воздействия определяются конкретными условиями происшествия

Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем. Повреждения при этом виде автомобильной травмы возникают в несколько этапов (фаз), которые отличаются разными вариантами травматического воздействия:

— первичный контакт с автомобилем — удар;

— забрасывание тела на автомобиль — удар;

— падение тела на грунт — удар;

— скольжение по грунту — трение.

В зависимости от конструктивных особенностей и скорости автомашины, характера столкновения вторая фаза может выпадать. Повреждения возникают преимущественно от тупого воздействия. Они локализуются на разных частях тела и, как правило, на разных его поверхностях.

От первичного удара автомобилем образуются самые разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушибленно-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. Объем повреждений в основном зависит от массы и скорости автомобиля, а их локализация — от высоты расположения ударяющей части автомобиля. Повреждения могут отражать форму и размеры поверхности ударяющей части автомашины: дугообразные или полукольцевидные кровоподтеки от фар; полосовидные, параллельные друг другу ссадины от ребер передней облицовки капота и др. Передним буфером причиняются поперечные или поперечно-оскольчатые переломы (бампер-переломы) костей бедра или голени. Первичный удар относительно плоской и широкой ударяющей поверхностью автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом зависят от положения тела и рельефа той его поверхности, которая в момент удара обращена к автомашине. Сильный первичный удар может привести к общему сотрясению тела. Последствиями такого сотрясения будут кровоизлияния в прикорневую зону легких и околоаортальную клетчатку, под наружную оболочку основания сердца, в связочный аппарат печени, в область ворот селезенки и почек, в брыжейку. В ряде случаев образуются разрывы связочного аппарата внутренних органов, а иногда при ударах значительной силы наблюдаются полные отрывы сердца и селезенки.

Сильный первичный удар по задней поверхности туловища может привести к резкому переразгибанию шейного отдела позвоночника и возникновению непрямых, так называемых «хлыстообразных» повреждений: кровоизлияний в связочный аппарат и разрывов связок шейного отдела позвоночника, переломов остистых отростков, задней клиновидной компрессии и вывихов тел позвонков. Удар автомашиной идущего или стоящего человека ведет к образованию на подошве и каблуках обуви следов скольжения (параллельные, поверхностные, линейные повреждения), которые помогают установить направление удара.

При столкновении с легковой автомашиной тело после первичного удара забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки. Эти повреждения по объему менее значительны, чем повреждения от первичного удара. Иногда они могут отражать форму и размеры выступающих деталей капота и конструкции металлического обрамления лобового стекла. Например, небольшие ушибленные раны, окруженные круглым осаднением в сочетании с круглым дырчатым или оскольчато-дырчатым переломом черепа от удара о головку крепления стеклоочистителя. Краями осколков разрушенного лобового стекла могут причиняться царапины и поверхностные резаные раны на открытых частях тела (кистях, лице).

При падении тела на грунт характер повреждений обусловливается, во-первых, сочетанием двух механизмов травматического воздействия — удара и трения, а во-вторых, широкой и неровной поверхностью грунта. Повреждения локализуются чаще всего на голове и конечностях. При ударе лицом повреждения в виде осаднений или ушибленных ран располагаются на его выступающих частях (надбровных дугах, скуловых областях, носе, подбородке). Площадь осаднений обширна, на их фоне видны множественные прямолинейные параллельные друг другу глубокие царапины или поверхностные раны. Такие же осаднения наблюдаются на коленях, локтях, большом и малом возвышениях ладонной поверхности. Переломы черепа, как правило, ограничиваются трещинами свода, спускающимися на основание. Переломы конечностей отличаются непрямым характером: переломы лучевой кости в типичном месте, хирургической шейки плечевой и бедренной костей, вывихи головки этих костей и др.

Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля. При этом виде автомобильной травмы повреждения отличаются двумя основными особенностями: расположением на ограниченном участке тела и сложным механизмом возникновения, представляющим собой сочетание сдавления, растяжения, трения и удара. Различают пять этапов (фаз) образования этих повреждений:

— первичный контакт с колесом — удар;

— поступательное смещение тела в направлении движения автомобиля — трение;

— въезд колеса на тело — трение и растяжение;

— перекатывание колеса через тело — сдавление и растяжение;

— волочение тела — трение.

Повреждения располагаются в пределах полосы, имеющей разную протяженность в зависимости от направления перекатывания колеса через тело. Ширина полосы определяется шириной катящейся поверхности колеса, а также числом перекатывающихся колес.

Каждый вариант травматического воздействия определяет свойственные ему повреждения.

От сдавления возникает деформация уплощения, хорошо выраженная при перекатывании через голову, грудную клетку и таз. При этом образуются: многооскольчатые переломы черепа с наличием по месту приложения силы двух очагов мелкооскольчатых переломов, соединенных несколькими меридиональными трещинами; двусторонние двойные и тройные, прямые (по месту приложения силы) и непрямые переломы ребер; двойные двусторонние вертикальные переломы тазового кольца с разрывами лонного и крестцово-подвздошного сочленений и др. Внутренние органы оказываются частично или полностью раздавленными, размятыми, размозженными, в отдельных случаях находят разделение печени на две неравные части от придавливания ее к позвоночнику, отрывы сердца у его основания, кишечника от брыжейки, разрывы ножки селезенки и почки. Иногда, например, при перекатывании колес легкового автомобиля, движущегося с небольшой скоростью, через грудную клетку или таз, повреждений костей и внутренних органов может и не быть.

Сдавливание может приводить к повреждениям за пределами контакта колеса с телом: при перекатывании колес через голову — разрывы твердой мозговой оболочки с выдавливанием мозгового вещества через естественные отверстия; через живот — надрывы поверхностных слоев кожи над остями подвздошных костей; через живот и таз — разрывы промежности с выпадением внутренних органов наружу или их перемещением в мошонку.

Растяжение приводит к разрывам и отслоениям поверхностных слоев мягких тканей: надрывам и отрывам ушных раковин, закрытой отслойке кожи от подкожной жировой клетчатки, рваным и лоскутным ранам, иногда до полного скальпирования черепа или скелетирования конечности. Трение о грунт при волочении, а также о колесо при въезде и перекатывании сопровождается образованием широких осаднений. Специфичным для действия колеса является отображение рисунка протектора в виде ссадин и внутрикожных кровоизлияний, а на одежде — в виде загрязнений.

ДТП-5

Отпечатки рельефа протектора колес автомобиля при переезде через спину.

Повреждения от выпадения из движущегося автомобиля. Такие повреждения в типичном случае возникают в три этапа (фазы):

— первичный контакт падающего тела с частями автомобиля — удар;

— падение на грунт — удар;

— скольжение по грунту — трение.

При контакте тела с частями автомобиля характер повреждений будет зависеть во многом от формы и размеров этих частей, а также направления удара.

В ряде случаев, когда при выпадении тело не задевает частей автомобиля, первой фазой будет падение на грунт.

Удар о грунт головой приводит к тяжелым черепно-мозговым травмам с многооскольчатыми переломами черепа, очаговыми ушибами головного мозга и асимметричньми субарахноидальными кровоизлияниями, локализующимися в месте приложения силы и зоне противоудара. Нередко травма головы сочетается с травмой шейного отдела позвоночника вследствие резкого чрезмерного сгибания или переразгибания головы. Удар о грунт ягодицами вызывает переломы седалищных костей, иногда сочетающиеся с разрывами лонного сочленения и компрессионными переломами тел поясничных или грудных позвонков. Удар о грунт любой поверхностью туловища сопровождается образованием повреждений от общего сотрясения тела. Объем повреждений при выпадении из движущейся автомашины в основном зависит от ее скорости и в меньшей мере — от высоты падения. Особенностью наружных повреждений будет наличие широких осаднений в месте приложения силы в результате скольжения тела на заключительном этапе падения.

Повреждения в кабине автомобиля. Обстоятельства получения повреждений при этом виде автомобильной травмы отличаются наибольшим разнообразием, связанным с вариабельностью обстоятельств происшествия: переворачивание автомашины во время движения и падения ее с высоты, удар о неподвижные придорожные предметы, столкновение автомобилей между собой и с другими транспортными средствами и др. Объем повреждений зависит от скорости соударения. Характер повреждений определяется конструкцией интерьера кабины и кузова автомобиля, наличием в них посторонних предметов, местоположением пострадавших (водитель, пассажир). Этот вид автомобильной травмы в простых случаях характеризуется двумя фазами:

— первичный контакт тела с частями интерьера автомобиля (удар);

— прижатие тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины (сдавливание).

Если после первичного столкновения автомобиль переворачивается, то находящиеся в кабине люди подвергаются дополнительным ударным воздействиям. При первичном ударе возникают повреждения на лице, передней поверхности грудной клетки, коленных суставов и голеней. У водителя это полукруглые ссадины и кровоподтеки, повторяющие форму рулевого колеса, иногда закрытые поперечные переломы грудины и ребер, закрытые переломы плюсневых костей от ударов о педали управления; у пассажиров, находящихся в кабине, — это ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны лица, закрытые переломы надколенников, переломы вертлужных впадин, задние вывихи головок бедренной кости. От первичного удара у водителя и пассажира кабины могут возникать разрывы внутренних органов и повреждения от общего сотрясения тела. Удары могут быть настолько сильными, что рисунок одежды может отпечататься в виде поверхностных повреждений на спинке сиденья водителя или пассажира. В этой фазе травмы при отсутствии фиксации головы могут возникать и непрямые (хлыстообразные) повреждения вследствие резкого переразгибания шейного отдела позвоночника. Осколками разбитых стекол могут причиняться множественные царапины и поверхностные резаные раны на лице и кистях. Сопоставляя характер и взаимное расположение повреждений на теле пострадавших с конструкцией интерьера кабины, можно судить, с одной стороны, об их местоположении в момент травмы, а с другой — об общем направлении удара при столкновении автомобиля. Повреждения на теле пассажиров кузова отличаются значительным полиморфизмом в силу слабой фиксации тела, наличия в кузове разнообразных по форме и размерам посторонних предметов, возможности относительно свободного смещения тела в кузове после первичного удара и получения дополнительных повреждений.

Сдавливание тела возникает при деформации кабины или прижатии частей тела к неподвижным частям кабины сместившимися внутрь деталями. Так, сдавливание грудной клетки водителя приводит к закрытым двусторонним прямым переломам передних отделов ребер. Концами сломанных ребер могут травмироваться сердце и легкие. Выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить самые разнообразные дополнительные повреждения в виде «штампованных» ушибленных ран, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран. Иногда травма в кабине автомобиля может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер последствий в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.

Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами. При этом виде автомобильной травмы повреждения обычно возникают от придавливания человека кузовом автомобиля к неподвижным предметам, то есть по механизму сдавливания. Объем повреждения определяется степенью сдавливания, площадью контакта и положением пострадавшего. Сильное сдавливание приводит к уплощению сдавливаемой части тела, образованию множественных закрытых двусторонних переломов грудной клетки и таза, разрывам, размятию, размозжению, а иногда и отрывам внутренних органов. Сдавливанию иногда предшествует удар. Однако его последствия, как правило, маскируются повреждениями от сдавливания.

При автомобильных происшествиях, сопровождающихся пожаром, пострадавшие могут подвергаться термическому и химическому воздействию.

 

МОТОЦИКЛЕТНАЯ ТРАВМА

Мотоциклетная травма это повреждения, возникающие в результате дорожно-транспортного происшествия у пешеходов, а также у водителя и пассажиров мотоциклов и мотороллеров. При столкновении мотоцикла с более крупным транспортным средством, например автомобилем, трамваем, поездом, образуются повреждения, которые условно относят соответственно к автомобильной, трамвайной, железнодорожной травмам.

При мотоциклетной травме повреждающими являются механические факторы: внешние выступающие детали и части мотоцикла, вращающиеся колеса, грунтовое покрытие, окружающие предметы (при ударе о них выброшенного из мотоцикла тела).

Различают следующие основные виды мотоциклетных травм:

— от столкновения человека с движущимся мотоциклом;

— от переезда колесом движущегося мотоцикла;

— от падения с движущегося мотоцикла;

— от ударов мотоцикла о неподвижные предметы.

Встречаются также комбинированные и атипичные виды мотоциклетных травм.

При некоторых видах мотоциклетных травм у водителя, пассажиров заднего сиденья и коляски возникают различные по объему и характеру повреждения. Различие определяется положением пострадавшего в момент происшествия относительно различных частей мотоцикла, а также встречного транспорта и неподвижных придорожных предметов (при столкновении с ними мотоцикла). В этой связи различают:

— повреждения у пешеходов от ударов частями движущегося мотоцикла;

— повреждения у водителя и пассажиров мотоцикла от действия частей мотоцикла;

— повреждения у водителя и пассажиров мотоцикла от действия частей встречного транспорта и ударов о неподвижные придорожные предметы;

— повреждения от падения на грунт у водителей и пассажиров мотоцикла, а также у пешеходов, травмированных частями мотоцикла.

Повреждения от ударов частями движущегося мотоцикла у пешеходов локализуются в области таза и нижних конечностей. Это ограниченные ссадины и кровоподтеки, ушибленные или рвано-ушибленные раны, открытые и закрытые поперечные или поперечно-оскольчатые переломы костей бедра и голени, односторонние переломы тазовых костей.

Повреждения у водителя и пассажира заднего сиденья от действия частей мотоцикла возникают в результате ударов и трения. Они локализуются преимущественно на внутренних и передних, реже — на наружных поверхностях нижних конечностей и представляют собой полосовидные ссадины и рвано-ушибленные раны на бедрах и голенях, закрытые и открытые косопоперечные или поперечно-оскольчатые переломы одной или обеих костей голени. Пассажир коляски нередко получает переломы лодыжек и вывихи в голеностопном суставе, переломы надколенника, вывихи головки бедренной кости, иногда повреждения грудной клетки и живота от удара о горизонтальный край коляски напротив сиденья.

Повреждения у водителей и пассажиров от ударов о части встречного транспорта и неподвижные придорожные предметы отличаются наибольшим разнообразием: от поверхностных повреждений мягких тканей при касательных ударах до грубых разрушений скелета и обширных разрывов многих внутренних органов при прямых (лобовых) ударах, приводящих к общему сотрясению тела.

Характер повреждений от падения на грунт определяется местом и направлением травмирующей силы, а также сочетанием двух механизмов: удара и трения.

 

ТРАВМА ГУСЕНИЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Повреждения, причиняемые гусеничным трактором, танками, бронетранспортерами, вездеходами и другим специальным транспортом на гусеничном ходу, отличаются рядом морфологических особенностей, дающих основание рассматривать их отдельно. Механизм возникновения повреждений при большинстве видов травмы гусеничным транспортом в основном повторяет некоторые виды уже рассмотренных транспортных травм: повреждения от столкновения человека с гусеничным транспортом, от выпадения из движущегося транспорта, от прижатия тела транспортом к неподвижному предмету, повреждения в кабине при опрокидывании транспорта; отличительные черты образующихся повреждений связаны с небольшой скоростью и значительной массой трактора, танка и др. При перечисленных видах травм могут возникать повреждения от действия прицепных, навесных, специальных и буксируемых конструкций. Встречаются комбинированные и атипичпые виды травмы гусеничными машинами.

Специфичным для травмы гусеничным транспортом являются повреждения, образующиеся при переезде тела гусеницами, представляющими собой замкнутую ленту из последовательно шарнирно соединенных звеньев-траков. Трак — это стальная фигурная пластина с выступающими гребнями (грунтозацепами) для сцепления с грунтом. При переезде через тело удельное давление грунтозацепа в десятки раз превышает давление плоскости отдельного трака. В момент наезда гусеницы мягкие ткани и одежда захватываются грунтозацепом и затягивают тело под гусеницу. При перекатывании транспорта отдельные звенья-траки фиксируются на теле, а над ними перекатываются ролики. Каждый раз при перекатывании очередного ролика тело подвергается дополнительному сдавливанию. Таким образом, переезд гусеницей приводит к длительному и прерывистому сдавливанию.

В полосе сдавливания возникают грубые разрушения костей и внутренних органов. На коже образуются ссадины, внутрикожные кровоизлияния и кровоподтеки, отражающие форму поверхности траков, а также полосовидные ссадины или рвано-размозженные раны, расположенные поперечно к длиннику полосы сдавливания и отражающие форму грунтозацепов. Иногда форма и размеры повреждений отображают индивидуальные особенности грунтозацепов (зазубрины, отколы и др.), образовавшиеся в процессе эксплуатации транспортного средства. Передний край полосовидных повреждений обычно осаднен, что позволяет судить о направлении движения транспорта. Форма и размеры полосовидных повреждений, расстояние между ними, форма повреждений, образовавшихся от действия траков, и ширина полосы сдавливания помогают установить типовой конструктивный вариант гусеницы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code