Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Комментарий к Семейному кодексу РФ

Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вводный комментарий

  1. Экономическое, политическое, правовое и нравственное состояние любого общества, любого государства может быть определено и тем, как «восполняется» отсутствие у детей родительского попечения. Дети вырастают, становятся налогоплательщиками и избирателями, чиновниками и солдатами, писателями и преступниками, больными и здоровыми. У этих детей появляются свои дети. Публичный идеал семьи — один и на всю жизнь брак, трое детей, две бабушки, школа, институт, армия, один на всю жизнь брак и далее по кругу. Не получается. Дети, оставшиеся без попечения своих родителей, были, есть и будут всегда, в любое время, в любой стране. Светская власть, немало столетий назад приняв на себя заботу о таких детях, защиту их прав и в определенной степени ответственность за воспитание, по существу и изначально характером государственной, управленческой функции предопределила коридор форм и инструментарий способов выполнения этой трудной задачи. Задачи глубоко нравственной, многоуровневой и многоаспектной. И совершенно нехарактерной в целом для сути и традиций российского государственного управления. Для решения этой задачи и был выбран, выстрадан институт опеки и попечительства. Но ничего другого в этой сфере в России не было, нет и, вероятно, в ближайшем обозримом будущем не будет.

Наука.

Для попечения о лице и имуществе малолетних учреждается над ними опека (1708 г.).

Выбор в опекуны должен быть обращаем на таких людей, кои нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здравии, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании и от которых ожидать можно отеческого к малолетнему попечения.

Свод законов гражданских

Российской империи

  1. Институт опеки и попечительства выполняет две основные функции.

Первая функция — правовосполнительная (обеспечительная). Опека позволяет малолетним и иным недееспособным лицам реализовывать свою правоспособность: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, заключать сделки, принимать на себя гражданские права и обязанности. Подробно гражданская правосубъектность несовершеннолетних регулируется ст. 31 — 45 Гражданского кодекса РФ.

Вторая функция опеки и попечительства направлена на защиту прав и обеспечение воспитания детей. По общему правилу в качестве опекунов действуют законные представители детей — их родители. Однако интересы детей, оставшихся без родителей, не могут игнорироваться. С помощью специальных механизмов контроля, системы гарантий, высоких нравственных требований к опекунам институт опеки и попечительства призван обеспечить воспитание оставшегося без попечения ребенка, создать достойные условия для его жизни и воспитания.

  1. Комплекс прав ребенка, содержащий в том числе право на защиту, право на содержание, право на воспитание, в научной литературе иногда именуют правом ребенка на попечение.
  2. Комментируемый раздел предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

а) усыновление (удочерение) (гл. 19 СК РФ);

б) опека и попечительство (гл. 20 и 21 СК РФ);

в) устройство в специальные учреждения (гл. 22 СК).

 

Наука.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различны, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр.

Л.Ю.Михеева

 

Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вводный комментарий

Настоящая краткая глава в основном определяет организационные, предварительные положения, предшествующие выбору формы дальнейшего устройства детей. Три статьи, составляющие комментируемую главу, регламентируют, в каких случаях, какой орган и в каком порядке выявляет и учитывает будущих подопечных.

 

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 121

Вводная статья раздела раскрывает одно из значений главнейшего принципа семейного законодательства — детство в Российской Федерации находится под защитой государства (п. 1 ст. 1 Семейного кодекса). От лица государства функции опеки и попечительства выполняют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ранее — органы местного самоуправления).

Специальный закон.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

  1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит неисчерпывающий перечень оснований, обусловливающих необходимость государственного вмешательства в воспитание детей, публичного попечения. Характер и разнообразие этих оснований (в том числе не связанных с неисполнением родителями своих семейных обязанностей) свидетельствуют, что государство принимает на себя «родительские» функции во всех случаях, когда этого действительно требуют интересы и права ребенка, как настоящие, так и будущие.

 

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 122

  1. Россия — большая страна. Учет и контроль — первостепенные и необходимые составляющие всякого управления, тем более управления государственного. Комментируемая статья определяет основные организационно-правовые механизмы единого для всего государства учета детей, оставшихся без попечения.
  2. Иного, более эффективного способа выявления нуждающихся в опеке детей, чем получение информации о таких детях «от всех и каждого», попросту нет.
  3. «Приподняв» заботу о детях с муниципального на государственный уровень, власть первым делом поставила перед собой задачу собрать общую и максимально исчерпывающую информацию о всех детях, оставшихся без родительного попечения.

 

Специальный закон.

Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

 

  1. Рассматриваемая норма содержит ряд положений о сроках (три, семь дней, месяц). В статье, посвященной государственному учету, такие правила необходимы. Установленные сроки вносят в процесс выполнения государственной (а в данном случае и всенародной) задачи известную определенность и дисциплину.

 

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 123

  1. Заключительная статья комментируемого раздела определяет конкретные формы устройства оставшихся без родительского попечения детей. Далее в Кодексе эти формы регламентируются в отдельных специальных главах. Построение и императивный характер первого абзаца статьи обусловливает закрытый перечень форм устройства детей. Какие-либо иные формы, кроме указанных в Кодексе, семейное законодательство исключает.
  2. В юридической литературе (Л.Ю. Михеева) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принято подразделять на индивидуальную (усыновление, примерная семья, опека и попечительство, патронатная семья) и неиндивидуальную (специальные учреждения).
  3. Структура комментируемой статьи позволяет определить публичный интерес (основанный на приоритете интересов ребенка) в выборе форм устройства детей. Наиболее желаемой формой является усыновление, по существу, освобождающее государство от попечения. И далее по убывающей — опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья. И завершает этот нерадостный список крайний, наиболее нежелательный, но, увы, необходимый вариант — помещение ребенка в специальное учреждение. При этом помещение ребенка в специальное учреждение предполагается как временное, на период поиска подходящей для устройства ребенка семьи. Следует отметить, что приоритеты в выборе формы устройства в известной и достаточно иллюстративной степени совпадают с публичной имущественной заинтересованностью: усыновление избавляет государство от расходов, содержание в специальном учреждении — длительное и немалое финансирование из бюджета.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code