Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Комментарий к статье 29 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Административный регламент выступает в качестве основного документа, определяющего порядок предоставления соответствующей государственной и муниципальной услуги. В этой связи регламент определяет основные стадии реализации услуги, а также ряд иных юридически значимых критериев, направленных на соблюдение требований законности при предоставлении такой услуги.

В настоящее время перечень государственных и муниципальных услуг можно условно разделить на две основные категории, применительно к наличию или отсутствию утвержденного административного регламента, сведения о котором отражаются в соответствующем реестре услуг.

По общему правилу, определенному ч. 1 настоящей статьи, административные регламенты в конечном итоге должны быть утверждены в отношении всех видов услуг. Основным критерием формирования регламентов является соблюдение следующих требований в отношении государственных и муниципальных услуг:

— утверждение регламента применительно к каждой услуге;

— включение информации в единый реестр государственных и муниципальных услуг;

— включение информации в реестр государственных (муниципальных) услуг;

— соблюдение нормативно установленных сроков разработки и утверждения регламента.

Разработка административного регламента выступает в качестве первоначального этапа реализации предписаний ч. 1 настоящей статьи. В рамках данного этапа уполномоченный субъект реализует предоставленную ему Законом возможность определения основных критериев и условий предоставления отдельного вида государственных и муниципальных услуг.

Утверждение административного регламента направлено на придание ему юридической силы, т.е. связано с возможностью реализации в отношении соответствующей услуги. Утверждение административного регламента выступает в качестве обязательного условия для внесения сведений о нем в соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг, что выступает в качестве одной из форм его реализации, причем не применительно к отдельным правовым предписаниям, чем характеризуется общий порядок реализации предписаний в рамках конкретных правоотношений, а в полном объеме ко всем видам государственных (муниципальных) услуг соответствующего вида.

Следует заметить, что в качестве одного из переходных положений предписания ч. 1 настоящей статьи направлены на определение обязанности уполномоченных органов по формированию административных регламентов отдельных видов государственных и муниципальных услуг, а также их дальнейшей реализации. Тем самым указанное положение направлено не на определение порядка предоставления соответствующей услуги и, соответственно, реализации полномочий органа государственной власти или местного самоуправления в отношении соблюдения порядка предоставления данной услуги, а лишь на нормативное закрепление сроков разработки и утверждения административных регламентов применительно ко всему перечню государственных и муниципальных услуг. Определение периода реализации данной обязанности уполномоченными субъектами Закон связывает с истечением двухлетнего периода с момента вступления в силу комментируемого Закона. Таким образом, рассматриваемое положение характеризуется достаточной абстрактностью, поскольку не позволяет определить конкретный момент истечения указанного срока.

  1. По смыслу настоящей статьи полномочия по разработке и утверждению административных регламентов всех государственных и муниципальных услуг должны быть реализованы соответствующими органами власти или местного самоуправления до истечения указанного периода. Таким образом, Закон обязывает уполномоченные органы реализовать нормативно установленные обязанности в двухлетний период. Определение данного периода к конкретному виду услуг зависит в первую очередь от уровня разработанности конкретной услуги, стадии ее реализации и т.п. В отношении услуг, имеющих прямое нормативное регулирование порядка их предоставления, как то: порядок ведения Единого государственного реестра объектов недвижимого имущества и сделок с ним, Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.п., предоставление которых предусмотрено специальными нормативными актами, предполагает возможность формирования административного регламента в короткие сроки, поскольку фактически его разработка сводится лишь к конкретизации общих предписаний соответствующего нормативного акта. Одновременно, следует заметить, что перечень государственных и муниципальных услуг в силу прямого предписания комментируемого Закона можно трактовать как открытый, что позволяет в соответствии с обстоятельствами объективной реальности дополнять соответствующий перечень иными услугами, в отношении которых также должен быть разработан и утвержден административный регламент. В отношении таких услуг положения ч. 1 настоящей статьи не могут быть реализованы в полной мере, поскольку установленный период в данном случае в значительной мере сокращается, что предполагает закрепление различных по содержанию требований применительно к отдельным государственным или муниципальным услугам.

В этой связи установленный период времени закономерно рассматривать в качестве исключительно переходного положения, которое может быть применимо лишь в отношении перечня государственных и муниципальных услуг, включенных в соответствующий реестр на момент вступления в силу комментируемого Закона. Однако обязанность формирования реестра государственных или муниципальных услуг закрепляется настоящим Законом, т.е. в отношении услуг, предоставлявшихся отдельными органами власти или местного самоуправления до вступления в силу комментируемого Закона, ведение реестра не являлось обязательным. В этой связи применение положения ч. 1 настоящей статьи представляется целесообразным в отношении всех государственных и муниципальных услуг, включенных в соответствующий реестр на момент его первичного формирования.

Практика деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о том, что в большинстве случаев нормативно установленные сроки не соблюдаются. Так, например, ряд мероприятий, предусмотренных отдельными предписаниями комментируемого Закона, несмотря на неоднократное продление установленных сроков их реализации, до настоящего времени так и не разработаны, а, соответственно, не могут быть реализованы. В этой связи положения ч. 1 настоящей статьи можно рассматривать в качестве условно необходимого предписания, которое в практике его реализации может быть изменено в соответствии с реальными условиями реализации органами власти или местного самоуправления своих полномочий в данной сфере.

  1. Переходные положения большинства нормативных актов характеризуются регламентацией условий реализации отдельных требований, в частности, установления сроков подготовки необходимых правовых основ реализации иных требований нормативного акта. Данному правилу соответствует и предписание ч. 2 настоящей статьи, которое устанавливает необходимость приведения в соответствие требованиям комментируемого Закона административных регламентов, разработанных и утвержденных до вступления в силу комментируемого Закона. Содержание рассматриваемого положения отражает два сущностных положения:

— установление соответствия административных регламентов требованиям комментируемого Закона;

— проведение нормативно установленных мероприятий в установленный Законом срок.

Указанные положения носят различный характер: установление соответствия нормативным предписаниями предполагает качественный пересмотр положений отдельных административных регламентов с целью выявления несоответствий и их своевременного устранения. Закрепление срока реализации указанного нормативного предписания предполагает формирование единой совокупности административных регламентов в отношении всех видов государственных и муниципальных услуг в течение определенного периода.

  1. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. его положения подлежат реализации лишь применительно к тем правоотношениям, которые возникли после приобретения нормативным актом юридической силы. В этой связи следует заметить, что отношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг являются длящимися, т.е. могут быть реализованы до и после вступления в силу комментируемого Закона. В этой связи реализация положения, установленного ч. 2 настоящей статьи, предполагает унификацию системы реализации органами государственной власти и местного самоуправления отдельных государственных функций в части предоставления государственных и муниципальных услуг. Поскольку отдельные административные регламенты подлежат применению после вступления в силу комментируемого Закона, они должны ему соответствовать, что в первую очередь указывает на отсутствие противоречий в их предписаниях. Таким образом, рассматриваемое правовое предписание по своему содержанию устанавливает порядок преемственности административных регламентов до и после приобретения настоящим Законом юридической силы. Отсутствие необходимости разработки и принятия административного регламента в соответствии с предписаниями комментируемого Закона, одновременно указывают на возможность сохранения силы в отношении ранее утвержденных регламентов при условии их соответствия предписаниям комментируемого нормативного акта. Установление соответствия таких предписаний выступает в качестве необходимого условия сохранения юридической силы отдельных административных регламентов.

В качестве еще одного временного ограничения реализации положения комментируемого Закона выступает ч. 3 настоящей статьи, устанавливающая необходимость формирования реестров государственных и муниципальных услуг.

Часть 3 настоящей статьи устанавливает временные ограничения формирования электронной информационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Анализ положений Закона позволяет говорить о необходимости формирования в указанный временной период реестров государственных и муниципальных услуг, а также образование на их основе единого реестра государственных и муниципальных услуг, который в электронной форме реализуется в рамках единого портала соответствующих услуг.

Таким образом, исходя из предписаний ч. 3 настоящей статьи, в установленный срок органы государственной власти должны обеспечить включение услуг в единую информационную систему и обеспечение доступа к ней. Однако указанная правовая норма не предусматривает качественных критериев формирования указанной информационной системы, в частности, перечень услуг, которые должны быть первоначально включены в такую информационную систему. По общему правилу формирование информационной системы предполагает включение в нее совокупности государственных и муниципальных услуг, реализуемых до вступления в силу комментируемого Закона. Однако основным условием реализации указанного правила является соответствие порядка их предоставления требованиям комментируемого Закона.

  1. Система предписаний настоящей статьи указывает на необходимость формирования единого комплекса государственных и муниципальных услуг, предоставляемых соответствующими уполномоченными органами, а лишь в качестве второго этапа систематизирования данной сферы Закон рассматривает определение порядка их предоставления, т.е. разработку и утверждение административных регламентов применительно к каждой из услуг. В этой связи представляется целесообразным утверждение Правительством РФ типового административного регламента государственной (муниципальной) услуги, который можно рассматривать в качестве совокупности требований к предоставлению такой услуги и порядку ее предоставления.

В данном случае применение электронной формы реестра государственных и муниципальных услуг выступает в качестве дополнительного средства их систематизации, поскольку позволяет корректировать его не посредством внесения изменений и дополнений в отдельные нормативные акты, а путем корректировки единого реестра государственных и муниципальных услуг, а также соответствующих реестров в отношении отдельных видов услуг.

Применение электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг в значительной мере упрощает систему взаимодействия заявителя с уполномоченным органом власти или местного самоуправления. Однако его одновременное формирование в отношении всех видов и категорий услуг невозможно, поскольку требует не только разработки подзаконных нормативных актов, обеспечивающих реализацию такой услуги, а также упорядочение деятельности структурных подразделений субъекта, уполномоченного на ее предоставление в целях обеспечения реализации отдельных этапов такой услуги. Так, например, при предоставлении сведений из Единого государственного реестра отдельные полномочия реализуют различные отделы соответствующего органа власти: прием заявлений, подготовка выписки из реестра или иного документа, выдача документа и т.п.

  1. Формирование электронного комплекса государственных и муниципальных услуг предполагает систематизацию всех полномочий и размещение их в рамках единой базы данных, что предполагает соблюдение требований настоящей статьи, установленных ч. 4, в частности:

а) утверждение плана-графика перевода услуг в электронную форму;

б) методическое и организационное обеспечение перехода к электронной форме.

План-график перевода услуги в электронную форму предполагает определение основных этапов изменения формы предоставления отдельных видов услуг, что предполагает необходимость и возможность разработки такого графика применительно к каждой услуге. Исходя из предписаний комментируемого Закона, можно сформировать общее содержание плана-графика, т.е. совокупность обязательных разделов, подлежащих определению в рамках графика. К числу таких обязательных положений можно отнести:

— перечень государственных (муниципальных) услуг, переводимых в электронную форму;

— сведения об исполнителе, ответственном за оказание данной услуги;

— срок реализации проекта по переводу услуги в электронную форму применительно к отдельным этапам.

Следует заметить, что план-график отражает лишь временной период, в течение которого должен быть осуществлен определенный этап перевода государственной услуги в электронную форму, сущность самого этапа в данном случае не определяется. Представляется необходимым определение продолжительности конкретного этапа оценивать с точки зрения комплекса необходимых действий, направленных на реализацию электронного порядка предоставления соответствующей услуги, поскольку именно в зависимости от содержания отдельных этапов можно конкретизировать их продолжительность.

Существенную роль в переводе государственных и муниципальных услуг в электронную форму играет определение перечня услуг, подлежащих первоочередному переводу. Однако несмотря на их первоочередной характер, этапы перевода устанавливаются в общих рамках, характерных для всех услуг соответствующей категории и закрепленных планом-графиком. Первоочередной характер перевода отдельных услуг свидетельствует не только об их значимости, но и реализации в их отношении мероприятий, установленных настоящей статьей в более короткие сроки по сравнению с иными видами и категориями услуг.

  1. Государственные и муниципальные услуги предоставляются специально уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и иными субъектами, перечень которых определяется настоящим Законом. В этой связи разработка плана-графика в отношении отдельных видов услуг требует отражения в нем особенностей ее перевода в электронную форму, которые в большинстве случаев вытекают из существа самой услуги, а также порядка ее предоставления. В этой связи Закон определяет в качестве уполномоченного на утверждение плана-графика перевода услуги в электронную форму органа государственной власти Правительство РФ, т.е. указанный документ выступает в качестве единого нормативного требования, распространяющего свое действие на все виды государственных и муниципальных услуг. Последующее расширение указанного перечня требует соблюдения общих предписаний плана-графика, утвержденного Правительством РФ.

Указанное правило распространяется на все виды федеральных услуг и, соответственно, органы государственной власти РФ, предоставляющие такие услуги.

В отношении государственных услуг регионального значения утверждение плана-графика отнесено Законом к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, как правило, в качестве такого субъекта выступает Правительство соответствующего региона. При разработке и утверждении плана-графика перевода региональных услуг в электронную форму следует учитывать не только предписания комментируемого Закона, но и положения федерального плана-графика, носящие общий характер, т.е. тем самым устанавливается единая система этапов перевода услуг в электронную форму.

Аналогичное правило действует и в отношении муниципальных услуг, план-график перевода которых утверждается органом местного самоуправления. Причем в отличие от иных категорий услуг, в данном случае Закон не конкретизирует вид органа самоуправления, который вправе реализовывать указанные полномочия. Анализ положений комментируемого Закона свидетельствует о том, что отдельные полномочия в данной сфере принадлежат как исполнительным, так и законодательным органам местного самоуправления. Например, представительный (законодательный) орган местного самоуправления реализует полномочия в отношении ведения реестра муниципальных услуг, а к ведению исполнительного органа относится утверждение административного регламента. В этой связи положения настоящей статьи требуют конкретизации в отношении порядка перевода муниципальных услуг в электронную форму, а также определения уполномоченных органов по утверждению плана-графика.

  1. Переход на предоставление услуг в электронном виде рекомендуется осуществлять посредством последовательного выполнения пяти ключевых этапов. Первый этап предполагает организацию дистанционного предоставления заявителям общей информации об услуге: порядок получения услуги и адреса мест приема документов для предоставления услуги. Цель первого этапа — обеспечение общедоступности информации об услуге и способе ее получения с использованием средств Единого портала.

На втором этапе заявителю должна быть предоставлена возможность дистанционно получить формы документов, необходимые для получения услуги. Указанные формы должны быть размещены в соответствующем разделе единого портала и сводного реестра. Заявитель должен получить возможность оформить все необходимые документы в удобном для него месте для подачи в удобное для него время в соответствующий орган власти. Цель второго этапа — предоставить заявителю возможность заранее подготовиться к визиту в организации в целях получения услуги, сформировав полный комплект документов, необходимый для ее получения (предоставления).

На третьем этапе должна быть обеспечена возможность предоставления заявителем в электронном виде документов для получения услуги, в том числе путем заполнения электронных форм и предоставления электронных копий документов. Указанная возможность должна быть предоставлена с использованием средств Единого портала, например, посредством обмена информацией между заинтересованными органами власти при помощи веб-сервисов. Цель третьего этапа — избавление заявителя от необходимости посещения органов власти и учреждений, предоставляющих услуги, с целью подачи документов для получения услуги. Реализация данного этапа предполагает возможность заявителя заполнять предоставленные уполномоченным органом формы документов, необходимых для предоставления соответствующей услуги.

На четвертом этапе заявителю должен быть предоставлен доступ к информации о ходе предоставления услуги, в том числе о результатах рассмотрения его документов: выдерживается ли срок выполнения административных процедур, какие решения приняты и т.д. Доступ к указанной информации должен быть предоставлен на Едином портале в режиме реального времени. Цель четвертого этапа — обеспечение «прозрачности» и понятности процесса предоставления услуги для заявителя, а также избавление от документооборота на бумажных носителях при внутри- и межведомственном взаимодействии в процессе предоставления услуги.

В ходе выполнения пятого этапа должна быть реализована возможность предоставления услуг полностью в электронном виде. В целях реализации заключительного этапа должна быть завершена организация автоматизированного электронного взаимодействия между всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями, участвующими в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, а также при необходимости иными органами и организациями, в рамках оказания услуги. Цель пятого этапа — максимальное сокращение использования бумажных носителей информации в процессе предоставления услуги, в том числе обеспечение возможности получения заявителем в электронном виде результата предоставления услуги.

По завершении процесса предоставления услуги в электронном виде информация о результате предоставления услуги должна быть помещена в специальный информационный ресурс (базу данных). Заинтересованные органы власти и организации должны получать сведения о результате оказания услуги из этой базы данных, а не требовать их подтверждения от получателей услуг.

Предоставление услуг полностью в электронном виде на пятом этапе не исключает необходимости предоставления заявителем (лично или посредством почтовой связи) материальных объектов (вещей), за исключением документов, а также необходимости осуществления личного взаимодействия заявителя с работниками органов государственной власти по обстоятельствам, не связанным с приемом документов при наличии прямого предписания действующего законодательства.

  1. Самостоятельную категорию требований, предъявляемых к процессу перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, составляет методическое и организационное обеспечение перехода, которое по смыслу ч. 4 настоящей статьи отнесено к компетенции федерального органа государственной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, комментируемый Закон относит методическое и организационное обеспечение перехода к электронной форме предоставления услуг к исключительному ведению федеральных органов исполнительной власти.

Указанные формы обеспечения направлены на формирование единых подходов и методов перехода органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В качестве уполномоченного Правительством РФ органа власти может выступать Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Для обеспечения эффективного перехода на предоставление услуг в электронном виде в каждом субъекте РФ необходимо определить должностное лицо, ответственное в целом за организацию указанного процесса. Как правило, достаточными полномочиями обладает заместитель высшего должностного лица субъекта РФ, в чьи должностные обязанности входит координация деятельности в области административной реформы или информатизации региона.

В целях обеспечения централизованного и единообразного перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на территории муниципальных образований, находящихся в границах субъекта РФ, целесообразно использовать сложившиеся формы взаимодействия региона и муниципалитетов, в том числе:

а) совет муниципальных образований субъекта РФ, образованный в рамках реализации ст. 66 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

б) исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (структурное подразделение исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), отвечающий за формирование и реализацию региональной политики в отношении муниципальных образований и имеющий, как правило, систему «кураторов» муниципальных образований, построенных по территориальному принципу.

Указанный порядок взаимодействия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления предусмотрен Методическими рекомендациями по организации перехода органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Утвержденный в установленном порядке план перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в субъекте РФ необходимо направить в Минэкономразвития РФ и Минкомсвязь РФ. Подготовленный в соответствии с рекомендациями Сводный календарный план рекомендуется отправить в рабочем порядке в Минэкономразвития РФ и Минкомсвязь РФ. В течение месяца после наступления срока завершения каждого этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде рекомендуется представлять в Минкомсвязь РФ отчет о выполнении очередного этапа перехода.

  1. Положения ч. 5 настоящей статьи направлены на обеспечение преемственности полномочий, обусловливающих реализацию предписаний комментируемого Закона в части перехода к электронной форме предоставления государственных и муниципальных услуг. Несмотря на то что данная норма направлена на обеспечение соблюдение нормативных сроков реализации отдельных этапов такого перехода, ее абстрактность не позволяет в полной мере реализовать соответствующее предписание.

Часть 5 настоящей статьи закрепляет полномочия специально уполномоченного федерального органа государственной власти на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей в области применения электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг субъектом РФ. Реализация указанных полномочий федеральным органом власти допускается при наличии следующих обстоятельств:

— передача соответствующих полномочий федеральному органу власти Правительством РФ;

— неопределение уполномоченной организации субъектом РФ;

— нарушение установленного Законом срока определения уполномоченной организации — 1 ноября 2010 г.

Причем в данном случае Закон не конкретизирует, о какой уполномоченной организации идет речь и на что она должна быть уполномочена, что затрудняет практическую реализацию данного положения. Соответственно, данное обстоятельство не позволяет объективно оценить исполнение субъектом РФ полномочий по определению такой организации и соблюдения ею сроков, установленных комментируемым правовым предписанием.

Основные правила законодательной техники предполагают определение сроков совершения отдельных юридически значимых действий применительно к конкретному периоду, например:

— началу календарного года;

— началу (окончанию) отчетного периода;

— истечению срока с момента принятия нормативного акта и т.п.

Установленные настоящей статьей сроки совершения отдельных юридически значимых действий, по предоставлению государственных и муниципальных услуг, не соответствуют указанным правилам и установлены без какого-либо определенного критерия, что обосновывает значительные различия как в определении периода для совершения таких действий, так и момента окончания срока. Так, например, ч. 5 настоящей статьи устанавливает обязанность по определению уполномоченной организации в срок до 1 ноября 2010 г., Закон был принят 27 июля 2010 г., а опубликован 30 июля 2010 г. В соответствии с предписаниями ст. 30 комментируемого Закона он вступает в силу с момента его официального опубликования, т.е. с 30 июля 2010 г., соответственно, в трехмесячный срок с момента приобретения сил Законом все субъекты РФ должны определить уполномоченную организацию. При этом Закон не раскрывает ее компетенцию, а без определения предмета деятельности отнести решение таких вопросов к ведению конкретного субъекта не представляется возможным.

  1. Часть 2 настоящей статьи устанавливает необходимость ее реализации в срок до 1 июля 2012 г., что составляет один год и одиннадцать месяцев с момента приобретения силы настоящим Законом. В аналогичном порядке определен и срок, закрепленный ч. 3 настоящей статьи, — 1 июля 2011 г., т.е. одиннадцать месяцев с момента вступления Закона в силу. Подобная регламентация временных периодов реализации отдельных положений комментируемого Закона не соответствует общим требованиям законодательной техники, наиболее целесообразным в данном случае представляется установление указанных сроков в годах, т.е. до 1 июля 2011 г. и до 1 июля 2012 г. соответственно, что в незначительной мере изменит установленный временной отрезок и позволит реализовать общие правила определения сроков, установленные действующим законодательством.

Тем самым, формируя единую систему предоставления государственных и муниципальных услуг, комментируемый Закон регламентирует лишь порядок осуществления отдельных этапов, возлагая обязанности по осуществлению контроля за соответствие карт требованиям федерального законодательства на соответствующие субъекты, которые их разработали и внедрили в практику. Фактически указанные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны провести проверку собственной деятельности и устранить несоответствия требованиям федерального уровня.

  1. Закон устанавливает одно существенное исключение из общего правила, принцип безвозмездного предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, признанных обязательными и необходимыми, действует во всех случаях, когда в отношении таких услуг специальным нормативным актом не предусмотрен иной порядок их предоставления. Указанное правило вступает в силу по истечении шести месяцев с момента вступления в силу комментируемого Закона. Таким образом, в настоящее время указанный принцип является определяющим при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также услуг, признанных необходимыми и обязательными. Данное положение объединяет в своем содержании два исключения. Во-первых, Закон ограничивает круг субъектов, услуги которыми должны предоставляться безвозмездно. Их перечень определен в рамках части 2 статьи 1 комментируемого Закона, т.е., если соответствующий субъект не включен в указанный список, он вправе требовать оплаты предоставляемых им услуг. Детализация указанного перечня свидетельствует о том, что в него включено максимальное количество субъектов, которые предоставляют государственные или муниципальные услуги. В отношении иных субъектов речь может идти об услугах, которые не являются ни государственными, ни муниципальными. Во-вторых, основанием для взимания платы за предоставление рассматриваемых категорий услуг может выступать специальное нормативное предписание — федерального закона или иного нормативного акта.

Тем самым, положения комментируемой статьи выступают в качестве одного из проявлений общего порядка предоставления государственных и муниципальных услуг и предусматривают два механизма их реализации:

а) безвозмездно, что является общим требованием в отношении всех государственных и муниципальных услуг;

б) за счет средств заявителя — в отношении государственных и муниципальных услуг, а также услуг, отнесенных к числу обязательных и необходимых, в отношении которых возмездный характер их предоставления предусмотрен специальным нормативным актом.

Указанные правила предоставления услуг соотносятся между собой как общее и частное и предполагают формирование правовой базы практики их реализации с учетом такого соотношения.

  1. Особое место в системе правовых предписаний настоящей статьи занимают положения ч. 8, определяющей правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг. Нормы комментируемого акта непосредственно направлены на определение порядка предоставления указанных услуг и особенностей данного процесса. В то же время ряд действующих нормативных актов призван закрепить особенности реализации отдельных социальных явление на территории города Москвы как отдельного субъекта РФ. Тем не менее оказание услуг на уровне субъекта РФ осуществляется на основе специального регулирования нормами иного закона — Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Москве обмен документами и информацией, которые находятся в ведении уполномоченных субъектов, они могут осуществлять путем обмена совокупностью данных, содержащих необходимые документы и информацию в отношении неограниченного круга лиц, неограниченного количества государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций. Следует также заметить, что в качестве одной из особенностей предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Москве является исключение их из сферы применения ч. 1 ст. 7.2 комментируемого Закона. В случае отсутствия специальных предписаний в ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ в полной мере подлежат применению предписания комментируемого акта.

Положения комментируемой статьи выступают в качестве переходных и направлены на определение порядка введения в действие большинства правовых предписаний настоящей статьи, в первую очередь обеспечения возможности их практической реализации с учетом специфики отдельных видов государственных и муниципальных услуг, составляющих предмет правового регулирования комментируемого Закона.

 

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 30

 

  1. Положения настоящей статьи направлены на определение периода действия Закона, т.е. его применения к фактическим отношениям в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Действие федерального закона может быть бессрочным либо предусматривать определенный срок, например, на период введения чрезвычайного или военного положения и т.п. В большинстве случаев федеральные законодательные акты не ограничиваются временными пределами применения их норм, что предполагает возможность определения лишь момента начала его действия.

Применение норм Закона допускается с момента вступления его в законную силу. Порядок приобретения законной силы федеральными законодательными актами определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

  1. Комментируемый Закон вступает в силу в полном объеме, кроме норм, в отношении которых предусмотрен специальный порядок на всей территории РФ.

Часть 2 настоящей статьи предусматривает ряд исключений из общего правила, для которых установлен специальный порядок вступления в силу. К числу таких исключительных положений Закон относит:

— обязанность органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию;

— запрет органам, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, требовать предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

— запрет органам, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации;

— обеспечение единым порталом государственных и муниципальных услуг возможности получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, предоставляемой в соответствии с государственным (муниципальным) заказом (заданием).

Реализация указанных нормативных предписаний требует формирования и разработки единой информационной системы взаимодействия не только заявителя с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, но также и органов государственной власти и местного самоуправления друг с другом и между собой, что, в свою очередь, делает невозможным одновременное вступление в силу всех предписаний Закона в соответствии с порядком, установленным ч. 1 настоящей статьи. В этой связи Закон предоставляет годичный срок для разработки необходимых систем, их правового регулирования, а также адаптации такой системы к условиям объективной реальности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code