Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 8 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи определяют финансовые основы взаимодействия субъектов в вопросе предоставления государственных и муниципальных услуг. В большинстве случаев данные виды услуг предоставляются бесплатно, что прямо предусмотрено ч. 1 настоящей статьи, за исключением нормативно установленных случаев.

Таким образом, безвозмездное предоставление государственных и муниципальных услуг выступает в качестве общего правила, допускающего одновременно ряд исключений. Безвозмездность предоставления государственных и муниципальных услуг обусловлена открытым характером сведений, составляющих содержание отдельных видов услуг. Так, например, сведения, содержащиеся в единых государственных реестрах, в большинстве случаев носят открытый характер и предполагают возможность их безвозмездного предоставления соответствующим субъектам. Однако возможность безвозмездного предоставления указанных сведений имеет ограниченный субъектный состав. Например, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц предоставляются безвозмездно лишь юридическому лицу в отношении самого себя. Аналогичное правило действует и в отношении индивидуальных предпринимателей. Длительное время безвозмездно предоставлялись сведения кадастрового учета земельных участков. Однако с 2010 г. указанные сведения могут быть предоставлены лишь за определенную плату. Исключение из общего правила представляет собой Единый государственный реестр объектов недвижимости, предоставление сведений из которого всегда носит возмездный характер. Даже предоставление сведений гражданину в отношении самого себя допускается лишь на условиях их возмездности. Подобное положение свидетельствует о том, что в настоящее время большинство государственных услуг предоставляется на возмездной основе, а принцип безвозмездности выступает в качестве исключения из общего правила и в большинстве случаев характерен лишь для муниципальных услуг.

  1. Предоставляя отдельные виды услуг, составляющие компетенцию специально уполномоченных органов государственной власти, государство тем самым реализует основные цели и задачи его формирования. Следует отметить, что одной из основных задач образования государства является обеспечение прав и законных интересов его граждан. В этой связи закономерным представляется исполнение своих обязанностей государством на безвозмездной основе.

Возмездность предоставления соответствующих услуг указывает на договорный характер взаимоотношений государства и заявителя, что предполагает иной порядок регулирования и реализации государственных и муниципальных услуг. Однако государство в императивном порядке устанавливает порядок предоставления тех или иных видов услуг, что указывает на невозможность применения к ним договорных начал, установленных гражданским законодательством, т.е. сам принцип возмездности предоставления государственных и муниципальных услуг противоречит основам деятельности государства.

В этой связи представляется целесообразным разграничение содержания предоставляемых услуг на закрытые и открытые. Открытость сведений, составляющих содержание конкретной услуги, предполагает безвозмездное их предоставление заинтересованным субъектам. Перечень сведений, отнесенных к категории закрытых, может предполагать соблюдение ряда специальных требований, обусловленных Законом, в том числе и возмездный характер их предоставления, и ограниченный круг субъектов и т.п.

Несмотря на приоритет безвозмездного предоставления государственных и муниципальных услуг, данный порядок реализуется по остаточному принципу, т.е. только в отношении тех видов услуг, применительно к которым не установлено требование об уплате специального сбора, пошлины и т.п. Причем безусловной компетенцией в вопросах взимания платы обладают нормативные акты о налогах и сборах, что вытекает из существа ч. 2 настоящей статьи. В настоящее время комплексное регулирование основных аспектов платности государственных услуг осуществляется Налоговым кодексом РФ, который определяет не только размер и порядок уплаты сбора, пошлины, но и перечень услуг, за предоставление которых такая плата взимается. Общие положения платности предоставления государственных и муниципальных услуг определены гл. 25.3 НК РФ, которая указывает на необходимость уплаты государственной пошлины.

  1. Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с соответствующих субъектов, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Тем самым НК РФ предусматривает возможность безвозмездного предоставления услуг лишь консульскими учреждениями РФ, не раскрывая при этом видов таких услуг.

В большинстве случаев возмездный характер предоставления государственных и муниципальных услуг предполагает необходимость предварительной оплаты деятельности соответствующего органа власти и предоставления подлинника платежного документа при обращении за предоставлением соответствующей услуги. Данный порядок характерен для большинства видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые сначала взимают плату и лишь затем осуществляют деятельность, не гарантируя при этом качество оказания соответствующих услуг. Так, зачастую кадастровые палаты, а также территориальные управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) предоставляют в качестве результата оказания государственной услуги отказ в предоставлении запрашиваемых заявителем сведений. Такой отказ по общему правилу признается надлежащим исполнением государственной услуги, хотя необходимый результат при этом не достигнут — сведения заявителем не получены. В результате практика деятельности большинства органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о том, что для достижения желаемого результата заявителю необходимо неоднократно обращаться в уполномоченный орган, каждый раз оплачивая в полном размере государственную пошлину. Тем самым возмездный характер предоставления отдельных услуг не свидетельствует и не гарантирует их качества, что в ряде случаев способствует злоупотреблениям специалистов на местах и недобросовестности при исполнении ими служебных обязанностей.

Обязанность уплаты государственной пошлины или иного сбора возлагается на заявителя, в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Причем при оказании большинства государственных или муниципальных услуг не соблюдаются общие требования к таким субъектам, в частности, к их право- и дееспособности. Фактически услуги могут быть предоставлены и недееспособным лицам, лишь бы была оплачена государственная пошлина. Указанный формальный подход к соблюдению нормативных предписаний указывает на прямое нарушение норм действующего законодательства.

  1. Особый порядок предусмотрен в отношении юридических лиц. По общему правилу, установленному гражданским законодательством, расчеты между юридическими лицами осуществляются путем перечисления средств с расчетного счета. В отношении большинства государственных и муниципальных услуг указанное требование не соблюдается и учитывается государственная пошлина, оплаченная руководителем или иным уполномоченным субъектом. Заявителем в данном случае выступает юридическое лицо, а его обязанность по уплате обязательного платежа исполняет иной субъект — физическое лицо. В практике деятельности большинства органов государственной власти указанный порядок признан недопустимым. Однако при предоставлении рассматриваемых услуг используется в большинстве случаев, поскольку предполагает затраты меньшего количества времени на совершение финансовой операции. Данное обстоятельство также свидетельствует о формализме уполномоченных субъектов при реализации ими своих обязанностей.

В соответствии с требованиями действующего законодательства государственная пошлина уплачивается за:

— государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

— совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

— при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

— совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

— совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, связанных с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

— государственную регистрацию юридического лица и иных юридических фактов, связанных с его деятельностью, в том числе прекращение деятельности;

— государственную регистрацию средств массовой информации;

— совершение регистрационных действий подразделениями Федеральной миграционной службы РФ;

— государственную регистрацию объектов недвижимости, прав на них и сделок с ними;

— государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий;

— выдачу учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса;

— совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;

— государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;

— иные виды юридически значимых действий.

Анализ положений налогового законодательства свидетельствует о том, что необходимость уплаты государственной пошлины сопровождает значительное большинство случаев взаимодействия заявителя и органа власти или местного самоуправления. Так, в отношении предоставления соответствующих услуг юридическим лицам государственная пошлина подлежит уплате при совершении регистрации действий, предоставлении сведений, а также внесении каких-либо дополнений и изменений в представленные сведения.

  1. Возмездность оказания услуг характеризует деятельность уполномоченных органов по следующим направлениям:

— предоставление сведений заявителю;

— внесение сведений о нем в соответствующий реестр;

— выдача специальных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности, если таковые являются обязательными;

— выдача свидетельств, сертификатов и иных документов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих юридические факты.

Анализ изменений в действующее законодательство, устанавливающих возможность возмездного предоставления отдельных услуг, свидетельствует о том, что в последние годы отмечается тенденция расширения перечня услуг, предоставляемых за плату, т.е. тем самым нивелируется принцип безвозмездности, предусмотренный ч. 1 настоящей статьи. Одновременно указанная тенденция противоречит ч. 3 настоящей статьи, которая предполагает сокращение возмездных государственных и муниципальных услуг, предполагая необходимость взимания платы за их предоставление впредь до отмены соответствующего нормативного предписания, устанавливающего возмездность отдельных видов услуг.

  1. Часть 3 настоящей статьи устанавливает ряд ключевых моментов в вопросе платности предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно оплата производится:

— за счет средств заявителя;

— в соответствии с прямым нормативным предписанием;

— в размере, установленном законом.

Тем самым, несмотря на отсылочность положений ч. 2 настоящей статьи, рассматриваемые предписания осуществляют непосредственное регулирование порядка уплаты государственной пошлины или иного сбора. Одновременно рассматриваемые положения определяют правовые основы возмездного оказания отдельных видов услуг, которые устанавливаются применительно к категории таких услуг. Так, правовое регулирование платности оказания государственных услуг осуществляется федеральными законами и иными нормативными актами, а также нормативными актами, что не в полной мере соответствует требованиям законодательства, поскольку применение в качестве средства правового регулирования нормативных актов субъектов РФ указывает на возможность различия предоставления услуг в рамках отдельных субъектов. Так, например, в одном регионе такие услуги предоставляются на платной основе, в других — безвозмездно, т.е. фактически ущемляются права заявителей в таких субъектах РФ. В этой связи представляется целесообразным ограничение правового регулирования предоставления государственных услуг исключительно нормативными актами федерального уровня, которые могут быть как законодательными, так и подзаконными. Предоставление муниципальных услуг регламентируется как федеральными нормативными актами, так и актами органов местного самоуправления, что предопределено спецификой таких услуг.

Положения настоящей статьи направлены на определение требований к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Однако сущность и содержание рассматриваемых положений направлены на определение пределов правового регулирования возмездности предоставления услуг без регламентации при этом требований к заявителю и порядку взимания с него платы. В большинстве случаев вопросы взимания платы характеризуются отсылочностью к предписаниям налогового законодательства и не предусматривают особенностей применения норм данного Закона в вопросах взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code