Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Комментарий к статье 19 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи направлены на формирование информационных основ предоставления государственных и муниципальных услуг. Основным средством обеспечения необходимого взаимодействия заявителя с соответствующим органом власти или местного самоуправления, а также указанных органов друг с другом и между собой осуществляется в рамках информационной системы.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов системы в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.

Легитимное понятие данного термина сформулировано в правовых предписаниях ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которыми информационная система выступает в качестве совокупности содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Таким образом, информационная система представляет собой совокупность следующих элементов:

— информация, содержащаяся в базах данных, представляет собой совокупность сведений независимо от формы их представления. В большинстве случаев в рамках комментируемого Закона данное понятие целесообразно рассматривать как систематизированный свод данных, поскольку ее размещение ограничено определенными базами данных. База данных выступает в качестве представленной в объективной форме совокупности самостоятельных материалов (в данном случае закономерно говорить о совокупности юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих конкретные правоотношения), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью компьютерной техники;

— информационные технологии представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

— технические средства выступают в качестве устройств, способствующих распознаванию, идентификации и поиску необходимой информации в базе данных, а также предоставление ее пользователю. Действующее законодательство не конкретизирует понятия и структуры технических средств. В первую очередь в данном случае речь идет о компьютере как совокупности таких устройств, а также наличии дополнительных устройств, обеспечивающих реализацию целей и задач их использования.

Указанные элементы являются взаимодополняющими и применение информационной системы в отсутствие одного из указанных элементов становится невозможным или бессмысленным, например, при отсутствии необходимой информации применение системы бессмысленно, а при отсутствии необходимых технических средств и программного обеспечения — невозможно.

  1. Формирование информационной системы для оказания государственных и муниципальных услуг направлено на обеспечение реализации следующих целей и задач:

— предоставления государственной или муниципальной услуги заявителю в электронной форме;

— обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления друг с другом и между собой для установления фактов, имеющих юридическое значение для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Формирование информационной системы, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется в соответствии с видами реестров государственных и муниципальных услуг, предусмотренных настоящим Законом. В этой связи можно выделить следующие виды информационных систем:

— единая федеральная информационная система;

— информационные системы субъектов РФ;

— муниципальные информационные системы.

Указанные виды информационных систем представляют собой совокупность объектов, направленных на предоставление государственных и муниципальных услуг, образующих информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме по своей правовой природе представляет единый реестр сведений о реализации отдельных государственных функций, т.е. предполагает систематизацию данных применительно к определенным критериям. В качестве основного критерия в данном случае выступает территориальное разграничение пределов компетенции соответствующих органов власти или местного самоуправления.

Немаловажную роль в процессе определения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг играет Правительство РФ в качестве высшего органа исполнительной власти, наделенного правотворческой компетенцией. В частности, реализацию отдельных полномочий Правительства РФ в данной сфере предусматривает ч. 2 настоящей статьи, относящая к компетенции данного органа разработку и утверждение:

— правил и порядка информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

— требований к инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие.

Таким образом, правотворческая деятельность высшего органа исполнительной власти направлена на урегулирование вопросов взаимодействия всех заинтересованных субъектов, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с предписаниями комментируемого Закона. В первую очередь в данном случае необходимо говорить о взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, осуществляющих как предоставление самих государственных или муниципальных услуг, так и отдельных видов услуг, включенных в перечень обязательных и необходимых. Указанный процесс взаимодействия предполагает запрос и получение необходимых сведений в рамках предоставления отдельных услуг. С одной стороны, такое взаимодействие предполагает возможность запроса со стороны субъектов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, необходимых им сведений, находящихся в распоряжении иного субъекта. С другой стороны, любой орган государственной власти, местного самоуправления, а также учреждения и организации обязаны представить истребуемые сведения. Поскольку ч. 2 настоящей статьи предполагает возможность такого взаимодействия в электронной форме, то закономерным представляется формирование единой базы данных, которая позволит заинтересованным субъектам, наделенным полномочиями по представлению услуг, получать необходимую им информацию в соответствующем объеме в установленные сроки.

  1. К компетенции Правительства РФ можно отнести определение следующих основных аспектов взаимодействия:

— перечень субъектов, уполномоченных на получение информации;

— перечень субъектов, обязанных представлять истребуемые сведения;

— объем подлежащих передаче данных;

— порядок информационного обмена данными;

— порядок хранения и использования данных, отраженных в электронной форме;

— порядок формирования единой базы данных;

— техническое обслуживание системы информационного взаимодействия;

— иные аспекты информационного взаимодействия предусмотренных настоящей статьей субъектов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Определение правил и порядка информационно-технологического взаимодействия информационных систем в рамках оказания государственных и муниципальных услуг выступает в качестве начального этапа информатизации данной сферы, поскольку устанавливает основополагающие аспекты использования электронной формы предоставления соответствующих услуг, а также порядок реализации уполномоченными субъектами их обязанностей и возможностей в данной сфере. Однако несмотря на важность и значимость данного аспекта, до настоящего времени нормотворчество высшего органа исполнительной власти в полной мере не было реализовано, сроки утверждения правил и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем неоднократно изменялись, но указанные нормативные акты так и не разработаны. В этой связи в настоящее время отсутствует специальное правовое регулирование информационно-технологического взаимодействия уполномоченных субъектов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

  1. Немаловажную роль в правовом регулировании технических аспектов информационного взаимодействия играет и ряд специальных документов правового характера. К их числу можно отнести:

— технические стандарты;

— требования к технологической совместимости информационных систем;

— требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем.

Определение совокупности указанных требований отнесено Законом к компетенции специально уполномоченного органа в области информационных технологий, которым в настоящее время является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Часть 3 настоящей статьи направлена на определение технических аспектов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и способствует формированию комплекса устройств, обеспечивающих сохранность единой информационной системы, а также ее использования в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Исходя из смысла предписаний ч. 3 настоящей статьи, можно говорить о комплексном подходе к информатизации рассматриваемой сферы, который включает в себя правовые, технические, экономические иные мероприятия, способствующие возможности применения электронной формы взаимодействия в сфере государственных и муниципальных услуг.

5. Положения настоящей статьи в большинстве случаев призваны определить лишь наиболее важные общие аспекты использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Практическая реализация указанных положений требует формирования комплекса процессуальных норм, определяющих порядок использования указанных технологий. Формирование таких норм отнесено Законом к компетенции высшего исполнительного органа власти — Правительства РФ, на что указывает ч. 4 комментируемой статьи. Указанная обязанность была реализована в рамках Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Утвержденные указанным нормативным актом Правила определяют случаи, порядок и особенности присоединения информационных систем организаций, которые не участвуют в предоставлении и (или) организации предоставления государственных и муниципальных услуг, к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также использования ими такой инфраструктуры.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code