Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

 

Комментарий к статье 14

 

  1. Пункты 1 и 2 ст. 14 Закона содержат нормы, которые относятся к приему в фермерское хозяйство новых членов. Новые члены — это члены хозяйства, которые приняты в фермерское хозяйство после его создания и государственной регистрации по правилам ст. 3 — 5 главы 2 Закона (см. указанные статьи и комментарии к ним). Таким образом, рассматриваемые правила не применяются к членам хозяйства, участвовавшим в его создании, так как они становятся членами хозяйства в соответствии с условиями соглашения о создании фермерского хозяйства (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней).

Новыми членами, принимаемыми в уже созданное фермерское хозяйство, могут быть как лица, связанные родством или свойством с гражданами — членами хозяйства, так и лица, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако в случае, если на момент подачи заявления число членов фермерского хозяйства, не состоящих в родстве с главой такого хозяйства, равно пяти, то в принятии нового члена, не являющегося родственником главы фермерского хозяйства, должно быть отказано (см. подп. 2 п. 2 ст. 3 Закона) <1>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

 

<1> См.: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004 (http://www.urkniga.ru).

 

  1. Правила о порядке принятия в члены каждого фермерского хозяйства должны содержаться в соглашении о создании хозяйства (см. подп. 5 п. 3 ст. 4 Закона).

При установлении указанных правил можно исходить из того, что гражданин, желающий вступить в действующее фермерское хозяйство, обязан подать на имя главы хозяйства заявление в простой письменной форме. Нотариального удостоверения такого заявления, а также удостоверения подлинности подписи гражданина на нем Закон не требует. Требования к содержанию заявления также не установлены, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом необходимо, чтобы из текста заявления было ясно, что гражданин, претендующий на членство, добровольно желает вступить в фермерское хозяйство в качестве его члена, обладать предусмотренными Законом правами и нести соответствующие обязанности.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен проверить, соответствует ли гражданин требованиям п. 2 ст. 3 Закона. В случае положительного ответа на этот вопрос может быть проведено голосование членов хозяйства по вопросу о приеме нового члена.

Поскольку прием в хозяйство нового члена в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства, постольку соответствующее решение должно быть принято единогласно.

В литературе правильно отмечается, что фермерское хозяйство основано на особых, доверительных отношениях его участников, где большое значение придается как трудовым, так и личностным качествам каждого члена хозяйства (в чем можно провести определенную аналогию с полным товариществом и производственным кооперативом). Поэтому Закон предусматривает, что согласие на прием нового члена в фермерское хозяйство должно быть дано всеми членами такого хозяйства.

Все изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны вноситься в соглашение о создании хозяйства (п. 7 ст. 4 Закона) <1>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

 

<1> См.: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004 (http://www.urkniga.ru).

 

  1. Основания прекращения членства в фермерском хозяйстве, предусмотренные в п. 3 ст. 14, одинаковы как для членов хозяйства, участвовавших в его создании, так и для новых членов, принятых в действующее хозяйство впоследствии по правилам п. 1 и 2 ст. 14 Закона.

Следует обратить внимание на то, что Закон не предусматривает возможности исключения члена хозяйства из числа членов фермерского хозяйства: в п. 3 ст. 14 имеется в виду добровольный выход из членов хозяйства, и основания для расширительного толкования данного положения отсутствуют.

Смерть гражданина прекращает его гражданскую правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности — см. ст. 17 ГК РФ). Наследование имущества фермерского хозяйства (прав на доли в общей собственности) осуществляется с учетом положений ст. 10 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней) по правилам гражданского законодательства Российской Федерации.

  1. Порядок выхода из членов фермерского хозяйства должен быть определен в соглашении о создании хозяйства (см. подп. 5 п. 3 ст. 4 Закона).

Заявление о выходе члена фермерского хозяйства из хозяйства должно быть письменным. Требования к содержанию такого заявления Законом не установлены.

В отличие от приема в фермерское хозяйство, при выходе из него не требуется согласие остающихся членов хозяйства. Выход из хозяйства — юридический факт, содержание которого составляет единоличный волевой акт (действие) соответствующего лица. Причины выхода лица из числа членов фермерского хозяйства юридического значения для реализации права на выход не имеют.

Напомним, что гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства (см. п. 2 и 3 ст. 9 Закона и комментарии к указанным пунктам).

 

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

 

Комментарий к статье 15

 

  1. Решения по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 Закона, должны быть приняты членами фермерского хозяйства по взаимному согласию, т.е. единогласно.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 4 сведения о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства в обязательном порядке должны содержаться в соглашении о создании хозяйства. Что касается условий о внутреннем распорядке фермерского хозяйства, а также об ответственности за неисполнение членами хозяйства своих обязанностей, то Закон не определяет, в каком документе должны быть установлены соответствующие положения. Однако правила об ответственности логично установить в соглашении о создании хозяйства, так как именно в этом документе будут установлены обязанности, нарушение которых влечет соответствующие меры ответственности.

Представляется, что правила внутреннего распорядка фермерского хозяйства можно установить в отдельном документе, согласованном всеми членами хозяйства. Определяя содержание этого документа, целесообразно использовать нормы трудового законодательства, имея в виду, что правила внутреннего трудового распорядка — это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Права и обязанности наемных работников, принятых в фермерское хозяйство (ст. 17 Закона), устанавливаются в трудовых договорах, заключаемых с такими работниками по правилам ТК РФ.

В соответствии с Законом члены хозяйства имеют право: участвовать в принятии решений по вопросам, связанным с заключением соглашения о создании хозяйства (ст. 4); на плоды, продукцию и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества (п. 2 ст. 6); на долю в общей собственности на имущество фермерского хозяйства (п. 3 ст. 6); на установление перечня объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства (п. 4 ст. 6); на совместное владение и пользование имуществом хозяйства (ст. 7); на определение порядка распоряжения имуществом фермерского хозяйства (п. 1 ст. 8); на денежную компенсацию, соразмерную доле в праве общей собственности при выходе из членов хозяйства (п. 2 ст. 9); на получение части имущества фермерского хозяйства при прекращении хозяйства в связи с выходом из него всех его членов (п. 4 ст. 9); на участие в решении вопроса о приеме новых членов в фермерское хозяйство (п. 2 ст. 14); на добровольный выход из фермерского хозяйства (п. 4 ст. 14); на участие в решении вопросов об установлении внутреннего распорядка, прав, обязанностей и ответственности (п. 1 ст. 15); на личный доход (п. 2 ст. 15); на участие в определении дополнительных, помимо предусмотренных Законом, полномочий главы хозяйства (ст. 17) и др.

В литературе отмечается, что согласно п. 1 ст. 1 Закона члены фермерского хозяйства лично участвуют в деятельности хозяйства — это их основная обязанность. Осуществляя эту деятельность, члены фермерского хозяйства должны действовать в интересах хозяйства, соблюдать его интересы, не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности хозяйства. Соглашением о создании фермерского хозяйства может быть предусмотрена также обязанность внесения определенного вклада (взноса) в имущество хозяйства (подп. 4 п. 3 ст. 4, п. 4 ст. 6 Закона).

Основным видом ответственности за неисполнение установленных соглашением о создании фермерского хозяйства обязанностей является гражданско-правовая, имущественная ответственность (например, возмещение убытков или вреда, исполнение обязанности в натуре). В любом случае меры ответственности, которые могут быть применены к члену хозяйства, должны быть указаны в соглашении о создании фермерского хозяйства <1>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

 

<1> См.: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004 (http://www.urkniga.ru).

 

Кроме того, гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства (см. п. 3 ст. 9 Закона и комментарий к данному пункту).

  1. Правила о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов должны содержаться в соглашении о создании фермерского хозяйства (подп. 6 п. 3 ст. 4 Закона).

Наши коллеги обращают внимание на то, что личный доход — это часть доходов от деятельности фермерского хозяйства, так как плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества хозяйства, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства (п. 2 ст. 6 Закона). Данное положение базируется на норме, содержащейся в ст. 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании.

Доход члена фермерского хозяйства может выплачиваться ему в денежной или в натуральной, а также в комбинированной (денежной и натуральной) форме <1>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

 

<1> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004 (http://www.urkniga.ru).

 

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

 

Комментарий к статье 16

 

  1. В отличие от Закона 1990 г. (см. п. 4 ст. 1) комментируемый Закон вводит договорное начало в установление статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства (кроме случая, когда хозяйство создается одним лицом). Главой хозяйства, согласно п. 1 ст. 16 Закона, может быть только тот гражданин, который признан в этом качестве членами хозяйства. Словосочетание «по взаимному согласию» предполагает единогласие всех членов хозяйства по вопросу о признании одного из них главой фермерского хозяйства.

При создании фермерского хозяйства факт признания одного из его будущих членов главой этого хозяйства отражается в соглашении о создании хозяйства (см. подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона). В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона такое соглашение подписывается всеми членами хозяйства. Наличие подписей всех членов фермерского хозяйства в указанном соглашении является доказательством единогласного признания гражданина главой хозяйства.

Однако само по себе признание одного из членов хозяйства его главой в соглашении о создании хозяйства не является достаточным для того, чтобы глава хозяйства приобрел полномочия, предусмотренные ст. 17 Закона. Для этого необходимы еще два юридических факта.

Первым юридическим фактом, в силу которого предпринимательскую правоспособность приобретает глава фермерского хозяйства, является его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Напомним, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (см. п. 5 ст. 23 ГК РФ).

Вторым является государственная регистрация самого крестьянского (фермерского) хозяйства при его создании в качестве субъекта права, осуществляемая в соответствии со ст. 5 Закона и ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как уже отмечалось, факты государственной регистрации фермерского хозяйства подтверждаются соответствующими документами. Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» <1> утверждены, в частности, документы, подтверждающие факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей:

———————————

<1> РГ. N 18. 2013. 30 января.

 

о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя — форма N Р61003 «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (приложение N 3);

о создании крестьянского (фермерского) хозяйства — форма N Р61004 «Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» (приложение N 4). См. также комментарий к ст. 5 Закона.

В случае смены главы фермерского хозяйства при наступлении условий, предусмотренных ст. 18 Закона, члены хозяйства единогласно признают новым главой хозяйства одного из его членов и указывают этот факт в соглашении о создании хозяйства. В таком случае фермерское хозяйство должно обратиться в орган, осуществивший государственную регистрацию хозяйства, для внесения изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в ЕГРИП. В регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП сведений по форме, утвержденной в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений о фамилии, имени, отчестве, документе, удостоверяющем личность, месте жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства — иностранного гражданина или лица без гражданства: копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, копия документа иностранного гражданина или лица без гражданства, подтверждающего регистрацию по месту жительства (при внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства) <1>.

———————————

<1> Верность копии документа, представляемой для предоставления государственной услуги по внесению изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в ЕГРИП, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в инспекцию непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче инспекцией расписки в получении документов.

 

  1. После государственной регистрации главы фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

Вопрос о предпринимательской правоспособности главы фермерского хозяйства имеет большое практическое значение: ответ на него позволяет установить, какие действия вправе осуществлять данный субъект при осуществлении предпринимательской деятельности, а какие — не вправе.

В зависимости от объема правоспособности различаются ее основные типы — общая (универсальная) и специальная (уставная, профессиональная, должностная и др.). Общая правоспособность рассматривается как возможность лица иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не запрещенных законодательством. Специальная правоспособность — это правоспособность, пределы которой ограничены законом для тех или иных субъектов. Например, специальная (уставная) правоспособность юридического лица предполагает возможность осуществления им лишь тех видов деятельности, которые соответствуют предмету и целям деятельности и прямо указаны в учредительных документах юридического лица.

Гражданскую правоспособность физического лица, не являющегося предпринимателем, следует считать общей, не ограниченной (за исключениями, предусмотренными законом). Граждане могут вступать в любые правоотношения, не запрещенные правовыми актами, иметь любые права и обязанности, не противоречащие закону, общим началам и смыслу гражданского законодательства <1>. При этом право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью ст. 18 ГК РФ называет в качестве одного из элементов содержания правоспособности всех граждан. После государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин, реализуя указанное право, вступает в специфические правоотношения, связанные с собственно предпринимательской деятельностью. Для ее осуществления гражданин обладает правами и несет обязанности, составляющие содержание его предпринимательской (коммерческой, торговой) правоспособности.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (3-е издание, исправленное, переработанное и дополненное).

 

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Изд. 2-е, испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма «Контракт»; Инфра-М, 2003. С. 74.

 

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и нести обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности. Предпринимательская правоспособность дает возможность субъекту права вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях по горизонтали и вертикали <1>.

———————————

<1> См.: Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 26.

 

Предпринимательская правоспособность гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, производна от его «общегражданской» правоспособности и поэтому также является общей, а не специальной. Однако предпринимательская правоспособность реализуется в более жестком юридическом режиме, чем правоспособность гражданина, не являющегося предпринимателем, и связана с определенными ограничениями.

Таким образом, предпринимательская правоспособность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, предполагает его возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов коммерческой деятельности, кроме тех из них, которые в силу императивных норм федеральных законов допускаются только для юридических лиц.

Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства — это особый предприниматель, его вряд ли можно отождествлять с индивидуальным предпринимателем. Между указанными субъектами права имеется ряд принципиальных различий.

Во-первых, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая под своим именем, включающим фамилию, собственно имя, а также отчество (при его наличии). В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства (ст. 17 Закона), которое вправе иметь собственное наименование.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства — в интересах представляемого им хозяйства (п. 2 ст. 16 Закона).

В-третьих, индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности, а глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены Законом и соглашением между членами фермерского хозяйства (см. последний абзац ст. 17 Закона).

Таким образом, глава фермерского хозяйства — это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство. В свою очередь, фермерское хозяйство обладает не общей, а специальной предпринимательской правоспособностью (см. комментарий к ст. 1 Закона). Поэтому и правоспособность главы хозяйства как составная часть правоспособности всего хозяйства не может рассматриваться в качестве общей: она определяется пределами правоспособности фермерского хозяйства как комплексного предпринимателя.

Поэтому на практике целесообразно исходить из того, что глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от собственного имени, вне связи с интересами хозяйства и за пределами полномочий, определенных для него Законом и соглашением между членами хозяйства. Он имеет право совершать только такие сделки от имени и в интересах фермерского хозяйства, которые необходимы для осуществления хозяйством допускаемых для него видов деятельности. Кроме того, глава фермерского хозяйства не вправе совершать действия (в т.ч. сделки), ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов (п. 2 ст. 16 Закона).

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет также юридическую обязанность главы фермерского хозяйства действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно.

Данное правило основывается на общих для всех юридических лиц положениях ГК РФ о том, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Указанные нормы ГК РФ, в т.ч. об обязанности возместить убытки, причиненные представляемому, применяются и к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства (см. п. 3 ст. 1 Закона).

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (см. п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Принцип добросовестности и разумности действий субъектов гражданских правоотношений является одним из общих принципов гражданского права, однако его содержание в гражданском законодательстве Российской Федерации не раскрывается. Данный принцип используется, как правило, для установления общих прав и обязанностей субъектов при отсутствии прямого регулирования соответствующих отношений правовыми актами, соглашением сторон, обычаями делового оборота, а также в случаях, когда невозможно использование аналогии закона или аналогии права. Конкретным содержанием данный принцип наполняется в процессе правоприменительной судебной деятельности.

Добросовестность означает субъективное состояние лица при совершении юридических актов, его неосведомленность об обстоятельствах, порочащих внешнюю или внутреннюю правомерность акта и способных заставить честного в юридическом смысле человека отказаться от его совершения несмотря на отсутствие формальных к тому препятствий <1>. В соответствии с современными правилами толкования понятий русского языка слово «добросовестный» означает «честно выполняющий свои обязательства, обязанности» <2>.

———————————

<1> См.: Энциклопедический словарь. Издание Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб.: 1893. Том XA. С. 828.

<2> См.: Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: 1997. С. 169.

 

Таким образом, добросовестность в контексте комментируемой статьи предполагает прежде всего честность, субъективную психологическую установку на соблюдение правовых предписаний, а также искреннюю заинтересованность в положительном развитии общего бизнеса. Глава фермерского хозяйства обязан относиться к интересам представляемого им хозяйства как к своим собственным интересам. Кроме того, он не вправе совершать действия, не отвечающие критериям порядочности, например разглашать конфиденциальную информацию, которая стала ему известна в силу его статуса, тайно или явно действовать в собственных интересах или интересах третьих лиц в ущерб интересам хозяйства и т.п.

Разумность действий главы фермерского хозяйства предполагает, с одной стороны, поиск оптимального пути разрешения конкретной хозяйственно-управленческой ситуации, а с другой — ту степень профессионализма, которая минимально необходима для исполнения его обязанностей и осуществления прав, предусмотренных законодательством и соглашением о создании хозяйства. Следует согласиться с мнением, высказанным в отношении принципа разумности действий руководителя организации: разумность требует, чтобы действия руководителя были не хуже минимально эффективных действий среднего директора предприятия данной отрасли. Если совершенное директором действие было менее эффективным, то признать его разумным нельзя. Таким образом, предписание действовать разумно запрещает неосторожное принятие недостаточно эффективных решений, направленных на благо юридического лица, при осуществлении правоспособности, а также при выборе действий по реализации полномочий руководителя <1>.

———————————

<1> См.: Емельянов В.И. Понятие «разумность» в гражданском праве России // Вестник ВАС РФ. 2002. N 10. С. 105.

 

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

 

Комментарий к статье 17

 

Закон 1990 г. предусматривал, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет интересы хозяйства во внешних отношениях (п. 4 ст. 1), и детально не регламентировал специальные права и обязанности указанного субъекта. Комментируемый Закон устанавливает примерный перечень полномочий главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Полномочия главы фермерского хозяйства, перечисленные в ст. 17 Закона, в основном совпадают с полномочиями единоличного исполнительного органа в коммерческой организации <1>. Однако главу хозяйства нельзя рассматривать к качестве исполнительного органа фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица: в этой части положения гражданского законодательства о коммерческих организациях к деятельности фермерского хозяйства не применяются в силу противоречия существу соответствующих отношений. Крестьянское (фермерское) хозяйство в целом и его глава являются предпринимателями (см. соответственно п. 3 ст. 1 Закона, п. 5 ст. 23 ГК РФ), т.е. субъектами предпринимательского и, следовательно, гражданского права. Поэтому к деятельности главы фермерского хозяйства не могут быть применены правила об органах управления коммерческих организаций: эти правила регулируют не предпринимательские, а внутрикорпоративные отношения.

———————————

<1> См., например, ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

 

Глава фермерского хозяйства организует деятельность хозяйства. Факт единогласного признания одного из членов хозяйства его главой (см. п. 1 ст. 16 Закона) предполагает также признание членами хозяйства соответствующих властных полномочий главы хозяйства, без которых организация деятельности хозяйства была бы невозможной. Таким образом, члены хозяйства в договорном порядке как бы делегируют главе хозяйства руководящие функции (подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона) в интересах всего фермерского хозяйства.

В соглашении о создании хозяйства целесообразно устанавливать отдельно перечни конкретных прав и обязанностей главы хозяйства и остальных его членов. В них необходимо, в частности, предусмотреть, что глава хозяйства имеет право давать обязательные для остальных членов хозяйства (не состоящих с хозяйством в трудовых отношениях) указания и контролировать их исполнение, а члены хозяйства обязаны исполнять указания главы хозяйства в установленные им сроки. Если этого не сделать, то работа главы фермерского хозяйства по организации деятельности хозяйства может оказаться бессмысленной и неэффективной, так как любая управленческая деятельность невозможна без отношений власти — подчинения и контроля за исполнением принятых решений.

В отношении наемных работников, как являющихся, так и не являющихся членами фермерского хозяйства, глава хозяйства обладает управленческими и контрольными полномочиями в качестве работодателя. В таких случаях указанные полномочия имеют не договорную природу, а предусмотрены ТК РФ и другими актами трудового законодательства.

Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Если учитывать, что фермерское хозяйство является субъектом предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 1 Закона), и одновременно абстрагироваться от того, что оно не является лицом в контексте п. 1 ст. 2 ГК РФ, то следует полагать, что рассматриваемая норма представляет собой случай, когда в силу указания закона между фермерским хозяйством и его главой возникают отношения представительства (ст. 182 ГК РФ). Поэтому глава хозяйства не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично (см. также п. 3 ст. 8 Закона и комментарий к данному пункту).

С учетом того обстоятельства, что представительство, осуществляемое главой фермерского хозяйства, носит систематический характер и осуществляется им самостоятельно, к его деятельности могут применяться специальные правила о коммерческом представительстве, предусмотренные ст. 184 ГК РФ, которые не противоречат существу отношений, регулируемых Законом.

Глава фермерского хозяйства выдает доверенности. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). В новой редакции данного пункта действовавшая прежде норма дополнена словами «или другим лицам». Это отражает применяющиеся на практике правила, которые отсутствовали в ГК РФ, но содержатся, например, в ст. 59 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 <1>. Согласно указанной статье Основ нотариус удостоверяет доверенности от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц. В случае выдачи доверенности нескольким представителям полномочия таких представителей определяются по правилам п. 5 ст. 185 ГК РФ.

———————————

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Выдача доверенности является односторонней сделкой <1>. Поэтому выдача главой фермерского хозяйства доверенностей, как и совершение им иных сделок (см. абз. 3 ст. 17 Закона), производится от имени фермерского хозяйства, а не от имени его главы.

———————————

<1> О доверенностях см. подробнее: Тихомиров М.Ю. Доверенности: новые требования законодательства, образцы документов. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2015 (http://www.urkniga.ru).

 

В зависимости от содержания и объема полномочий представителя, которыми его наделяет доверитель, принято различать генеральные, специальные и разовые доверенности. Генеральные доверенности выдаются для управления имуществом и представительства интересов доверителя в течение длительного времени путем систематического совершения юридически значимых действий, в т.ч. различных сделок. Специальные доверенности выдаются на совершение взаимосвязанных однородных сделок и других юридических действий (на приобретение автомобиля, управление им, представительство в органах ГИБДД, отчуждение автомобиля и т.п.). Разовая доверенность предоставляет представителю полномочие совершить конкретную сделку или другое действие (получить или передать товарно-материальные ценности, денежные средства и т.п.).

Содержанием доверенности является выданное представляемым (доверителем) письменное уполномочие, в котором установлены правомочия представителя (представителей) совершить от имени и в интересах представляемого одну или несколько сделок либо иные юридически значимые правомерные действия, а также определены содержание и допустимые параметры соответствующих сделок или действий.

В Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол N 03/03 от 7 — 8 июля 2003 г.), специально указано на то, что доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий, содержание ее не может противоречить требованиям законодательства.

Законодательством могут быть установлены конкретные требования к содержанию полномочий, указанных в доверенности. Например, доверенность на представительство в суде оформляется в соответствии с требованиями ст. 54 ГПК РФ и ст. 62 АПК РФ. При этом следует иметь в виду: если в подобной доверенности не указаны полномочия, предусмотренные в названных статьях, то считается, что такие полномочия не предоставлены представителю и осуществлять он их не сможет.

Следует также учитывать, что полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности представляемого, предусмотренной законодательством.

В настоящее время основные правила удостоверения доверенностей установлены в ст. 185.1 ГК РФ. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (см. п. 1 ст. 185.1 ГК РФ).

В силу прямого указания ГК РФ сделками, требующими нотариального удостоверения, являются, например: а) договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 2 ст. 339); б) уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 389; п. 2 ст. 391); в) договор ренты (ст. 584); г) доверенность, выдаваемая в порядке передоверия (п. 3 ст. 187), кроме доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц; д) безотзывная доверенность (п. 2 ст. 188.1). Необходимость нотариального удостоверения сделок может быть предусмотрена также другими федеральными законами.

Глава фермерского хозяйства осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение. Трудовые отношения в хозяйстве, которое действует без образования юридического лица, регламентируются трудовым законодательством с учетом того обстоятельства, что глава хозяйства является работодателем — физическим лицом и, согласно п. 5 ст. 23 ГК РФ, должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому к указанным отношениям общие нормы ТК РФ применяются с учетом особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц, установленных в ст. 303 — 309 гл. 48 ТК РФ. Когда в качестве работодателя выступает не глава фермерского хозяйства, а само хозяйство, созданное в качестве юридического лица, указанные особенности регулирования труда не применяются и организация трудовых отношений осуществляется по общим правилам ТК РФ.

Если в деятельности фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица, используется наемный труд, то на практике можно рекомендовать исходить из того, что к отношениям с участием индивидуального работодателя применяются общие нормы ТК РФ и других нормативных правовых актов о труде, за исключением случаев, когда:

в правовой норме прямо упоминается о том, что в регулируемых ею отношениях участвуют только работодатели, являющиеся организациями;

правила, сформулированные в правовой норме, неприменимы к отношениям с участием индивидуального работодателя в силу их противоречия существу соответствующих отношений;

по поводу конкретных правоотношений, урегулированных общей нормой, действует специальная норма, определяющая особенности труда у работодателей — физических лиц, содержащаяся в любой из статей гл. 48 ТК РФ <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004 — 2006. С. 672 и сл. (http://www.urkniga.ru).

 

В случаях, когда глава хозяйства привлекает для работы сезонных работников, необходимо учитывать также особенности регулирования их труда (см. ст. 293 — 296 ТК РФ). ТК РФ предусматривает также особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. 253 — 264 гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 — 272 гл. 42), лиц, работающих по совместительству (ст. 282 — 288 гл. 44), временных работников (ст. 289 — 292 гл. 45) и др.

Глава фермерского хозяйства организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства. Организация бухгалтерского учета и отчетности фермерского хозяйства зависит от того, обладает ли хозяйство правами юридического лица.

Если крестьянское (фермерское) хозяйство создано с правами юридического лица, то оно обязано вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по правилам, установленным ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <1>. Важно обратить внимание на то, что указанный Федеральный закон не содержит правил, позволяющих организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, не вести бухгалтерский учет. Поэтому его действие распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом федеральными стандартами могут быть установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы, независимо от видов экономической деятельности (см. п. 10 ч. 3 ст. 21 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Если фермерское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, то ведение учета и отчетности возлагается на индивидуального предпринимателя — главу хозяйства. В связи с этим необходимо учитывать следующее. Действие ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяется на индивидуальных предпринимателей (п. 4 ч. 1 ст. 2 этого Федерального закона). Однако данные правила следует толковать во взаимосвязи с ч. 2 ст. 6 этого же Федерального закона, согласно которой индивидуальный предприниматель может не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Положения ч. 2 ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» необходимо рассматривать в качестве специальной нормы, которая обладает юридическим приоритетом по отношению к общей норме п. 4 ч. 1 ст. 2 этого Закона. Поэтому на практике следует исходить из того, что правило п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», распространяющее действие Закона на индивидуальных предпринимателей, предоставляет указанным лицам право, но не обязывает их вести бухгалтерский учет.

В связи с этим в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26.07.2012 N 03-11-11/221 было разъяснено, что согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения <1>.

———————————

<1> См.: Приказ Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» (РГ. N 301. 2012. 28 декабря).

 

Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учет доходов и расходов осуществляют в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минфина России N 86н и МНС России от 13.08.2002 N БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» <1>.

———————————

<1> РГ. N 171. 2002. 11 сентября.

 

В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и общий режим налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в новой редакции. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014 — 2015 (http://www.urkniga.ru).

 

Глава фермерского хозяйства осуществляет иные полномочия, определяемые соглашением между членами хозяйства. Необходимо обратить внимание на то, что глава хозяйства обладает специальной (ограниченной) правоспособностью (см. комментарий к ст. 16 Закона). Его права и обязанности определяются Законом (ст. 16, 17), а также соглашением о создании хозяйства (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней). Осуществлять иные полномочия глава фермерского хозяйства не вправе. Поэтому на практике целесообразно исходить из того, что если члены фермерского хозяйства стремятся расширить полномочия его главы, то это необходимо сделать в соглашении о создании хозяйства в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона.

 

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

 

Комментарий к статье 18

 

  1. Статья 18 Закона содержит правила, определяющие основания и процедуру смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также правовые последствия соответствующих действий. Основаниями смены главы хозяйства являются:

невозможность исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев (болезнь, длительное отсутствие и т.п.);

смерть главы хозяйства (в этом случае прекращается его правоспособность);

добровольный отказ главы хозяйства от своих полномочий (независимо от причин такого отказа).

Перечень юридических оснований для смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства в п. 1 ст. 18 Закона сформулирован как исчерпывающий. Поэтому следует полагать, что члены фермерского хозяйства не наделены правом отстранить главу хозяйства от исполнения его полномочий и заменить его новым главой фермерского хозяйства в других случаях, помимо указанных в данном перечне. Если глава хозяйства не справляется со своими обязанностями, совершает действия, не соответствующие интересам хозяйства и его членов, то члены фермерского хозяйства могут, например, попытаться убедить такого главу хозяйства добровольно отказаться от своих полномочий и т.п.

При наличии оснований, указанных в п. 1 ст. 18 Закона, члены фермерского хозяйства вправе по взаимному согласию (единогласно) признать главой хозяйства другого члена фермерского хозяйства. Закон не содержит правил об отстранении прежнего главы хозяйства от исполнения его полномочий. Поэтому следует полагать, что полномочия прежнего главы хозяйства прекращаются одновременно с признанием главой хозяйства другого члена фермерского хозяйства и выполнением требований п. 2 ст. 18 Закона.

Целесообразно обратить внимание на то, что новым главой фермерского хозяйства может быть признан только член данного хозяйства. Поэтому в случае если при смене главы хозяйства его члены захотят признать главой хозяйства постороннего гражданина, то такой гражданин предварительно должен приобрести членство в хозяйстве по правилам ст. 14 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Если фермерское хозяйство было создано одним гражданином, который является его главой в силу Закона (п. 1 ст. 16), и в это хозяйство не были впоследствии приняты новые члены (ст. 14 Закона), то невозможность исполнения главой хозяйства своих обязанностей, отказ от них или смерть этого гражданина могут повлечь прекращение хозяйства по основанию, указанному в подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона.

  1. Сведения о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства должны быть отражены в соглашении о создании хозяйства (подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона). В это соглашение должны быть внесены изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства (п. 7 указанной статьи). Пункт 2 ст. 18 Закона уточняет, что и смена главы фермерского хозяйства также должна быть отражена в этом соглашении.

В случае смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства соответствующее хозяйство должно обратиться в орган, осуществивший государственную регистрацию хозяйства, для внесения изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в ЕГРИП (подробнее см. комментарий к п. 1 ст. 16 Закона).

  1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть признан один из членов этого хозяйства (подп. 2 п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 16 Закона). Поэтому глава фермерского хозяйства обладает полномочиями, указанными в ст. 17 Закона, а также правами, связанными с членством в соответствующем хозяйстве (см. ст. 15 Закона и комментарий к ней).

В случае смены главы фермерского хозяйства по правилам п. 1 и 2 ст. 18 Закона прежний глава хозяйства лишается своих полномочий, обусловленных статусом главы фермерского хозяйства. При этом прекращение указанных полномочий само по себе не прекращает членства гражданина в соответствующем фермерском хозяйстве.

Членство в фермерском хозяйстве прекращается при добровольном выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена такого хозяйства (см. п. 3 ст. 14 Закона и комментарий к данному пункту).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code