Статья 21.3. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах

Комментарий к статье 21.3 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. В качестве одного из государственных информационных ресурсов Закон предусматривает образование государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП). В самом широком понимании информационная система представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Применительно к нормам комментируемого Закона данное понятие целесообразно рассматривать в узком смысле как систему обработки информации о государственных и муниципальных платежах, работающую совместно с организационными ресурсами. Применение данной информационной системы в рамках отношений, составляющих предмет регулирования комментируемого Закона, является лишь одним из проявлений, поскольку ее основной целью является аккумуляция сведений о различных по своему назначению и правовой природе государственных и муниципальных платежах. Платежи за предоставление государственных и муниципальных услуг в большинстве случаев сводятся лишь к подлежащей уплате государственной пошлине, размер которой конкретизируется применительно к каждому виду услуг. Внедрение системы фактически призвано к расширению сферы межведомственного взаимодействия, в котором информацию об уплаченной пошлине орган, предоставляющий соответствующую услугу, получает непосредственно из системы. У заявителя в данном случае отсутствует необходимость представления квитанции об оплате госпошлины.

Вопросы предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 составляют сферу компетенции Федерального казначейства РФ. Рассматриваемая информационная система по своей сути является одним из средств реализации казначейством возложенных на него функций, в связи с чем Закон относит вопросы создания, ведения, развития и обслуживания системы к компетенции Федерального казначейства РФ. Правовое выражение указанные вопросы нашли в рамках Приказа казначейства России от 30 ноября 2012 г. N 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». В качестве обязательного условия введения данной системы является согласование вопросов, связанных с ее ведением, с еще одним субъектом, обязанности которого неразрывно связаны с бюджетными средствами, — Центрального банка РФ. При утверждении обозначенного выше Приказа такое согласование было проведено 30 ноября 2012 г., что подтверждает подпись Председателя Центрального банка РФ. Одновременно с предусмотренным настоящей статьей согласованием вопросов ведения системы с Центробанком РФ, казначейство РФ согласовало указанный порядок и с Министерством финансов РФ — органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, банковской деятельности, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, которому подчинено Федеральное казначейство РФ.

  1. Положения ч. 3 настоящей статьи призваны регламентировать порядок ведения ГИС ГМП путем его структурирования и выделения наиболее значимых вопросов, подлежащих определению казначейством в рамках специального нормативного акта. Сущность Порядка ведения системы сводится к правовой регламентации следующих аспектов:

— перечня информации, необходимой для производства платежа за предоставление государственной или муниципальной услуги, т.е. получения платежных реквизитов применительно к каждому из видов услуг. Данное положение в значительной степени упрощает порядок взаимодействия заявителя с органом, предоставляющим услуги. Например, для получения сведений из ЕГРП об объекте недвижимости заявитель предварительно должен оплатить госпошлину. Для выполнения указанной обязанности заявителю необходимо получить реквизиты и произвести платеж. Реквизиты можно получить в многофункциональном центре, после чего произвести платеж через отделение Сбербанка или платежный терминал и только после совершения всех указанных действий заявитель может обратиться с запросом о предоставлении ему необходимой услуги. Размещение платежных реквизитов в ГИС ГМП позволит в значительной степени упростить данную процедуру: заявитель может не только получить необходимые реквизиты, но и используя электронные средства расчетов (например, карту Сбербанка, универсальную электронную карту и т.п.) произвести платеж в домашних условиях заблаговременно до обращения в МФЦ за предоставлением услуги;

— перечень сведений о произведенных платежах в большей степени востребован органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, которые приобретают возможность самостоятельно получить необходимую им информацию по каждому из заявителей. В то же время, включение указанных сведений в систему позволит и заявителям получить дубликат платежного документа в отношении каждого из произведенных платежей, а также сформировать отчет обо всех произведенных им платежах в течение определенного периода, что актуально, например, для юридических лиц;

— порядок доступа к системе — совокупность процессуальных норм, регламентирующих правила получения необходимых сведений из ГИС ГМП, а также производство с помощью данного ресурса необходимых платежей. Определение порядка доступа к системе и составляет основной предмет правового регулирования Приказа казначейства России от 30 ноября 2012 г. N 19н, который охватывает собой и иные разделы Порядка.

  1. Внедрение и использование информационной системы государственных и муниципальных платежей предполагает возложение обязанностей на всех участников рассматриваемых правоотношений. Организации, принимающие платежи, обязаны незамедлительно представлять информацию о принятых ими платежах; организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, — сведения о начислении платежей. Реализация указанных обязанностей предполагает постоплатную систему, т.к. начисление платежа может быть произведено лишь после поступления в соответствующую организацию обращения заявителя о предоставлении ему соответствующей услуги. Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости реформирования порядка финансового взаимодействия с отдельными органами государственной власти или местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, в части исключения авансовых платежей.

При условии сохранения авансовой системы платежей положения ч. 5 настоящей статьи могут быть реализованы лишь в отношении части субъектов, предоставляющих соответствующие услуги. Следует обратить внимание, что ч. 4 охватывает собой весь спектр организаций, которым в силу их правового положения предоставлено право принимать и производить платежи, в то время как положения ч. 5 ограничивают реализацию указанной обязанности лишь в отношении государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды представлять в систему информацию о начисленных ими платежах не обязаны. Однако при подобном подходе система утрачивает свое значение, поскольку будет носить фрагментарный характер и не позволит получить полную и достоверную информацию. Представляется целесообразным распространение обязанности по представлению информации о начисленных платежах на всех органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, что позволит обеспечить сплошной учет и контроль за системой государственных и муниципальных платежей как в рамках муниципального образования или субъекта РФ, так и в рамках государства в целом.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code