Методические рекомендации по производству первоначальных следственных и розыскных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений

Обеспечение безопасности дорожного движения является важной социально-экономической задачей, от успешного решения которой во многом зависит использование транспорта в экономике России, сведение до минимума материальных и людских потерь.

Анализ показывает, что в последние годы наметился устойчивый процесс снижения уровня аварийности на автодорогах. Постепенно сокращается число погибших и раненых. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры со стороны служб ГИБДД, подразделений следствия, а также других заинтересованных ведомств, количество дорожно-транспортных происшествий с криминальными последствиями сокращается медленно.

Значительным остается число ДТП, с мест которых виновные скрылись. Не все дорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрываются.

Как показывает практика борьбы с криминальными автопроисшествиями низкие результаты борьбы с данным видом преступления обусловлены отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия, ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования ДТП, с мест которых виновные скрылись, недостаточным уровнем профессиональной подготовки.

1. Охрана места дорожно-транспортного происшествия

Работа по расследованию автопроисшествия начинается с организации охраны места ДТП. Охрана места ДТП поручается, как правило, работникам милиции.

Сотрудник, первым прибывший на место автопроисшествия обязан:

— обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов на участке, где имело место автопроисшествие;

— оказать лично или принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим;

— установить очевидцев происшествия, записать их адреса, предложить им остаться до прибытия следователя или сотрудника дознания;

— немедленно принять меры к сохранению следов и предметов, которые могут иметь существенное значение для восстановления обстоятельств автопроисшествия. Обнаруженные следы необходимо предохранить от воздействия атмосферных осадков и не допустить перемещения различных объектов (транспортных средств, причастных к происшествию, упавшего груза и т.д.).

— оградить место происшествия специальными средствами (например, мигающими маячками, переносными стойками, дорожными аварийными знаками и т.п.), либо применить подручные средства. Когда объезд невозможен, надо зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов. Следует отметить начало и конец тормозного следа, контуры пятен крови, расположение тела потерпевшего, предметов его одежды, вещей, передних и задних колес транспортных средств, упавшего груза и иных следов, имеющих значение для дела.

Отметка может быть сделана мелом, краской, а также острым металлическим или иным предметом.

2. Организация выезда на место дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Специфика расследования дорожных происшествий требует наивысшей и постоянной готовности к выезду на место происшествия и выполнения всех необходимых следственных и розыскных действий. Это может быть обеспечено соблюдением следующих условий:

— наличием специального транспорта с двусторонней связью;

— возможностью вызвать на место любого специалиста;

— достаточным числом сотрудников ОВД или иных лиц, способных оказать помощь в проведении осмотра.

Получив сообщение о ДТП, дежурный обязан выяснить у заявителя:

— где и когда произошло ДТП, его характер;

— есть ли пострадавшие, сколько их, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены;

— какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки.

Выясняются также данные заявителя (фамилия, имя отчество, телефон, домашний адрес), его местонахождение, и по возможности – данные очевидцев происшествия.

При наличии пострадавших, если медицинская помощь не была оказана, дежурный вызывает скорую помощь, отдает распоряжения об охране места происшествия ближайшим к месту происшествия постовым и патрульным милиционерам, участковому инспектору, или направляет на место своего помощника.

В том случае, если потерпевший помещен в медицинское учреждение в состоянии, когда может дать показания, дежурный направляет к нему оперуполномоченного уголовного розыска или другого сотрудника для уточнения обстоятельств происшествия, обеспечивая при этом с ним устойчивую связь.

Когда к происшествию причастен транспорт иностранных государств об этом информируются заинтересованные ведомства (посольство, консульство). Если водитель с места происшествия скрылся необходимо выяснить:

— приметы транспортного средства, вероятное направление его движения, приметы лица, находящегося за рулем скрывшегося транспортного средства.

После получения необходимой первоначальной информации о ДТП дежурный обеспечивает своевременный выезд на место происшествия следственно-оперативной группы и регистрирует  заявление в книге учета происшествий.

а) состав следственно-оперативной группы и ее техническая оснащенность

В следственно-оперативную группу для работы на месте автоаварии должны быть включены следующие сотрудники: следователь (руководитель СОГ), оперуполномоченный уголовного розыска, эксперт-криминалист, специалист-автомеханик, судебный медик, кинолог. В зависимости от характера дорожно-транспортного происшествия состав следственно-оперативной группы может варьироваться.

Для эффективной работы на месте происшествия следственно-оперативная группа должна иметь в своем распоряжении: автомашину, укомплектованный следственный чемодан, а также чемодан инспектора ГАИ, осветительную аппаратуру, диктофон, мегафон, специальные приспособления для ограждения места происшествия, переносной аккумуляторный и карманные фонари, таблички с цифрами для обозначения предметов, обнаруженных в ходе осмотра, средства для оказания первой медицинской помощи, предметы и приспособления для изъятия крови, волос и выделений человека (пробирки, скальпель, ножницы, марля, полиэтиленовые пакеты и т.п.).

3. Действия участников следственно-оперативной группы на месте дорожно-транспортного происшествия

Следователь

Следователь координирует работу всех членов следственно-оперативной группы (СОГ) на месте автопроисшествия, несет ответственность за результаты ее деятельности на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортного происшествия, а также за соблюдение требований закона всеми участниками группы.

Производит осмотр места происшествия, составляет протокол и схему. В соответствии с требованиями ст. 179 УПК РСФСР решает вопрос об участии в осмотре водителя и потерпевшего которые в ходе осмотра могут давать пояснения об отдельных моментах и обстоятельствах происшествия. Принимает решение и организует  производство следственных экспериментов, например, по определению видимости препятствия и предметов, расположенных на проезжей части, в свете фар, обзорности с места водителя и пассажира и т.д.

Дознаватель ГИБДД

В составе следственно-оперативной группы дознаватель ГИБДД выполняет поручения следователя по выполнению отдельных следственных действий, составлению процессуальных документов. При отсутствии следователя руководит работой СОГ, выполняет в полном объеме обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГИБДД по розыску)

Оказывает содействие следователю в выполнении следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативно-розыскные мероприятия:

— организует совместно с сотрудниками ГАИ преследование скрывшегося водителя;

— принимает меры к организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства;

— производит обход квартир граждан, проживающих поблизости от места происшествия, обращая особое внимание на лиц, которые в силу состояния здоровья, не имея возможности передвигаться, вынуждены большую часть своего времени проводить сидя у окна, выходящего на проезжую часть;

— беседует с собравшимися на месте происшествия гражданами в целях получения от них сведений, имеющих значение для выяснения обстоятельств дорожного происшествия и розыска скрывшегося транспортного средства и водителя;

— в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного направляется в медицинское учреждение,  куда направлены потерпевшие, для получения от них объяснений об обстоятельствах ДТП.

Госавтоинспектор

На месте автопроисшествия обеспечивает безопасность движения транспортных средств и пешеходов в данном районе. Оказывает помощь следователю или дознавателю в осмотре места происшествия, в обнаружении следов и предметов, могущих иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, позволяющих установить участвовавшее в дорожном происшествии транспортное средство. Помогает следователю проверить техническое состояние транспортного средства и отправить его к месту хранения до решения вопроса о выдаче владельцу.

Эксперт — криминалист

Эксперт — криминалист оказывает помощь следователю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов и вещественных доказательств. В ходе осмотра высказывает предположения и выводы о происхождении следов, причин появления на месте происшествия тех или иных предметов. По обнаруженным следам, в частности по следам протектора определяет тип и марку транспортного средства. Вносит предложения о возможности использования обнаруженных следов и предметов для раскрытия преступления. Консультирует следователя при фотографировании им места происшествия (или производит фотографирование сам). Оказывает помощь в описании следов и предметов при составлении протокола осмотра, в вычерчивании планов и схем.

Специалист — автомеханик

Оказывает помощь следователю в выявлении механизма происшествия, в установлении его причин и следов, позволяющих идентифицировать транспортное средство, в определении длины тормозного пути и установлении иных признаков, указывающих на скорость движения транспортного средства и иные обстоятельства происшествия. Помогает следователю воссоздать механизм происшествия, понять значение и происхождение отдельных видов следов. Проверяет техническое состояние транспортных средств,  работу отдельных узлов и деталей. Определяет по следам и вещественным доказательствам марку, модель, тип скрывшегося транспортного средства и направление его движения. Обращает внимание следователя на особенности регулирования дорожного движения в месте дорожного происшествия. По решению следователя принимает участие в проведении следственных экспериментов по определению видимости, обзорности, проверке тормозной системы.

Судебно-медицинский эксперт (врач)

Производит первоначальный осмотр трупа на месте его обнаружения. Предоставляет следователю необходимые сведения для занесения в протокол.

4. Организация осмотра места дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

а) задачи осмотра

1. Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий.

2. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств.

3. Определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие.

4. Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия.

5. Установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

6. Построение и проверка версий об отдельных обстоятельствах происшествия.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия состоит из двух этапов — общего осмотра и детального, которые осуществляются по следующей схеме:

Общий осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Выяснение общей обстановки места происшествия в целом. Изучение обстановки позволяет установить, какой вид происшествия имел место (наезд на пешехода, столкновение транспортных средств, опрокидывание и т.д.), выдвинуть версию относительно механизма того или иного вида происшествия, выяснить вносились ли и какие изменения на месте происшествия до начала осмотра и другие обстоятельства. Производится обзорная и ориентирующая фотосъемка в соответствии с общими правилами фотографирования места происшествия. При обзорной съемке желательно место происшествия запечатлеть и сверху, например, с верхних этажей близлежащих зданий, кузова или крыши автомобиля, дерева.

Определение границ осмотра производится в каждом конкретном случае, исходя из основной цели — выявить следы и установить фактические обстоятельства, существенные для выяснения причин происшествия. Место ДТП может иметь значительную протяженность и зачастую заранее определить границы осмотра бывает трудно. Зону осмотра можно ограничить, лишь убедившись, что по ходу движения транспортного средства как в прямом, так и в обратном направлениях нет следов и вещественных доказательств, относящихся к данному ДТП.

Выбор ориентиров и определение отправных точек для измерения производится по ходу осмотра в направлении дорожного полотна. В населенных пунктах ход осмотра определяется по расположению улиц, площадей и т.п., а за городом — по расположению самих населенных пунктов. В качестве ориентиров нельзя выбирать временные сооружения и предметы, которые впоследствии могут быть перемещены или уничтожены.

В городе ориентирами могут служить: ворота, угол дома, границы перекрестка, а вне населенного пункта — километровый столбик, железнодорожный переезд, мост, отдельное сооружение и т.п. Отправными точками для измерения обычно являются местонахождения транспортных средств, отделившиеся от них части либо детали, начало либо окончание следов их торможений, осыпи осколков стекла и грязи, тело пострадавшего и другие обнаруженные на месте происшествия вещественные доказательства.

Констатация состояния дороги и ее освещенности является специфической частью общего осмотра места ДТП. Важно установить вид покрытия дорожного полотна, его состояние (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), дефекты дороги, профиль пути (горизонтальный, спуск, подъем), наличие ограждений. Следует фиксировать, какие лампы установлены на мачтах освещения: лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света или ртутные лампы высокого давления (типа ДРЛ), их исправность работы. Во время осмотра в ночное время должны приниматься во внимание такие факторы, как отсутствие или наличие луны, ее фаза и т.д.

Наличие и расположение дорожных знаков должно характеризоваться их цифровым и буквенным наименованиям согласно Правил дорожного движения, а также привязкой к месту происшествия. Учитывая правила установки и зоны действий знаков необходимо их поиск осуществлять в городе, например, в границах перекрестков, а в других населенных пунктах — на всем их протяжении.

Внешняя обстановка (окружение) места происшествия определяется наличием строений, деревьев, кустарников и др., а также их расположением. Необходимо помнить, что надлежащее описание внешней обстановки в значительной мере позволяет сделать вывод об обзорности дороги, либо свидетельствовать о возможном неожиданном появлении препятствия на пути движения транспортного средства.

Детальный  осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Предпочтителен следующий порядок его производства:

— выявление, фиксация и изъятие следов, характеризующих транспортное средство, в том числе скрывшееся (осколков рассеивателей, частиц лакокрасочных покрытий, следов горюче-смазочных материалов, других нестойких следов);

— определение и фиксирование данных о дорожных условиях и обстановке;

— осмотр транспортных средств;

— осмотр трупа и одежды на нем.

Следы транспортных средств и признаки направления их движения

При осмотре следов движения определяется и фиксируется не только их расположение и вид (прямые, извилистые и т.п.), но и место их перехода в следы торможения или заноса. Особое внимание необходимо уделить обнаружению и фиксации следов торможения, по длине которых рассчитывается скорость движения транспортного средства. При осмотре следов торможения важно установить и зафиксировать их начало, длину и характер (сплошные, прерывистые), их интенсивность, расположение в определенной части дороги (улицы) по ширине, а также различия в следах, оставленных правыми, левыми, передними и задними колесами. Измерять следы торможения следует от их начала до оси задних колес.

Если водитель скрылся на транспортном средстве с места происшествия, производится измерение всего следа, о чем особо оговаривается в протоколе осмотра. Если тормозной след проходит по участкам с различным состоянием покрытия, то, наряду с определением общей протяженности этого следа, необходимо указать его протяженность на каждом таком участке в отдельности. Слабовидимые следы обнаруживаются при осмотре дорожного покрытия с различной высоты (выше и ниже роста человека) и под различными углами к предполагаемому направлению следов, на удалении осматривающего в 10-40 метрах от предполагаемого места расположения следов. Для обнаружения следов на проезжей части под стоящими автомобилями и осыпями, при завершении осмотра необходимо передвинуть транспортные средства, а осыпи смести веником и т.п.

Признаки, по которым можно определить направление движения, содержатся в следах колес, следах контакта деталей транспорта с предметами окружающей обстановки, в отделившихся от транспортных средств веществах и предметах (пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы с узкими концами в направлении движения; на вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные следы, направление незавершенной части которых совпадает с направлением движения; раздавленные колесом ветки, сухие травинки своими концами располагаются в направлении движения; около вдавленных твердых предметов по направлению движения образуются углубления и др.). В ряде случаев для установления направления движения используются следы, образовавшиеся не только в процессе движения, но и остановки транспортного средства (отпечатки сдвоенных задних колес грузовых автомобилей, расположение пятен эксплуатационных жидкостей, конденсата, выхлопных газов и др.).

Если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия, необходимо выявить и зафиксировать следы, позволяющие установить тип, марку, модель транспортного средства. К ним относятся:

— следы протекторов шин;

— ширина беговой дорожки шины, ширина колеи, вмятины (царапины, следы скольжения), оставленные на неподвижных предметах (деревья, столбы, стены домов и т.п.) в месте ДТП;

— отдельные части транспортных средств, кусочки лакокрасочного покрытия (ЛКП) и грязь, отделившаяся от транспортного средства, упавший или рассыпанный груз, следы смазочных материалов;

— характерные следы контакта выступающих частей движущегося транспортного средства с телом пострадавшего (выявляются и фиксируются при участии судебно-медицинского эксперта).

Если с места происшествия скрылся только водитель, то необходимо выявить, зафиксировать и изъять следы обуви водителя (на грунте и на полу кабины транспортного средства), следы рук водителя на внутренних (руль, рычаг переключения передач и т.д.) и наружных поверхностях транспортного средства, волокна и волосы на месте водителя (изымаются на липкую ленту).

Для фотографирования участка следов большой протяженности (следы колес) применяется метод линейной панорамы, при котором с высоты 1 м делается несколько снимков, каждый из которых на 1/3 перекрывает предыдущий. Если след по контрастности мало отличается от следовоспринимающего объекта, для съемки применяются контрастный негативный материал и светофильтры.

При определении и фиксировании данных о дорожных условиях и обстановке необходимо с рабочего места водителя транспортного средства установить расстояние видимости, а также обзорности дороги и препятствия, ставшего причиной происшествия. Особенно необходимо это делать в ночное время при дальнем и ближнем свете транспортного средства, а также без света фар. Видимость дорожного полотна и препятствия определяется и фиксируется как при фактическом состоянии светосигнальных приборов (двигатель при этом должен работать на средних оборотах), так и при правильной их регулировке. Описывая дорожные условия и обстановку, в протоколе осмотра необходимо отразить интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов в месте происшествия.

Осмотр транспортных средств на месте происшествия. Его задачами являются:

— обнаружение на нем следов и вещественных доказательств, имеющих значение для дела;

— выяснение вопроса о техническом состоянии.

Осмотр транспортного средства состоит из двух этапов: наружного и технического осмотра. Наружный осмотр транспортного средства целесообразно начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля. Необходимо фиксировать форму и положение обнаруженных следов на частях автомобиля, указывать их размеры и высоту над уровнем земли. Так же тщательно осматриваются задняя часть, боковые стороны, кабина и кузов. Следует также осматривать транспортные средства и снизу, т.к. нередко следы происшествия, в особенности обрывки одежды, находятся на выступающих частях переднего и заднего мостов, элементах подвески, картере двигателя.

Технический осмотр транспортного средства необходимо заканчивать проверкой состояния тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов. Контрольное торможение производится на месте происшествия раздельно ручным и ножным тормозами. Если замедление автомобиля измерялось с помощью деселерографа или деселерометра, то об этом указывается в протоколе осмотра с отражением показаний данных приборов. Лента деселерографа изымается и прилагается к протоколу осмотра места происшествия.

Осмотр трупа и одежды на нем необходимо проводить с участием судебно-медицинского эксперта или врача в целях установления:

— положения трупа по отношению к окружающей обстановке, проезжей части дороги, транспортным средствам, следам происшествия;

— вида, характера и размеров повреждений на трупе и их расположения по отношению к ступням и голове трупа;

— характера повреждения одежды;

— наличия на одежде и обуви следов скольжения;

— наличия на трупе и одежде следов протектора, их расположение, а также наличие грязи или иных веществ и отдельных  предметов (осколков стекла, частиц краски, отслоившихся от кузова и т.п.);

— личность погибшего и время наступления смерти. В решении вопросов о возникновении следов транспортного средства на одежде и теле, о механизме контакта тела человека и транспортного средства оказывает помощь специалист-автотехник. При осмотре трупа необходимо обращать также внимание на отсутствие следов и других вещественных доказательств, которые должны быть по виду и характеру происшествия, но их не оказалось (отсутствие пятен крови возле трупа или под ним при наличии значительных повреждений, отсутствие на одежде и теле трупа следов шин при переломах костей, разрывах внутренних органов и т.д.).

Если при погибшем нет документов, удостоверяющих его личность, необходимо незамедлительно с участием судебно-медицинского эксперта и криминалиста изъять следы пальцев рук пострадавшего и произвести его фотографирование.

5. Фиксация результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

а) протокол осмотра места ДТП, формализованный бланк которого предусмотрен приказом МВД России № 130-93 г. (приложение 4), составляется на месте происшествия, поскольку впоследствии отдельные детали осмотра могут быть забыты, а некоторые измерения и описания вызвать сомнения в их точности.

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

В описательной части протокола следует указать на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия. Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также вблизи места происшествия нет пешеходных переходов, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то это должно быть специально оговорено в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, переходов, остановок и т.п. вблизи места происшествия не было, либо при осмотре на них не обратили внимания. В протоколе осмотра необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортного средства, действия водителя и пострадавших. В заключительной части  протокола обязательно указывать: какие следы и другие вещественные доказательства изъяты; каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия; условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты. В протоколе, кроме того, отмечается, что лица, участвующие в осмотре, перед применением технических средств об этом уведомлены.

б) применение технических средств в ходе осмотра мест ДТП объективно связано с высокими темпами роста количества автомототранспорта, усложнением дорожной обстановки из-за интенсивности движения и, соответственно, трудностями в расследовании дел данной категории.

Одним из важнейших способов фиксации всей обстановки места ДТП в целом и каждого вещественного доказательства в отдельности является использование возможностей фото-видеосъемки. На места происшествия производится ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемка. Крупным планом фотографируются поза трупа, следы движения транспорта, следы торможения, следы на транспортном средстве и неподвижных объектах, а также другие вещественные доказательства. Для определения соотношений в размерах следует фотографировать и масштабную линейку. Для выделения следов движения транспорта их целесообразно обвести мелом. Мелом могут быть обведены и следы на самих транспортных средствах, неподвижных предметах.

При фиксации мест ДТП на оживленных улицах и автомагистралях успешно применяется фотограмметрическая стереокамера, снимающая на фотопластинки обстановку и следы происшествия с последующим переносом их на схему с высокой точностью. При этом время осмотра места ДТП и, следовательно, задержки транспортного потока сокращается в несколько раз.

Как указывалось выше, для работы на месте происшествия следственно-оперативная группа должна иметь в своем распоряжении автомобиль, укомплектованные следственный чемодан и чемодан инспектора ГАИ, осветительная аппаратура для производства осмотра в ночное время, приспособления для ограждения, таблички с цифрами для обозначения следов и вещественных доказательств, предметы и средства для изъятия биологических и других следов(скальпель, ножницы, пробирки, пакеты, марля и т.д.)

Кроме того, в целях качественного и квалифицированного производства осмотра места ДТП в пользовании следственно-оперативной группы должны находится деселерометр (деселерограф), пистолет-отметчик для определения тормозного пути транспортного  средства, люфтометр для проверки состояния рулевого управления, шинные манометры (2 штуки — отдельно для легкового и грузового автомобилей), штангенциркуль с глубиномером (для определения глубины протектора шин, а также для измерения деталей), щуп для замера зазоров, секундомер, металлическая линейка (0,3-0,5 м), рулетка(10-20 м), лупа, масштабная доска.

6. Организация розыска транспортного средства и водителя, скрывшегося с места ДТП, согласно приказу МВД Российской Федерации № 58-94 года возложена на подразделения госавтоинспекции и подразделения криминальной милиции органов внутренних дел. При установлении принадлежности скрывшегося транспортного средства процессуальные действия по выявлению лица, управлявшего им, осуществляются также лицом, производящим следствие или дознание.

По прибытии на место совершения ДТП оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГАИ по розыску) выясняет сведения о скрывшемся транспортном средстве (марка, модель, цвет, регистрационный номер и др.), возможных механических повреждениях, предполагаемых направлениях его дальнейшего движения. Полученная розыскная информация незамедлительно передается в дежурную часть органа внутренних дел для ориентирования несущих службу постов и нарядов, радиофицированного транспорта служб специального назначения. Организация и проведение неотложных поисковых мероприятий по задержанию разыскиваемого транспортного средства производится в соответствии с оперативными планами действий сил и средств МВД,  УВД, горрайорганов внутренних дел, разработанными в соответствии с  требованиями  приказа МВД России от 12.01.94 г. № 03.

В зависимости от содержания розыскной информации, не дожидаясь окончания оформления материалов ДТП, принимаются меры к:

— проверке возможных мест отстоя транспорта, в первую очередь прилегающей к месту происшествия территории (улицы, дворы, лесопосадки, закрытые территории и т.д.), имея в виду, что после совершения происшествия водитель будет пытаться устранить очевидные повреждения, уничтожить возможные следы, оставить транспортное средство с целью последующего заявления об угоне;

— установлению по картотеке ГАИ транспортных средств, которые могли быть причастны к совершению происшествия, и их проверке;

— поиску и задержанию скрывшегося водителя по имеющимся  приметам;

— выявлению лиц, обращавшихся в медицинские учреждения за помощью с характерными телесными повреждениями;

При получении дополнительных сведений, имеющих значение для установления транспортного средства или его местонахождении, они незамедлительно передаются руководителем следственно-оперативной группы сотрудникам, осуществляющим розыск. При организации первоначальных розыскных действий следует максимально использовать возможности средств массовой информации. Для сужения круга водителей, среди которых мог находиться скрывшийся с места ДТП, а также ограничения территории поиска необходимо исходить из данных о месте и времени совершения происшествия.

7. Тактика допроса свидетеля, потерпевшего при расследовании дорожно-транспортного преступления (ДТП)

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут быть допрошены водители-участники происшествия, пассажиры, пешеходы и другие лица, которые по тем или иным обстоятельствам могли находиться на месте происшествия.

Основные обстоятельства, выясняемые при допросе, можно разделить на три группы:

а) обстоятельства, имеющие первоочередное значение для розыска скрывшегося водителя и его автомобиля (тип, марка, номерной знак, приметы); направление, в котором скрылось транспортное средство, скорость его движения; наличие встречного транспорта, пешеходов, характеристика дорожной обстановки до и после происшествия и т.п.

б) обстоятельства, характеризующие механизм происшествия: скорость движения транспортного средства при приближении к месту ДТП; характер движения пострадавшего (направление, темп, делал ли остановки); место наезда либо место столкновения; какими частями столкнулись транспортные средства; какой частью автомобиля был сбит пешеход и в каком положении находилось его тело в момент первоначального контакта; действия водителя до и после происшествия, а также его состояние;

в) обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия события происшествия свидетелем: освещение транспортного средства и дороги; степень видимости и обзорности; состояние погоды; где находился допрашиваемый относительно места происшествия и т.д.

При допросе свидетелей, не являвшихся очевидцами происшествия, выясняются известные им обстоятельства, в том числе могущие иметь значение для раскрытия преступления. Такими свидетелями могут быть работники лечебных учреждений, автохозяйств, дорожных служб. Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному делу.

При подготовке допроса следует изучить материалы дела, быть знакомым с результатами оперативно-поисковых мероприятий, а также определиться с кругом вопросов, подлежащих выяснению.

Представляют интерес сведения о личности самого свидетеля: его физическом состоянии, возможности видеть и слышать, степени воздействия физических недостатков на оценку происшедшего события.

При допросе свидетелей необходимо учитывать, что автодорожные происшествия совершаются неожиданно в какие-то доли секунды. Внимание очевидцев, как правило, акцентировано не на причинах и условиях происшествия, а на его последствиях. Целесообразно, чтобы при допросе свидетель сам составил пояснительную схему места происшествия и воспроизвел на ней обстановку. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к протоколу допроса, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, ответы на которые можно проверить фактическими данными, имеющимися в деле.

Допрос потерпевших необходимо производить немедленно после ДТП, если состояние их здоровья позволяет это сделать. В то же время надо учитывать, что первые показания могут быть неполными и искажать события происшествия, поскольку потерпевший находился в состоянии сильного эмоционального потрясения. Вопросы, подлежащие выяснению при допросах потерпевших, в основном те же, что и при допросах свидетелей. Особенность допросов состоит в том, что потерпевший может дать исчерпывающие показания о своих действиях на момент происшествия.

Допросы потерпевших, находящихся на стационарном лечении, могут производиться только с разрешения врача. К показаниям потерпевших следует относиться критически, так как они являются лицами, заинтересованными в исходе дела.

8. Проверка показаний на месте происшествия имеет существенное значение при установлении мест столкновений транспортных средств и мест наездов на пешеходов, определения расстояний, преодоленных пешеходами и транспортными средствами,  выяснения темпа движения пешехода и времени его нахождения в поле зрения водителя с момента возникновения опасности, воспроизведения обстановки места происшествия и его следов и т.д.

Перед выходом на место происшествия необходимо выяснить, не произошли ли какие-либо изменения на том участке местности, где имело место происшествие; решить вопрос о реконструкции этого места для восстановления прежней обстановки; подготовить секундомер, рулетку, мел, фотоаппарат; обеспечить присутствие понятых и своевременно вызвать тех лиц, чьи показания подлежат проверке.

Обязательным условием при производстве выезда на место является обеспечение безопасности участников на месте происшествия, для чего необходимо обратиться за помощью и содействием к сотрудникам госавтоинспекции.

Проверка и уточнение показаний производится с учетом объективных данных, полученных при осмотре места происшествия. Если, например, на схеме происшествия зафиксированы следы торможения от колес транспортного средства, места нахождения пятен крови и т.п., то эти следы необходимо воспроизвести, пометив их обозначения мелом на проезжей части дороги.

Перед началом проверки показаний необходимо предложить лицу, у которого выясняются вопросы, сориентироваться в окружающей обстановке с учетом происшедших изменений. Если одно и тоже происшествие наблюдало несколько свидетелей и с различных мест, то они должны ориентироваться именно с тех мест.

9. Следственный эксперимент в зависимости от цели может проводиться как во время производства первоначальных следственных действий, так и в процессе расследования. Успех следственного эксперимента зависит от подготовки к нему, знания цели и методов его достижения. Перед его проведением следует решить следующие вопросы:

— допустим ли опыт в условиях, близких к тем, при которых произошло расследуемое событие;

— какие мероприятия требуется осуществить в связи с экспериментом (обеспечить безопасность участников, наличие технических средств и др.);

— может ли эксперимент дать необходимые результаты.

Следственный эксперимент проводится, как правило, с участием лица, показания которого проверяются; на том месте, где произошло ДТП; с тем транспортным средством, на котором было совершено происшествие.

Важен подбор участников эксперимента и их количество в зависимости от того, кто и какую роль будет выполнять при его проведении.

Здесь должны быть очевидцы, которые занимают места, где находились в момент происшествия, потерпевшие, подозреваемые (обвиняемые), должностные лица, чаще всего работники ГАИ, первыми прибывшие к месту происшествия и могущие пояснить расположение транспортных средств и следов непосредственно после происшествия, водители, заранее подготовленные для экспериментальных заездов на технически исправном транспорте, а также необходимые специалисты.

Необходимо подготовить технические средства (сигнальные флажки, мегафон, фото-, видео- технику, мел, измерительные приборы и т.д.), пригласить специалистов для их использования и применения.

Проводимые следственные эксперименты обычно используют цель проверить видимость, расположение транспортных средств, характер действий или поведение пострадавших, определить скорость движения транспорта путем неоднократных заездов или скорость движения пострадавшего на его пути следования до места наезда, влияние дорожных условий на обзорность и видимость как со стороны водителей, так и пострадавших и так далее. По делам, связанным с несоблюдением бокового интервала при разъездах,  съемки целесообразно проводить двумя аппаратами со стороны движения каждого водителя.

Все данные эксперимента в порядке его последовательности записываются на листах бумаги в протокол следственного эксперимента. В нем необходимо подробно изложить условия проведения эксперимента, показания очевидцев и обвиняемых до и в процессе его. К протоколу прилагаются развернутая схема и фототаблицы.

СК МВД РФ, ГУ ГАИ МВД РФ, ЭКЦ МВД РФ, МУ МВД РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code