Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

 

Комментарий к статье 15 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Глава 4 комментируемого Закона посвящена предоставлению государственных и муниципальных услуг посредством многофункциональных центров.

Часть 1 определяет основное направление деятельности многофункциональных центров, которые должны обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Суть принципа «одного окна» поясняется в этой же части. Согласно ему:

а) предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом;

б) взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.

Обязательным элементом предоставления государственных и муниципальных услуг посредством многофункциональных центров в режиме «одного окна» является также заключение соглашение о взаимодействии между многофункциональным центром, с одной стороны, и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги — с другой.

Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг было предусмотрено еще до принятия комментируемого Закона Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах и Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. На основании этих документов пилотные многофункциональные центры были созданы в целом ряде субъектов РФ. При этом до принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такие центры создавались в различных формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством для коммерческих и некоммерческих организаций: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и даже открытые акционерные общества. Указанным Законом было установлено, что многофункциональные центры могут создаваться исключительно в форме государственных или муниципальных учреждений. В связи с этим судьба многофункциональных центров, созданных в иных организационно-правовых формах, оказалась под вопросом <31>.

———————————

<31> См. об этом: Саввина Ю.В. Проблемы выбора организационно-правовой формы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 5.

 

Впоследствии эта норма Закона утратила силу, однако аналогичное требование было закреплено Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 г. N 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг», которое позднее также утратило силу. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» определение многофункционального центра было конкретизировано путем добавления уточнения, что таким центром может являться также автономное учреждение.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» устанавливает, что многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг (далее — центр) является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом РФ или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг. На базе центра предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по следующим направлениям:

а) социальная поддержка населения;

б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;

г) регулирование предпринимательской деятельности.

  1. Для организации деятельности многофункциональных центров Закон вменяет в обязанности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, как правило правительства субъекта РФ, определение одного многофункционального центра в регионе, уполномоченного на заключение соглашений о взаимодействии, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории этого субъекта РФ, и привлекаемыми организациями. Указанная обязанность реализуется региональным правительством в рамках специального правового акта, например, Постановление Правительства Воронежской области от 22 марта 2013 г. N 212 «Об уполномоченном многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг». Целью принятия данного нормативного акта является не только определение уполномоченного центра, но и совокупности услуг исполнительных органов государственной власти регионов, предоставление которых организуется в данном центре.

Требования к соглашениям определены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Сами требования в данном проекте делятся на две группы:

1) требования к порядку заключения соглашений о взаимодействии;

2) требования к структуре и содержанию соглашений о взаимодействии.

Проект соглашения о взаимодействии должен быть согласован:

а) территориальными органами федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда — с руководителем федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда соответственно;

б) многофункциональным центром — с учредителем многофункционального центра.

Соглашение о взаимодействии заключается сроком не менее чем на 3 года с возможностью продления.

Соглашение о взаимодействии может быть расторгнуто по согласованию сторон. Изменения и дополнения в соглашение о взаимодействии вносятся по согласованию сторон путем заключения дополнительных соглашений, которые будут являться его неотъемлемой частью.

Вопросы, возникающие при реализации соглашения о взаимодействия, должны решаться путем переговоров и консультаций между сторонами.

В соответствии с требованиями к структуре и содержанию соглашений о взаимодействии соглашение о взаимодействии должно содержать:

— наименование сторон соглашения о взаимодействии;

— предмет соглашения взаимодействия;

— перечень государственных или муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;

— права и обязанности органа, предоставляющего государственные услуги, или органа, предоставляющего муниципальные услуги;

— права и обязанности многофункционального центра;

— порядок информационного обмена;

— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;

— срок действия соглашения о взаимодействии;

— материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

Предметом соглашения о взаимодействии является:

1) перечень государственных (муниципальных) услуг, предоставление которых будет осуществляться на базе многофункционального центра;

2) перечень административных процедур (действий), выполнение которых передается многофункциональному центру;

3) порядок взаимодействия сторон, в том числе информационного обмена при организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональном центре.

Перечень государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, предоставление которых должно быть организовано на базе многофункциональных центров, определен в приложении к настоящим требованиям.

Перечень государственных или муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, относящихся к компетенции органа, предоставляющего государственные услуги (органа, предоставляющего муниципальные услуги), являющегося стороной соглашения, прилагается к соглашению о взаимодействии и является его неотъемлемой частью.

Перечень административных процедур (действий), выполнение которых передается многофункциональному центру, содержит административные процедуры (действия), предусмотренные ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, а также требования к порядку их выполнения многофункциональным центром в соответствии с административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг и иными нормативными правовыми актами.

Порядок взаимодействия сторон предусматривает:

1) способы предоставления государственной (муниципальной) услуги на базе многофункционального центра;

2) сроки передачи документов (информации) многофункциональным центром в орган, предоставляющий государственную услугу (орган, предоставляющий муниципальную услугу), и органом, предоставляющим государственную услугу (органом, предоставляющим муниципальную услугу) в многофункциональный центр;

3) ответственных должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу (органа, предоставляющего муниципальную услугу) и ответственных сотрудников многофункционального центра, участвующих во взаимодействии при организации предоставления государственной (муниципальной) услуги;

4) информационный обмен при организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия с обязательным использованием информационной системы многофункционального центра.

Соглашение о взаимодействии закрепляет права и обязанности сторон, предусмотренные ст. ст. 16 и 17 комментируемого Закона, а также следующие обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги:

1) содействие в проведении мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации сотрудников многофункционального центра по вопросам предоставления соответствующих государственных (муниципальных) услуг;

2) контроль за соблюдением исполнения административного регламента предоставления государственной (муниципальной) услуги на базе многофункционального центра;

3) соблюдение требований соглашения о взаимодействии.

Соглашение о взаимодействии закрепляет обязанности многофункционального центра, предусмотренные ч. 4 ст. 16 комментируемого Закона, а также следующие обязанности:

1) размещение информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг с использованием доступных средств информирования заявителей (информационные стенды, центр телефонного обслуживания населения, «информационные киоски», официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средства массовой информации и т.п.);

2) обеспечение заявителям доступа к единому порталу государственных и муниципальных услуг;

3) соблюдение стандарта качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра, устанавливаемых высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (либо уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта РФ), органом местного самоуправления с учетом Методических рекомендаций по созданию и обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Министерством экономического развития РФ (далее — Методические рекомендации);

4) формирование и предоставление отчетности о деятельности многофункционального центра в порядке, установленном Методическими рекомендациями.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных соглашением о взаимодействии, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

  1. Закон наделяет субъект РФ полномочиями в части формирования правовой основы деятельности многофункционального центра. Деятельность многофункциональных центров базируется на заключенных соглашениях в части предоставления услуг, а также на административных регламентах, определяющих порядок деятельности центра. Административный регламент утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, например, Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Информирование, прием и выдача документов» в муниципальном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования Тимашевский район», утвержден Постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район от 9 ноября 2010 г. N 2883.
  2. Часть 4 возлагает ряд обязанностей по нормативному и методическому обеспечению деятельности многофункциональных центров на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Министерство экономического развития РФ.

Министерством экономического развития РФ во исполнение распоряжения Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р «Об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» был разработан ряд следующих документов:

1) распоряжение Правительства от 25 апреля 2011 г. N 729-р «Об утверждении Перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме»;

2) Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;

3) Приказ Минэкономразвития России от 22 января 2014 г. N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;

4) Приказ Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. N 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;

5) Рекомендации по определению перечня услуг, предоставляемых государственными учреждениями субъекта РФ и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных услуг субъекта РФ и предоставлению в электронном виде;

6) Рекомендации по определению перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг органов исполнительной власти субъекта РФ;

7) Рекомендации по разработке порядка разработки и утверждения административных регламентов органов государственной власти субъектов РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code