Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии

Комментарий к статье 18 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Основным документом, регламентирующим предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, является заключаемое этим центром с соответствующим государственным или муниципальным органом соглашение о взаимодействии. Данные соглашения в обязательном порядке должны содержать положения, прямо указанные в ч. 2 комментируемой статьи.

Правительство РФ, являясь высшим исполнительным органом власти РФ, наделен широким спектром полномочий, в том числе и в сфере определения государственной политики в области предоставления государственных и муниципальных услуг. Детализация данного полномочия Правительства РФ осуществляется в рамках отдельных положений комментируемого Закона. Нормы настоящей статьи указывают на реализацию высшим органом исполнительной власти нормотворческой деятельности, направленной на определение порядка взаимодействия многофункциональных центров и уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такое взаимодействие по общему правилу реализуется на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Порядок заключения и требования к ним регламентированы Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797, которым утверждено Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Указанное Положение регламентирует общие условия и порядок заключения такого соглашения, а также его содержание. При этом следует заметить, что соглашение может быть заключено многофункциональным центром как с федеральным органами власти, так и с органами власти субъекта РФ, а также органами местного самоуправления. Таким образом, можно говорить о трех уровнях соглашений о взаимодействии:

федеральном — его действие охватывает собой государственные услуги, предоставляемые исключительно органами государственной власти РФ. Данная категория соглашений разрабатывается и утверждается применительно к каждому из органов, предоставляющих услуги в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой. При этом следует заметить, что в данном случае речь идет не столько о типовой, сколько о примерной форме соглашения, на что указывают и положения ч. 1 настоящей статьи, и Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 января 2012 г. N 13, которым утверждена примерная форма соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

региональном — заключаются многофункциональным центром в отношении региональных государственных услуг с уполномоченным органов власти субъекта РФ. Такие соглашения имеют территориальное ограничение — подлежат применению на территории того субъекта, с органом власти которого оно заключено;

местном — соглашение между многофункциональным центром и органами местного самоуправления. Как правило, такие соглашения распространяют свое действие лишь на муниципальные услуги, предоставляемые в рамках одного муниципального образования — города, иного населенного пункта, муниципального района и т.п.

Следует также заметить, что ч. 1 настоящей статьи указывает на необходимость разработки примерной формы соглашения, применяемой лишь в отношении федеральных органов государственной власти. Однако Минэкономразвития РФ пошло дальше в своей нормотворческой деятельности, утвердив единую примерную форму для всех уровней соглашений и всех органов власти и местного самоуправления, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

По мнению А.Н. Борисова, «с точки зрения регулирования отношений гражданским законодательством такие положения являются существенными условиями, поскольку названы непосредственно в акте федерального законодательства» <32>. Однако тот же А.Н. Борисов справедливо отмечает, что «в регулировании, содержащемся в комментируемой статье, доля публично-правовая больше доли частноправовой». Между тем, как известно, на публичные договоры и соглашения действие гражданского законодательства не распространяется <33>. В силу этого представляется, что норма ст. 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора», согласно которым договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, на заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и государственными и муниципальными органами не распространяется. Практически это может выразиться, например, в том, что соглашение о взаимодействии, не содержащее каких-либо положений, содержащихся в ч. 2 комментируемой статьи, все равно будет считаться заключенными, что, впрочем, не освободит стороны от необходимости приведения его в соответствие с действующим законодательством.

———————————

<32> См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.

<33> Данный вывод, в частности, сформулирован в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом правительства Москвы».

 

  1. Часть 2 настоящей статьи представляет собой основу нормотворческой деятельности Минэкономразвития в части разработки и утверждения примерной формы соглашения, поскольку призвана регламентировать содержание соглашения. Оно включает в себя такие разделы, как:

— наименование сторон соглашения является обязательным условием любого договора, поскольку призвано идентифицировать субъектов, на которых распространяется действие соответствующего документа, а соответственно, у них возникает круг прав и обязанностей, которые несут ответственность за нарушение установленных в соглашении условий;

— предмет соглашения, т.е. круг правоотношений, на которые распространяются положения такого соглашения;

— перечень государственных (муниципальных) услуг, предоставление которых организуется в многофункциональном центре, также можно отнести к предмету соглашения, поскольку именно на их предоставление и направлено его заключение. Соглашение должно отражать полный закрытый перечень услуг, в целях обеспечения возможности его эффективной реализации. Расширение такого перечня предполагается возможным в общем порядке, предусмотренном ГК РФ для договоров, т.е. по соглашению стороны в той же форме, что и основное соглашение;

— права и обязанности государственного или муниципального органа. Данная категория направлена на определение правового статуса одной из сторон соглашения в целях обеспечения надлежащего исполнения ею условий соглашения и возложенных на такой орган обязанностей в части предоставления государственных или муниципальных услуг;

— права и обязанности многофункционального центра, который является второй стороной соглашения и осуществляет непосредственное взаимодействие с заявителями, что само по себе требует детализации его прав и обязанностей применительно к каждой из услуг, предоставляемых с его участием. При этом не следует забывать, что Закон предусматривает возможность предоставления отдельных видов услуг и самим МФЦ, что значительно повышает степень значимости данных предписаний;

— порядок информационного обмена включает в себя перечень административных процедур (действий), выполнение которых осуществляется сторонами соглашения, а также порядок взаимодействия сторон, в том числе информационного обмена при организации предоставления государственных (муниципальных) услуг многофункциональным центром в традиционной или электронной форме с использованием всех имеющихся в распоряжении соответствующего субъекта ресурсов и технологий;

— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, т.е. меры воздействия одной стороны на другую в целях понуждения ее к соблюдению и исполнению условий утвержденного соглашения;

— срок действия соглашения — временной период реализации его условий, а также действия прав и обязанностей каждой из сторон. Как правило, применительно к рассматриваемой категории соглашений срок исчисляется годами и определяется как среднесрочный (до пяти лет) или долгосрочный (свыше пяти лет). Подобный подход позволяет обеспечить стабильность взаимодействия сторон соглашения и предоставления отдельных видов государственных или муниципальных услуг;

— материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и (муниципальных) услуг в многофункциональном центре, поскольку распределение бремени несения финансовых расходов играет важную роль в деятельности и многофункционального центра, и уполномоченного органа власти или местного самоуправления;

— иные положения, которые могут быть включены как в соответствии с требованиями действующего законодательства, так и по инициативе сторон. Например, к данной категории могут быть отнесены заключительные положения, адреса и реквизиты сторон.

  1. Часть 3 настоящей статьи занимает особое место в совокупности ее правовых предписаний, поскольку направлена на обеспечение соблюдения общеправового принципа законности на протяжении всего периода предоставления государственной или муниципальной услуги. Соглашение о взаимодействии направлено на установление прав, обязанностей и ответственности его сторон, т.е. многофункционального центра и уполномоченного органа власти или местного самоуправления. Однако предмет данного соглашения непосредственно затрагивает и правовое положение заявителей услуг, а также третьих лиц. В этой связи Закон гарантирует им сохранение общеправового статуса, т.е. запрещает умаление гарантий, предоставленных соответствующей категории субъектов Конституцией РФ и действующим законодательством. Олицетворяя собой государство и власть в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, участники соглашения обязаны соблюдать требования действующего законодательства. Обеспечивать легитимность собственной деятельности на всем ее протяжении.

 Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code