Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Комментарий к статье 10 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Оказание государственных и муниципальных услуг в большинстве случаев связано с предоставлением необходимой информации заявителю уполномоченным органом и, как правило, носит активный характер, т.е. требует от уполномоченного субъекта совершения юридически значимых действий. В этой связи целесообразным представляется говорить не о предоставлении государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а о реализации подготовительного этапа ее предоставления. Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества предопределяет необходимость одновременного внедрения техники и современных технологий в деятельность органов власти и местного самоуправления, что указывает на возможность предоставления соответствующих услуг в электронной форме. Легитимность электронного оказания услуг требует применения электронной подписи, позволяющей идентифицировать субъекта, выполнявшего действия, составляющие сущность такой услуги. Например, при государственной регистрации создания, ликвидации, реорганизации юридического лица действующее законодательство предусматривает необходимость разработки пакета документов, нотариального заверения утвержденной уполномоченным органом формы заявления и т.п.

Электронная форма не позволяет в полной мере оценить последствия предоставления соответствующей услуги. Так, в соответствии с положениями законодательства о нотариате при совершении нотариального действия нотариус по внешним признакам оценивает дееспособность заявителя, а также выявляет наличие или отсутствие пороков его воли (насилия, принуждения и т.п.). При заверении документов, представленных в электронной форме, нотариус фактически утрачивает свои функции по оценке законности совершения юридически значимых действий, в частности, путем предоставления государственной услуги в электронной форме юридическое лицо может быть создано недееспособным лицом с целью совершения противоправных действий и т.п. В отдельных случаях электронная форма предоставления государственных услуг не позволяет в полной мере объективно оценивать обстоятельства дела. В этой связи необходимые для государственной регистрации документы заявитель представляет нотариусу лично, а нотариус, в свою очередь, заверив заявление, направляет его регистрирующему органу в электронной форме, т.е. фактически нотариус становится лишь посредником между заявителем и регистрирующим органом.

Еще одним своеобразным примером предоставления государственной услуги в электронной форме является регистрация по месту жительства, которая предполагает предоставление субъектом лишь заявления о регистрации в отсутствие документов, подтверждающих право на такую регистрацию, в связи с чем отдельные граждане могут быть зарегистрированы по указанному ими адресу без всяких на то оснований. Единственным источником сведений об изменении количества зарегистрированных по адресу субъектов для собственника жилого помещения в настоящее время будут являться счета об оплате коммунальных услуг с изменением их стоимости. Соответственно, законная деятельность по предоставлению указанной государственной услуги одному субъекту в значительной мере нарушит права и законные интересы иных субъектов и потребует от них обращения в компетентные органы власти за защитой своих прав, т.е. совершения юридически значимых действий.

  1. В этой связи представляется целесообразным разграничение перечня государственных услуг, которые могут или не могут быть предоставлены в электронной форме. Так, целесообразным представляется получение в электронной форме сведений, содержащихся в единых государственных реестрах, что позволит упростить порядок взаимодействия органа власти и заявителя, сократит очереди и сроки предоставления запрашиваемой информации. Однако в данном случае возникает вопрос о легитимности выписки из реестра, полученной в электронной форме. Поскольку в большинстве случаев истребуемая информация рассматривается в качестве юридического факта и представляется в соответствующий орган власти, местного самоуправления, организацию и т.п., то он должен соответствовать установленным требованиям признания его таким юридическим фактом. В настоящее время единственно допустимым способом признания документа легитимным выступает наличие электронной подписи уполномоченного субъекта.

В большинстве случаев при применении электронной формы предоставления услуг целесообразно говорить о ее применении в отношении муниципальных услуг. Например, предоставление возможности записаться на прием к врачу из дома в электронном виде в значительной мере упрощает процедуру получения соответствующей услуги, причем заявитель не просто приобретает право на получение необходимой ему услуги у специалиста, но также может выбрать удобное для него время и т.п.

На урегулирование данного вопроса направлено распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р, которым утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме. Указанный перечень включает в себя широкий спектр как государственных, так и муниципальных услуг, разграничение которых производится в соответствии с предписаниями настоящей статьи, т.е. по соответствующим направлениям деятельности уполномоченного органа власти.

  1. Положения настоящей статьи предусматривают, что в электронной форме осуществляется предоставление информации заявителям и обеспечение им доступа к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Причем закон в данном случае не конкретизирует перечень и характер предоставляемой информации. Практика деятельности отдельных органов власти и местного самоуправления позволяет говорить, что в первую очередь речь идет о предоставлении сведений из государственных реестров, которое в настоящее время ограничено лишь возможностью получения таких сведений только в отношении самого себя. Получение иных сведений осуществляется в общем порядке. Анализ перечня услуг, установленного распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р, позволяет отнести к данной категории также ряд иных услуг, в частности предоставление информации (сведений):

— о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

— об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

— об организации проведения оплачиваемых общественных работ;

— иные сведения, составляющие сущность отдельных видов государственных и муниципальных услуг.

Перечень услуг является открытым и может быть изменен или дополнен соответствующим органом власти по мере развития системы предоставления электронных услуг.

  1. В значительной мере использование электронной формы предоставления услуг упрощает порядок представления необходимых документов для ее получения, т.е. подачи заявителем запроса и иных документов, необходимых для получения услуги, их прием уполномоченным органом с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, а также региональных порталов. Подача запроса является обязательной для любого вида государственных или муниципальных услуг, поскольку он выступает в качестве юридического факта — основания предоставления соответствующей услуги. По общему правилу указанный запрос направляется в письменной форме, в ряде случаев заверенной нотариально. Однако действующие нормативные акты допускают также и устный запрос информации, в большинстве случаев данный порядок характерен для государственных услуг регионального характера и муниципальных услуг. В отношении отдельных видов услуг уполномоченным органом утверждена специальная форма.

К рассматриваемой категории услуг, предоставляемых в электронной форме, можно отнести:

— прием заявлений и выдачу документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

— прием заявлений и выдачу документов о согласовании проектов границ земельных участков;

— прием заявлений и предоставление информации об организации проведения оплачиваемых общественных работ

— прием и предоставление иных видов документации, обусловленной утвержденным перечнем.

Указанная категория деятельности органов государственной власти и местного самоуправления носит двоякий характер: с одной стороны, она предусматривает представление в электронном виде запроса на получение услуги, с другой стороны, предполагает необходимость предоставления ответа на данный запрос также в электронном виде. Применительно к рассматриваемым категориям услуг целесообразно говорить об электронной системе взаимодействия заявителя и уполномоченного органа, в которой заявитель направляет электронный запрос и необходимые документы для получения соответствующей услуги, а орган предоставляет сведения о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги. Однако анализ перечня услуг позволяет говорить о предоставлении уполномоченным органом конечного результата, т.е. самой услуги в виде определенного комплекса сведений. Сведения о ходе ее выполнения зачастую заявителю не представляются. Одним из первых органов, предоставлявших указанные сведения в электронной форме, стали кадастровые палаты, на сайте которых в режиме реального времени размещалась информация о стадии подготовки документов для предоставления государственной или муниципальной услуги. Как свидетельствует практика деятельности отдельных уполномоченных органов, указанные сведения в большинстве случаев не соответствовали действительности. Так, несмотря на истечение установленного законом срока предоставления государственной услуги, информационный ресурс отражал сведения о том, что запрос находится в стадии обработки. На самом деле предоставление услуги было приостановлено в связи с наличием обстоятельств, препятствующих ее предоставлению. В этой связи необходимо нормативное урегулирование требований и критериев информационного обеспечения в рамках предоставления соответствующей услуги, в частности соответствие такой информации общим требованиям, установленным действующим законодательством:

— объективность;

— доступность;

— достоверность.

  1. Закон предусматривает возможность применения электронной формы в рамках взаимодействия органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении услуг. Однако, закрепляя указанную возможность, закон одновременно не определяет ее критериев. Реализация данного положения представляется целесообразной в рамках системы «единого окна», предусматривающей необходимость направления заявителем запроса по установленной форме; все иные юридически значимые действия, обусловленные необходимостью достижения желаемого результата, осуществляются соответствующими органами власти или местного самоуправления в рамках указанного взаимодействия. В настоящее время система взаимодействия основана лишь на необходимости уточнения отдельных категорий информации, ее роль и значение минимизированы, т.к. на заявителя возлагается обязанность предоставления всех необходимых документов. Отсутствие хотя бы одного из необходимых документов является основанием для отказа в предоставлении соответствующей услуги.

Система взаимодействия отдельных органов власти и местного самоуправления представляется закономерной в качестве единой базы данных, используемых органами власти и местного самоуправления при предоставлении ими отдельных видов государственных и муниципальных услуг. Такой поход не требует прямого обращения одного органа к другому, а предусматривает необходимость обращения к системе, содержащей в себе необходимые для предоставления соответствующей услуги сведения. Такой подход позволит обеспечить своевременное получение заинтересованным субъектом, в качестве которого выступает уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, необходимой и достоверной информации, обусловленной сущностью предоставляемой им услуги.

Наибольший интерес для заявителя представляет заключительный этап получения государственной или муниципальной услуги, т.е. непосредственное получение заявителем результата государственной или муниципальной услуги. Получение результата государственной или муниципальной услуги в электронной форме допускается в случае, если иное не установлено федеральным законом, т.е. в настоящее время ввиду отсутствия специальных предписаний действующих нормативных актов результаты большинства государственных и муниципальных услуг не могут быть предоставлены в электронной форме. Однако для применения указанного положения на практике необходима выработка механизма реализации указанного положения, т.е. форма предоставления такого результата, а также условия его достоверности и легитимности.

В настоящее время единственной гарантией легитимности результата выступает лишь квалифицированная электронная подпись. Следует также учитывать, что в большинстве случаев результат предоставления государственной или муниципальной услуги предполагает его дальнейшее применение, в частности, путем представления в орган государственной власти или организацию и т.п. в качестве юридического факта, устанавливающего, изменяющего или прекращающего конкретные правоотношения. В этой связи представляется целесообразным и закономерным обязание указанных субъектов принять результат оказания государственной или муниципальной услуги, представленный в электронном виде, и признать его юридическую силу, что требует нормативного определения критериев законности и легитимности такого результата, например, он должен быть изготовлен на официальном бланке органа, подписан уполномоченным субъектом и т.п.

  1. В настоящее время наиболее востребованными являются электронные результаты оказания муниципальных услуг, в частности возможность записаться на прием к врачу, узнать расписание спектаклей, концертов, выставок и т.п. В отношении государственных услуг такой порядок практически не действует, что, в частности, обусловлено требованиями иных органов предоставления результатов государственной или муниципальной услуги на бумажном носителе с подписью руководителя соответствующего органа и его печатью. Причем следует заметить, что в отношении предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронный результат оказания данной государственной услуги признается и принимается в качестве юридического факта арбитражными судами, но игнорируется отдельными судами общей юрисдикции, в первую очередь мировыми судьями, а также нотариусами и иными субъектами.

Подобное положение требует одновременного введения равных условий для применения результата оказания соответствующей услуги на всей территории РФ, независимо от особенностей отдельных органов государственной власти или местного самоуправления, в отношении всех включенных в перечень услуг в полном объеме. Подобное правовое регулирование позволит достичь практического результата реализации правовых предписаний действующих нормативных актов.

Установленный распоряжением Правительства РФ перечень услуг, которые могут быть предоставлены в электронной форме, предусматривает в качестве получения результата такой услуги:

— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

— выплату материальной и иной помощи для погребения;

— выплату пособия на оплату проезда на общественном транспорте и т.п.

Указанные виды деятельности предполагают невозможность использования электронной формы для получения их результата, предусматривая одновременно необходимость личного присутствия заявителя при выплате ему соответствующих сумм. В качестве результата государственной (муниципальной) услуги в данном случае выступает принятие уполномоченным органом решения о производстве соответствующей выплаты, которое может быть доведено до сведения заявителя в электронной форме.

  1. В настоящее время перечень услуг, предоставляемых в электронной форме, включает в себя лишь отдельные их виды, которые не требуют внесения коррективов в деятельность специально уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Дальнейшее развитие сферы оказания государственных и муниципальных услуг предполагает постепенное расширение указанного перечня посредством включения в него и иных услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. В качестве заключительного этапа информатизации взаимодействия уполномоченных органов власти и самоуправления с заявителями представляется повсеместное предоставление всех видов государственных и муниципальных услуг в электронной форме, причем в отношении отдельных видов услуг электронная форма может применяться лишь на определенных этапах, в отношении прочих — в течение всего периода ее предоставления: от представления заявителем документов до получения ее результата. Подобная тенденция обосновывает открытость перечня государственных и муниципальных услуг, которые по смыслу настоящей статьи могут предоставляться в электронной форме. В частности, Закон предусматривает возможность совершения иных действий, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме. Указанное положение способствует максимальному упрощению порядка взаимодействия субъектов в рамках предоставления услуг, что направлено на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Следует заметить, что Правительству РФ предоставлено право формирования дополнительных требований к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме. Указанные требования в первую очередь должны быть направлены на обеспечение эффективной реализации положений комментируемого Закона на практике, прав и свобод лиц, заявляющих о необходимости предоставления им соответствующей услуги. В настоящее время единый консолидированный перечень таких требований отсутствует. Однако отдельные требования определены Правительством РФ в рамках Постановления от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», Постановлении от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг». В частности, в качестве одного из таких требований выступает необходимость использования электронной подписи, соответствующей указанным в Постановлении от 25 января 2013 г. N 33 требованиям и т.п.

Реализация указанного права высшего исполнительного органа направлена на обеспечение возможности всестороннего использования электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение процесса взаимодействия заявителя и уполномоченного органа или организации. Однако подобная оптимизация может быть достигнута исключительно в рамках практической деятельности, которая впоследствии находит свое выражение в правовых нормах.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code