Статья 16. Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра

Комментарий к статье 16 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Часть 1 настоящей статьи определяет основные направления деятельности (функции) многофункциональных центров. Их перечень сформулирован в Законе как открытый.

Государственные (муниципальные) услуги в центре предоставляются следующими способами:

а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками центра. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются центром самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в центре сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.

Применительно к функции информирования, предусмотренной комментируемой частью, Постановление предусматривает обязательность создания в многофункциональных центрах сектора информирования, который должен включать в себя:

а) информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг;

б) информационный киоск — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения возможности доступа заявителей к информации о государственных (муниципальных) услугах и ходе их предоставления в центре.

В секторе информирования предусматривается наличие не менее 2 окон для осуществления информирования и консультирования заявителей о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, включая информацию:

а) о перечне государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в центре, а также о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления и (или) организациях, участвующих в предоставлении таких услуг;

б) о сроках предоставления государственных (муниципальных) услуг;

в) о перечнях документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг;

г) о размерах государственных пошлин и иных платежей, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг, порядке их уплаты;

д) о порядке обжалования действий (бездействия), а также решений должностных лиц территориального органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

е) о порядке обжалования действий (бездействия), а также принимаемых решений сотрудников центра в ходе выполнения отдельных административных процедур (действий).

В центре организуется отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц, либо центр телефонного обслуживания, осуществляющий с помощью операторов и (или) в автоматическом режиме прием и обслуживание вызовов, поступающих в центр с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования и (или) информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На базе центра телефонного обслуживания организуется информирование заявителей о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг.

В любом многофункциональном центре также должен быть сектор приема заявителей. Указанный сектор оборудуется окнами для приема и выдачи документов. Каждое окно оформляется информационными табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием и выдачу документов. Количество окон для приема и выдачи документов в центре составляет не менее 6, а для населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек — не менее 20.

Прием заявителей в центре осуществляется не менее 60 часов в неделю. График (режим) работы центра должен предусматривать возможность обращения за получением государственных (муниципальных) услуг в вечернее время и не менее чем в один из выходных дней. При этом пропускная способность центра должна составлять не менее 4 человек в час работы одного окна.

Для заявителя предусматривается наличие мест для сидения и столов (стоек) для оформления документов. При необходимости сотрудник центра, осуществляющий прием и выдачу документов, обеспечивает заявителя бумагой, формами (бланками) документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг, а также канцелярскими принадлежностями.

Руководитель центра утверждает стандарт комфортности обслуживания заявителей, устанавливающий требования к обеспечению комфортных условий для граждан при обращении в центр. При утверждении стандарта комфортности учитываются следующие основные требования:

а) обращение заявителей в центр осуществляется также по предварительной записи;

б) время ожидания в очереди для получения информации (консультации) не превышает 15 минут;

в) время ожидания в очереди для подачи документов не превышает 45 минут;

г) время ожидания в очереди для получения документов не превышает 15 минут.

Здание центра располагается в пешеходной доступности — не более 5 минут от остановок общественного транспорта. Дорога от близлежащих остановок общественного транспорта до здания центра оборудуется указателями. Помещения центра, предназначенные для работы с заявителями, как правило, располагаются на нижних этажах здания центра и имеют отдельный вход. В случае если часть помещений центра находится на 2 этаже и выше, здание центра оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами. Помещения центра обеспечиваются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

Вход в здание (помещение) центра и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок.

В центре предусматриваются место для хранения верхней одежды посетителей, а также отдельный бесплатный туалет для посетителей, в том числе предназначенный специально для инвалидов.

Площадь здания (помещения) центра, как правило, составляет не менее 200 кв. м, а для населенных пунктов с населением свыше 50 тыс. человек — 800 кв. м, из них не менее 50 процентов площади составляет сектор ожидания.

На территории, прилегающей к центру, располагается бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей центра, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств инвалидов.

Роль многофункционального центра (далее также — МФЦ) в ряде случаев сводится к осуществлению посреднической деятельности, суть которой сводится к приему документов от заявителя и передаче их уполномоченному на предоставление соответствующей услуги органу власти, местного самоуправления или иному уполномоченному субъекту. В целях обеспечения заявителю возможности получения желаемого результата МФЦ вменяется в обязанности обеспечение взаимодействия с уполномоченными органами и организациями по передаче им документов, получению от них результатов предоставления услуги, а также иной необходимой для ее получения информации и документов. В настоящее время указанное взаимодействие реализуется как непосредственно, так и с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, т.е. обеспечивает возможность получения необходимых сведений на основании электронного межведомственного запроса. Порядок и условия осуществления такого взаимодействия регламентированы специальными предписаниями комментируемого Закона и принятые во исполнение его норм подзаконных правовых актов.

В компетенцию многофункционального центра входит и представление заявителю конечного результата предоставления услуги, т.е. пакета документов или информации, сформированных уполномоченным органом по запросу заявителя. Указанное полномочие является прямым следствием реализации иных функций, определенных настоящей статьей, в первую очередь взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и т.п. Выдача заявителю документов, как правило, в месте нахождения МФЦ при личном присутствии самого заявителя и предъявлении им документов, удостоверяющих личность, полномочия в случае получения документов представителем, а также документов, подтверждающих факт получения запроса центром.

В отношении отдельных видов услуг выдача документов может производиться посредством почтового отправления, например, выдача сведений их государственного земельного кадастра, сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и т.п. В подобном случае МФЦ направляет полученные им от уполномоченного органа документы по адресу, указанному заявителем в запросе. Следует заметить, что направление документов по почте может осуществляться и самим органом государственной власти или местного самоуправления, предоставляющим услугу, что исключает участие МФЦ в данной процедуре и реализацию им рассматриваемой обязанности. Аналогичным образом складывается ситуация и в случае предоставления услуги в электронной форме, когда документы направляются посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий непосредственно от уполномоченного органа заявителю.

Одной из форм выражения рассматриваемой обязанности многофункционального центра является изменение формы документов по результатам предоставления услуги. Она может быть реализована в случае, если документы получены МФЦ от уполномоченного органа в рамках электронного взаимодействия, соответственно, в электронной форме. Однако заявитель в большинстве случаев запрашивает необходимую ему информацию на бумажном носителе. В данном случае выдача документов заявителю сопряжена с необходимостью придания ей надлежащей формы, т.е. с переносом информации с электронного носителя на бумажный и выдача заявителю. Однако в данном случае Закон не предусматривает порядок заверения таких документов.

По общему правилу все выдаваемые по результатам государственной или муниципальной услуги документы подписываются уполномоченным лицом соответствующего органа и заверяются его печатью. В случае передачи данных в электронной форме в качестве единственно возможного уполномоченного лица может выступать лицо специалист МФЦ, который в силу Закона не наделен правом подписи таких документов. В этой связи документ на бумажном носителе должен отражать информацию о применении его электронной формы и указание на уполномоченное должностное лицо, его подписавшее, т.е. речь идет о применении электронной подписи и представлении заявителю ее выражения на бумажном носителе, например, в форме протокола транзакции и т.п.

Положения п. 7 ч. 1 настоящей статьи представляют собой корреляцию ранее указанных полномочий многофункционального центра, включая и прием, и обработку поступающей информации. Существенной особенностью данных процедур выступает использование информационных систем органов и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, т.е. по своей сути требует от специалистов соблюдения установленных правил и требований для работы с отдельными видами документов. Утверждение указанных требований отнесено Законом к компетенции Правительства РФ. В большинстве случаев они нашли отражение в Правилах организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376. Следует обратить внимание, что в рамках реализации рассматриваемых требований Закон отдает приоритет предписаниям постановления Правительства РФ как актам специального регулирования. Нормы настоящей статьи подлежат применению только в случае, если они не противоречат положениям постановления либо в рамках подзаконного нормотворчества не регламентированы отдельные аспекты реализации комментируемой нормы.

Следует заметить, что перечень полномочий многофункционального центра представлен Законом в качестве открытого, т.е. позволяет МФЦ осуществлять и ряд иных полномочий, обусловленных целевым назначением данной организации и потребностями заявителем в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг. Таким образом, совокупность полномочий Центра определяется целью его образования — оказанием содействия физическим и юридическим лицам при предоставлении им государственных и муниципальных услуг. В качестве одного из специальных полномочий, которое хотя и не включено в их перечень, но регламентировано настоящей статьей, выступает предоставление государственных и муниципальных услуг. В данном случае речь идет о совершении многофункциональным центром всей совокупности необходимых юридически значимых действий с момента получения запроса заявителя до выдачи ему необходимого результата. Перечень таких действий, а также порядок их реализации предусмотрен ч. 1.3 настоящей статьи. Указанное полномочие в большей степени характерно для муниципальных услуг, государственные услуги, как правило, имеют ведомственную принадлежность.

Одним из требований к размещению многофункционального центра Закон рассматривает его доступность для заявителей. Однако территориальное устройство России не позволяет обеспечить полную реализацию данного требования в силу наличия отдаленных территорий, труднодоступных районов и т.п. Однако указанное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав физических и юридических лиц на получение государственных или муниципальных услуг. В этой связи положения ч. 1.1 настоящей статьи предусматривают специальные гарантии предоставления услуг любому заявителю, независимо от места его нахождения. Для реализации указанной цели многофункциональные центры наделены правом привлечения организаций для выполнения возложенных на них функций в рамках процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. Определение порядка взаимодействия МФЦ и организаций регламентируются Правительством РФ. В первую очередь, в случае привлечения таких организаций, многофункциональный центр обязан довести до сведения заявителей информацию о них и месте их размещения, графике работы и иные необходимые сведения. Для таких организаций должен быть обеспечен доступ к информационным системам и ресурсам, необходимым для участия в процессе предоставления услуг, к которым доступ предоставлен самому центру.

Таким образом, привлекаемые организации фактически наделяются полномочиями многофункционального центра с ограничением их территориальной юрисдикции — в рамках определенной удаленной местности. Следует акцентировать внимание, что привлечение таких организаций осуществляется исключительно в целях обеспечения равного доступа всех физических и юридических лиц к государственным и муниципальным услугам в месте их проживания (нахождения).

Особый статус привлекаемой организации налагает ряд особенностей на порядок осуществления ею деятельности в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. В частности, такая организация осуществляет в соответствии с установленными правилами прием документов от заявителя и направляет их в многофункциональный центр, т.е. фактически выступает в роли посредника по передаче документации уполномоченному субъекту. При этом Закон вменяет в обязанности организации уведомление заявителя о передаче представленных им документов в МФЦ. Поскольку в данном случае должно быть в полной мере обеспечено соблюдение прав и законных интересов заявителей, то подобное уведомление должно быть совершено в письменной форме. Заявитель должен быть ознакомлен с ней под роспись, что позволит организации подтвердить факт соблюдения нормативно установленной обязанности, а заявителю определить уполномоченного субъекта, которые принимает непосредственное участие в предоставлении ему истребуемой услуги.

Информационная функция привлеченной организации может включать себя и сведения, затрагивающие порядок обработки и использования персональных данных заявителя и третьих лиц. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

— подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

— правовые основания и цели обработки персональных данных;

— цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

— наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

— обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

— сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

— порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Законом;

— информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

— наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

— иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

Однако указанная обязанность организации носит диспозитивный характер. Поскольку получение указанной информации является правом заявителя, то обязанность возникает у организации лишь при наличии просьбы заявителя. Следует заметить, что законодательство не предусматривает каких-либо специальных требований к такой просьбе, что свидетельствует о достаточности устной просьбы заявителя в момент обращения в соответствующую организацию. При наличии просьбы, выраженной в любой из доступных заявителю форм, привлеченная организация не имеет права отказать ему в предоставлении и разъяснении указанных сведений. Необходимо обратить внимание, что просьба может быть заявлена как в отношении всего объема информации о персональных данных, так и в отношении отдельных сведений, например, только в части целей обработки данных или места нахождения оператора и т.п.

  1. Часть 2 комментируемой статьи наделяет многофункциональные центры правом запрашивать и получать информацию, необходимую для их нормального функционирования в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. С ней корреллирует п. 2 ст. 17 комментируемого Закона, предусматривающий обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах обеспечивать доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, если иное не предусмотрено федеральным законом, в том числе и посредством использования информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

Многофункциональные центры, хотя и не являются органами власти и управления, имеют публично-правовой статус в том смысле, что выполняют общесоциальные задачи. Право доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных и муниципальных органов, они получают в связи с необходимостью надлежащего выполнения своих функций, в чем заинтересованы в первую очередь рядовые граждане. Что же касается опасений относительно нарушения законодательства о персональных данных, то здесь надо обратить внимание на оговорку, содержащуюся в том же п. 2 ст. 17 комментируемого Закона, согласно которой доступ многофункциональных центров к информационным системам обеспечивается, только если иное не предусмотрено федеральным законом. Как представляется, указанная оговорка распространяется как раз на случаи запросов многофункциональными центрами информации ограниченного доступа, в том числе персональных данных. В случае запроса подобной информации (а также информации, отнесенной к государственной, профессиональной, служебной и иным охраняемым законом тайнам) многофункциональным центрам в предоставлении ее может быть отказано.

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит адресованный многофункциональным центрам запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, а также осуществления действий, помимо необходимых (в том числе и тех, которые уже находятся в распоряжении государственных и муниципальных органов. Данный запрет, с одной стороны, направлен на упрощение получения государственной или муниципальной услуги для заявителя, а с другой — носит очевидно антикоррупционный характер. В то же время нельзя не отметить, что он не подкреплен никакими мерами ответственности.

Факт наличия информации и документов в распоряжении уполномоченных органов и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, не позволяет истребовать указанные данные от заявителя. Данное общее требование в полной мере распространяется и на многофункциональные центры и организации, как участников процесса предоставления услуг. Положения ч. 3 настоящей статьи призваны детализировать общие ограничения, установленные для процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, применительно к отдельным видам субъектов, на урегулирование деятельности которых направлены предписания комментируемой нормы. При получении запроса заявителя многофункциональный центр или организация обязаны учитывать, что Закон требует от заявителя лишь минимального пакета документов, которые не могут быть получены иным путем и являются необходимыми для предоставления соответствующей услуги. Иные необходимые сведения и информацию, в том числе об уплате госпошлины, центр или организация обязаны получать в рамках межведомственного взаимодействия. Указанное положение в большинстве случаев ориентировано на будущий период деятельности, поскольку для ее полномасштабной реализации в настоящее время не сформированы необходимые ресурсы, например, государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, находящаяся на стадии становления и внедрения в процесс предоставления услуг.

Общим ограничением является и запрет требовать от заявителя совершения действий, проведения согласования, необходимых для той или иной услуги. Указанные действия также переводятся Законом в рамки межведомственного взаимодействия и подлежат реализации непосредственно уполномоченным субъектом, в том числе и в электронной форме или с использованием информационно-телекоммуникационных систем.

  1. Частью 4 настоящей статьи закреплены основные обязанности многофункциональных центров. По большей части они касаются взаимодействия многофункциональных центров с государственными и муниципальными органами, а также в некоторых случаях и с другими лицами, в том числе в электронной форме, посредством направления запросов с использованием информационно-технологической и коммуникационной структуры.

Помимо этого, на многофункциональные центры возлагается обязанность обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных.

Ограничение доступа к информации в общем виде регламентируется ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с данной статьей ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. Федеральными законами также устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Одновременно Закон вменяет в обязанности многофункционального центра устанавливать личность заявителя. С указанной обязанностью корреспондирует обязанность заявителя предоставить необходимые для этого документы. В большинстве случаев речь идет о паспорте гражданина РФ. Однако для отдельных категорий заявителей в таком качестве могут выступать и иные документы, например, для военнослужащего — военный билет, для иностранного гражданина — паспорт иностранного государства, гражданином которого он является, а также документы, предоставляющие ему право пребывания на территории РФ, например, вид на жительство и т.п.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. При этом он не является единственным удостоверением личности. Отдельные нормативные акты предусматривают перечень документов, признаваемых в определенных обстоятельствах удостоверением его личности. В частности, речь идет о документах, обозначенных в Указах Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752, от 19 октября 2005 г. N 1222, от 29 декабря 2012 г. N 1709; Приказе ФМС России от 30 ноября 2012 г. N 391 и др.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается ФЗ «О персональных данных». В соответствии с данным Законом обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

В обязанности многофункциональных центров, организаций, привлекаемых к оказанию государственных и муниципальных услуг, равно как и иных участников данного процесса вменяется осуществлять взаимодействие с органами и организациями, предоставляющими такие услуги. Взаимодействие строится на основе соглашений о нем. В связи с чем указанная обязанность предполагает в первую очередь соблюдение требований и условий такого соглашения. Более того, предоставление государственных и муниципальных услуг указывает на осуществление отдельных функций государства или местного самоуправления, т.е. в рамках рассматриваемого процесса МФЦ олицетворяет собой представителя власти. Деятельность такого субъекта должна быть законной и легитимной, т.е. осуществляться в соответствии с предписаниями нормативных актов и заключенных ими соглашений. Порядок осуществления взаимодействия между отдельными субъектами составляет предмет регулирования специальных норм комментируемого Закона, а также ряда подзаконных нормативных актов и рассмотрен детально в рамках комментария к таким предписаниям. Порядок осуществления взаимодействия устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляет деятельность соответствующий центр или организация.

Например, Правительством Челябинской области совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации определены 6 пилотных государственных (муниципальных) услуг для организации перехода на межведомственное взаимодействие при их предоставлении. Четыре пилотные услуги определены для апробации в Магнитогорском городском округе (см. Постановление администрации города Магнитогорска от 16 июня 2011 г. N 6667-П. URL: http://magmfc.ru/magnoliaPublic/dms/npa/smev/post_6667-P_16062011.pdf), создана рабочая группа по организации межведомственного взаимодействия:

— выдача разрешений на установку рекламных конструкций;

— прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

— постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— предоставление в собственность земельных участков за плату, на которых расположены здания, строения, сооружения.

Для реализации пилотных услуг разработаны и утверждены паспорта данных услуг и технологические карты межведомственного взаимодействия.

  1. Особое место в системе предписаний настоящей статьи занимает ч. 5, закрепившая меры ответственности многофункционального центра, уполномоченных организаций и их работников. Однако закрепив возможность привлечения ответственности, Закон сформировал традиционную отсылочную норму, поскольку меры ответственности и порядок привлечения к ней есть предмет регулирования специальных кодифицированных нормативных актов. Таким образом, наличие специальных правовых предписаний указывает на отсутствие необходимости их дублирования в рамках настоящего Закона. Однако существенной особенностью ответственности рассматриваемых категорий субъектов выступает объективная сторона совершенных ими деяний, поскольку она может охватывать собой действия (бездействие), допущенные ими в нарушение требований действующего законодательства в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Объективная сторона правонарушения (преступления) представляет собой его внешнее выражение в форме действий или бездействия, характеризующееся противоправностью и общественной опасностью. Следует заметить, что в большинстве случаев речь идет об умышленном совершении нарушения уполномоченным субъектом. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, может выражаться в непредоставлении или представлении неполного объема информации в рамках межведомственного взаимодействия органу или организации, предоставляющим государственную или муниципальную услугу. Данное правонарушение реализуется в форме бездействия, т.е. несовершения уполномоченным субъектом тех действий, которые он должен был совершить в силу своего правового положения. Второй стороной медали, а также правонарушением выступает нарушение установленных сроков представления информации и документов в рамках межведомственного взаимодействия. Указанное деяние также выражается в форме бездействия, поскольку уполномоченный субъект не исполняет надлежащим образом возложенные на него обязанности. Применительно к указанным составам правонарушения следует акцентировать внимание и на субъектном составе.

Часть 5 настоящей статьи предусматривает возможность привлечения к ответственности как самого многофункционального центра или уполномоченной организации, а также сотрудников МФЦ. Таким образом, субъектом правонарушения может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Однако учитывая сущность объективной стороны деяния, субъектом может выступать исключительно должностное лицо — работник МФЦ или организации, допустивший нарушение сроков представления информации или документов, а также не представивший необходимые сведения. Об ответственности самого центра или организации можно говорить лишь с точки зрения мер гражданско-правовой ответственности, причем в большинстве случаев ее меры могут быть реализованы по заявлению заявителя, которому причинен вред (ущерб) противоправным бездействием должностного лица.

Применительно к иным видам ответственности целесообразным представляется говорить об ответственности физического лица — работника соответствующего субъекта. Указанные составы правонарушений по своей сути являются внутренними, т.е. совершены в отношении участников процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. В отличие от таких составов положение п. 3 ч. 5 настоящей статьи является внешним, поскольку правонарушение допускается в отношении заявителя или третьего лица. Реализуется указанное деяние как в форме действий, так и в форме бездействия. Действие может быть выражено в активной позиции должностного лица, направленной на распространение или несанкционированное использование персональных данных как самого заявителя, так и третьего лица, данные которого используются в рамках предоставления государственной или муниципальной услуги.

Бездействие является наиболее распространенным деянием и обусловлено необеспечением надлежащего режима конфиденциальности персональных данных, полученных им в рамках предоставления услуги. Конкретные действия (бездействие) могут быть совершены исключительно должностным лицом многофункционального центра или уполномоченной организации. Однако субъектом ответственности по данному составу правонарушения, как правило, выступает работодатель нарушителя — МФЦ или организация, поскольку речь идет о гражданско-правовой ответственности, требующей возмещения вреда, причиненного заявителю или третьему лицу. Поскольку работник в процессе осуществления своих должностных обязанностей действует от имени соответствующего субъекта — работодателя, то и субъектом ответственности становится многофункциональный центр или уполномоченная организация. Особенностью данного вида ответственности является возможность ее применения наряду с иными видами юридической ответственности, а также неразрывная связь с возмещением причиненного действиями (бездействием) виновного лица вреда.

В соответствии с общими правилами, установленными ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В этой связи возмещение вреда производится многофункциональным центром или его работником, т.е. субъектом ответственности. Нормы настоящей статьи не предусматривают специальных правил и условий возмещения вреда, указывая на применение норм действующего законодательства РФ, т.е. ГК РФ и принятые во исполнение его предписаний подзаконных нормативных актов. Таким образом, можно говорить о полном возмещении вреда виновным лицом. Следует также заметить, что юридическое лицо (МФЦ) возмещает вред, причиненный его работником при исполнении служебных обязанностей.

При определении субъекта, в обязанности которого вменяется возмещение вреда следует учитывать, что уполномоченная организация действует на основании заключенного между ней и многофункциональным центром соглашения, т.е. реализует функции МФЦ в отделенной или труднодоступной местности, а также вне места расположения самого центра. Таким образом, ответственным субъектом в случае совершения предусмотренного ч. 5 настоящей статьи правонарушения выступает лицо, наделившее организацию полномочиями, т.е. многофункциональный центр. Указанное правило детализировано ч. 7 настоящей статьи. Меры ответственности в данном случае являются общими. Однако Закон предоставляет центру право предъявить регрессное требование третьим лицам, под которыми подразумевается привлекаемая организация или ее должностные лица, в отношении выплаченных им сумм. При этом следует акцентировать внимание, что данное право возникает у МФЦ только, если будет доказано, что вред возник не по его вине. Таким образом. Закон констатирует ответственность многофункционального центра вне зависимости от наличия или отсутствие его вины. Однако отсутствие вины позволяет взыскать все выплаченные им суммы с правонарушителя. Указанное положение является общим и предусмотрено ст. 1081 ГК РФ.

Предусматривая возможность привлечения к ответственности широкого круга субъектов, Закон тем самым ориентирует правоприменительную практику на возмещение причиненного вреда потерпевшему независимо от каких-либо обстоятельств, что соответствует общему конституционному принципу защиты прав и законных интересов человека и гражданина, который в полной мере распространяется и на юридических лиц.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code