Глава 1. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

 

Комментарий к статье 1

 

  1. Порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации определяется только законами.
  2. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, следователь (дознаватель и др. <1>) и судьи при производстве уголовно-процессуальной деятельности должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

———————————

<1> Здесь и далее термином «следователь (дознаватель и др.)», если иное специально не оговорено, подменяется целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из дознавателя, представителя органа дознания, исполняющего поручение (указание) органа предварительного расследования, начальника подразделения дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), а в случае производства процессуальных действий также из следователя-криминалиста.

 

  1. Обязательными для исполнения также признаются указания Генерального прокурора РФ по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» <2>).

———————————

<2> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

 

  1. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.

———————————

<3> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

 

  1. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
  2. При рассмотрении судом уголовных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
  3. Непосредственному применению подлежат те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или опубликованы в Бюллетене международных договоров и размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
  4. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, в частности:

— если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем уголовно-процессуальным законом РФ;

— если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства).

  1. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом.
  2. Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, или когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права <4>.

———————————

<4> См.: Там же.

 

  1. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 31 — 33 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Согласно п. «b» ч. 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
  2. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод <5>.

———————————

<5> См.: Там же.

 

  1. Исходя из п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств <6>.

———————————

<6> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» // Комментарий к постановлениям пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 283 — 284.

 

  1. Если уголовно-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с уголовным процессом или даже названного в УПК действия (решения), допустимо использование уголовно-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура получения объяснений и истребования в порядке ст. 144 УПК документов и предметов, а равно опроса лиц с их согласия в порядке ст. 86 УПК законом не урегулирована. Именно поэтому при оформлении протокола-истребования максимально используется предусмотренная уголовно-процессуальным законом форма протокола выемки, а в случае получения объяснения (опроса) у лица, не достигшего четырнадцати лет, как и при допросе таких свидетелей аналогичного же возраста (ст. 191 УПК), рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение уголовно-процессуальных норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы участников процесса.
  2. Установленный уголовно-процессуальными законами порядок осуществления уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, судей и следователей (дознавателей и др.) России.
  3. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 420, 434, 457, 462 УПК.

 

Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

 

Комментарий к статье 2

 

  1. Где бы на территории Российской Федерации ни было совершено деяние, содержащее признаки объективной стороны состава предусмотренного Уголовным кодексом РФ преступления, производство по возбужденному в отношении данного факта уголовному делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями УПК.
  2. Указанное правило касается российских следователей (дознавателей и др.) и судов, находящихся за пределами нашего государства в случаях, предусмотренных частью 2 к.с.

 

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Комментарий к статье 3

 

  1. Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  2. В круг лиц, пользующихся иммунитетом, о котором идет речь в ч. 2 к.с., входят, к примеру, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно- техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации <7>.

———————————

<7> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

 

  1. О понятии «иностранный гражданин» см. также комментарий к ст. 458 УПК.
  2. О значении понятия «процессуальное действие» см. комментарий к ст. 49 УПК.

 

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

 

Комментарий к статье 4

 

  1. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением следователь (дознаватель и др.), судья и суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <8>.

———————————

<8> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 6.

 

  1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
  2. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности всегда применяется уголовно-процессуальный закон, действующий соответственно во время приема, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлении, производства предварительного расследования в любой его форме, подготовки к судебному заседанию, рассмотрения и разрешения дела судом, а также исполнения приговора.
  3. По общему правилу уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение. После своей отмены уголовно-процессуальная норма может быть применена лишь тогда, когда она предоставляла субъекту уголовного процесса более льготные возможности.
  4. О значении понятия «процессуальное действие» см. комментарий к ст. 49 УПК.

 

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 

Комментарий к статье 5

 

  1. Нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте — алиби (п. 1 к.с.) — должно быть подтверждено совокупностью доказательств. Обычно основу данной совокупности составляют показания свидетеля и иные документы. Между тем алиби может быть подтверждено и любым иным доказательством, вплоть до показаний другого обвиняемого (подозреваемого).
  2. Под понятием «инстанция» принято понимать предусмотренный законом определенный порядок рассмотрения дела в суде. «Апелляционная инстанция» (п. 2 к.с.) в этом смысле — особый порядок судопроизводства, или, иначе, совокупность специфических, присущих данной стадии уголовного процесса прав и обязанностей суда. Именно в этом смысле в к.с. употребляется термин «суд» при определении понятий «апелляционная инстанция», «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция».
  3. В апелляционном порядке вышестоящие суды проверяют законность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров и постановлений (определений) нижестоящих судов.
  4. Близость лица (п. 3 к.с.) должна быть подтверждена доказательствами.
  5. «Близкие родственники» (п. 4 к.с.) — с точки зрения уголовно-процессуального закона таковыми являются только родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг (супруга), несмотря на то, что в других отраслях права к числу таковых обычно не относится, как минимум, супруг (супруга).
  6. Согласно ст. 10 Семейного кодекса РФ супругами признаются мужчина и женщина со дня государственной регистрации заключенного между ними брака в органах записи актов гражданского состояния <9>. Супругами они перестают быть с момента прекращения заключенного между ними брака. Причем брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде общей юрисдикции — со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 1 ст. 25 Семейного кодекса РФ).

———————————

<9> См.: решение Верховного Суда РФ от 31 мая 1999 г. N ГКПИ 99-376 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным абзаца 7 подпункта «г» пункта 14 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».

 

  1. При постановлении вердикта (п. 5 к.с.) коллегия присяжных заседателей отвечает не только на вопрос, виновен ли подсудимый в совершении вмененного ему деяния. Коллегией присяжных заседателей решение о невиновности подсудимого выносится и в случае, если не менее шести присяжных заседателей проголосовало за отрицательный ответ на один из двух других вопросов, на которые присяжные заседатели должны ответить:

а) доказано ли, что деяние имело место;

б) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый.

  1. Дознаватель (в п. 7 к.с.) — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную (дополнительную) проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело прокурору для направления по подследственности либо непосредственно руководителю следственного органа), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в том числе дополнительное дознание, исполнять письменные поручения другого органа предварительного расследования (другого дознавателя).
  2. Неверно мнение, что дознаватель может также производить предварительное следствие <10>. При производстве предварительного следствия органу дознания может быть дано поручение о производстве следственного действия (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК). Но это поручение исполняет орган дознания, а не дознаватель.

———————————

<10> См.: Ковалев М.А. § 5. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве // Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2004. С. 181.

 

  1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после принятия заявления (сообщения) о преступлении, материала предварительной (дополнительной) проверки заявления (сообщения) о преступлении либо уголовного дела к своему производству, поступления ему для исполнения поручения о производстве процессуальных и (или) розыскных действий по уголовному делу, находящемуся в производстве другого дознавателя.
  2. Досудебное производство — это уголовно-процессуальная деятельность следователя (дознавателя и др.), предшествующая прекращению им уголовного дела (отказу в возбуждении уголовного дела) или поступлению уголовного дела в суд. Оно начинается при наличии повода и основания начала уголовного процесса.
  3. Поводы к началу уголовного процесса — это источники первой осведомленности следователя (дознавателя и др.) о каком-либо готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении. Они ничем не отличаются от предусмотренных ч. 1 ст. 140, ст. ст. 141 — 143 УПК поводов для возбуждения уголовного дела.
  4. Основанием начала уголовного процесса следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, признаков объективной стороны состава преступления.
  5. В п. 10 к.с. употреблено понятие «жилищный фонд». Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ).
  6. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

а) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

б) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

в) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

  1. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

а) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

б) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

в) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

г) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей классификации.

  1. Исходя из содержания п. 10 к.с., а также в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» жилищем следует признать не только жилой дом, но и квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие), а также иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. К жилищу также отнесены гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, медицинские организации, другие подобного рода учреждения и т.п.

Между тем вряд ли можно именовать жилищем всю территорию поселения, находящегося в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает. Такое поселение согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является местом жительства указанного гражданина, но не может считаться жилищем с позиции уголовно-процессуального закона. Жилищем, думается, в такой ситуации следует именовать не все поселение, а лишь поставленные на его территории «помещения» и «строения» (палатки, шатры и т.п.), используемые данными гражданами для проживания.

  1. Под моментом фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, о котором идет речь в п. п. 11 и 15 к.с., следует понимать момент начала применения в порядке, установленном УПК, к лицу принуждения в целях лишения его свободы передвижения, а также в связи с наличием одного из фактических оснований уголовно-процессуального задержания.
  2. Фактическое задержание может начинаться:

а) с момента, когда лицо фактически задержано (осуществлен его захват) при непосредственном участии в этом процессе сотрудника учреждения, наделенного статусом органа дознания, и (или) должностного лица, уполномоченного производить предварительное расследование;

б) с момента, когда сотрудник учреждения, наделенного статусом органа дознания, и (или) должностное лицо, уполномоченное производить предварительное расследование, подключились к осуществляемому частными лицами процессу доставления задержанного;

в) с момента доставления задержанного в орган дознания (к следователю и др.), если фактический захват и препровождение в орган дознания (к следователю и др.) лица, подозреваемого в совершении преступления, осуществлены частными лицами, без участия в этом процессе сотрудника учреждения, наделенного статусом органа дознания, и (или) должностного лица, уполномоченного производить предварительное расследование.

  1. Согласно закону фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, будет признаваться моментом фактического задержания только в случае осуществления такового в порядке, установленном УПК. Указанный же порядок не распространяется на частных лиц. Требовать от не являющихся субъектами уголовного процесса частных лиц соотнесения их действий по захвату правонарушителя с требованиями УПК крайне затруднительно, да и, скорее всего, неправомерно. Вряд ли такой вид захвата лица может быть частью уголовно-процессуального задержания.
  2. В п. 11 к.с. записано, что «задержание подозреваемого» — это «мера процессуального принуждения, применяемая… с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Но действительно ли задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК «применяется» с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления? С этого момента (с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления), действительно, исчисляется срок задержания. Однако само задержание лица по подозрению в совершении преступления «применяется» все же не с этого момента, а со времени оформления соответствующего протокола. Согласно п. 6 действующих Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел <11> основанием для приема в ИВС лиц, подозреваемых в совершении преступлений, является протокол задержания подозреваемого. К тому же задержание, выразившееся в помещении в ИВС лица, подозреваемого в совершении преступления, может вообще не иметь места после фактического задержания лица и доставления его в орган предварительного расследования. В этом случае «применяться» задержание, предусмотренное ст. ст. 91 и 92 УПК, не будет. Недаром в протоколе задержания подозреваемого следователь (дознаватель и др.) обязан указать как дату и время составления протокола, так и дату и время задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (ч. 2 ст. 92 УПК).

———————————

<11> Далее — Правила внутреннего распорядка.

 

  1. Законный представитель — это физическое или же юридическое лицо, допущенное к участию в уголовном процессе в указанном качестве специальным постановлением (определением) следователя (дознавателя и др.), суда (судьи). Законный представитель может быть у несовершеннолетнего (недееспособного либо ограниченно дееспособного, по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы) потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, обвиняемого (подозреваемого), а также лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, лица, заболевшего после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания, свидетеля. Существование такого субъекта уголовного процесса, как законный представитель свидетеля, проистекает из правил, закрепленных в ч. 1 ст. 191, ч. ч. 4, 7 ст. 280 УПК и в некоторых других нормах права.
  2. Иначе обстоят дела с законным представителем, о котором упоминается в п. 12 ст. 5 УПК, ч. 3 ст. 44 и ч. ч. 2, 2.2 ст. 45 УПК. У него есть, как минимум, одно уголовно-процессуальное право — право предъявлять иск в защиту представляемого им лица.
  3. Данная разновидность законного представителя (законного представителя несовершеннолетнего, лица, признанного недееспособным либо ограниченно дееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лица, которое по иным причинам не может само защищать свои права и (или) законные интересы) в уголовный процесс вступает в связи с наличием следующего триединого фактического основания:

— лицо является родителем, усыновителем, опекуном или попечителем несовершеннолетнего, лица, признанного недееспособным либо ограниченно дееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лица, которые по иным причинам не может само защищать свои права и (или) законные интересы, или представителем учреждения (организации), на попечении которого таковой находится, органом опеки и попечительства;

— по факту совершения данного преступления начато осуществление уголовно-процессуальной деятельности;

— у представляемого лица нет другого законного представителя (он законным образом отстранен от участия в уголовно-процессуальном производстве).

  1. Несовершеннолетним является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 21 ГК). Соответственно, несовершеннолетним лицо, подозреваемое в совершении преступления (обвиняемый), перестанет быть лишь на следующий день после дня его рождения, в который ему исполнилось восемнадцать лет. До этого дня рождения и в день рождения он будет оставаться несовершеннолетним. Но на следующий день несовершеннолетним он уже не является.
  2. Несовершеннолетний, который приобрел гражданско-правовую дееспособность в полном объеме (в силу вступления в брак — ст. 21 ГК или эмансипации — ст. 27 ГК), с позиций уголовно-процессуального закона остается несовершеннолетним.
  3. Избрание меры пресечения (п. 13 к.с.) — вынесение впервые в отношении лица постановления (определения) об избрании меры пресечения по данному уголовному делу или же после того, как ранее избранная мера пресечения была отменена специальным постановлением следователя (дознавателя и др.), определением суда. Иногда под избранием меры пресечения подразумевается замена (изменение) одной меры пресечения на другую.
  4. Производство в кассационной инстанции (п. 14 к.с.) представляет собой процедуру проверки законности приговоров (определений, постановлений) суда (судьи), в том числе приговоров (постановлений) апелляционной инстанции, вступивших в законную силу. Незаконный приговор (определение, постановление) отменяется.
  5. Надзорная инстанция (п. 16 к.с.) состоит в пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда Президиумом Верховного Суда РФ. Она предусматривает аналогичный кассационному порядок обжалования и внесения представлений на решения суда, вынесенные по первой, апелляционной и кассационной инстанции. Круг лиц, которые вправе принести жалобу или представление на приговор (определение, постановление) суда в надзорном производстве, такой же, что и в кассационном производстве. Надзорному, так же как и кассационному, производству присущи определенные черты, часть из которых аналогична чертам кассационного производства, а часть отличается от таковых.
  6. Начальник органа дознания (п. 17 к.с.) — это должностное лицо (в том числе его заместитель), возглавляющее соответствующее учреждение, наделенное статусом органа дознания.
  7. Процессуальным статусом начальника подразделения дознания (п. 17.1 к.с.) наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующий в пределах своей компетенции.
  8. Большинство неотложных следственных действий (п. 19 к.с.) производится после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела орган дознания вправе произвести лишь такие неотложные следственные действия, как осмотр места происшествия, осмотр трупа, документов, предметов, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования (ч. 1 ст. 144 УПК). Если следственное действие не потеряет своего значения и по прошествии определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное.
  9. Обвинение (п. 22 к.с.) — это утверждение о совершении определенным физическим лицом конкретного деяния либо деяний, запрещенных уголовным законом, сформулированное и выдвинутое (предъявленное) в порядке, установленном УПК.
  10. Содержание обвинения отражено в описательной и резолютивной частях постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (обвинительного акта, обвинительного постановления). По делам частного обвинения, когда по заявлению не проводилось досудебного производства, обвинение содержится в составленном по правилам ч. 5 ст. 318 УПК и поданном мировому судье заявлении (ч. 3 ст. 319 УПК) либо во встречном заявлении (ч. 3 ст. 321 УПК).
  11. По мнению Конституционного Суда РФ, в некоторых случаях понятие «предъявление обвинения» должно толковаться в его конституционно-правовом, а не в придаваемом ему уголовно-процессуальным законом более узком смысле.
  12. Орган дознания (п. 24 к.с.) — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.
  13. Постановление — это не любое решение, о котором упоминается в п. 25. Закон позволяет ряд решений, в том числе промежуточных решений, вообще не вовлекать в письменную форму, а некоторые из них требует фиксировать в документах с иным наименованием (например, протокол задержания подозреваемого в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК).
  14. Постановлением следователь (дознаватель и др.) свое решение оформляет не только при производстве предварительного расследования, но и на стадии возбуждения уголовного дела. К примеру, при возбуждении уголовного дела и при отказе в возбуждении уголовного дела ими также выносится постановление.
  15. Перечисленные в п. 25 к.с. субъекты вправе выносить постановления. Однако данное обстоятельство не является препятствием на пути оформления ими же и иных процессуальных документов. Следователь (дознаватель и др.) в ряде случаев готовит требование, поручение, запрос (ч. 4 ст. 21 УПК), извещение (ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 135 и др. УПК), уведомление (ч. 3 ст. 46, ч. 4 ст. 92, ст. 96 и др. УПК) и т.п. Мы уже тут не вспоминаем о составлении ими протоколов различных следственных и иных процессуальных действий.
  16. В заседании районного суда председательствует председатель этого суда или судья, а в заседании всякого иного суда — председатель, заместитель председателя или судья. Председательствующий (п. 26 к.с.) начинает уголовно-процессуальную деятельность с открытия судебного заседания.
  17. Присяжных заседателей, определение которых дано в п. 30 к.с., правильнее именовать присяжными заседателями федерального суда общей юрисдикции <12>. Это субъекты уголовного процесса, являющиеся специфическими членами состава суда присяжных. Названными субъектами могут быть лишь граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом соответствующего уголовного дела (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). Участие таковых в рассмотрении уголовного дела осуществляется в рамках предоставленных им законом прав. В соответствии же с ч. ч. 1 и 2 ст. 333 УПК присяжные заседатели вправе:

———————————

<12> См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3528.

 

а) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и (или) производстве иных следственных действий;

б) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и (или) понятия;

в) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

  1. В то же время присяжным заседателям запрещается:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам (ч. ч. 1 и 2 ст. 333 УПК).

  1. В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только сформулированные в вопросном листе вопросы:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.

  1. В случае положительного ответа на последний из них присяжные заседатели также указывают в соответствии со ст. 339 УПК, заслуживает ли подсудимый снисхождения (ч. 1 ст. 334 УПК).
  2. Прокурор (п. 31 к.с.) — это Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик, краев, областей, прокуроры городов, действующие на правах прокуроров областей, прокуроры автономной области, автономных округов, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры (помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур и др.), действующие в пределах своей компетенции, закрепленной в Федеральном законе о прокуратуре и УПК. Под понятием «прокурор» в УПК обычно понимается вышеуказанное должностное лицо, осуществляющее надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, уголовное преследование, участвующее в рассмотрении уголовных дел судами и (или) опротестовывающее противоречащие закону приговоры (определения, постановления) судов.
  3. Для того чтобы действие могло именоваться процессуальным (п. 32 к.с.), недостаточно упоминания о нем в УПК. Действие становится уголовно-процессуальным только после того, как процедура его осуществления будет детально регламентирована уголовно-процессуальным законом.
  4. Разновидностью процессуальных действий являются следственные, судебные и иные уголовно-процессуальные действия. Следственные действия — это группа уголовно-процессуальных действий органа предварительного расследования, являющихся основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и характеризующихся детальной самостоятельной процедурой производства <13>.

———————————

<13> За основу взято определение А.А. Чувилева и Т.Н. Добровольской. См.: Чувилев А.А., Добровольская Т.Н. Особенности преподавания курса уголовного процесса в вузах МВД СССР. Вопросы методики чтения проблемных лекций по Особенной части: Учебно-методический материал. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 33 — 35.

 

  1. Следственными принято считать следующие процессуальные действия:

1) осмотр (ст. ст. 176 — 178, 180 УПК);

2) эксгумацию (ст. ст. 178, 180 УПК);

3) освидетельствование (ст. ст. 179, 180 УПК);

4) следственный эксперимент (ст. 181 УПК);

5) обыск (ст. ст. 182, 184 УПК);

6) выемку (ст. 183 УПК);

7) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку (ст. 185 УПК);

8) контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК);

9) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК);

10) допрос свидетеля, потерпевшего (ст. ст. 187 — 191 УПК), подозреваемого (ч. 4 ст. 92 УПК), обвиняемого (ст. ст. 173, 174 УПК), эксперта (ст. 205 УПК) и (или) специалиста (ч. 4 ст. 80 УПК);

11) очную ставку (ст. 192 УПК);

12) предъявление для опознания (ст. 193 УПК);

13) проверку показаний на месте (ст. 194 УПК);

14) производство судебной экспертизы (ст. ст. 195 — 201, 203, 204, 207 УПК);

15) получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК);

16) наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК).

  1. Критерии следственного действия:

1) познавательная направленность. Следственное действие всегда направлено на собирание и (или) проверку доказательств (а не любой информации), даже если в его результате доказательства и не получено. Тем не менее направленность на собирание доказательств — это не одно и то же, что и направленность на обнаружение, фиксацию фактических данных, имеющих отношение к делу. К примеру, опрос лиц (п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК) — это не допрос. Отличие этих процессуальных действий заключается уже в том, что допрос обеспечивается государственным принуждением. Дача показаний на допросе в большинстве случаев — обязанность, при опросе — только лишь право. Допрос — следственное действие, опрос таковым не является;

2) обеспечение государственным принуждением;

3) следственное действие существенно затрагивает права и законные интересы граждан. Прежде всего по этому критерию получение образцов для сравнительного исследования относится к числу следственных действий;

4) наличие детально разработанной и закрепленной в уголовно-процессуальном законе процедуры.

  1. Собирание доказательств путем осуществления следственных действий должно осуществляться с соблюдением общих условий, правил производства и протоколирования следственных действий. В этой связи необходимо, по крайней мере, перечислить таковые. Общие условия производства следственных действий таковы:

1) следственное действие производится после возбуждения уголовного дела (исключение из этого правила — освидетельствование в случаях, не терпящих отлагательства, а также осмотр места происшествия, документов, предметов, трупа, назначение и производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования);

2) следователь (дознаватель и др.) должен располагать специальным основанием для производства именно этого следственного действия;

3) следственное действие должно производиться лишь лицом, принявшим уголовное дело к производству, либо по его (руководителя следственного органа) поручению;

4) производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК);

5) должно быть точно установлено, что при производстве следственного действия не будут:

— нарушены те права и (или) законные интересы участвующих в нем (других) лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

— унижаться честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

— ставиться под угрозу здоровье и (или) жизнь лиц, участвующих в производстве следственного действия;

6) результаты и ход производства следственного действия оформляются протоколом.

  1. Общие правила производства следственных действий следующие:

1) прежде чем приступить к производству эксгумации, освидетельствования, обыска, выемки, следователь (дознаватель и др.) выносит постановление;

2) перед судом постановлением следователя с согласия руководителя следственного органа, а постановлением дознавателя с согласия прокурора возбуждается ходатайство о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; наложении ареста на имущество, наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыска и (или) выемки в жилище; о выемке заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и (или) счетах в банках (иных кредитных организациях); о контроле и записи телефонных и иных переговоров; а также о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

3) к участию в следственном действии может быть привлечено должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а равно следователь-криминалист, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;

4) привлекая лиц, указанных в ст. ст. 42 — 49, 54 — 60 УПК, к участию в следственном действии, следователь (дознаватель и др.) обязан удостовериться в их личности, разъяснить им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия;

5) потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК, а потерпевший и свидетель еще и об ответственности, предусмотренной ст. 308 УК;

6) следователь (дознаватель и др.) вправе применить при производстве следственного действия технические средства и способы обнаружения, фиксации сведений, изъятия следов преступления и (или) вещественных доказательств;

7) протокол о производстве следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем (дознавателем и др.) в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 166 УПК.

  1. Судебные действия — действия, так же как и следственные, направленные на собирание доказательств, но осуществляемые не на стадии предварительного расследования, а на судебных стадиях. Это группа урегулированных уголовно-процессуальным законом действий, осуществляемых судом (судьей), в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
  2. Основная часть этих действий осуществляется в рамках судебного следствия на стадии судебного разбирательства. Это прежде всего:

1) допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, эксперта и (или) специалиста (ч. 4 ст. 271, ст. ст. 275, 277 — 280, 282 и др. УПК);

2) осмотр вещественных доказательств, местности и помещений (ст. ст. 284, 287 УПК);

3) следственный эксперимент (ст. 288 УПК);

4) предъявление для опознания (ст. 289 УПК);

5) освидетельствование (ст. 290 УПК);

6) производство судебной экспертизы (ст. 283 УПК);

7) приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду (ст. 286 УПК);

8) оглашение показаний подсудимого, потерпевшего и (или) свидетеля (ст. ст. 276, 281 УПК);

9) оглашение протоколов следственных действий, заключений экспертов (специалистов) и (или) иных документов (ст. 285 УПК);

10) демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов (ч. 1 ст. 276, ч. 1 ст. 281 УПК).

  1. Судебные действия могут иметь место и на стадии апелляционного производства.
  2. Иными уголовно-процессуальными действиями являются лишь те предусмотренные УПК действия, во-первых, порядок производства которых урегулирован УПК, во-вторых, которые не являются ни следственными, ни судебными действиями. К числу таковых можно отнести:

— взятие обязательства о явке (ст. 112 УПК);

— привод (ст. 113 УПК);

— ознакомление с постановление о назначении судебной экспертизы (ч. 3 ст. 195, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 198 УПК);

— ознакомление с заключением эксперта (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 198 УПК);

— ознакомление обвиняемого (защитника и др.) с материалами уголовного дела (ст. ст. 215 — 218 УПК);

— некоторые другие уголовно-процессуальные действия.

  1. О значении понятия «процессуальное действие» см. также комментарий к ст. 49 УПК.
  2. Процессуальное решение (п. 33 к.с.) — это исходящее от следователя (дознавателя и др.), прокурора и (или) суда (судьи) как субъекта уголовного процесса властное веление. Обычно оно является результатом осуществляемой в логических формах мыслительной деятельности следователя (дознавателя и др.), прокурора и (или) суда (судьи).
  3. Как следует из текста п. 34 к.с., под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. В этой связи следует заметить, что возмещение лицу имущественного вреда, причиненного в ходе уголовного судопроизводства, устранение последствий морального вреда и восстановление его в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. ст. 133 — 139, 397, 399 УПК, нормами других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные вопросы.
  4. Положения норм Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», утвержденного Законом СССР от 24 июня 1981 года, Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года, Инструкции по применению данного Положения, утвержденной Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР 2 марта 1982 года и согласованной с Верховным Судом СССР, Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, могут учитываться судами при разрешении вопросов о реабилитации лишь в части, не противоречащей федеральным законам Российской Федерации <14>.

———————————

<14> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 1.

 

  1. Реабилитированным (п. 35 к.с.) может быть как физическое, так и юридическое лицо. Юридическое лицо таковым является в случае, если в отношении его государственные органы (должностные лица), осуществляющие уголовный процесс, произвели незаконные или необоснованные действия.
  2. Под органами предварительного следствия, о которых идет речь в п. 36.1 к.с., а равно в других статьях УПК, понимаются следователи, следователи-криминалисты, следственные группы и самостоятельно производящие предварительное следствие руководители следственных органов.
  3. Согласно п. 37 к.с. родственники — это все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве. Соответственно, к родственникам следует относить: племянников и племянниц, полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей (дядь и теть), двоюродных братьев и сестер, прадедушек и прабабушек, детей родных племянников и племянниц (двоюродных внуков и внучек) и родных братьев и сестер их дедушек и бабушек (двоюродных дедушек и бабушек), детей их двоюродных внуков и внучек (двоюродных правнуков и правнучек), детей их двоюродных братьев и сестер (двоюродных племянников и племянниц), детей их двоюродных дедушек и бабушек (двоюродных дядь и теть) и других родственников.
  4. Розыскные меры (п. 38 к.с.) могут приниматься не только следователем или органом дознания по поручению следователя, но и дознавателем, а также органом дознания по поручению дознавателя. Розыскные меры могут одновременно осуществляться и лицом, в чьем производстве находится уголовное дело, и органом дознания, которому их осуществление было поручено. Розыскные меры, помимо установления лица, подозреваемого в совершении преступления, могут преследовать и иные цели. Как минимум, разыскиваться могут местонахождение обвиняемого и недостающие доказательства по уголовному делу.
  5. Руководитель следственного органа (п. 38.1 к.с.) — это Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, следственного отдела Следственного комитета РФ по району, городу, его заместитель, а также руководитель следственного органа такого федерального органа исполнительной власти, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, территориального органа указанного ведомства по субъекту Российской Федерации, району, городу, его заместитель, иной руководитель следственного органа, действующий в пределах своей компетенции.
  6. Полномочиями руководителя следственного органа не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Такой начальник согласно закону не обладает полномочиями руководителя следственного органа несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем за деятельностью входящих в такое организационное образование следователей.
  7. Наличие в п. 40.1 к.с. понятия «следователь-криминалист» дает законную возможность производить следователю следственные и иные процессуальные действия, во-первых, по делам, не находящимся в его производстве, во-вторых, когда он не является членом следственной группы.
  8. Между тем следует отметить, что пределы компетенции следователя-криминалиста определены лишь п. 40.1 к.с. Причем они более чем небезупречны <15>. Более правильно п. 40.1 к.с. было бы сформулировать так: «следователь-криминалист — должностное лицо следственного органа, которому руководителем следственного органа поручено без принятия уголовного дела к своему производству осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий и (или) производить отдельные процессуальные действия».

———————————

<15> См. об этом подробнее: Рыжаков А.П. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 2008 года N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»; Рыжаков А.П. Кто такой следователь-криминалист? // Актуальные проблемы современного уголовного судопроизводства в России: Межвуз. сб. научных тр. / Под ред. В.А. Лазаревой. Самара: Самарский университет, 2010. Вып. 5. С. 346 — 351; и др.

 

  1. Помимо того, законодателю следовало бы подумать о формулировании отдельной статьи УПК, всецело посвященной статусу следователя-криминалиста (к примеру, ст. 38.1 УПК), а равно упомянуть о следователе-криминалисте в других статьях закона. В ч. 2 ст. 156 УПК следовало бы указать, что следователь-криминалист приступает к производству порученного ему руководителем следственного органа предварительного следствия без вынесения постановления о принятии уголовного дела к своему производству. В ст. 123 УПК среди должностных лиц и органов, чьи действия (бездействие, решения) могут быть обжалованы, а в ч. 4 ст. 124 УПК среди субъектов обжалования последовательно было бы упомянуть и следователя-криминалиста. Бесспорно, необходимо совершенствование и некоторых иных статей УПК в связи с появлением в уголовном процессе рассматриваемого нового субъекта.
  2. Следователь (п. 41 к.с.) — лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предварительное следствие, кроме следователя, вправе осуществлять также следователь-криминалист, следственная группа и руководитель следственного органа. Указанные субъекты уголовного процесса следователями не являются.
  3. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь Следственного комитета РФ, не являющийся гражданином России <16>, согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» <17>, так как сотрудниками Следственного комитета РФ, а значит, и следователями могут быть только граждане Российской Федерации (см. также комментарий к ст. 38 УПК).

———————————

<16> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 10.

<17> См.: Собр. законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 15.

 

  1. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя — члена следственной группы (см. содержание и комментарий к ст. 163 УПК), а равно у следователя-криминалиста.
  2. Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Содержание п. 43 и использованные в нем формулировки нисколько не согласуются с содержанием ч. 1 ст. 140 и ст. 143 УПК. Согласно ч. 1 ст. 140 УПК третьим поводом для возбуждения уголовного дела является не «рапорт об обнаружении преступления», как он именуется в п. 43 ст. 5 УПК, и даже не «рапорт об обнаружении признаков преступления», как данный документ действительно надо называть (ст. 143 УПК), а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
  3. Уголовный процесс начинается не с момента завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления. Сам процесс оформления данного документа урегулирован ст. 143 УПК. Уголовный процесс начинается тогда, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса, где поводом является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
  4. Словосочетание «специализированное учреждение для несовершеннолетних» (п. 44 к.с.) предлагается толковать расширительно. К числу таковых следует относить не только специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения, но и специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием.
  5. Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

  1. Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием бывают двух видов: открытого и закрытого типа.

Это образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

  1. Закрепленный в п. п. 46 и 47 ст. 5 УПК перечень субъектов, составляющих ту или иную сторону, нельзя признать исчерпывающим. Уголовное преследование и функцию защиты (правда, несомненно, не от обвинения, а от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования) осуществляют не только те субъекты, которые здесь указаны. Функция защиты от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования присуща также по меньшей мере, подозреваемым, а также их законным представителям. Исходя из изложенного Конституционным Судом РФ <18> подхода к понятию уголовного преследования, защиту от такового осуществляет также лицо, подозреваемое в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющееся, а значит, и его законный представитель.

———————————

<18> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2882.

 

  1. Согласно редакции п. 45 ст. 5 УПК к стороне обвинения следует относить всех тех участников уголовного судопроизводства, которые выполняют на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования). Уголовному процессу известен такой субъект, как законный представитель потерпевшего (п. 12 ст. 5 УПК). О нем ничего не сказано в п. 47 к.с. Здесь речь идет о представителе потерпевшего. Между тем редакция ст. ст. 5, 22, 119 и некоторых других статей УПК позволяет утверждать, что законодатель не считает законного представителя разновидностью представителя (как не относит близких родственников к числу родственников). Поэтому, перечисляя субъектов, составляющих сторону обвинения, среди таковых законодателю необходимо было бы указать и законного представителя потерпевшего.
  2. В п. 47 ст. 5 УПК к тому же дан неполный перечень лиц, которые могут осуществлять уголовное преследование. Таковыми также являются:

— орган дознания (п. п. 11, 24 ст. 5, ч. 2 ст. 21 и др. статьи УПК);

— руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК);

— начальник органа дознания (ч. ч. 3 и 4 ст. 41, ст. 225 УПК);

— руководитель и члены группы дознавателей (ст. 223.2 УПК);

— начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК);

— близкий родственник (близкое лицо, родственник) лица, погибшего в результате совершения преступления (ч. 8 ст. 42 УПК);

— а в некоторых случаях и лицо, которому преступлением причинен вред, до признания его потерпевшим (пострадавший).

  1. Что орган дознания, руководитель и члены следственной группы (группы дознавателей) осуществляют уголовное преследование, думается, ни у кого сомнений не вызовет. Другое дело три последних из названных субъектов уголовного процесса.
  2. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания отнесены нами к стороне обвинения не только потому, что их назначение в уголовном процессе во многом аналогично назначению руководителя следственного органа. В основном же их место в системе участников уголовного процесса предопределено правовым статусом. Так, начальник органа дознания вправе утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК), решать вопрос о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК), поручать дознавателю производство дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК), давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 3 ст. 41 УПК) и др. Начальник подразделения дознания, более того, может сам возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы (ч. 2 ст. 40.1 УПК).
  3. Согласно ч. 8 ст. 42 УПК по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — к одному из родственников. И пусть в указанной статье закона не упоминается об уголовном преследовании, статус потерпевшего направлен на реализацию данной функции потерпевшего, наличие которой у последнего безусловно (п. п. 45, 47 ст. 5, ст. 22 и др. УПК). Именно данное обстоятельство и не позволило нам исключить наделенного правами потерпевшего близкого родственника (близкого лица, родственника) лица, погибшего в результате совершения преступления, из круга лиц, которые могут осуществлять уголовное преследование
  4. К числу субъектов, реализующих уголовное преследование, нами отнесено также лицо, которому преступлением причинен вред. Указанный участник уголовного процесса не обязательно должен осуществлять уголовное преследование. Исходя из положений п. п. 47 и 55 ст. 5 УПК, пока нет подозреваемого и обвиняемого, нет и уголовного преследования. Лицо же, которому преступлением причинен вред, по большинству дел в это время уже есть. Пока нет уголовного преследования, названный вид деятельности никто не осуществляет. Не может его реализовывать и лицо, которому преступлением причинен вред.
  5. Как только в уголовном процессе появляется подозреваемый или обвиняемый, в отношении указанных лиц осуществляется уголовное преследование. Реализовываться же оно не может без существенного вклада в эту деятельность лица, которому преступлением причинен вред. Данное обстоятельство позволяет отнести указанного субъекта (лицо, которому преступлением причинен вред, в отношении которого пока еще не вынесено постановление о признании его потерпевшим) к стороне обвинения, а значит, одновременно считать его, к примеру, самостоятельным субъектом, наделенным правом заявлять отвод переводчику.
  6. Лицо, еще не признанное потерпевшим, в литературе принято называть пострадавшим. Поэтому в п. 47 ст. 5, ст. 20 и некоторых других статьях УПК правильнее было бы говорить не только о потерпевшем, но и о пострадавшем.
  7. В п. 48 дано определение понятию «суд» через употребление термина «суд общей юрисдикции». Суды общей юрисдикции подразделяются на федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.
  8. Впервые в уголовном процессе суд появляется с момента:

— принятия им заявления о преступлении;

— обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;

— принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение), следователя (дознавателя и др.);

— передачи в суд уголовного дела (материала).

  1. В судопроизводстве суд не всегда обладает одним и тем же правовым статусом. Статус различается не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационное производство и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения следователя (дознавателя и др.), дела частного или публичного обвинения и т.д.).
  2. Несмотря на формулировку, использованную в п. 50 к.с., правосудие — это деятельность суда. Органы, производящие досудебную деятельность, правосудия не осуществляют.
  3. Судебным разбирательством (п. 51 к.с.) именуется судебное заседание, осуществляемое судами не только по первой, второй, кассационной и надзорной инстанции, но и в связи с возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
  4. Суд первой инстанции (п. 52 к.с.) — это суд, правомочный впервые постановить приговор по делу.
  5. При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции возможно осуществление допросов, осмотров вещественных доказательств (местности и помещений), следственных экспериментов, предъявления для опознания, освидетельствования, оглашение показаний, данных во время предварительного расследования, а равно протоколов следственных действий, заключений экспертов (специалистов), приобщенных к уголовному делу или представленных в судебном заседании документов, демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов, назначение и производство судебной экспертизы.
  6. Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд общей юрисдикции. В настоящее время лишь Верховный Суд РФ не имеет подсудных ему уголовных дел.
  7. Под понятием «судья» (п. 54 к.с.) в уголовном процессе понимается председатель, заместитель председателя и члены любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе. Полномочия судьи отличаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого, права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов состава суда.
  8. Уголовное преследование (п. 55 к.с.) — это процессуальная деятельность, осуществляемая прокурором, а также следователем, руководителем следственного органа, руководителем и членом следственной группы, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, руководителем (членом) группы дознавателей, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим (пострадавшим), близким родственником (близким лицом, родственником) лица, погибшего в результате совершения преступления, гражданским истцом и их законными представителями, представителями, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
  9. Комплексный характер уголовного преследования предопределяется возможностью его осуществления одновременно или последовательно друг за другом несколькими субъектами уголовного процесса.
  10. Уголовное преследование начинается в следующих случаях:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица;

2) лицо задержано по подозрению в совершении преступления;

3) к лицу применена мера пресечения до предъявления обвинения;

4) лицо уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК;

5) в отношении лица вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (если до этого не было того, что указано в п. п. 1 — 3);

а по делам частного обвинения, когда по заявлению не проводилось досудебного производства с момента:

а) констатации наличия в распоряжении мирового судьи оснований для назначения судебного заседания (ч. ч. 3, 4 ст. 319 УПК);

б) соединения встречного заявления с первоначальным (ч. 3 ст. 321 УПК).

  1. Частью уголовного судопроизводства, о котором идет речь в п. 56 к.с., является деятельность по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении, когда уголовное дело еще не возбуждено (уголовного дела еще нет).
  2. Термин «уголовное дело» в УПК без какой-либо оговорки употреблен в трех значениях:

1) уголовное дело — это совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления и предусмотренного ст. 140 УПК повода к возбуждению уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Таково значение словосочетания, к примеру, во фразе «направление уголовного дела в суд» (п. 9 к.с.);

2) уголовное дело — это сам факт (группа обстоятельств), исследование которого осуществляется вначале на стадии предварительного расследования, а затем и на судебных стадиях. Например, в словосочетании «рассмотрение уголовного дела» (п. 56 к.с.);

3) уголовное дело — осуществляемая после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. ст. 140 — 143 УПК источника таковых, уголовно-процессуальная деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению возбужденного уголовного дела. Таким образом может быть истолкован смысл рассматриваемого словосочетания в выражении «участие в уголовном деле» (ч. 1 ст. 53 УПК).

  1. С позиции теории права участник уголовного процесса (п. 58 к.с.) — это субъект, реализовавший (реализующий) либо свое уголовно-процессуальное право, либо уголовно-процессуальную обязанность.
  2. Частным обвинителем является субъект, участвующий лишь в делах частного обвинения. Таковым может быть пострадавший или же родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (по своему физическому и (или) психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы) пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства, а в случае смерти пострадавшего и его близкие родственники, но только если именно они подали заявление о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 и (или) ч. 1 ст. 128.1 УК, в суд в установленном УПК порядке.
  3. Частным обвинителем данное лицо остается и при поддержании им обвинения в суде.
  4. В п. 59 к.с. подразумевается:

— под потерпевшим — пострадавший, которому предусмотренным ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 и (или) ч. 1 ст. 128.1 УК преступлением причинен физический вред;

— под законным представителем — родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (совершеннолетнего, который по своему физическому и (или) психическому состоянию не может самостоятельно защищать свои права, законные интересы) такого пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства;

— под представителем — близкий родственник рассматриваемого пострадавшего, в случае смерти последнего.

  1. Согласно логике изложения ч. 7 ст. 318 УПК, частным обвинителем одно из указанных лиц становится лишь с момента принятия мировым судьей поданного им заявления о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 и (или) ч. 1 ст. 128.1 УК, к своему производству.
  2. Разъясняя дефиницию, закрепленную п. 61 к.с., следует заметить, что досудебное соглашение о сотрудничестве — это всегда письменный документ, отвечающий процессуальной форме, и прежде всего требованиям, предъявляемым к таковому ст. 317.3 УПК.
  3. В п. 61 ст. 5 УПК под стороной понимается не то, определение чему приведено в п. п. 46 и 47 той же статьи закона. Частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель не имеют никакого отношения к заключению такого соглашения. Под стороной обвинения здесь подразумевается прокурор, надзирающий за соблюдением законов при осуществлении предварительного расследования по делу. Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается им по ходатайству следователя, в производстве которого находится уголовное дело, согласованному с руководителем следственного органа.
  4. Согласно п. 46 ст. 5 УПК стороной защиты являются обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его представитель. Почему-то в этом перечне отсутствует подозреваемый. В то же время досудебное соглашение о сотрудничестве не подписывается гражданским ответчиком и его представителем. От стороны защиты правильность записанных в искомом соглашении сведений удостоверяет сам подозреваемый (обвиняемый), обратившийся к прокурору с соответствующим ходатайством. Дополнительной гарантией соблюдения законности, а равно охраны законных прав и интересов подзащитного, является требование подписания названного процессуального документа также защитником подозреваемого (обвиняемого). Таким образом, под стороной защиты в п. 61 ст. 5 УПК подразумевается подозреваемый (обвиняемый). Именно с ним ч. 5 ст. 21 УПК позволяет прокурору заключать досудебное соглашение о сотрудничестве.
  5. Но уголовное дело может быть возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. А лицо, совершившее преступление, после этого, возможно, явится с повинной. Вправе ли такое лицо заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве? Может ли следователь направить прокурору данное ходатайство вместе со своим постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве? И, главное, вправе ли прокурор заключить досудебное соглашение о сотрудничестве с таким лицом, если:

— нет оснований задержать лицо в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК, и соответственно, оно не задержано;

— нет оснований избрать в отношении его меру пресечения, и посему таковая к нему в соответствии со ст. 100 УПК не применена;

— имеет место производство предварительного следствия, и поэтому лицо не может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК.

  1. В деле нет ни подозреваемого, ни обвиняемого, но есть лицо, явившееся с повинной, которое желает активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. Последовательно ли строить препоны на пути такого рода инициативы? Думается, нет. Именно поэтому мы бы рекомендовали расширительное толкование как понятия «сторона защиты» в п. 61 ст. 5 УПК, так и термина «подозреваемый», употребленного законодателем в ст. ст. 317.1 — 317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК.
  2. Более широкое толкование названных понятий позволило бы заключать досудебное соглашение о сотрудничестве и с лицом, подозреваемым в совершении преступления, которое, строго говоря (исходя из редакции ч. 1 ст. 46 УПК), подозреваемым не является. Недаром законодатель в некоторых статьях УПК ведет речь именно о лице, подозреваемом в совершении преступления, а не о подозреваемом (п. п. 15, 38 ст. 5, ст. 25, ч. 1 ст. 28, п. 3 ч. 3 ст. 49 и др. УПК). Думается, и в ст. ст. 317.1 — 317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК правильнее было бы говорить о лице, подозреваемом в совершении преступления. Тогда мы бы избежали вышеописанной искусственной преграды на пути активизации работы по раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию лиц, совершивших таковое, розыску имущества, добытого в результате преступления.
  3. Почему мы не считаем необходимым расширительно толковать и понятие «подозреваемый», использованное законодателем в ст. 317.4 УПК? Потому что в ней речь идет о производстве предварительного расследования по выделенному уголовному делу. Нам же представляется, что для выделения уголовного дела по п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК необходимо, чтобы лицо, в отношении которого уголовное дело выделяется, обладало статусом подозреваемого или обвиняемого. В ситуации, которую мы привели выше, основания выделения уголовного дела наступят в случае вынесения в отношении лица, явившегося с повинной, постановления о привлечении в качестве обвиняемого или же когда до этого состоится событие, наделяющее его статусом подозреваемого. Если нет ни того, ни другого, не может быть и фактических оснований разделения материалов одного уголовного дела на две части. Такое разделение в любом случае не будет способствовать полноте, объективности и всесторонности предварительного расследования. Поэтому это исключительный случай, который не может реализоваться лишь в связи с тем, что кто-то написал явку с повинной и якобы изъявил желание активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.
  4. Упоминание в п. 61 ст. 5 УПК об условиях ответственности подозреваемого несколько условно. С подозреваемым может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Но условия ответственности, о которой идет речь в соглашении, касаются обвиняемого, а не подозреваемого, так как они связаны лишь с пределами назначения наказания, а таковое не может быть назначено подозреваемому. В соглашении о сотрудничестве не могут оговариваться условия уголовно-процессуальной ответственности подозреваемого, так как ответственность наступает за правонарушение, а совершение подозреваемым уголовно-процессуальных правонарушений не может быть предметом соглашения о сотрудничестве. Уголовно-процессуальные правонарушения могут быть лишь одним из обстоятельств, подтверждающих нарушение условий данного соглашения.
  5. В п. 61 ст. 5 УПК речь идет о действиях «подозреваемого или обвиняемого» «после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения». Обвиняемый появляется в уголовном процессе после подписания постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а не после предъявления обвинения. О предъявлении обвинения в данном случае законодатель упоминает, скорее всего, предполагая, что сразу после этого с обвиняемым может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Однако оно будет действовать не с момента предъявления обвинения и даже не сразу после допроса обвиняемого по предъявленному ему обвинению, а после того как его ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве вместе с постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве будет рассмотрено, в связи с чем будет заключено само досудебное соглашение о сотрудничестве.
  6. Точно так же обстоят дела и с подозреваемым, и он дает обязательства, касающиеся его действий после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а не до этого. К тому же подозреваемым лицо становится не только после возбуждения в отношении его уголовного дела. Исходя из редакции ч. 1 ст. 46 УПК подозреваемый при производстве предварительного следствия появляется также после задержания лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК либо применения к лицу меры пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК.
  7. Так что, представляется, более точным в конце п. 61 ст. 5 УПК речь вести не о возбуждении уголовного дела или предъявлении обвинения, а о заключении такового (заключении досудебного соглашения о сотрудничестве).
  8. И еще один немаловажный момент. Редакция п. 61 ст. 5 УПК, а равно ст. ст. 317.1 — 317.4 УПК указывает на то, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть вне стадии предварительного расследования. Нельзя заключать таковое на стадии возбуждения уголовного дела, а равно по делам частного обвинения, по которым досудебного производства не осуществлялось.
  9. В качестве педагога для участия в следственном действии может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно — высшим или средним), работающий по специальности в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, и реализующий в ней обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Соответственно, педагогом с позиции ст. 191 УПК будет лицо, состоящее на определенной должности, обладающее правовым статусом учителя, преподавателя или даже воспитателя дошкольного учебного заведения.

118. См. также комментарий к ст. ст. 22, 42, 43, 45, 149, 163, 186.1, 296, 317.1 — 317.4, 319, 389.1, 389.2, 389.17, 391, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code