МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ФИКСАЦИИ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФИКСАЦИИ ОБСТАНОВКИ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия в соответствии с требованиями ст. 177 УПК РФ должен быть зафиксирован следователем или работником ГИБДД производящего осмотр. В этом случае результаты осмотра фиксируются протоколом, который  составляется в ходе указанного следственного действия или непосредственно после его окончания.

По общим правилам ( ст. 166 УПК РФ) в протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) должно быть указано:

  1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончание с точностью до минуты;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. фамилия, имя отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности;

В протоколе  описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвующих в следственном действии;

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Помимо общих требований, предъявляемых  к процессуальным документам, в протоколе осмотра (применительно для всех  видов происшествий) обязательной фиксации подлежат следующие обстоятельства  и элементы обстановки :

Время и место (год, месяц, дата, часы и минуты, область, район, населенный пункт, километр дороги);

Погодные условия: ясно, пасмурно, дождливо, ветер туман, снег, метель, гололедица, температура воздуха;

Освещение(естественное, искусственное, уличные фонари, свет фар);

Тип дорожного покрытия (бетон, асфальтобетон, цемент бетон, щебеночная насыпь, брусчатка, булыжник, грунт, песок, глина и др.) покрытие обочин;

Геометрические размеры дороги и ее элементов : ширина проезжей части дороги, ширина обочины, ширина пешеходных дорожек, их местоположение, наличие разметки(сплошная, прерывистая линия, стрела, стоп-линия, «зебра»- пешеходный переход, надпись), ширина полос движения, ширина, глубина, угол наклона внутреннего откоса кювета; высота бордюров;

Состояние дорожного покрытия, обочин, пешеходных дорожек (тротуаров):

6.1. Наличие строительных и эксплутационных дефектов (неровностей, перепадов уровней, выбоин, трещин, ям)

6.2. Обстоятельства,обславливающие степень сопротивления дорожного покрытия (сухое, влажное, мокрое, покрытое рыхлым, влажным, укатанным снегом, льдом, замасленное), значение коэффициентов, характеризующих движение ( при измерении их приборами)- качения и сцепления.

Наличие зоны действия дорожных знаков (наименование знака, местонахождение- размер; светофора(сигнал светофора в момент совершения ДТП); регулировщика.

Характеристика прилегающих к дороге участков (наличие строений, зеленых насаждений, иных объектов, их местонахождение- размеры «А» и «Б»).

Тип, марка, модель, год выпуска, государственный номер, принадлежность транспортных средств и их прицепов (размеры, габариты).

Наличие груза: его вид, вес, габаритные размеры ( высота, длина, ширина, укладка, крепление), количество перевозимых пассажиров.

Обзорность ( с места водителя ТС: ограничена неподвижным предметом, ограничена подвижным  объектом, не ограничена.

Точные координаты места происшествия, места  первоначального контакта и места положения всех объектов, имеющие значение для дела.

Состояние и характеристика следов движения и торможения транспорта, длина следов торможения на каждом участке с различным на каждом участке с различным покрытием (следы сплошные, прерывистые).

Величина продольного и поперечного уклона дороги.

Радиус поворота дороги и длина закругления.

 

Расшифровка пунктов 12-15.

12. Основными признаками, по которым можно установить место первоначального контакта являются:

  • резкое отклонение следа колес от первоначального направления, возникающего при эксцентричном ударе по транспортному средству;
  • следы бокового сдвига катящихся или заблокированных колес;
  • прекращение или разрыв следа «юза», которое происходит в момент столкновения в результате резкого нарастания нагрузки и нарушения блокировки колес или отрыва колес от поверхности дороги ;
  • след «юза» одного  колеса, по которому был нанесен удар, заклинивший его(наиболее часто — это след передних колес);
  • следы трения деталей транспортного средства о дорожное  покрытие при разрушении его ходовой части (при отрыве колеса, разрушении подвески, рассоединении карданного фала);
  • мелкие частички грунта, осыпавшиеся  с нижних частей транспортного средства при ударе. Обладая незначительной инерциональностью, они остаются на месте первоначаного контакта транспортного  средства ;

В некоторых случаях место первоначального контакта транспортных средств можно определить, учитывая следы перемещения обоих транспортных средств после столкновения. Место столкновения определяется как точка пересечения линий, проведенных этими следами в направлении, противоположном перемещению транспортных средств.

Аналогичным образом определяется место первоначального контакта по направлению трасс (следов), оставленных на дороге объектами отброшенными при столкновении. Такими следами (трассами), могут быть царапины и последовательно расположенные повреждения проезжей части дороги и обочины от отделившихся частей транспорта и груза, упавших мотоциклов, велосипедов от тел водителей и пассажиров, выпавших из транспортных средств в момент удара. Если после столкновения объекты, оставившие следы, двигались прямолинейно и траектория их движения просматривается на всем протяжении, то для определения места столкновения следует провести линии в сторону, противоположную перемещению объектов. Место пересечения этих лини определит точку первоначального взаимодействия транспортных средств. Чем больше зафиксировано таких следов, тем точнее можно установить место столкновения, поскольку имеется возможность выбрать наиболее информативные следы исключив те, траектория которых могла измениться при соприкосновении с препятствиями на дороге.

Достаточно точную информацию о месте первоначального контакта транспортных средств дают следы охлаждающей и тормозной жидкости, горюче-смазочных материалов, если при дорожно-транспортном происшествии повреждены соответствующие агрегаты(радиатор, водяной или масляный, топливный бак, поддон картера двигателя или масленый фильтр).

13. Местоположение объектов и следов, находящихся на месте ДТП, осуществляется по отношению к двум базовым ориентирам. Ими могут быть: расположенные поблизости перекрестки, строения, а также кромка (бордюрный камень)дороги близлежащие перекрестки, строения или же две взаимно перпендикулярные линии. Одна из них (например, линия «А») проводится перпендикулярно осевой  линии дороги от ближайших перекрестков (строений, дорожных указателей) либо на любом выбранном расстоянии от них, вторая (линия «Б») должна проходить по кромке или бордюрному камню, о чем делается отметка в протоколе.

Для определения местоположения следов , находящихся на транспортном средстве (ТС) и окружающих дорогах объектах, приняты иные ориентиры- высота от дорожного покрытия и расстояние от переднего бампера ТС либо от ориентированного по частям света края (объекта).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code