Статья 21.1. Использование электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 21.1 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи регламентируют основные аспекты взаимодействия заинтересованных субъектов в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, которое реализуется в электронной форме. Указанная система взаимодействия предоставляет возможность направления запроса в электронном виде и получения на него аналогичного ответа. Однако основным требованием при предоставлении соответствующей услуги выступает необходимость идентификации субъекта и определение его полномочий. В частности, ряд услуг предполагает ограничение круга субъектов, которым они могут быть предоставлены, например, разрешение на работу иностранным гражданам может быть выдано только при наличии соответствующей квоты, что в значительной мере ограничивает круг работодателей и т.п.

Электронный документ представляет собой документ, в котором информация представлена в электронной форме.

В рамках электронного документооборота в качестве одного из средств идентификации субъекта выступает электронная подпись, которая позволяет определить личные характеристики заявителя, т.е. его фамилию, имя и отчество. Электронная подпись выступает в качестве реквизита электронного документа, предназначенного для защиты данного электронного документа от подделки, полученного в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Формирование электронного запроса осуществляется посредством применения необходимого программного обеспечения посредством внесения обязательных сведений о субъекте и запрашиваемой им услуге. Электронная подпись представляет собой необходимый объем информации в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

  1. Электронная подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

— сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

— подтверждена подлинность электронной подписи в электронном документе;

— электронная подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашением сторон может заверяться электронной подписью уполномоченного лица. Подпись, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Использование электронной подписи для придания юридической силы электронному документу в значительной мере упрощает систему информационного взаимодействия заинтересованных субъектов в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг. Одним из основных критериев использования такой подписи является уникальность сертификата ключа и законность его получения в соответствующем удостоверяющем центре. Во исполнение указанных требований действующего законодательства в качестве необходимого и объективного условия осуществления электронного документооборота является соблюдение основных требований:

— перечня удостоверяющих центров, аккредитованных для участия в информационном взаимодействии в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;

— определение видов электронных подписей, которые могут быть использованы субъектами в рамках электронного документооборота в данной сфере.

Отсутствие перечня удостоверяющих центров, аккредитованных в данной сфере, способствует значительному повышению уровня расходов заявителя, в том числе и на приобретение сертификата и ключа электронной подписи, которые могут быть адаптированы применительно к системе информационного взаимодействия предоставления государственных и муниципальных услуг лишь путем подбора. Такой порядок способствует отказу заявителей от использования электронной формы взаимодействия с соответствующим органом. В этой связи представляется целесообразным отражение перечня аккредитованных удостоверяющих центров на соответствующих порталах государственных и муниципальных услуг, что позволит заявителю получить необходимую информацию по данному вопросу.

  1. Определение видов электронных подписей, использование которых допускается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также порядок их использования определяется Правительством РФ.

Общий перечень видов электронных подписей установлен специальным нормативным актом — Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ФЗ «Об электронной подписи»). В соответствии с его предписаниями видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Простой электронной подписью является подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

— получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

— позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

— позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

— создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

— ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

— для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным Законом.

По общему правилу использование электронной подписи основывается на принципе свободы выбора ее вида, который определяется действующим законодательством следующим образом: участники электронного взаимодействия обладают правом использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении, в том числе одного из следующих условий:

— простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;

— ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

  1. При использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны:

— обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей без их согласия;

— уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;

— не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что его конфиденциальность нарушена;

— использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с действующим законодательством.

Анализ отдельных предписаний комментируемого Закона позволяет говорить о необходимости применения для получения государственных и муниципальных услуг квалифицированной электронной подписи.

Определение видов используемых подписей применительно к отдельным категориям услуг отнесено к компетенции Правительства РФ.

В этой связи отсылочность положений ч. 2 настоящей статьи к правотворческой деятельности Правительства РФ представляется необоснованной, поскольку в отношении возможности применения отдельных видов электронных подписей должны действовать единые правила и требования независимо от вида получаемой услуги, что с учетом предписаний ст. 21.2 комментируемого Закона позволяет использовать любой вид электронной подписи, который для заявителя является наиболее удобным. В рамках информационного взаимодействия, обусловленного настоящей статьей, использование электронной подписи осуществляется не только заявителем, но и уполномоченным органом власти, местного самоуправления, учреждением или организацией, т.е. субъектом, предоставляющим соответствующую услугу. В отношении таких субъектов реализация полномочий Правительства РФ, обусловленных ч. 2 настоящей статьи, представляется целесообразной, в части определения вида электронной подписи, который они могут использовать.

Положения настоящей статьи направлены на установление возможности применения электронной подписи при получении государственной или муниципальной услуги, а также реализации отдельных этапов информационно-технологического взаимодействия в данном процессе.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code