Статья 22. Универсальная электронная карта

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПУСКУ, ВЫДАЧЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ

 

Комментарий к статье 22 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Основной задачей универсальной электронной карты является идентификация пользователя и удостоверение его прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы. Закон предполагает, в частности, использование универсальной электронной карты как средства аутентификации для совершения юридически значимых действий в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридически значимых действий в электронной форме.

Идентификация — процедура распознавания субъекта по его идентификатору. В процессе регистрации субъект предъявляет свой идентификатор системе, которая проверяет его наличие в своей базе данных. Субъекты с известными системе идентификаторами считаются легальными, остальные относятся к нелегальным <37>.

———————————

<37> См.: Аутентификация. Теория и практика обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Шелупанова, С.Л. Груздева, Ю.С. Нахаева. М.: Горячая линия — Телеком, 2009. С. 10.

 

Аутентификация — процедура проверки подлинности субъекта, которая позволяет достоверно убедиться в том, что субъект, предъявивший системе свой идентификатор, на самом деле является тем, чей идентификатор он использует <38>.

———————————

<38> Там же.

 

Следует отметить, что в последнее десятилетие совершение юридически значимых действий в электронной форме приобрело значительное распространение — в первую очередь в связи с использованием в государственном и муниципальном управлении автоматизируемых информационных систем. В качестве примера можно привести заявку участника размещения государственного заказа на участие в конкурсе, поданную на официальном сайте в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).

Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин РФ, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Хотя идея персонификации (привязки карты к конкретному человеку) вполне логична, важно отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 комментируемого Закона, пользователями государственных и муниципальных услуг (заявителями) могут являться юридические лица. В российском законодательстве вполне закономерна возможность появления универсальных электронных карт юридических лиц.

Согласно действующему Закону могут быть проработаны легитимные процедуры использования карт, принадлежащих должностному лицу организации для получения государственных и муниципальных услуг самой этой организацией — возможно, за счет записи на такую карту соответствующих электронных приложений.

Хотя в комментируемом Законе об этом не говорится (и даже не содержится соответствующих отсылочных норм), очевидно, что после смерти гражданина его карта должна автоматически становиться недействительной, а информация о смерти может быть получена только из внешней по отношению к самой карте информационной системы.

Поскольку универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий машиносчитываемую информацию, то такая карта может являться предметом преступного деяния, ответственность за которое предусмотрено ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Объективная сторона этого преступления заключается в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, то есть к информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. В ч. 2 ст. 272 предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) организованной группой;

в) с использованием своего служебного положения;

г) лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

К лицам, использующим свое служебное положение, в данном случае можно отнести, например, сотрудников уполномоченной организации субъекта РФ (см. комментарий к ч. 9 ст. 23), а к лицам, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети — сотрудника центра персонализации (см. комментарий к ч. 2 ст. 24). При этом доступ будет считаться неправомерным в случае, когда он осуществляется помимо установленных правил доступа или с их нарушением <39>.

———————————

<39> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2010.

 

Согласно ст. 274 УК РФ, является преступлением нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред. Несмотря на то что в судебной практике понятие ЭВМ зачастую толкуется расширительно и, следовательно, в отдельных случаях под эту категорию вместе с контрольно-кассовыми машинами и игровыми автоматами, может попасть и универсальная электронная карта на основе микропроцессорной технологии <40>, универсальная электронная карта не может стать предметом данного преступления в силу отсутствия квалифицирующего признака субъекта — пользователь универсальной электронной картой не является должностным лицом, обязанным соблюдать установленные правила обращения с ней. Что касается передачи своей карты другим лицам с целью получения ими государственных и муниципальных услуг (например, льготного проезда в общественном транспорте) от имени другого пользователя, возможная ответственность за это деяние будет наступать по другим основаниям.

———————————

<40> Ястребов Д.А. Общественно опасные последствия неправомерного доступа к компьютерной информации: нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети // Правовые вопросы связи. 2009. N 1.

 

  1. В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. При этом отсутствие универсальной электронной карты не может являться основанием для отказа в получении услуг, требующих удостоверения соответствующих прав, поскольку, во-первых, такое основание прямо не предусмотрено комментируемым Законом, а во-вторых, Закон предусматривает возможность отказа от универсальной электронной карты. Таким образом, универсальная электронная карта может являться:

а) дополнительным документом: например, для удостоверения личности гражданина можно будет использовать как универсальную электронную карту, так и паспорт гражданина РФ;

б) альтернативным документом (лицо имеет возможность выбора): например, в соответствии с разделом II Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, при выборе или замене страховой медицинской организации застрахованное лицо вправе выбирать вид полиса обязательного медицинского страхования — бумажный, электронный, электронный в составе универсальной электронной карты гражданина.

Из данного толкования нормы вытекает, что сфера действия универсальной электронной карты может быть уже по сравнению с «традиционным» документом (так, для удостоверения личности гражданина она может использоваться только в случаях, предусмотренных федеральными законами), но не может быть шире. Закон, предусматривающий использование для удостоверения личности гражданина или прав лица только универсальной электронной карты, будет являться неправовым.

В частности, не могут быть поставлены в зависимость от наличия универсальной электронной карты конституционно гарантированные права на бесплатную медицинскую помощь, социальное обеспечение, право распоряжения своей собственностью и др.

Отдельная категория прав, а именно права гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, могут удостоверяться универсальной электронной картой в случаях, предусмотренных расширенным кругом нормативных актов — федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

  1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, универсальная электронная карта содержит сведения в визуальной и электронной формах. Визуальные (незащищенные) сведения должны быть напечатаны на самой карте и восприниматься зрительно. Сведения, доступные в электронной форме, считываются соответствующими аппаратными устройствами. К первой категории относятся следующие обязательные сведения:

1) фамилия, имя и (если имеется) отчество пользователя универсальной электронной картой;

2) фотография заявителя (размещается в случае, когда универсальная электронная карта выдается по заявлению гражданина в порядке, установленном ст. 25 комментируемого Закона; если гражданин получает карту в порядке, установленном ст. 26 и карты выпускаются на основе персональных данных, имеющихся у соответствующих органов, фотография не размещается. Указанное исключение в полной мере распространяется и на несовершеннолетних граждан);

3) номер универсальной электронной карты и срок ее действия;

4) контактная информация уполномоченной организации субъекта РФ;

5) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

  1. Дополнительные визуальные сведения универсальной электронной карты могут устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 163 таким органом является Министерство экономического развития РФ.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25 марта 2011 г. N 125 «Об установлении дополнительных визуальных сведений универсальной электронной карты» установлен следующий Перечень:

— дата рождения;

— пол пользователя универсальной электронной карты;

— номер банковской карты и трехзначный код проверки подлинности карты;

— логотипы банка — эмитента банковского приложения, универсальной электронной карты и платежной системы;

— дополнительный логотип платежной системы (при его наличии);

— образец подписи гражданина.

К рассмотрению данного Перечня, в основном связанного с электронным банковским приложением универсальной электронной карты, мы вернемся в комментарии к ст. 23.

Таким образом, как отмечает В.В. Гончаров, «универсальная электронная карта по своему внешнему виду вполне схожа как с платежными картами (на которые для идентификации наносятся: логотип банка-эмитента, логотип платежной системы, обслуживающей эту карту, имя владельца карты, номер карты, срок действия карты, а кроме того, на карте может присутствовать фотография владельца и обязательна его подпись), так и с картами, например, пенсионного страхования» <41>.

———————————

<41> Гончаров В.В. Универсальная электронная карта проект национального масштаба // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2010. N 6. С. 35 — 45.

 

  1. Согласно ч. 5 комментируемой статьи на электронном носителе универсальной электронной карты подлежат фиксации сведения, указанные в ч. 2, а также дата, место рождения и пол пользователя универсальной электронной картой. Можно сделать вывод, что на электронном носителе должна присутствовать информация, необходимая для удостоверения личности гражданина, а также в случаях, установленных соответствующими нормативными правовыми актами, для удостоверения его прав.

Перечень иных сведений, подлежащих фиксации на электронном носителе универсальной электронной карты, определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

  1. Нормой, закрепленной в ч. 6 комментируемой статьи, устанавливается обязанность эмитентов электронных приложений, а также иных организаций, осуществляющих деятельность по выпуску и обслуживанию универсальных электронных карт, не допустить технической возможности предоставления государственных или муниципальных услуг по универсальной электронной карте лицам, не являющимся ее пользователем.

Хотя в статье говорится о том, что универсальная электронная карта хранится у пользователя такой карты, это не означает невозможности лица доверить карту своему представителю для получения государственных или муниципальных услуг от своего имени. Представляется, что такая возможность будет зависеть от содержания услуги и прямо предусматриваться в соответствующем нормативном правовом акте.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code