Статья 28. Деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты

Комментарий к статье 28 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи закрепляется правовой статус уполномоченной организации субъекта РФ. Закон возлагает на нее выполнение следующих основных функций.

Во-первых, обеспечение на территории субъекта РФ выпуска, выдачи, обслуживания и хранения (до момента выдачи гражданам) универсальных электронных карт.

Во-вторых, ведение реестра универсальных электронных карт, содержащего сведения о выданных на территории субъекта РФ универсальных электронных картах, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Базовым принципом деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт является соблюдение законодательства о персональных данных. В частности, пакет сведений о конкретном пользователе, собираемый в процессе выпуска карты, должен храниться не более чем это необходимо для осуществления процедуры персонализации его карты, а данные пользователей не должны накапливаться в системе. Однако согласно ч. 2 ст. 27 выдача дубликата утерянной карты производится на основании записи в реестре универсальных электронных карт о пользователе универсальной электронной картой. Это не должно пониматься как размещение в реестре пакета сведений, необходимых для персонализации карты.

Роль реестра универсальных электронных карт позволяет прояснить Приказ Минэкономразвития РФ от 22 июля 2011 г. N 362 «Об установлении порядка ведения единого реестра универсальных электронных карт, выданных на территории Российской Федерации, а также реестров универсальных электронных карт, содержащих сведения о выданных на территории субъектов Российской Федерации универсальных электронных картах».

На основании сведений реестра уполномоченная организация субъекта РФ обеспечивает формирование команд на управление составом, содержанием и состоянием УЭК, в том числе осуществляет формирование заданий на: блокирование, разблокирование, а также прекращение эксплуатации интегральной схемы УЭК; изъятие УЭК, объявленной утраченной; блокирование и разблокирование необходимого электронного приложения; удаление существующих, подключение и активация новых электронных приложений. Для идентификации пользователя универсальной электронной картой реестр определяет соответствие между следующими данными: страховой номер индивидуального лицевого счета, номер УЭК, содержащийся в идентификационном приложении и сведения о составе подключенных электронных приложений. Таким образом, в редакции данного проекта Приказа деятельность по ведению реестра универсальных электронных карт, содержащего сведения о выданных на территории субъекта РФ универсальных электронных картах соответствует законодательству о персональных данных.

В-третьих, обеспечение информационно-технологического взаимодействия государственных информационных систем и муниципальных информационных систем в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта РФ, другими словами — разработка протоколов и программных решений по обмену данными между соответствующими системами. Перечень информационных систем, участвующих в обмене данными, определяется нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Под информационной системой ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимает совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2). Государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13). Муниципальные информационные системы создаются на основании решения органов местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 13).

Таким образом, муниципальные информационные системы создаются на местном уровне для обеспечения информационных потребностей местного самоуправления и представляется логичным, что перечень муниципальных информационных систем, участвующих в процессе предоставления муниципальных услуг на территории конкретного муниципального образования, должен определяться муниципальными правовыми актами. Это согласуется с ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 23, предусматривающих наличие в системе оказания услуг с использованием универсальной электронной карты муниципального уровня. В то же время ч. 8 ст. 23 наделяет правом определения перечня муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению соответствующих услуг, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, что неявно предполагает унификацию муниципальных приложений на территории субъекта РФ. На наш взгляд, в комментируемом Законе присутствует неопределенность по поводу роли муниципального уровня, которая будет разрешена с появлением практики оказания муниципальных услуг с использованием муниципальных информационных систем и муниципальных электронных приложений универсальной электронной карты.

В-четвертых, перечень ч. 1 комментируемой статьи является открытым. Законодательством РФ могут быть определены и иные функции, выполняемые уполномоченной организацией субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 27 октября 2010 г. N 1451 уполномоченной организацией Санкт-Петербурга в целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт определено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» — подведомственная организация Комитета по информации и связи Санкт-Петербурга.

  1. Часть 2 комментируемой статьи наделяет уполномоченную организацию субъекта РФ действовать от имени и в интересах пользователя универсальной электронной картой без доверенности. При этом Закон не уточняет перечень таких действий, определяя лишь общими и достаточно широкими рамками правоотношений по организации выпуска универсальной электронной карты.

Организация выпуска универсальной электронной карты состоит из следующих основных этапов.

Во-первых, обращение гражданина с заявлением о выдаче ему универсальной информационной карты либо наступление срока, предусмотренного частями 1 — 3 ст. 26 комментируемого Закона. С этого момента начинаются правоотношения по выпуску универсальной электронной карты.

Во-вторых, сбор и обработка персональных данных пользователя универсальной электронной картой в целях персонализации карты. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных. Такое согласие не требуется в случае, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

В-третьих, заключение договора с банком, обеспечивающим предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения. Этот этап выходит за рамки собственно выпуска карты, связывая его с активацией банковского приложения, причем прямо указывает, что от имени пользователя универсальной электронной картой может действовать лишь его представитель на основе нотариально заверенной доверенности.

В-четвертых, подключение электронных приложений. В настоящее время правовые основы оказания услуг в рамках электронных приложений не вполне определены. Так, неясно, может ли пользователь самостоятельно определять круг таких приложений, осуществлять выбор между приложениями, выполняющими одинаковые функции (существующие проекты нормативных актов предполагают отсутствие приложений, дублирующих функционал друг друга) и должен ли пользователь заключать какие-либо договора с государственными органами, органами местного самоуправления в связи с подключением и обслуживанием таких приложений. В случае утвердительного ответа на вопрос появляется первое и единственное из очевидных для нас полномочий, при которых уполномоченная организация субъекта РФ может действовать от имени пользователя универсальной электронной картой.

  1. Часть 3 комментируемой статьи, по сути, дублирует положение, содержащееся в норме ч. 7 ст. 23 о том, что федеральная уполномоченная организация определяется Правительством РФ, а основная цель ее создания заключается в организации взаимодействия уполномоченных организаций субъектов РФ. В качестве уполномоченной организации определено ОАО «Универсальная электронная карта» (см. распоряжение Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 1344-р «Об определении организации по предоставлению государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты»).
  2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития (Минэкономразвития), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности (Минфином), и Центральным банком РФ должны установить в соответствии с комментируемой статьей:

— требования к банкам, участвующим в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения (при этом если банки соответствуют данным требованиям, федеральная уполномоченная организация не вправе отказать им в заключении договора);

— требования к договору, заключаемому федеральной уполномоченной организацией с указанными банками;

— требования к порядку заключения такого договора.

О регламентации обозначенных требований см. Приказ Минэкономразвития РФ N 387, Минфина РФ N 90н, Банка России N 2669-У от 1 августа 2011 г. «О требованиях к банкам, а также требованиях к договору, заключаемому федеральной уполномоченной организацией с банками, участвующими в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты, и порядку его заключения».

  1. В ч. 5 комментируемой статьи содержится открытый (расширяемый нормативными правовыми актами Правительства РФ) перечень функций федеральной уполномоченной организации:

1) организация взаимодействия уполномоченных организаций субъектов РФ (ключевая функция и цель создания федеральной уполномоченной организации);

2) ведение единого реестра универсальных электронных карт, содержащего сведения о выданных на территории РФ универсальных электронных картах. Порядок ведения такого реестра устанавливает Минэкономразвития (подробнее о реестре универсальных электронных карт см. комментарий к ч. 1 ст. 28);

3) по соглашению с Минэкономразвития — установление перечня и размера тарифов за обслуживание универсальных электронных карт в части, не касающейся функционирования электронных банковских приложений;

4) ведение реестра федеральных, региональных и муниципальных приложений, размещенных на универсальной электронной карте (видимо, речь здесь идет об обобщенном перечне электронных приложений, доступных (обязательных) для размещения на универсальных электронных картах в соответствии с обслуживающими их уполномоченными организациями субъектов РФ);

5) организация предоставления гражданам информации, размещенной в государственных информационных системах, в том числе с использованием инфраструктуры универсальной электронной карты. Указанная функция может быть реализована уполномоченной организацией лишь при наличии специального предписания действующего Закона. Указанная информация предоставляется гражданам на равных условиях, независимо от наличия (отсутствия) у них универсальной электронной карты. УЭК призвана упростить порядок взаимодействия гражданина и уполномоченного субъекта, и используется как средство получения указанной информации.

  1. В ч. 6 комментируемой статьи устанавливается круг нормативно-правовых актов, регламентирующих информационно-технологическое взаимодействие уполномоченных организаций субъектов РФ и федеральной уполномоченной организации, иных органов и организаций в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальных электронных карт (заметим, что в отличие от ч. 1 законодатель говорит об информационно-технологическом взаимодействии субъектов правоотношений, а не их информационных систем, хотя неясно, какое различие при этом подразумевается). Регламентация осуществляется:

— нормативными правовыми актами Правительства РФ;

— правилами федеральной уполномоченной организации, установленными по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития).

  1. Координирующая роль федеральной уполномоченной организации в процессе предоставления государственных, муниципальных и иных услуг (предусмотренных ч. 1 ст. 1) обеспечивается соглашениями, которые она заключает с уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ, уполномоченными организации субъектов РФ, иными органами и организациями, участвующими в данном процессе. Часть 7 комментируемой статьи накладывает на перечисленных участников обязанность заключить соответствующие соглашения.

Универсальная электронная карта призвана обеспечить возможность получения различных услуг. Однако их перечень ограничивается в большинстве случаев лишь государственными и муниципальными услугами. Указанное положение в значительной степени снижает эффективность электронного взаимодействия и заинтересованность субъектов в получении карты. В указанной ситуации нормы настоящей статьи предусматривают возможность расширения перечня услуг, доступ к которым может быть получен посредством электронной карты. В то же время такие услуги могут предоставляться по общим правилам, предусмотренным уполномоченной организацией. Предоставление таких услуг может осуществляться исключительно на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого между региональной уполномоченной организацией и субъектом, предоставляющим отдельные виды услуг. Взаимодействие между региональной и федеральной уполномоченной организацией строится на основе соглашения присоединения к установленным условиям предоставления услуг.

  1. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития) по согласованию с федеральной уполномоченной организацией устанавливает порядок заключения и условия такого соглашения.

Порядок заключения и существенные условия договоров присоединения регламентируются Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 июня 2012 г. N 345 «О порядке заключения и существенных условиях договоров присоединения к правилам федеральной уполномоченной организации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code