Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 21 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме требует разработки специальной системы размещения необходимых данных. В качестве такой системы, как правило, выступает специализированный интернет-сайт, представляющий собой свод данных о видах предоставляемых государственных и муниципальных услуг, а также об основных требованиях к таким услугам.

Система порталов государственных услуг рассматривается как результативное и эффективное, с точки зрения как органов власти, так и заявителей, средство оказания государственных услуг. Для заявителей в первую очередь это — единый источник актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, а также возможность получения государственных услуг по принципу «одного окна». Для уполномоченных органов власти и организаций — это фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм организации межведомственного взаимодействия и наиболее эффективного использования информационного ресурса в сфере ведения.

Целями проекта создания системы порталов государственных услуг (функций) являются:

— повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и Правительства РФ;

— повышение осведомленности граждан и организаций об оказываемых услугах и исполняемых функциях органов власти;

— повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями, закрепленными в административном регламенте соответствующей услуги (функции);

— повышение эффективности межведомственного информационного обмена и взаимодействия в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций несколькими органами власти.

Предоставление сведений из государственных информационных систем осуществляется через портал лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Указанное положение ограничивает перечень сведений, которые могут быть получены с использованием ресурса портала. В то же время подобное ограничение обусловлено целевым использованием информации, например, для предоставления необходимой услуги и т.п.

  1. Федеральный интернет-портал государственных услуг должен обеспечить единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, предоставлять гражданам и организациям единый интерфейс доступа к информации органов государственной власти и к получению государственных услуг с возможностью перехода на интернет-сайт органа власти, ответственного за предоставление конкретной государственной услуги, или единый интернет-портал органов государственной власти субъекта РФ. Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий и др.) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти <35>.

———————————

<35> URL: http://www.ar.gov.ru/ru/about/el_russia/el_gov/partals/.

 

Система информационных ресурсов государственных и муниципальных услуг представлена тремя основными уровнями:

— единый (федеральный) портал государственных и муниципальных услуг;

— региональные порталы государственных и муниципальных услуг;

— порталы муниципальных услуг.

Указанные информационные ресурсы составляют единый комплекс средств взаимодействия заявителей и уполномоченных субъектов в вопросе предоставления отдельных видов государственных и муниципальных услуг. Порталы муниципальных услуг представляют собой первую ступень информационного взаимодействия, которая отражает совокупность услуг, предоставляемых органами местного самоуправления отдельного муниципального образования. Объем данного ресурса зависит от уровня развития такого муниципального образования, поскольку отдельные сельские поселения не имеют достаточного уровня развития коммунальных систем жизнеобеспечения, характеризуются отсутствием доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В рамках таких поселений формирование электронного перечня муниципальных услуг представляется нецелесообразным. Ряд муниципальных образований характеризуется высоким уровнем развития, который позволяет им иметь широкую сферу доступа к сети, использование не только современной техники, но и развитых технологий. В отношении таких муниципалитетов портал муниципальных услуг не только сформирован, но и в значительной мере развит по сравнению с иными аналогичными субъектами. В этой связи порталы муниципальных услуг выступают в качества права органов местного самоуправления, которые самостоятельно оценивают свои возможности по оказанию услуг в электронной форме и принимают решение о создании такого портала. Соответственно, порталы муниципальных услуг отличаются друг о друга по объему предоставляемых в электронной форме муниципальных услуг, а также уровняю развития информационного взаимодействия.

  1. Сведения о муниципальных услугах, предоставляемых в электронной форме, выступают в качестве составной части региональных порталов, в структуру которых входят как государственные, так и муниципальные услуги. Применительно к региональным порталам муниципальные услуги представлены в обобщенном виде и включают в свой состав совокупность услуг, характерных для большинства муниципалитетов данного региона. Региональные порталы характеризуются большим единством в отношении перечня и объема предоставляемых государственных и муниципальных услуг, однако и они предусматривают и допускают различия в перечне предоставляемых услуг. В этой связи ч. 2 настоящей статьи закрепляет право органов государственной власти субъектов РФ формировать собственные региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Из смысла данной правовой нормы вытекает и право соответствующего субъекта отказаться от создания такого портала. В таком случае источником предоставления государственных и муниципальных услуг в таком регионе выступает единый портал государственных и муниципальных услуг, формируемый на федеральном уровне. Он является единственным проявлением федерального уровня взаимодействия и отражает общие положения действующего законодательства в части предоставления соответствующих услуг в электронной форме.

Единый портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, который определяет перечень услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта РФ, так и органами местного самоуправления. Применительно к каждой конкретной услуге сформированы карточки услуги, в которой содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги.

Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение размещены в соответствующих рубриках. Рубрика «Консультирование» отражает подробную информацию о порядке и способах обращения за консультацией.

Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», заявитель получает возможность обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайн-сервисами. На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Зарегистрированные пользователи могут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Помимо информации о государственных услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме услуги (рубрика «Последние публикации»), полезная практическая информация, также комментирующая конкретную услугу или близкие ей, содержится в рубрике «Вопрос-Ответ». Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму «Обратной связи» предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса <36>.

———————————

<36> URL: http://www.gosuslugi.ru/ru/about/.

 

Таким образом, в настоящее время единый портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме, объем содержащейся информации в отношении отдельных видов услуг является общим и корректируется по мере выработки практики предоставления такой услуги в электронной форме.

  1. Основные цели формирования электронных средств взаимодействия в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг являются едиными для всех видов таких ресурсов и вытекают из существа предписаний настоящее статьи. К числу основных целей формирования порталов можно отнести:

— обеспечение беспрепятственного доступа к государственным и муниципальным услугам;

— доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

— распространение общедоступных сведений о государственных и муниципальных услугах;

— обеспечение ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Создание информационных систем позволяет достичь указанных целей посредством устранения возможных препятствий и упрощения системы взаимодействия заинтересованных субъектов.

Основной задачей образования портала выступает формирование единой базы данных обо всех государственных и муниципальных услугах, которая отражает не только их наименование и сущность, но и ряд иных существенных положений, таких как формы документов, порядок предоставления услуги, наименование и реквизиты уполномоченного на представление данной услуги органа власти или местного самоуправления и т.п. Решение данной задачи способствует достижению и иных целей его образования, а также обеспечению беспрепятственного и своевременного доступа к государственным и муниципальным услугам всем субъектам, имеющим такие намерения.

Формирование порталов всех уровней направлено на распространение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе и среди заинтересованных пользователей, посредством размещения в единой информационной системе сведений о возможности получения услуги в электронной форме, а также иной необходимой информации для достижения желаемого результата.

  1. Часть 2 настоящей статьи, по сути, воспроизводит предписания ч. 1, конкретизируя их применительно к региональным и муниципальным порталам, которые в отличие от единого портала государственных и муниципальных услуг выступают в качестве права уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления на информатизацию сферы предоставляемых услуг. Однако отнесение их к категории права уполномоченного органа представляется целесообразным исключительно на стадии формирования единой информационной системы, поскольку региональные и местные порталы выступают в качестве неотъемлемой части единой информационной системы государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

Развитие информационной системы предполагает изменение подхода к отдельным категориям информационных ресурсов и перевод их из категории права в категорию правомочие.

Одним из существенных требований, установленных ч. 2 настоящей статьи выступает определение компетентного органа, к ведению которого отнесено определение требований и критериев формирования всех видов информационных порталов. Определение требований к самому порталу, порядку его функционирования и размещения на нем сведений устанавливаются Правительством РФ. Указанные аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг определены Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

В качестве самостоятельной правовой нормы могут выступать положения ч. 3 настоящей статьи, определяющие роль единого портала государственных и муниципальных услуг в информационной системе Российской Федерации, а также конкретизирующие его содержание. В большинстве случаев установленные данным предписанием положения сформированы в рамках установленных этапов развития информационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг и предопределены практикой их применения.

  1. Формирование и развитие единого портала государственных и муниципальных услуг направлено на обеспечение следующих факторов.

Во-первых, доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенных для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данное право можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле доступ к сведениям об услугах предполагает возможность получения информации о наименованиях и видах предоставляемых в электронной форме государственных и муниципальных услугах. Однако такого объема информации недостаточно для обращения за получением соответствующей услуги и достижения ее результата. В этой связи целесообразным представляется рассматривать данное положение в широком смысле слова, в соответствии с которым доступ заявителя к сведениям об услуге предполагает не столько получение информации о ее наименовании и содержании, сколько о порядке предоставления, перечне необходимых документов, представление форм необходимых документов и т.п. Подобное расширительное толкование позволяет определить объем необходимой информации применительно к каждой конкретной услуге. Такой объем информации об услуге является актуальным для заявителя и востребованным им.

Во-вторых, доступность для копирования и заполнения в электронной форме необходимых для предоставления услуги документов. Данное положение направлено на предоставление заявителю возможности получения не только перечня необходимых документов, но и установленных форм в отношении некоторых из них, заполнение которых является обязательным. Применительно к большинству услуг, предоставляемых в настоящее время в электронной форме, такие формы разработаны, утверждены и размещены на едином портале государственных и муниципальных услуг. Подобный подход не требует от заявителя поиска соответствующих форм, привлечения специалистов для их заполнения, изучения инструкций по их заполнению и т.п. Ему достаточно скачать форму документа и заполнить его. Однако в отношении ряда форм, размещенных на едином портале, предусматривается необходимость получения специального программного обеспечения. Так, для заполнения разрешения на работу иностранному гражданину необходимо предварительно установить специальную программу для формирования данного документа и лишь затем заполнить установленную форму. В этой связи возникает необходимость установления соответствия уровня информатизации сферы государственных и муниципальных услуг с общим уровнем информатизации общества, поскольку несмотря на размещение необходимого программного обеспечения на том же портале, его трансформация в систему заявителя для большинства из них представляется затруднительной, что сопровождается обращениями в соответствующий орган и получением услуги в общем порядке с предоставлением документа на бумажном носителе.

В-третьих, возможность подачи заявителем запроса о предоставлении услуги. По своей сути указанное положение представляет собой инициирование процесса предоставления государственной или муниципальной услуги. Однако в большинстве случаев наряду с запросом действующее законодательство устанавливает специальный перечень документов, который является обязательным и необходимым для предоставления соответствующей услуги. В этой связи представляется целесообразной оптимизация перечня услуг не только в отношении возможности направления запроса о предоставлении услуги, но и направления необходимых для ее получения документов.

В-четвертых, возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги. В настоящее время сущность данного положения сводится к возможности получения сведений о реализации основных этапов получения государственной или муниципальной услуги. В большинстве случаев реализация данной возможности позволяет узнать завершен ли процесс предоставления услуги или представленные заявителем документы находятся в стадии обработки. Рассматриваемое положение было реализовано в практической деятельности одним из первых в отношении ряда услуг до момента формирования единого портала государственных и муниципальных услуг. Сведения о ходе предоставления услуги отражались на официальных сайтах органов государственной власти или органов местного самоуправления. Однако о режиме реального времени в отношении таких данных говорить не приходится, поскольку независимо от стадии реализации они отражали информацию о том, что услуга находится в стадии разработки. Вступление в силу комментируемого Закона направлено на установление соответствия отражаемых данных условиям объективной реальности и т.п.

В-пятых, возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственных и муниципальных услуг. Рассматриваемое нормативное предписание соответствует пятому этапу перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму. Возможность получения результата в электронной форме является в большинстве случаев самоцелью применения телекоммуникационных средств, а также формирования электронной системы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов с заявителями. Именно на достижение указанного результата и направлено большинство правовых предписаний комментируемого Закона. Однако в настоящее время такая возможность выступает в качестве планируемой и на практике в отношении большинства услуг не реализуется.

В-шестых, возможность уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, осуществления заявителем платы за предоставление услуг дистанционно в электронной форме — является одним из наиболее важных положений, поскольку позволяет заявителю соблюдать условия предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, признанных обязательными и необходимыми для их предоставления. Однако в данном случае закономерным представляется вовлечение в процесс предоставления услуг в электронной форме Сбербанка России, который выступает в качестве основного субъекта, посредством услуг которого производится оплата установленных настоящим Законом обязательных платежей, в том числе и государственной пошлины. В настоящее время одним из основных способов производства платежей в электронной форме выступают интерактивные кошельки, которые могут быть созданы на специальных интернет-сайтах, однако их использования для указанных видов платежей действующим Законом не предусмотрено. Большинство осуществляющих на территории РФ деятельность банков и иных кредитных организаций допускают возможность производства электронных платежей лишь с использованием системы «Банк-Клиент», которая в общем порядке предполагает подтверждение подлинности платежного поручения с помощью электронной подписи уполномоченного лица. В этой связи основным средством реализации данного этапа представляется трансформация системы, аналогичной системе «Банк-Клиент» в сферу оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме. До настоящего времени подобное соединение не разработано.

Перечень возможностей, реализацию которых обеспечивает портал государственных и муниципальных услуг, является открытым, т.е. в соответствии с принятым Правительством РФ решением действие портала может охватывать реализацию и иных функций, которые определены таким решением. Как правило, такие решения оформляются постановлением высшего исполнительного органа власти.

  1. Взаимодействие всех заинтересованных субъектов в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме предполагает реализацию специальной компетенции Правительством РФ, которая заключается в разработке и утверждении единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Такая система направлена на выработку общих для всех субъектов правил поведения и получения (предоставления) государственных и муниципальных услуг, а также услуг, признанных обязательными и необходимыми для их предоставления. В то же время такая система направлена на определение и конкретизацию применительно к особым условиям предоставления соответствующих услуг правового статуса отдельных категорий субъектов как органов власти и местного самоуправления, так и заявителей на получение таких услуг.

В большинстве случаев положения настоящей статьи носят процессуальный характер и определяют порядок реализации уполномоченными субъектами их прав и обязанностей. Однако в настоящее время указанные положения являются лишь теоретическими и требуют разработки соответствующего технического обеспечения и внедрения техники и технологий в сферу предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с этапами информатизации данной сферы жизнедеятельности, установленными настоящим Законом. Технические разработки способствуют трансформации теоретических положений в практику их реализации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code