Методические рекомендации по проведению допросов при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Методические рекомендации по проведению допросов при расследовании дорожно-транспортных происшествий*

При расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), одним из основных следственных действий является допрос свидетелей, потерпевших, участников ДТП, в ходе которого выясняются существенные обстоятельства ДТП, которые в последствии могут существенно повлиять на принятие по делу обоснованного решения. Следователь должен понимать, что допрос — не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательственную силу, как на предварительном следствии, так и в суде.

Изучение уголовных дел о ДТП показало, что в большинстве случаев допросы участников ДТП, свидетелей и потерпевших носят поверхностный характер. В ходе допроса не устанавливаются сведения, имеющие доказательственное значение по делу: допрос водителя и пострадавших в нем лиц строится без учета имеющихся сведений в протоколе осмотра места ДТП, не устанавливается механизм ДТП; не отражаются сведения о действиях, как самого водителя, так и пострадавшего до, в момент и после происшествия; отсутствуют сведения о дорожной обстановке, предшествующей ДТП. Особенно данные недостатки характерны по неочевидным преступлениям, что влечет за собой необоснованное их приостановление.

С целью всестороннего и полного выяснения обстоятельств ДТП (наезд на пешехода) необходимо при допросах их участников устанавливать следующие сведения о происшествии.

 

При допросе водителя

Приступая к допросу водителя необходимо помнить, что он, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела. Поэтому перед его допросом необходимо внимательно ознакомиться с документами, удостоверяющими личность, его объяснением, которое он давал непосредственно после ДТП, проанализировать сведения, отраженные в протоколе осмотра места ДТП и схемы к нему, составить план его проведения, определить перечень вопросов к водителю.

Целесообразно в начале допроса получить сведения о личности водителя, в том числе:

— о состоянии его здоровья (зрение, слух, наличие каких-либо заболеваний, состоит ли на учетах в психиатрическом или наркологическом диспансерах);

— о его состоянии в день происшествия (болен, утомлен, количество проработанных часов до происшествия);

— употреблял ли перед происшествием спиртные напитки, наркотические вещества, токсические или лекарственные препараты;

— когда и где получал водительское удостоверение, водительский стаж;

— допускал ли ранее ДТП, нарушения правил дорожного движения и к какой ответственности привлекался.

Также необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся транспортного средства (далее — ТС):

— тип, модель, государственный регистрационный знак, кому принадлежит ТС;

— его техническое состояние (до и после происшествия);

— характер, вес и габариты перевозимого груза, способ его крепления;

— наличие пассажиров в салоне автомобиля, их число;

— когда и где проводился государственный технический осмотр;

— когда и где осуществлялся ремонт ТС, были ли претензии к качеству ремонта;

— кто является ответственным за техническое состояние ТС, а также кто осуществлял его выпуск на линию (если ТС принадлежит организации).

Если ТС было неисправно, то в чем выражалась неисправность, когда она была обнаружена, какие меры принимались для ее устранения.

Далее необходимо перейти к выяснению обстоятельств самого ДТП:

— время и место совершения ДТП;

— какова была дорожная обстановка непосредственно перед ДТП (состояние проезжей части, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, видимость и обзорность с рабочего места водителя);

— метеорологические условия в момент происшествия;

— если ДТП произошло в темное время суток в обязательном порядке указывать освещенность участка дороги (улицы), какой свет фар был включен на ТС;

— какова была скорость движения ТС перед происшествием, его расположение на проезжей части относительно ее правой границы;

— характер движения ТС (прямолинейное, с отклонением влево или вправо);

— двигались ли иные ТС в попутном направлении и встречном движения, их расположение на проезжей части, интервал и дистанция между ними, скорость их движения;

— на каком расстоянии водитель ТС увидел пешехода (с какой стороны появился пешеход, ограничивалась ли видимость пешехода каким-либо препятствием);

— в каком месте пешеход начал движение через проезжую часть (на пешеходном переходе, перекрестке);

— направление и путь движения пешехода (справа налево или слева направо по направлению движения ТС, под углом, попутно, навстречу);

— темп движения пешехода (спокойный, ускоренный, шаг, бег);

— как пешеход преодолел отдельные участки пути, если его движение было неравномерным;

— смотрел ли пешеход в направлении приближающегося ТС;

— с какого момента водителем приняты меры предосторожности (какие сигналы подавал и как на них реагировал пешеход);

— когда начато торможение и чем — двигателем или тормозом, если тормозом, то каким именно: ножным или ручным (до наезда или после);

— применял ли маневрирование, в какой момент и в каком направлении;

— где относительно границ проезжей части произошел наезд;

— какой частью автомобиля был совершен наезд, переезд или удар, в каком   положении относительно ТС находился пешеход в момент первоначального контакта, куда отброшен;

— какое расстояние преодолело ТС после наезда на пешехода до полной остановки;

— какие повреждения получило ТС;

— перемещались ли ТС или другие объекты на месте ДТП до прибытия сотрудников милиции;

— кем и какая помощь была оказана потерпевшему;

— имеются ли свидетели происшествия;

— отношение водителя к совершенному ДТП и наступившим последствиям.

При допросе свидетелей и потерпевших

При допросе свидетелей нужно учитывать, что они чаще всего наблюдают лишь отдельные его моменты, потерпевшие же только в редких случаях могут полностью воспроизвести обстоятельства происшествия.

Это связано как с внезапность самого события, так и в связи с полученными потерпевшими телесными повреждениями.

Допрос потерпевших, находящихся на стационарном лечении, проводится только с разрешения лечащего врача.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут быть допрошены:

— очевидцы, т.е. лица, присутствовавшие при происшествии, как находившиеся в автомобиле, участвовавшем в ДТП, так и находившиеся на улице (дороге) в момент происшествия;

— лица, осуществляющие ремонт ТС и выпуск его на линию (для ТС, принадлежащим организациям);

— врачи бригады “скорой помощи”, прибывшие на место ДТП, и сотрудники медицинских учреждений, в которые были доставлены пострадавшие;

— лица, участвующие в осмотре места ДТП и ТС;

— родственники и знакомые водителя и потерпевшего (о их личности, состоянии здоровья, принадлежности и техническом состоянии ТС).

При подготовке к допросу свидетеля и потерпевшего необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, а также сведения о личности допрашиваемых (их физическое состояние, возможность видеть и слышать, степень воздействия физических недостатков на оценку происшедшего события).

Перед допросом следователю целесообразно спланировать его тактику, определить необходимые вопросы.

 

Круг вопросов, подлежащих выяснению при допросе свидетелей и потерпевших, примерно следующий:

— время и место ДТП;

— где находился свидетель, наблюдавший событие происшествия (расстояние от места происшествия);

— по какой причине свидетель обратил внимание на те или иные обстоятельства происшествия;

— что произошло на месте ДТП;

— не было ли помех для наблюдения за местом, где развивалось событие;

— какие дорожные знаки, средства технического регулирования дорожного движения и дорожная разметка были на месте происшествия;

— состояние дороги, видимости и обзорности на месте происшествия;

— по какой стороне дороги и с каким интервалом от ее правого края двигалось ТС, каково его скорость;

— находились ли на проезжей части иные ТС, их взаиморасположение, направление и скорость движения;

— какие сигналы подавал водитель ТС и как на них реагировали участники дорожного движения;

— где и в каком направлении начал движение пешеход, темп его движения;

— было ли движение пешехода равномерным, как менялся темп движения на отдельных участках пути;

— появился ли пешеход перед транспортным средством из-за препятствия (место расположения ТС по отношению к препятствию);

— на каком расстоянии от ТС находился пешеход в момент пересечения края проезжей части дороги (осевой линии);

— принимал ли водитель какие-либо меры для предотвращения наезда;

— какой частью ТС контактировало с пешеходом;

— где находилось ТС и пешеход после наезда.

В случае оставления водителем места ДТП дополнительно выяснить тип, марку, цвет, характерные особенности ТС, его государственный регистрационный знак, наличие механических повреждений на ТС, направление его движения, при возможности приметы водителя (по правилам описания внешности человека).

У потерпевшего кроме указанных вопросов необходимо выяснить:

— имеет ли он какие-либо психические или физические недостатки, которые могли повлиять на ориентацию в дорожной обстановке (близорукость, дальтонизм, глухота и др.);

— употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки;

— видел ли приближающееся ТС и как реагировал при этом;

— при каком сигнале светофора переходил дорогу;

— слышал ли и видел ли сигналы, подаваемые водителем ТС (как световые, так и звуковые);

— какой ущерб ему причинен.

Целесообразно, чтобы при допросе свидетель или потерпевший сами нарисовали пояснительную схему места происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к протоколу допроса, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, а также, при необходимости, экспериментальным путем.

 

Список использованной литературы:

Справочник следователя, М., Юридическая литература, 1990.

И. Маландин, Расследование автотранспортных происшествий.

К. Карацев, Тактика допроса по делам об автотранспортных происшествиях.

П. Биленчук, Расследование дорожно-транспортных происшествий.


* Подготовлены отделом по делам о расследовании ДТП и пожаров СК при МВД России: полковник юстиции М.Ю. Лебедев – начальник отдела, майор юстиции А.И. Косоруков — заместитель начальника отдела, подполковник юстиции В.Л. Крупко — старший следователь по особо важным делам.

(допрос, расследование)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code