Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты

Комментарий к статье 26  ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Второй этап выдачи универсальных электронных карт начинается 1 января 2014 года, если более ранний (но не поздний) срок не будет установлен постановлением Правительства РФ или законом субъекта РФ. На этом этапе универсальная электронная карта выдается гражданам, не подавшим до этого срока заявлений о ее выдачи (в порядке, предусмотренном ст. 25) и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты (см. ч. 5 ст. 26). Выдача карты осуществляется на бесплатной основе.

Установленный в комментируемой статье срок согласуется со сроком, установленным распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов, последний из которых (пятый) заканчивается 1 января 2015 года и связан с обеспечением возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Для того чтобы разместить на универсальной электронной карте необходимые персональные данные гражданина в отсутствие заявления, содержащего эти данные, уполномоченной организации субъекта РФ предоставляется доступ к информационным системам федеральных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов РФ. Соответствующие органы предоставляют этот доступ «в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт» в порядке, который должен быть установлен Правительством РФ. С точки зрения информационной безопасности такое решение крайне небезупречно и грозит потенциальной угрозой утечки (как и любой другой случай, когда к федеральным информационным системам, хранящим и обрабатывающим персональные данные граждан, временно получают доступ новые пользователи) <47>.

———————————

<47> См.: Амелин Р.В. Об оказании предоставления государственных и муниципальных услуг // Для кадровика: нормативные акты (приложение к журналу «Справочник кадровика»). 2010. N 12. С. 31 — 51.

 

Уполномоченная организация субъекта РФ, выступающая в роли оператора персональных данных, обязана обеспечивать их конфиденциальность.

  1. Часть 2 комментируемой статьи уполномочивает Правительство РФ установить более ранний срок выдачи универсальных электронных карт в порядке, установленном настоящей статьей. В качестве основания для такого переноса Закон указывает «удостоверение прав гражданина, указанных в ч. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона», то есть прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг. Другими словами, если система оказания государственных и муниципальных услуг (а также иных услуг) в электронном виде (в том числе дистанционно), требующая соответствующего средства идентификации и аутентификации получателя таких услуг, будет развернута в Российской Федерации ранее 1 января 2014 г., деятельность по автоматическому (внезаявительному) выпуску и выдаче универсальных электронных карт может целесообразно начать раньше.
  2. Выдача универсальных электронных карт на территории субъекта РФ может быть перенесена на более ранний срок законом соответствующего субъекта по тем же основаниям, что и в предыдущей части.
  3. Аналогично ч. 6 ст. 25, извещение о выпуске универсальных электронных карт данной категории граждан должно быть опубликовано в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте субъекта РФ. Обязанность опубликовать извещение не позднее 1 ноября 2014 г. (хотя при переносе выпуска на более ранний срок представляется разумным ограничить дату публикации извещения именно им) возложена на субъект РФ. Извещение должно содержать информацию:

— о сроках и порядке выпуска;

— о порядке доставки универсальных электронных карт;

— о правах граждан;

— перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией.

  1. Гражданин может обратиться с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. Таким образом, Закон подразумевает принцип добровольности получения и использования универсальной электронной карты, что, в свою очередь, подразумевает недопустимость установления зависимости реализации конституционного гарантированных прав гражданина от ее наличия (подробнее об этом см. комментарий к п. 2 ст. 22). Принцип добровольности проистекает из позиции, что технологии электронного правительства должны облегчать получение государственных и муниципальных услуг, а не устанавливать дополнительные (и обязательные) условия их получения.

С заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты гражданин может обратиться в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта РФ. Этот срок должен составлять не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в ч. 4 комментируемой статьи. Поскольку ч. 10 комментируемой статьи позволяет гражданину отказаться от использования универсальной электронной карты и по истечении данного срока, необходимость его установления может быть связана лишь с одним обстоятельством: электронные карты для граждан, отказавшихся от их использования в течение данного срока, вообще не должны выпускаться. Соответственно, выпуск и выдача универсальных электронных карт на втором этапе должны начаться лишь по истечении срока, о котором идет речь в ч. 5 комментируемой статьи.

Из смысла комментируемой нормы следует, что течение указанного срока начинается с 1 января 2015 г. Такую нижнюю границу нельзя назвать удачной, поскольку таким образом, во-первых, будут выпущены «лишние» карты (подробнее см. далее комментарий к п. 10 настоящей статьи), а во-вторых, таким образом дополнительно ограничивается право гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты.

С заявлением об отказе гражданин обращается в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом РФ. В роли этой организации может, очевидно, выступать как уполномоченная организация субъекта РФ, так и другой орган (организация).

  1. Часть 6 комментируемой статьи регламентирует выбор гражданином банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения. Такой банк должен быть выбран из списка банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, который публикуется в соответствующем извещении (ч. 4). Нормативными правовыми актами субъекта РФ устанавливается ограничивающий срок для подачи такого заявления, который должен составлять не менее тридцати дней со дня публикации извещения, указанного в ч. 4 настоящей статьи. Информация о выборе банка подается тот же самый орган (организацию), что и заявление об отказе в получении универсальной электронной карты в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта РФ.
  2. Если гражданин направил информацию о выборе банка в порядке и в срок, установленный в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи нормативными правовыми актами субъекта РФ, ему будет выдана универсальная электронная карта с электронным банковским приложением данного банка.
  3. В ч. 8 комментируемой статьи устанавливается, что тем гражданам, которые в установленный для этого срок (ч. 5 ст. 26) не обращаются с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) не направляют в установленный срок (ч. 6 ст. 26) информацию о выборе банка, выдается карта с приложением банка «по умолчанию», который выбирается субъектом РФ на конкурсной основе среди уполномоченных (заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией) банков.

Очевидно, в данной норме содержится техническая ошибка, поскольку использование в ее гипотезе союза «или» совершенно бессмысленно. Он подразумевает два дополнительных возможных случая (по сравнению с использованием союза «и»):

а) гражданин обратился с заявлением об отказе в получении карты, но не выбрал банк;

б) гражданин выбрал банк, но не обратился с заявлением об отказе.

В первом случае карта вообще не должна выдаваться, а во втором — выдаваться карта с электронным банковским приложением выбранного гражданином банка. Из общего смысла комментируемого Закона следует, что в гипотезе данной норме следует читать только союз «и» (то есть диспозиция наступает при одновременном соблюдении указанных в ней условий).

Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) должен быть установлен законом субъекта РФ. Неясно, что имеет в виду законодатель, говоря о банках во множественном числе, поскольку, во-первых, данная норма подразумевает выбор только одного банка для конкретного субъекта РФ.

Сравнительный анализ ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи показывает, что законодателем подразумевается возможный период, когда прием заявлений о выборе банка уже закончен, но прием заявлений об отказе в получении универсальной электронной карты еще продолжается. Технически смысл такого периода может быть только один: в это время осуществляется выпуск карт (поскольку вся необходимая для этого информация уже доступна уполномоченной организации субъекта РФ), но не их выдача. Это подразумевает возможность выпуска универсальных электронных карт для лиц, подавших заявление об отказе в их использовании по истечении срока, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, и последующее их аннулирование в соответствии с ч. 10. На наш взгляд, такая возможность небезопасна и открывает простор для злоупотреблений (масштаб которых будет зависеть от перечня бесплатных государственных и муниципальных услуг, доступных с использованием данной карты в конкретном субъекте РФ). С точки зрения минимизации подобных рисков для регионального законодателя будет целесообразным назначить одинаковые сроки, предусмотренные ч. ч. 5 и 6.

  1. Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р «Об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Минэкономразвития совместно с федеральной уполномоченной организацией поручено разработать рекомендации по разработке порядка доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину (п. 45). Таким образом, сначала должны появиться соответствующие рекомендации, ориентируясь на которые субъекты РФ будут принимать свои нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок согласно требованиям ч. 9 комментируемой статьи.
  2. В любое время после истечения срока, установленного ч. 5 комментируемой статьи, гражданин может отказаться от использования универсальной электронной карты. Здесь вновь следует отметить неполную проработку всех случаев, связанных со сроками, — так получается, что гражданин, получивший карту в заявительном порядке, не может отказаться от ее использования ранее этого срока (что ограничивает право на отказ от универсальной электронной карты для этой категории граждан).

При отказе от использования универсальной электронной карты она подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок поручено разработать до 1 ноября 2011 года Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 28 распоряжения Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р).

Указанные аспекты реализованы в рамках Приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 517 «О порядке аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования».

 

Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты

 

Комментарий к статье 27

 

  1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка выдачи дубликата универсальной электронной карты в случае ее утраты или замены универсальной электронной карты. Главным основанием для замены универсальной электронной карты служит пожелание гражданина сменить банк, осуществляющий обслуживание в рамках электронного банковского приложения (см. ч. 18 ст. 23). Другое основание подразумевается в ч. 5 комментируемой статьи — подключение новых электронных приложений.

В статье 4 Закона г. Москвы от 9 марта 2011 г. N 8 «Об универсальной электронной карте» помимо добровольного волеизъявления пользователя универсальной электронной карты содержится дополнительный перечень оснований, по которым такая карта подлежит замене, в том числе:

— истечение срока действия;

— невозможность использования вследствие физического повреждения и (или) повреждения электронной памяти, не позволяющего дальнейшее использование универсальной электронной карты по назначению в полном объеме;

— изменение визуальных (незащищенных) сведений.

С заявлением о замене либо выдаче дубликата универсальной электронной карты гражданин обращается в уполномоченную субъекта РФ или иные организации, определенные субъектом РФ.

  1. Дубликат универсальной электронной карты выдается в течение месяца со дня подачи гражданином заявления. Дубликат выдается на основании записи в реестре универсальных электронных карт о пользователе универсальной электронной картой (см. комментарий к частям 1 и 5 ст. 28). Ответственность за выдачу дубликата Закон возлагает на организации, указанные в ч. 1 комментируемой статьи. Дубликат выдается лично либо через организации, определенные субъектом РФ.

Для получения дубликата универсальной электронной карты гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является паспорт (см. п. 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»). Наряду с общегражданским паспортом, документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, являются заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт (см. Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»).

  1. Закон устанавливает принцип платности за выдачу дубликата взамен утерянной электронной карты и размер платы за выдачу такого дубликата. Размер платы определяется субъектом РФ.

Минэкономразвития РФ совместно с федеральной уполномоченной организацией поручено разработать рекомендации по разработке порядка выдачи дубликата универсальной электронной карты и размер платы за выдачу такого дубликата (п. 46 распоряжения Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р).

  1. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет принцип бесплатности при замене универсальной электронной карты. Замена осуществляется уполномоченной организацией субъекта РФ на основании заявления. Минэкономразвития РФ совместно с федеральной уполномоченной организацией поручено разработать рекомендации по разработке порядка подачи заявления на замену универсальной электронной карты (а также порядка замены в случае подключения новых региональных и муниципальных приложений) (см. п. 47 распоряжения Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р). Таким образом, нормативные правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ следует ожидать после утверждения соответствующих рекомендаций.

5. Отсылочная норма, содержащаяся в ч. 5 комментируемой статьи, предполагает установление порядка замены универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений либо региональных или муниципальных электронных приложений на федеральном или региональном уровне соответственно. Таким образом, законодатель предполагает жесткую привязку карты к определенному набору электронных приложений. Это нельзя назвать удачным решением, поскольку система государственных и муниципальных услуг может развиваться, будет появляться постоянная необходимость как в подключении новых приложений, так и в модификации уже существующих в соответствии с изменениями регламента соответствующих услуг (это актуально даже в том случае, если приложения не будут являться приложениями в классическом смысле, а будут представлять собой только особым образом организованный набор данных). Организация замены универсальных электронных карт в масштабах страны при каждом таком изменении является крайне нецелесообразной. Это понимает региональный законодатель: так, в п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 9 марта 2011 г. N 8 «Об универсальной электронной карте» основание замены формулируется следующим образом: «Необходимость подключения и (или) обновления федеральных, региональных или муниципальных электронных приложений, подключение и (или) обновление которых без замены универсальной электронной карты невозможно». На наш взгляд, данную формулировку уместно было бы использовать и в комментируемой норме Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code