Статья 7.2. Межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия

Комментарий к статье 7.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Межведомственный запрос выступает в качестве основного средства осуществления взаимодействия, поскольку позволяет определить перечень и объем истребуемой информации, а также сроки исполнения запроса.

Положения настоящей статьи направлены на определение внутреннего содержания межведомственного запроса с целью конкретизации его структуры и упрощения порядка осуществления взаимодействия органов власти, местного самоуправления и подведомственных организаций.

Содержание межведомственного запроса должно определять перечень и объем необходимой для предоставления государственной или муниципальной услуги информации, а также ряд дополнительных сведений, необходимых для ее предоставления заявителю. Поскольку указанные сведения в большинстве случаев находятся в ведении органов государственной власти, органов местного самоуправления или подведомственных организаций, то они подлежат истребованию на основании межведомственного запроса у уполномоченного субъекта. Однако при этом Закон не ограничивает возможность заявителя в части добровольного представления таких документов и информации. В этой связи межведомственный запрос направляется компетентному органу или организации в случае непредставления аналогичной информации непосредственно заявителем.

  1. В качестве одного из элементов межведомственного запроса Закон предусматривает необходимость указания на базовый государственный информационный ресурс, в целях которого запрашиваются документы и информация. Перечень таких ресурсов был сформирован и утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах». В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах» указанное распоряжение утратило силу. Однако Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 нового перечня базовых ресурсов не предусматривает, ссылаясь на ресурсы, включенные в перечень ранее действовавшим нормативным актом. Таким образом, в настоящее время в вопросе определения перечня базовых информационных ресурсов и ссылки на них в межведомственном запросе существует так называемый «правовой вакуум», когда старые нормы отменены, а новые не приняты. В подобной ситуации следует учитывать ранее сформированный перечень ресурсов, несмотря на утрату юридической силы самим нормативным актом, которым он был сформирован. В подобной ситуации межведомственный запрос должен отражать указание на один из следующих базовых информационных ресурсов, для формирования и ведения которого запрашивается информация:

— Единый государственный реестр налогоплательщиков;

— государственный кадастр недвижимости;

— Единый государственный реестр юридических лиц;

— Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

— Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— реестр регистрации автомототранспортных средств;

— адресный реестр.

Межведомственный запрос может отражать ссылку и на ресурсы, содержащие сведения:

— индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования;

— учета выданных, утраченных и похищенных паспортов гражданина РФ;

— регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства;

— миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с требованиями законодательства РФ межведомственный запрос может и должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа (организации), направляющего запрос, что позволяет определить субъекта, в адрес которого должен быть направлен ответ, а также установить наличие правомочий в части направления такого межведомственного запроса;

2) наименование органа или организации, в адрес которых направляется запрос, способствует определению компетенции органа или организации в части представления необходимой информации и документов. Отсутствие такого указания не позволяет исполнить запрос ввиду отсутствия субъекта, в обязанности которого вменяется исполнение запроса. Обозначение органа или организации может быть полным или сокращенным, но должно содержать возможность достоверной идентификации субъекта;

3) наименование услуги, для предоставления которой необходимо получение документа или информации, а также идентификатор такой услуги в реестре. Указание наименования и номера услуги в реестре способствует определению необходимости и правомочности истребования информации или документа, поскольку указанные сведения могут быть получены органом государственной власти, органом местного самоуправления либо подведомственной организацией только в целях предоставления соответствующей услуги. В этой связи истребуемая информация должна быть предусмотрена перечнем документов, обязательных для предоставления соответствующей услуги, и являться необходимым условием установления юридических фактов, выступающих основанием для предоставления услуги;

4) правовые основы межведомственного взаимодействия. В данном случае речь идет о необходимости определения правового предписания, определяющего необходимость и обязательность получения указанной в запросе информации и документов для предоставления государственной или муниципальной услуги. Правовые основы предполагают указание на пункты, части, статьи нормативного акта, определяющего необходимость направления межведомственного запроса и получения определенной им информации и документов. Наименование нормативного акта предполагает соблюдение общих требований, в части определения даты принятия документа и его регистрационного номера, т.е. сведений, позволяющих идентифицировать законодательный акт в системе правовых предписаний;

5) сведения, представление которых обусловлено административным регламентом. Данная категория сведений в отличие от иных указанных категорий направлена на определение сущности предоставляемой государственной или муниципальной услуги, а также определение особенностей ее предоставления. В частности, административные регламенты определяют основные требования к документации по предоставлению государственной или муниципальной услуги, которые обосновывают необходимость направления запроса и получения соответствующей информации, например, Приказ Федеральной миграционной службы от 29 августа 2013 г. N 364 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» предусматривает необходимость представления сведений о законном представителе несовершеннолетнего иностранного гражданина, а также сведений о принадлежащих иностранному гражданину жилых помещениях на территории РФ;

6) контактная информация для направления ответа на запрос, по своей сути, представляет отдельные аспекты наименования органа или организации, направившей запрос. В большинстве случаев межведомственный запрос, как и большинство иных документов, изготавливается на официальном бланке того органа или организации, которая его инициировала. Бланк предполагает отражение юридического адреса уполномоченного субъекта, а также иных средств взаимодействия: телефона, факса и т.п. Определение контактной информации в рамках самого запроса предполагается лишь в случаях, когда юридический и фактический адрес субъекта, направившего запрос, не совпадают либо он должен быть направлен по иному адресу;

7) дата направления запроса и срок ожидаемого ответа на запрос представляют собой технические параметры запроса, которые определяют момент принятия решения о направлении запроса на получение необходимой информации, а также необходимый момент исполнения запроса. Указанные сроки имеют юридическое значение, поскольку в одном случае срок выступает в качестве юридического факта, порождающего правоотношения, в другом — прекращающего правоотношения. Действующее законодательство устанавливает жесткие сроки предоставления государственных и муниципальных услуг, соблюдение которых требует определения и соблюдения сроков направления межведомственных запросов и получения ответов на них. В этой связи такой срок не может быть более срока, установленного законом для предоставления государственной или муниципальной услуги. Положения настоящей статьи устанавливают общий срок исполнения запроса и направления ответа на него уполномоченному органу или организации. Указанный срок не может превышать пять рабочих дней с момента получения запроса. В этой связи возникает необходимость отражения в рамках запроса не только даты его направления, но и даты его получения уполномоченным субъектом, т.е. регистрации входящих документов. С момента такой регистрации начинается течение общего срока исполнения запроса, установленного настоящей статьей. Определение срока исполнения запроса выступает в качестве диспозитивного предписания, предусматривающего возможность его изменения нормативными предписаниями специального закона, регламентирующего порядок предоставления отдельных видов государственных и муниципальных услуг, а также иными нормативными актами, как федерального, так и регионального уровня;

8) сведения о лице, подготовившем и направившем межведомственный запрос. Такие сведения включают в себя как личные, так и служебные данные такого субъекта. К личным данным относятся его фамилия, имя и отчество, что позволяет определить персонального субъекта в случае возникновения вопросов по существу направленного запроса, а также в отношении необоснованности направления запроса. К числу служебных данных Закон относит должность лица, направившего запрос, а также его телефон и адрес местонахождения органа или организации, в которой осуществляется деятельность инициатора запроса. Указанные сведения позволяют установить правомочность субъекта на инициирование запроса, а также возможность установления связи по всем вопросам, возникающим в ходе исполнения запроса, что позволяет упростить процедуру его исполнения;

9) информацию о получении согласия заявителя на использование предоставленной им информации в целях обеспечения возможности предоставления ему государственной или муниципальной услуги. Указанное положение является отсылочным и указывает на получение согласия в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона. Как свидетельствует практика деятельности отдельных органов государственной власти, в большинстве случаев речь идет о согласии на обработку и использование персональных данных, т.е. личных сведений о заявителе. Указанное требование вытекает из существа правовых предписаний ФЗ «О персональных данных».

Положения ч. 1 настоящей статьи предусматривают указанный перечень сведений в качестве закрытого, не подлежащего расширительному толкованию. Однако перечень характеризуется как основной, что предполагает возможность отражения и иных сведений, затрагивающих, в частности, сущность запрашиваемых сведений и документов.

  1. Межведомственный запрос может быть направлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Общие требования, установленные ч. 1 настоящей статьи, в большинстве случаев распространяются лишь на документарную форму запроса. Часть 2 настоящей статьи прямо предусматривает отсутствие необходимости указания сведений, определенных ч. 1 настоящей статьи, в электронном запросе, направляемом с использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия или аналогичных региональных систем.

Основным требованием к электронному запросу выступает определение даты направления запроса, а также срока его исполнения. Электронные документы заверяются электронной подписью лица, его направившего, т.е. того должностного лица, которое приняло решение о направлении соответствующего запроса о предоставлении информации и документов, тем самым расшифровка электронной подписи позволяет идентифицировать субъекта, направившего запрос, и орган или организацию, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. В этой связи содержание электронного запроса предполагает отражение сущности истребуемой информации или документов, а также периода, в течение которого такой запрос должен быть исполнен. Электронный документооборот в значительной мере упрощает систему межведомственного взаимодействия, установленную настоящим Законом в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанные общие требования подлежат применению как в отношении федеральной системы межведомственного взаимодействия, так и в отношении региональных систем, подключенных к единой системе межведомственного информационного взаимодействия.

  1. Немаловажное значение в осуществлении межведомственного взаимодействия имеет и срок его реализации, поскольку его соблюдение обусловливает и возможность надлежащего и своевременного предоставления заявителю государственной или муниципальной услуги. Поскольку межведомственное взаимодействие направлено на получение уполномоченным субъектом необходимой ему информации или документов, то такой срок должен быть по продолжительности менее срока предоставления государственной или муниципальной услуги. Однако положения ч. 3 настоящей статьи определяют, что ответ на запрос должен быть получен в течение пяти рабочих дней с момента его направления.

Следует заметить, что для большинства государственных и муниципальных услуг также установлен данный период их предоставления, например государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставление сведений из Государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.п. Применение единого срока зачастую вызывает трудности в реализации уполномоченным органом своих обязанностей. Так, нередко возникает ситуация, когда регистрация юридического лица осуществляется в день выдачи документов заявителю, поскольку проверка обоснованности и законности использования юридического адреса создаваемого юридического лица проводится на основании запроса в рамках межведомственного взаимодействия в общий срок, предусмотренный настоящей статьей. Тем самым и государственная услуга по государственной регистрации юридического лица, и предоставление регистрирующему органу необходимой информации в отношении юридического адреса такого субъекта должны быть реализованы в срок не позднее пяти рабочих дней.

Также следует обратить внимание, что течение срока начинается с момента наступления юридического факта, которым для государственной регистрации является подача документов заявителем в регистрирующий орган, а для проверки юридического адреса — с момента поступления запроса о проведении такой проверки. Направление запроса возможно лишь после получения заявления о предоставлении государственной услуги, т.е. после получения необходимого пакета документов регистрирующим органом. Подобная ситуация требует пристального внимания к осуществлению межведомственного взаимодействия в рамках предоставления государственной или муниципальной услуги. В настоящее время практика деятельности большинства уполномоченных на предоставление таких услуг субъектов обеспечивает реализацию межведомственного взаимодействия незамедлительно, например, регистрирующий орган, только принимая документы на регистрацию юридического лица, одновременно формирует и запрос на предоставление необходимой для данной государственной услуги информации.

Указанный в ч. 3 настоящей статьи срок является общим и применяется во всех случаях, когда отсутствуют специальные предписания о сроках предоставления государственных и муниципальных услуг, а также осуществления межведомственного взаимодействия. Наличие специального предписания указывает на его непосредственное применение к тем правоотношениям, для которых он установлен. Одновременно такое специальное требование закона или иного нормативного акта исключает возможность реализации общего срока, предусмотренного настоящей статьей. Например, специальный срок предусмотрен для аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Указанный срок составляет 25 дней с момента регистрации документов в Минюсте РФ.

Положения настоящей статьи направлены на определение структуры и содержания межведомственного запроса в рамках электронного документооборота, что позволяет сформировать единую систему запросов информации и документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также подведомственных организаций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code