Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

Комментарий к статье 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

 

  1. Для сравнения напомним, что Закон 1990 г. содержал правило, согласно которому государство способствует развитию фермерских хозяйств и в общей форме определял меры, которые должны были предприниматься в этом направлении (п. 3 ст. 2). Однако государственную поддержку фермерских хозяйств вряд ли можно считать достаточной.

Комментируемый Закон отказался от неопределенного термина «государство» и конкретизировал виды субъектов, обязанных содействовать созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывать поддержку таким хозяйствам. Данную обязанность императивная норма Закона возлагает на все перечисленные в п. 1 ст. 2 органы независимо от того, закреплена ли она в нормативных правовых актах, регламентирующих их статус.

Указанная обязанность реализуется прежде всего путем принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления обязательных к исполнению правовых актов, нормы которых содержат конкретные меры, обеспечивающие поддержку фермерства. Важно, чтобы такие правовые акты принимались не только федеральными органами законодательной и исполнительной власти, но также на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и были доступными для ознакомления. На органы исполнительной власти и прокуратуру возлагаются обязанности по контролю и надзору за правильным применением правовых актов.

На федеральном уровне был принят ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором предусмотрены конкретные меры государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств как сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку фермерским хозяйствам в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулирует ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <1>. Этот же Федеральный закон определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства определяются по правилам ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства установлены соответственно в ст. 9 — 11 указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с перечисленными выше формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы <1>, установлены в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 <2>.

———————————

<1> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» (СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4549 (с последующими изменениями и дополнениями)).

<2> СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1251 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Указанными Правилами предусмотрены следующие формы поддержки начинающих фермеров:

грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства — средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с упоминавшейся выше Государственной программой;

единовременная помощь на бытовое обустройство — средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:

приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;

приобретения одного грузопассажирского автомобиля;

приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;

подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.

  1. Пункт 2 ст. 2 Закона 1990 г. содержал положения, подобные тем, которые установлены в п. 2 ст. 2 комментируемого Закона. Однако действующий Закон конкретизировал виды органов, которым по общему правилу запрещено вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств.

В частности, на ограничение неоправданного вмешательства в хозяйственную деятельность, защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля направлен ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Указанным Федеральным законом установлены:

порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

При этом положения ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Кроме того, правила указанного Федерального закона не применяются в других в случаях, предусмотренных ч. 3 и 3.1 ст. 1 этого Федерального закона. Имеются в виду преимущественно виды контроля (надзора), которые регулируются специальным законодательством. Оно, в свою очередь, также содержит нормы, направленные на ограничение вмешательства соответствующих контрольных (надзорных) органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Например, при осуществлении налогового контроля важное значение имеют положения ст. 89 НК РФ. Так, выездная налоговая проверка может проводиться только на основании решения налогового органа. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время эти отношения урегулированы в Приказе Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» <1>.

———————————

<1> БНА. 2007. N 13 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами определяется Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном надзоре» <1>. В соответствии с п. 12 указанного Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного земельного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ЗК РФ.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919 (с последующими изменениями и дополнениями).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code