Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Комментарий к преамбуле

 

В преамбуле Закона установлены правовые нормы, имеющие основополагающее значение для остальных его положений как определяющие цели и пределы правового регулирования перечисленных здесь отношений. В своей системной совокупности нормы Закона призваны гарантировать и обеспечить реализацию права граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием крестьянских (фермерских) хозяйств, определением правового положения их глав и членов основывается на соответствующих нормах гражданского законодательства и должно соответствовать параметрам, установленным в преамбуле Закона. При этом реализация положений Закона обеспечивается также специальными правовыми нормами, посвященными крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые содержатся в земельном, налоговом, природоохранном, административном и других отраслях законодательства, а также в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Комментарий к статье 1

 

  1. Пункт 1 ст. 1 Закона содержит норму-дефиницию, определяющую системные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также — фермерское хозяйство, хозяйство). В отличие от ст. 1 Закона 1990 г., рассматриваемая норма не наделяет фермерское хозяйство правами юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Законом (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней). Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует иметь в виду, что сущностные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства, создаваемого в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ в качестве юридического лица, определяются специальными нормами указанной статьи. См. также п. 3 ст. 1 Закона и комментарий к этому пункту.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан. Данное понятие часто используется в законодательстве о некоммерческих организациях, и у читателя может сложиться впечатление, что соответствующие нормы применимы к фермерским хозяйствам. Поэтому следует обратить внимание на то, что к предпринимательской деятельности фермерских хозяйств применяются только те положения гражданского законодательства о юридических лицах, которые регулируют деятельность коммерческих организаций (см. второй абзац п. 3 ст. 1 Закона и комментарий к данному пункту).

От Закона 1990 г. комментируемый Закон отличается и тем, что теперь не допускается создание хозяйства произвольной «группой лиц», как это было раньше. В результате применения ст. 1 Закона 1990 г. возникло немало хозяйств, членами которых являлись, например, бывшие работники подразделений реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, не связанные между собой семейными отношениями. Согласно п. 1 ст. 1 комментируемого Закона фермерским хозяйством может считаться не любое объединение граждан, а только то, основу которого составляют лица, связанные родством и (или) свойством. Количество членов хозяйства, не состоящих в родстве с его главой, не может быть более пяти человек (см. п. 2 ст. 3 Закона).

Родство — это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а также основанная на брачных семейных отношениях <1>. Таким образом, в основе родства обычно лежит кровная связь, однако закон к числу близких родственников относит также супруга (семейно-правовая связь). Кроме того, по правовому значению к родственным приравниваются отношения усыновителя (и его родственников) с усыновленным. Кровное родство подразделяется на прямое (например, отец — сын, дед — внук) и боковое, т.е. основанное на наличии общего предка (например, брат — сестра) <2>.

———————————

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997. С. 682.

<2> См.: Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 1999. С. 869.

 

Свойство — это возникающее в результате брака отношение между супругом и родственниками другого супруга или между родственниками обоих супругов. Например, в свойстве находятся супруг с сестрой, братом или родителями другого супруга, а также братья или сестры одного из супругов с братьями или сестрами другого супруга, отчим (мачеха) с пасынком (падчерицей) и т.д. <1>.

———————————

<1> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и пер. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2002. С. 780 (http://www.urkniga.ru).

 

Лица, состоящие в родстве или свойстве, которые могут быть членами крестьянского (фермерского) хозяйства, перечислены в п. 2 ст. 3 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Фермерским хозяйством признается объединение граждан из числа указанных выше, которые имеют имущество в общей собственности. Напомним, что гражданское право Российской Федерации различает два вида общей собственности — долевую и совместную. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Пункт 1 ст. 1 Закона не уточняет, о каком виде общей собственности идет речь, из чего можно сделать вывод, что граждане — члены фермерского хозяйства вправе иметь имущество как в долевой, так и в совместной собственности.

В п. 3 ст. 244 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому общая собственность на имущество является долевой, кроме случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. С данным правилом корреспондируют специальные по отношению к нему нормы, согласно которым имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК РФ, п. 3 ст. 6 Закона).

В рассматриваемом случае п. 1 ст. 1 Закона в соответствии с диспозитивной нормой п. 1 ст. 257 ГК РФ допускает, что имущество фермерского хозяйства может принадлежать его членам на праве как общей долевой, так и общей совместной собственности. При этом следует иметь в виду, что если члены фермерского хозяйства имеют намерение определить свои доли в общей собственности, т.е. структурировать эту собственность как долевую, то это необходимо сделать в договорном порядке. Доли членов хозяйства при долевой собственности на его имущество должны быть установлены соглашением между членами хозяйства (см. п. 3 ст. 6, ст. 4 Закона).

Для сравнения отметим, что Закон 1990 г. использовал противоположный принцип регулирования отношений собственности членов хозяйства. В качестве общего правила закреплялась долевая собственность, но при единогласном решении членов хозяйства его имущество могло находиться в их совместной собственности (см. ст. 15).

Состав имущества фермерского хозяйства, а также права на плоды, продукцию и доходы, полученные от его использования, определяются по правилам п. 2, 3 ст. 257 ГК РФ и п. 1, 2 ст. 6, п. 2 ст. 15 Закона (см. указанные статьи Закона и комментарии к ним). Конкретный перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования этого имущества устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию.

Среди объектов права общей собственности членов фермерского хозяйства, как правило, имеются объекты недвижимого имущества (недвижимости) — земельный участок, хозяйственные и иные строения. В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <1> права на доли в общей собственности, а также возникновение, переход и прекращение права общей совместной собственности на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в порядке, установленном этим Федеральным законом.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Необходимо учитывать также специальный правовой режим, установленный законодательством в отношении общей собственности супругов. По общему правилу имущество, нажитое супругами во время брака, является совместной собственностью супругов. Однако договором между ними (например, брачным договором) может быть установлен иной режим этого имущества.

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Данное правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее автору такого результата (ст. 1228 ГК РФ), не входит в общее имущество супругов. Однако доходы, полученные от использования такого результата, являются совместной собственностью супругов, если договором между ними не предусмотрено иное (см. ст. 256 ГК РФ).

Еще один важный признак крестьянского (фермерского) хозяйства, установленный п. 1 ст. 1 Закона, связан с его правоспособностью. Напомним, что по Закону 1990 г. хозяйство могло заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции (ст. 16). Таким образом закреплялась общая правоспособность хозяйства.

В комментируемой норме перечень видов хозяйственной деятельности фермерского хозяйства сформулирован как исчерпывающий. Однако п. 1 ст. 19 Закона называет эти виды деятельности основными. Отсюда можно заключить, что хозяйство вправе осуществлять и иные виды деятельности. Отметим, что наличие в тексте Закона противоречивых и даже взаимоисключающих правовых норм свидетельствует о неглубокой проработке концепции Закона, низком уровне законодательной техники и неизбежно повлечет практические трудности. Представляется, что в п. 1 ст. 1 Закона законодатель имел в виду закрепить не подлежащий расширительному толкованию перечень видов деятельности хозяйства и, следовательно, его специальную правоспособность. Что касается п. 1 ст. 19, то можно предположить, что в данном случае имеет место неудачная редакция: подразумевалось, что основными видами деятельности хозяйства являются производство и переработка собственной сельскохозяйственной продукции, а транспортировка (перевозка), хранение и реализация этой продукции являются как бы вспомогательными, дополнительными. В настоящее время положения п. 1 ст. 19 дают аргументы в пользу вывода о наличии у фермерского хозяйства не специальной, а общей правоспособности (см. комментарий к п. 1 ст. 19 Закона).

На практике можно рекомендовать исходить из того, что хозяйство, т.е. его члены, вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции. Иными словами, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью. См. также ст. 19 Закона и комментарий к ней.

И наконец, последний признак фермерского хозяйства, который в совокупности с указанными выше позволяет идентифицировать его среди участников предпринимательской деятельности, заключается в том, что хозяйственная деятельность осуществляется членами фермерского хозяйства совместно и основывается на их личном участии. Поэтому точнее было бы говорить не о хозяйственной деятельности хозяйства, а о совместной хозяйственной деятельности его членов. Термин «совместно» предполагает, что в деятельности хозяйства участвуют все без исключения его члены. «Личное участие» означает непосредственное самостоятельное участие члена фермерского хозяйства в его деятельности. Закон не говорит о личном трудовом участии в деятельности хозяйства, однако представляется, что в любом случае непосредственное участие лица в той или иной деятельности предполагает соответствующие трудозатраты. В данном случае речь идет прежде всего о самостоятельном, а не о наемном труде членов фермерского хозяйства <1>.

———————————

<1> О самостоятельном и наемном труде при осуществлении предпринимательской деятельности см. подробнее: Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: гарантии деятельности, новый порядок государственной регистрации. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004. С. 36 — 38 (http://www.urkniga.ru).

 

Необходимо различать понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность». Хозяйственная деятельность — это в данном случае конкретные физические и технические действия членов хозяйства, их совместные интеллектуальные усилия, при помощи которых осуществляются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции. О содержании предпринимательской деятельности см. комментарий к п. 3 настоящей статьи.

  1. По своей социально-правовой природе крестьянское (фермерское) хозяйство — скорее коллективное, чем индивидуальное образование. Как отмечалось выше, одним из основных признаков фермерского хозяйства является то, что оно представляет собой объединение граждан. Однако специальная норма п. 2 ст. 1 Закона допускает создание такого хозяйства одним гражданином. Термин «гражданин» в данном случае используется для обозначения любого дееспособного физического лица — гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и лица без гражданства (см. п. 1 ст. 3 Закона и комментарий к данному пункту).

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином он является, во-первых, единственным членом хозяйства, а во-вторых, его главой (см. п. 1 ст. 16 Закона). В этом случае возможны несколько вариантов организации деятельности хозяйства.

Во-первых, гражданин — глава хозяйства может работать один, своими действиями обеспечивая деятельность хозяйства. Однако этот вариант возможен скорее теоретически, чем практически.

Во-вторых, глава хозяйства, оставаясь его единственным членом, вправе использовать наемный труд в целях деятельности хозяйства. В таком случае он в соответствии со ст. 17 Закона осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение (об этом см. комментарий к ст. 17 Закона).

В-третьих, после создания фермерского хозяйства одним лицом в хозяйство могут быть приняты новые члены (см. ст. 14 Закона). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона ими могут быть лица, как состоящие с главой хозяйства в родстве или свойстве, так и не состоящие с ним в родстве (количество последних не должно превышать пяти человек). В таком случае все члены фермерского хозяйства, в том числе его глава, совместно и лично осуществляют хозяйственную деятельность. Члены фермерского хозяйства получают доходы от его деятельности в согласованном ими порядке (см. ст. 15 Закона) в качестве вознаграждения за самостоятельный труд, о котором говорилось выше. В то же время трудовое законодательство и комментируемый Закон не запрещают членам хозяйства вступать с его главой в трудовые отношения в качестве наемных работников на основании трудового договора.

В-четвертых, хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства может осуществляться на основе сочетания самостоятельного труда членов хозяйства и наемного труда как его членов, так и других работников, работающих на основании трудовых договоров, заключенных с главой фермерского хозяйства.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином к отношениям с участием таких хозяйств некоторые нормы Закона не подлежат применению. Это возможно в двух случаях: а) когда сам Закон прямо исключает их действие (см., например, п. 1 ст. 4); б) когда правила о хозяйствах, созданных двумя или несколькими гражданами, не могут быть применены к хозяйству, созданному одним лицом, в силу противоречия существу соответствующих отношений (см., например, п. 3 ст. 6, ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 18 Закона).

  1. Закон 1990 г. предусматривал, что крестьянское (фермерское) хозяйство является хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Начиная с 01.01.1995 (даты введения в действие части первой нового ГК РФ от 30.11.1994) указанное правило вступило в очевидное противоречие с нормой п. 2 ст. 23 ГК РФ, согласно которой фермерское хозяйство было вправе осуществлять деятельность без образования юридического лица.

Пункт 2 ст. 23 ГК РФ утратил силу с 01.03.2013 (см. ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») <1>. Этим же Федеральным законом статья 23 ГК РФ была дополнена пунктом 5, согласно которому граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Законом.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7627 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Таким образом было установлено более точное соотношение между правилами ГК РФ и нормой первого абзаца п. 3 ст. 1 Закона. При этом полезно обратить внимание на то, что в п. 5 ст. 23 ГК РФ говорится о «производственной или иной хозяйственной» деятельности без образования юридического лица, а в первом абзаце п. 3 ст. 1 Закона — о «предпринимательской деятельности» без образования юридического лица. Из содержания данной нормы Закона следует вывод, что фермерское хозяйство является субъектом предпринимательской деятельности. Однако будет ли этот вывод безоговорочно верным?

Напомним, что предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Данное определение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательство от других видов деятельности граждан и юридических лиц. В юридической литературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации <1>. В то же время в соответствии с логикой изложения данного определения в приведенной норме ГК РФ можно последовательно выделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской.

———————————

<1> См., например: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 30 — 40; Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М., 2003. С. 18 — 28.

 

Первый признак — самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо — предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав.

Второй признак тесно связан с первым — предприниматель действует на свой риск. Приняв конкретное самостоятельное решение, предприниматель правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого коммерческого результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств <1>. Имеются в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст. 929 ГК РФ), а также другие страховые риски (предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности).

———————————

<1> Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 31 — 32.

 

Третий признак состоит в том, что предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Он логически предполагает также систематическое осуществление самой деятельности, целью которой является достижение указанного результата.

Четвертый признак предпринимательской деятельности характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические и юридические), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие гражданско-правовой статус предпринимателя.

Нетрудно заметить, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства большинство из этих признаков неприменимы.

Во-первых, самостоятельность коммерческой деятельности указанного хозяйства весьма относительна. От имени хозяйства в гражданском обороте выступает не его исполнительный орган (как в коммерческих организациях), а автономный субъект гражданского и предпринимательского права — глава хозяйства (см. ст. 17 Закона и комментарий к ней), являющийся предпринимателем со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Во-вторых, фермерское хозяйство действует фактически не на свой риск и не под собственную имущественную ответственность. Согласно п. 3 ст. 8 Закона, фермерское хозяйство отвечает по сделкам «своим имуществом». Между тем «своим» может считаться либо собственное имущество, либо имущество, принадлежащее субъекту на основании одного из прав, предусмотренных законом. Фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, не обладает никакими правами на имущество и самостоятельно им не распоряжается (см. п. 2, 3 ст. 6, п. 2 ст. 8 Закона). Владеют и пользуются «имуществом хозяйства» его члены, а не само хозяйство (см. ст. 7 Закона). Реальную имущественную ответственность по долгам хозяйства также несут глава и другие члены хозяйства как собственники его имущества. Например, именно их недвижимое и движимое имущество, находящееся в общей собственности, будет включено в конкурсную массу фермерского хозяйства в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства <1>.

———————————

<1> См.: ст. 221 ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» и комментарий к ней в кн.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2003. С. 572 и сл. (http://www.urkniga.ru).

 

В-третьих, прибыль от предпринимательской деятельности получает не фермерское хозяйство, а его глава и другие члены (см. подп. 6 п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 6 Закона).

В-четвертых, фермерское хозяйство не является лицом (физическим или юридическим). Между тем в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в т.ч. предпринимательских) могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Другие варианты не предусмотрены.

С учетом приведенных рассуждений можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование фермерских хозяйств, действующих без образования юридического лица, носит коллизионный характер. В настоящее время фермерское хозяйство вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании, по крайней мере до внесения в ГК РФ и Закон изменений, однозначно констатирующих обратное.

Для того, чтобы хозяйство как объединение граждан могло участвовать в гражданском обороте, ему, согласно Закону, необходим еще и реальный субъект предпринимательской деятельности — индивидуальный предприниматель (см. второй абзац п. 5 ст. 23 ГК РФ), действующий без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст. 17 Закона и комментарий к ней). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя (подробнее см. комментарии к ст. 16 и 17 Закона).

В результате возникает весьма необычная правовая ситуация: в единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, — фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным, предпринимателем, своеобразной «вывеской»: оно имеет наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, «имеет» не принадлежащее ему имущество <1> и этим же имуществом отвечает по «своим» долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия).

———————————

<1> Даже земельный участок для создания фермерского хозяйства предоставляется не хозяйству, а гражданам — членам хозяйства (см. ст. 12 Закона).

 

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства, действующего без образования юридического лица, в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство — это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве <1>.

———————————

<1> См., например: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 170 — 175.

 

Подчеркнем, что приведенные выше рассуждения относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам, действующим без образования юридического лица. При этом следует иметь в виду, что фермерское хозяйство, в порядке исключения из общего правила, установленного в первом абзаце п. 3 ст. 1 Закона, может наделяться правами юридического лица по правилам ГК РФ.

Так, упоминавшимся выше ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» параграф 2 главы 4 был дополнен подпараграфом 3.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство», который состоит из одной статьи — ст. 86.1. Согласно данной статье граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество такого крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

С нашей точки зрения, положения п. 3 ст. 23 Закона, а также дуализм правового регулирования фермерских хозяйств, действующих без образования юридического лица и в качестве юридических лиц, не позволяют последовательно применять п. 3 ст. 1 и другие нормы этого же Закона, усугубляют неопределенность статуса фермерских хозяйств, вносят неясности в их отношения с контрагентами, государственными и муниципальными органами. Данная юридическая коллизия (как, впрочем, и множество других) создана законодателем, по-видимому, из соображений целесообразности.

  1. Признание крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственным, товаропроизводителем осуществляется в порядке, установленном разными законодательными актами Российской Федерации. В зависимости от конкретной сферы правового регулирования различаются как правовые последствия, которые повлечет такое признание, так и его основания.

Общее определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» содержится в ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» <1>. В целях указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее — сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем <2>, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27 (с последующими изменениями и дополнениями).

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 446 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2981 (с последующими изменениями и дополнениями)).

 

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также иные субъекты, указанные в ч. 2 ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в частности крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с комментируемым Законом.

Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, на которую вправе претендовать сельскохозяйственные производители, перечислены в ст. 7 ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

По определению ст. 2 ФЗ от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» <1> сельскохозяйственные товаропроизводители — это организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признанные таковыми в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Глава 26.1 НК РФ в качестве специального налогового режима (более выгодного по сравнению с общими налоговыми режимами) устанавливает систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

В целях указанной главы НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» <1>, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70% (см. п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Правила, предусмотренные главой 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства (п. 5 ст. 346.1 НК РФ). Поскольку не установлено иное, постольку перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном указанной главой, вправе фермерские хозяйства, действующие как без образования юридического лица, так и в качестве юридических лиц.

Условия перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога установлены в п. 5 ст. 346.2 НК РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code