Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Комментарий к статье 20  ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. В самом общем виде реестр представляет собой свод каких-либо данных, сведений об обособленной категории объектов. Отличительной особенностью реестра является его системность и систематизированность, поскольку он включает в себя установленный перечень сведений об определенных видах объектов. Применительно к положениям настоящей статьи реестр выступает в качестве систематизированного свода данных о предоставляемых на территории РФ государственных и муниципальных услуг. Статус такого реестра Закон не определяет, хотя применительно к реестру государственных услуг закономерно говорить о закреплении за ним статуса Единого государственного реестра услуг, предоставляемых органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами.

В то же время анализ отдельных положений настоящей статьи позволяет сформировать систему реестров услуг, существующих в настоящее время на территории России. Формирование подобной системы является условным, поскольку отражает в своей структуре ряд элементов равного уровня, т.е. нельзя сказать, что муниципальные услуги находятся в структурном соподчинении у государственных либо услуг, предоставляемых на уровне субъектов РФ. Основным критерием выделения обособленных структурных элементов, входящих в систему единого реестра услуг, выступает компетенция того или иного органа, осуществляющего оказание услуг. В этой связи система услуг включает в себя следующие элементы:

— федеральные государственные услуги;

— региональные государственные услуги;

— муниципальные услуги.

К числу федеральных государственных услуг относятся не только те, которые непосредственно оказываются федеральными органами власти, но также и аналогичные услуги, реализуемые на территории соответствующего субъекта РФ структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти. Деятельность указанных органов зачастую относится к категории региональных государственных услуг, что не соответствует общему статусу органа власти и порядку разграничения сферы оказания государственных и муниципальных услуг.

К числу региональных государственных услуг можно отнести те из них, которые реализуются непосредственно органами власти самого субъекта, зачастую органами исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность структурных подразделений федеральных органов власти на территории конкретного региона также относится к числу федеральных государственных услуг.

Большинство действующих на территории РФ реестров предполагает несколько взаимодополняемых форм их ведения, в том числе и единых государственных реестров. Так, большинство единых государственных реестров (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, прав на недвижимое имущество и сделок с ним) предусматривают как электронную, так и простую письменную форму, что позволяет сохранить объем полученных данных и в случае сбоев в работе электронной системы восстановить утраченные сведения по иным имеющимся сведениям, представленным заявителем. В отношении реестра государственных и муниципальных услуг Закон предусматривает единственно возможную и допустимую форму — электронную, что предполагает формирование единого портала государственных и муниципальных услуг. В настоящее время такой портал создан и действует. Большинство действующих реестров в электронной форме позволяют не только получить информацию об услуге и порядке ее предоставления, но и саму услугу, в частности, посредством официального интернет-сайта Федеральной налоговой службы РФ можно получить в электронной форме сведения об интересующем юридическом лице, после соблюдения установленных правил посредством использования электронной информационной системы можно получить и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в электронной форме. В отношении государственных и муниципальных услуг указанная форма взаимодействия уполномоченного субъекта с потребителем не разработана.

  1. В большинстве случаев субъекты РФ и муниципальные образования формируют одноуровневые реестры, что связано с заимствованием формы реестра, утвержденной для федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений. Среди субъектов РФ, формирующих двухуровневые реестры (например, наименование и содержание услуги или вид и наименование услуги), можно выделить Белгородскую, Воронежскую, Саратовскую, Свердловскую, Томскую, Тульскую, Тюменскую области, Приморский край <34>.

———————————

<34> URL: http://bujet.ru/article/99594.php.

 

Аналогом для формирования региональных и местных реестров услуг выступает единый реестр государственных услуг, содержание и порядок ведения которого регламентированы правилами ведения федерального реестра государственных услуг, утверждаемыми Правительством РФ. Правила ведения реестра регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

  1. Единая система является организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем, необходимых для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг.

Единая система содержит в своем составе следующие государственные информационные системы:

— сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) — федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях (далее — сведения об услугах (функциях)), предназначенные для предоставления в установленном порядке по запросам заинтересованных лиц;

— единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) — федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает доступ граждан и организаций к части сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре, предназначенных для распространения;

— региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, обеспечивают доступ граждан и организаций к сведениям об услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) на территории соответствующего субъекта РФ, размещенным в реестрах государственных услуг (функций) субъектов РФ и реестрах муниципальных услуг (функций), а также к формам заявлений и иных документов в электронном виде, заполнение которых необходимо для обращения в орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги.

Порядок формирования и ведения реестра государственных услуг (функций) субъекта РФ определяется органами государственной власти субъекта РФ, например, Постановлением Правительства Ленинградской области от 30 июня 2010 г. N 156 определен Порядок формирования и ведения Реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области и портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области. Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (функций) определяется органом местного самоуправления муниципального образования, например, Постановление администрации города Оренбурга от 10 июня 2011 г. N 3747-п «Об утверждении Положения о реестре муниципальных услуг г. Оренбурга».

  1. Перечень сведений об услуге различается применительно к положениям административного регламента, одновременно ряд положений является общим как в отношении, услуг, имеющих утвержденный административный регламент, так и услуг, в отношении которых регламент не утвержден. К числу общих положений можно отнести следующие:

— наименование услуги (функции);

— наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, предоставляющего услугу (исполняющего функцию);

— наименование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, без привлечения которых не может быть предоставлена услуга (исполнена функция);

— наименования регулирующих предоставление услуги (исполнение функции) нормативных правовых актов с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

— описание результатов предоставления услуги (исполнения функции);

— категория заявителей, которым предоставляется услуга;

— места информирования о правилах предоставления услуги;

— максимально допустимые сроки предоставления услуги (исполнения функции);

— основания для приостановления предоставления услуги (исполнения функции) либо отказа в предоставлении услуги;

— документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

— сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе;

— информация о внутриведомственных и межведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при предоставлении услуги (исполнении функции), в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных процедур;

— адреса официальных сайтов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса их электронной почты, телефоны.

Данный перечень сведений можно рассматривать в качестве общего, характерного для всех видов предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Однако применительно к некоторым услугам могут устанавливать и дополнительные требования. В частности, основанием для разграничения перечня сведений является наличие либо отсутствие административного регламента.

В перечень сведений о государственной или муниципальной услуге (функции), в отношении которой утвержден административный регламент, входят:

— текст административного регламента;

— сведения о дате вступления в силу административного регламента;

— сведения о периоде действия административного регламента (если срок действия административного регламента ограничен либо административный регламент прекратил действие);

— сведения о внесении изменений в административный регламент с указанием реквизитов актов, которыми такие изменения внесены;

— дата, с которой действие административного регламента временно приостановлено и продолжительность такого приостановления;

— дата прекращения действия административного регламента (признания его утратившим силу).

В перечень сведений о государственной или муниципальной услуге (функции), в отношении которой не утвержден административный регламент, входят:

— услуги, предоставляемые в рамках исполнения функции (для функции), либо функция, в рамках исполнения которой предоставляется услуга (для услуги);

— результаты анализа практики применения административного регламента;

— дата государственной регистрации либо отказа в государственной регистрации административного регламента;

— сведения о подготовке проекта административного регламента органом исполнительной власти или органом местного самоуправления;

— дата официального опубликования административного регламента, прошедшего государственную регистрацию;

— дата представления административного регламента на государственную регистрацию;

— текст проекта административного регламента;

— дата вступления в силу опубликованного административного регламента;

— сведения о размещении на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет утвержденного административного регламента;

— наименование и реквизиты приказа об утверждении административного регламента уполномоченным должностным лицом;

— сведения о размещении (с указанием даты и реквизитов документа) проекта административного регламента на официальном сайте органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, разрабатывающего проект административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— текст письма Министерства экономического развития РФ и в установленных случаях Министерства финансов РФ по результатам согласования проекта федерального административного регламента;

— сведения о получении (с указанием даты и реквизитов документа) предложений от заинтересованных организаций и граждан на проект административного регламента;

— сведения о направлении (с указанием даты и реквизитов документа) проекта административного регламента на независимую экспертизу;

— сведения о согласовании проекта федерального административного регламента с Министерством экономического развития РФ и в установленных случаях с Министерством финансов РФ (об отказе в согласовании) (с указанием даты и реквизитов документа);

— сведения о периоде приема заключений по результатам независимой экспертизы проекта административного регламента;

— сведения о получении (с указанием даты и реквизитов документа) заключения по результатам независимой экспертизы проекта административного регламента;

— сведения о направлении (с указанием даты и реквизитов документа) проекта федерального административного регламента в Министерство экономического развития РФ и в установленных случаях в Министерство финансов РФ на согласование;

— текст вывода независимой экспертизы проекта административного регламента.

  1. В отличие от деятельности федеральных органов государственной власти, правовая база субъектов РФ явление более подвижное и динамичное, что объясняет разработку и принятие большинством субъектов Федерации региональных нормативных актов, регламентирующих правила ведения реестра государственных услуг соответствующим субъектом Федерации. Ярким примером регионального нормотворчества в данной сфере выступает Постановление Правительства Ленинградской области от 30 июня 2010 г. N 156 «О формировании и ведении реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области и портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области». Указанный нормативный акт принят в соответствии с предписаниями ч. 3 настоящей статьи и конкретизирует не только порядок ведения реестра региональных государственных, но и муниципальных услуг.

Многие субъекты РФ и муниципальные образования ранее заимствовали форму реестра государственных (муниципальных) услуг из Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями». В настоящее время данное Постановление утратило силу и взамен его действует Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Особо следует заметить, что положения ч. 3 настоящей статьи рассматривают возможность формирования региональных и муниципальных информационных систем в качества права соответствующего субъекта, а не его обязанности, т.е. субъекты РФ и муниципалитеты самостоятельно принимают решение о формировании своей информационной системы. При этом реализация указанного права не означает, что такие субъекты вправе отказаться от предоставления соответственно региональных государственных либо муниципальных услуг, они обязаны предоставлять их в соответствии с утвержденной компетенцией соответствующего органа, информационным ресурсом таких услуг может выступать единая информационная система государственных и муниципальных услуг, сформированная на федеральном уровне.

Указанное положение корреспондирует и с предписаниями ч. 4 настоящей статьи, которые указывают на единство информационной системы государственных и муниципальных услуг во всех ее проявлениях на всех уровнях власти и самоуправления. Независимо от реализации органами государственной власти субъекта РФ либо местного самоуправления права на формирование собственной информационной системы, сведения о предоставляемых ими государственных и муниципальных услугах подлежат обязательному отражению в рамках общей федеральной системы.

Интеграция федеральной, региональной и местной информационных систем предоставления государственных и муниципальных услуг вытекает из концепции формирования единого информационного пространства и единства реестра соответствующих услуг. В настоящее время интеграция реализуется посредством электронной передачи сведений, содержащихся в муниципальных и региональных реестрах в общих сводный реестр, сформированный на федеральном уровне. Передача сведений осуществляется по телекоммуникационным каналам связи посредством применения специального защищенного соединения, что способствует защите персональных данных, а также обеспечению сохранности информации в рамках информационной системы.

Положения настоящей статьи в значительной мере характеризуются как отсылочные к иным положениям комментируемого Закона, что рассматривается правовой наукой в качестве негативной тенденции современной системы законодательства, поскольку не позволяет в полном объеме адекватно оценить сферу и условия применения конкретной правовой нормы. Однако небольшой срок действия комментируемого Закона предполагает необходимость его адаптации к условиям объективной реальности, которая одновременно потребует корректировки его отдельных положений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code