Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт

Комментарий к статье 24 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, деятельность по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт организуется на уровне субъектов РФ. Организацию этой деятельности в соответствии с комментируемым Законом осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с п. «м» ч. 2 ст. 5 этого же Закона устанавливается законом субъекта РФ.

Поскольку непосредственной деятельностью по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт занимается уполномоченная организация субъекта РФ, то под организацией этой деятельности следует понимать главным образом принятие соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере. В частности, в г. Москве такой нормотворческой деятельностью занимается Департамент информационных технологий города Москвы (в соответствии с п. 4.1.4 Постановления правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 105-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий города Москвы»).

  1. Порядок выпуска универсальных электронных карт является единым и устанавливается на федеральном уровне Правительством РФ. Он установлен Правилами выпуска универсальной электронной карты (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 321).

Правила определяют выпуск универсальной электронной карты как совокупность действий по изготовлению заготовки карты и ее персонализации. Соответственно, появляются два специальных субъекта правоотношений, связанных с выпуском универсальной электронной карты, — центр изготовления заготовок и центр персонализации. Обе эти организации (в двух ролях может выступать и одна организация) определяются уполномоченной организацией субъекта РФ (см. ч. 3) по своему усмотрению, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.

Часть 3 Правил выпуска универсальной электронной карты (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 321) устанавливает обязательные требования к центру изготовления заготовок и центру персонализации. Они отбираются из числа организаций, имеющих лицензии на осуществление следующих видов деятельности:

а) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (только для центра изготовления заготовок);

б) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

в) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

г) предоставление услуг в области шифрования информации;

д) деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

В соответствии с п. 8 Правил Центр изготовления заготовок осуществляет:

а) изготовление заготовок универсальных электронных карт в количестве, определяемом уполномоченной организацией субъекта РФ, в соответствии с техническими требованиями к универсальной электронной карте, утвержденными Правительством РФ;

б) размещение на заготовке универсальной электронной карты номера карты из числа номеров, включенных в единый реестр универсальных электронных карт и предоставляемых центру изготовления заготовок федеральной уполномоченной организацией в порядке, устанавливаемом этой организацией;

в) электронную разметку чипа (чипов) заготовки универсальной электронной карты с использованием главного шифровального ключа (главных шифровальных ключей), предоставляемого центру изготовления заготовок федеральной уполномоченной организацией для каждой отдельной заготовки универсальной электронной карты (при этом правила изготовления, передачи, хранения, использования и вывода из действия главного шифровального ключа (ключей) определяет федеральная уполномоченная организация по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ);

г) размещение на заготовке универсальной электронной карты федеральных электронных приложений;

д) направление заготовок универсальных электронных карт в центр (центры) персонализации.

Также п. 11 Правил подробно регламентирует порядок персонализации универсальной электронной карты, состоящий из следующих шагов:

— запрос на осуществление проверки факта наличия у гражданина действующей универсальной электронной карты и передача от уполномоченной организации субъекта РФ в федеральную уполномоченную организацию сведений о гражданине, предусмотренных п. п. 1, 2, 4 и 5 ч. 3 и ч. 4 ст. 22 комментируемого Закона;

— проверка факта наличия у гражданина действующей универсальной электронной карты;

— проверка соответствия сведений о гражданине, полученных от уполномоченной организации субъекта РФ, сведениям о гражданине, содержащимся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

— в случае установления факта соответствия указанных сведений о гражданине — формирование объединенного федерального пакета сведений о гражданине (в противном случае карта не выдается);

— формирование регионального пакета сведений о гражданине (подлежащих размещению на универсальной электронной карте в объеме, предусмотренном ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона);

— формирование комплексного пакета сведений и направление его в центр персонализации;

— персонализация универсальной электронной карты и направление ее в уполномоченную организацию субъекта РФ.

Для целей персонализации универсальных электронных карт в центр персонализации направляются персональные данные из баз данных, созданных для заведомо несовместных целей, объединение которых запрещено в соответствии с законодательством о персональных данных РФ (см. выше комментарий к п. 7 ст. 23). Во избежание нарушения законодательства о персональных данных пакет сведений о конкретном пользователе должен храниться не более, чем это необходимо для осуществления процедуры персонализации его карты, а данные пользователей не должны накапливаться в системе.

  1. Непосредственная деятельность по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченной организацией субъекта РФ (о роли этой организации в процессе выпуска универсальных электронных карт см. комментарий к предыдущей части). Данная организация определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Ее функции могут исполнять:

юридические лица;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (на основании соглашений, заключаемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти);

территориальные органы Пенсионного фонда РФ (на основании соглашений, заключаемых с Пенсионным фондом РФ).

Несколько субъектов РФ могут определить в качестве уполномоченной организации субъекта РФ одно и то же юридическое лицо.

4. Универсальные электронные карты являются собственностью субъекта РФ. Контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ функций по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, установленных настоящей главой, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти, которым является Минэкономразвития РФ. Из буквального толкования нормы Закона следует, что контролю подлежит нормотворческая деятельность органов, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code