Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 7.1 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи направлены на определение основных требований к порядку осуществления межведомственного информационного взаимодействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, с иными субъектами, в том числе подведомственными организациями. Несмотря на то что понятие межведомственного взаимодействия является сравнительно новым, Закон не предусматривает реального механизма его осуществления, а лишь адаптирует его к электронному документообороту, в частности предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме предопределяет необходимость и возможность представления и получения необходимой информации и документов также в форме электронного документа, что предполагает перевод системы межведомственного взаимодействия в электронную форму. Следует обратить внимание, что электронная форма взаимодействия является лишь одной из допустимых форм, но не рассматривается в качестве единственной, исключительной.

Положения настоящей статьи, определяющие порядок электронного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, носят общий характер и определяют лишь наиболее значимые аспекты такого взаимодействия. Конкретизация положений Закона осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия».

Указанная система формируется в качестве федерального информационного ресурса с подключением к ней аналогичных региональных систем. Основанием осуществления электронного взаимодействия выступает межведомственный запрос органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги, либо подведомственной организации.

Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Предусматривая возможность осуществления взаимодействия в электронной форме, Закон одновременно определяет и круг субъектов, которым предоставлена возможность его реализации. К числу участников межведомственного информационного взаимодействия Закон относит совокупность лиц, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг, т.е. не ограничивается лишь органами государственной власти или местного самоуправления, а охватывает и многофункциональные центры и иных участников рассматриваемых правоотношений.

  1. В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций РФ:

— разрабатывают электронные сервисы и поддерживают их работоспособность;

— поддерживают работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;

— осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия;

— обеспечивают достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.

Доступ органов и организаций к электронным сервисам для осуществления информационного взаимодействия через систему взаимодействия предоставляется для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на эти органы и организации нормативными правовыми актами. В отношении сведений, носящих открытый характер, такой доступ не может быть ограничен. Однако существенные ограничения действующее законодательство устанавливает в отношении документов и информации, ограниченных в обороте, т.е. в отношении которых установлены специальные ограничения по использованию и предоставлению третьим лицам. В частности, ст. 7 комментируемого Закона предусматривает необходимость получения письменного согласия заявителя в отношении персональных данных, составляющих государственную или налоговую тайну.

Однако ч. 2 настоящей статьи предусматривает существенное ограничение в отношении всех видов информации и документов, предоставляемых в рамках электронного взаимодействия органам, оказывающим государственные или муниципальные услуги. Указанные сведения и документы в рамках использования системы электронного межведомственного взаимодействия смогут предоставляться исключительно для целей предоставления заявителю государственной или муниципальной услуги, причем в большинстве случаев указанные сведения могут использоваться лишь для предоставления конкретной услуги, за которой обратился заявитель.

Вторым основанием получения информации и документов является ведение базовых государственных информационных ресурсов, что также непосредственно направлено на обеспечение надлежащего предоставления государственных и муниципальных услуг посредством отражения объективной и достоверной информации об объектах услуг.

Таким образом, комментируемый Закон, предоставив свободу осуществлению межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, как предоставляющих государственные или муниципальные услуги, так и иных органов, обладающих необходимой информацией, а равно подведомственных им организаций, в значительной мере ограничил свободу указанных субъектов. В частности, такое ограничение свободы выражается в возможности осуществления взаимодействия исключительно в рамках межведомственного запроса в отношении предоставления государственной или муниципальной услуги, за которой обратился заявитель для целей предоставления такой услуги. Истребование информации для иных целей или информации, которая не является необходимой и обязательной, недопустимо.

Ведение базовых государственных информационных ресурсов указывает на необходимость детализации общих положений настоящего Закона применительно к порядку их формирования и использования. Однако положения ч. 2 расширяют перечень таких положений, включая в них требования к актуализации ресурсов. Указывая на необходимость формирования таких требований, Закон между тем определяет лишь наиболее общие из них, формируя норму в качестве отсылочной. Определение и утверждение совокупности требований в отношении базовых ресурсов относится к ведению высшего исполнительного органа государственной власти — Правительства РФ. Указанная инициатива была реализована уполномоченным субъектом в рамках Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах», которым в том числе утверждены и Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов.

Согласно общим предписаниям Закона требования должны отражать две основных категорий сведений:

— меры, направленные на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных. Данная категория сведений имеет специальное правовое регулирование в рамках предписаний ФЗ «О персональных данных». Роль требований сводится к необходимости выработки специальных правил использования базовых информационных ресурсов, однако Правительство РФ в Постановлении от 14 сентября 2012 г. N 928 также отсылает к предписаниям ФЗ «О персональных данных», т.е. к общим правилам защиты персональных данных;

— меры по защите информации в соответствии с законодательством РФ. Сама формулировка Закона в данном случае указывает на отсылочный характер данных предписаний, которые определяются законодательством РФ. В данном случае речь идет о комплексе правовых предписаний, закрепленных ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иными нормативными актами.

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 одновременно утверждены и Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов, которые также предусмотрены ч. 2 настоящей статьи, предусматривающей необходимость формирования реестра базовых государственных информационных ресурсов. Понятие реестра в данном случае охватывает собой ряд общих положений и может быть рассмотрен как:

— систематизированная совокупность сведений о базовом государственном информационном ресурсе, представленная в виде паспорта базового государственного информационного ресурса;

— перечень наименований уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и на создание которых федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы государственных внебюджетных фондов уполномочены в соответствии с федеральными законами, а также перечень идентификаторов этих сведений.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Минкомсвязь РФ обеспечивает доступ к сведениям, содержащимся в реестре, через интерфейс федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение одного дня с даты их внесения в указанный реестр.

В рамках комментируемых норм также следует отметить, что распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2014 г. N 793-р утверждена Концепция методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, основной целью которой является определение и правовое закрепление основных подходов, правил, методов и способов систематизации и кодирования информации, направленных на улучшение качества взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.

Для достижения поставленной в указанной Концепции цели необходимо:

— классифицировать виды информационных ресурсов в Российской Федерации, а также установить понятия соответствующих видов информационных ресурсов;

— установить сферы, в которых необходимо создание информационных ресурсов для обеспечения систематизации и кодирования информации;

— определить подходы к взаимосвязи информационных ресурсов исходя из необходимости исключения многократного ввода дублирующейся информации в различные информационные ресурсы;

— определить подходы к упрощению порядка взаимодействия физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии установления взаимосвязи между информационными ресурсами;

— установить общие подходы к порядку создания, ведения, изменения и применения ответственными органами государственной власти и органами местного самоуправления информационных ресурсов;

— определить подходы к применению информационных технологий, направленных на обеспечение автоматизации процессов, связанных с взаимодействием информационных ресурсов между собой;

— определить перечень мероприятий, необходимых для реализации задач, предусмотренных Концепцией.

Для достижения цели и решения поставленных задач предложенная в Концепции методология систематизации и кодирования информации будет основана на следующих принципах:

— исключение дублирования процедур сбора и обработки информации органами государственной власти и органами местного самоуправления с обеспечением однократного ввода информации и обеспечением ее обработки в режиме реального времени посредством применения современных информационных технологий;

— обеспечение преемственности идентичной информации об объектах и субъектах правоотношений в информационной среде Российской Федерации;

— обеспечение максимальной открытости и доступности информационных ресурсов для эффективного использования и управления информацией заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.

Решение задач методологии в сфере систематизации и кодирования информации предполагается осуществить путем формирования комплексной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и кодирования информации в Российской Федерации, в два этапа:

1) на I этапе (2014 — 2015 годы) в целях создания нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и кодирования информации на федеральном уровне, предлагается решение следующих задач:

— принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы систематизации и классификации информации на федеральном уровне;

— внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием указанных нормативных правовых актов;

2) на II этапе (2016 — 2017 годы) в целях создания нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и классификации информации на всех уровнях Российской Федерации, предлагается решение следующих задач:

— принятие федерального закона, регулирующего вопросы систематизации и кодирования информации в Российской Федерации и устанавливающего правила, аналогичные нормативному правовому акту Правительства Российской Федерации (на I этапе) для федерального, регионального и муниципального уровней;

— внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием соответствующего федерального закона.

По итогам реализации Концепции предусматривается обеспечить:

— актуальность сведений об объектах и субъектах правоотношений в различных информационных ресурсах;

— исключение повторного и многократного ввода одних и тех же сведений в информационные ресурсы, ранее представленные в иные информационные ресурсы;

— однозначность идентификации объектов и субъектов правоотношений при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти;

— минимизацию затрат, связанных с ведением и поддержанием в актуальном состоянии различных информационных ресурсов.

Одним из существенных условий осуществления электронного межведомственного взаимодействия является использование базовых информационных ресурсов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах».

Базовыми государственными информационными ресурсами являются указанные в перечне, утвержденном вышеназванным распоряжением Правительства РФ, государственные информационные ресурсы, содержащие идентификаторы, позволяющие получить из этих и иных государственных информационных ресурсов сведения о лице и (или) об объекте, необходимые для предоставления государственных или муниципальных услуг (исполнения государственных или муниципальных функций).

К базовым ресурсам, используемым при предоставлении государственных услуг, относятся:

— Единый государственный реестр юридических лиц;

— Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

— адресный реестр;

— реестр регистрации автомототранспортных средств;

— Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— государственный кадастр недвижимости;

— Единый государственный реестр налогоплательщиков;

— иные ресурсы.

Последующее расширение перечня базовых информационных ресурсов может в значительной степени изменить и совокупность средств идентификации заявителя. Однако указанные в перечне средства и сведения выступают в качестве основных, характерных для любого заявителя на получение государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с правилами, определенными указанными нормативными актами, формируются и региональные информационные ресурсы, составляющие самостоятельную часть федеральной системы электронного межведомственного взаимодействия, однако особенности их формирования могут определяться органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Таким образом, на федеральном уровне определены лишь общие требования к системе электронного взаимодействия, которые корректируются на региональном уровне с учетом особенностей отдельных регионов и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг на их территории. Уполномоченным на формирование региональных систем субъектом выступает высший исполнительный орган региона. Однако указанное правило подлежит применению лишь в тех случаях, когда отсутствуют специальные предписания федеральных законодательных актов, определяющих особенности формирования отдельных региональных систем либо отдельных информационных ресурсов конкретного субъекта РФ.

На необходимость формирования единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия указывает и ч. 5 настоящей статьи, определяющая порядок ее формирования. В частности, федеральная система взаимодействия строится на основе объединения региональных систем, регламентирующих предоставление государственных и муниципальных услуг в отдельных регионах России. Однако совокупность государственных услуг, предоставляемых на территории РФ, свидетельствует об исключительной компетенции федеральных органов государственной власти в отношении отдельных видов услуг, например связанных с регистрацией средства массовой информации, что предполагает выделение в единой системе непосредственно федерального информационного блока, направленного на обеспечение предоставления информации по услугам, составляющим исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти.

  1. В рамках электронного взаимодействия у уполномоченного субъекта возникает потребность в получении информации как открытого характера, так и ограниченной в обороте. В силу действующих ограничений участники электронного взаимодействия обязаны соблюдать правила оборота такой информации и документов. Нормы ч. 3 настоящей статьи направлены на определение особенностей использования документации и информации, составляющей отдельные виды охраняемых законом тайн, а также имеющих иные ограничения в использовании. Сведения, ограниченные в обороте, предполагают специальный порядок их получения и использования, в том числе получение согласия их обладателя на обработку таких данных и представление их третьим лицам. Действующее законодательство предусматривает несколько видов тайн, подлежащих специальной охране со стороны государства, в том числе государственная, коммерческая и т.п. Следует обратить внимание, что в качестве отдельной категории такой информации закон выделяет налоговую тайну, указывая тем самым на значимость данной информации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

По смыслу ч. 3 настоящей статьи предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, органам государственной власти, предоставляющим государственные услуги, органам местного самоуправления, предоставляющим муниципальные услуги, а также подведомственным организациям либо иным лицам указанными субъектами на основании межведомственного запроса не является разглашением налоговой тайны.

Разглашение тайны представляет собой несанкционированную передачу информации и документов, ограниченных в обороте, третьим лицам, которым право использования такой информации и документов не предоставлено.

Разглашение налоговой тайны — это использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. По смыслу указанного определения разглашение налоговой тайны может быть осуществлено только специальным субъектом — должностными лицами налоговых органов, что исключает из данного перечня предоставление информации органами власти и местного самоуправления.

Институт налоговой тайны недостаточно разработан в российской правовой доктрине, что зачастую влечет неопределенность данного понятия и его содержания. Так, в большинстве случаев сведения, составляющие налоговую тайну, относят к категории коммерческой тайны. Ввиду отсутствия предписаний, определяющих содержание информации, составляющей налоговую тайну, указанная информация, как правило, ограничивается требованиями соблюдения коммерческой тайны. Поскольку комментируемый Закон предусматривает необходимость получения согласия заявителя на истребование информации, составляющей его налоговую тайну, то ее получение и использование не может быть рассмотрено в качестве разглашения охраняемой законом тайны. При этом особый режим действует не только в отношении порядка получения указанных сведений, но и применительно к порядку использования такой информации. Она может быть получена исключительно на основании межведомственного запроса и использована только в целях предоставления государственной или муниципальной услуги. Использование такой информации, хотя и полученной в соответствии с предписаниями комментируемого Закона, для иных целей, не связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги, признается разглашением налоговой тайны и влечет применение мер ответственности к субъекту, допустившему такое разглашение.

В сложившейся ситуации возникает необходимость введения специального режима обеспечения сохранности отдельных видов тайн, в том числе налоговой, а также иной ограниченной в обороте информации. Часть 3 настоящей статьи, равно как и иные положения комментируемого Закона, вменяет в обязанность уполномоченных органов и организаций предоставлять истребуемую информацию по межведомственному запросу в рамках электронного взаимодействия. При этом Закон вводит специальный режим такого взаимодействия — предоставление охраняемой информации не является в данном случае разглашением охраняемой законом тайны или нарушением установленного в отношении такой информации специального режима ее охраны. В то же время сохраняются общие ограничения использования такой информации — получившие информацию органы обязаны использовать ее для предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги без дальнейшего разглашения такой информации. Таким образом, использование охраняемой законом информации в рамках межведомственного взаимодействия рассматривается в качестве одного из законных и легитимных способов ее использования с учетом всех иных ограничений, характерных для таких сведений. Указанное положение в полной мере распространяется на все органы, организации и иных субъектов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также услуг, признанных необходимыми и обязательными.

Положения ч. 3 комментируемой нормы следует рассматривать в совокупности с предписаниями ч. 4, из смысла которой вытекает целевой характер истребования и получения информации, ограниченной в обороте. Не является нарушением установленного в отношении такой информации режима передача сведений на основании межведомственного запроса, если такие сведения являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Во всех остальных случаях нарушение установленного режима конфиденциальности такой информации подпадает под действие соответствующих законодательных актов и влечет за собой применение мер ответственности за разглашение тайны.

Часть 4 комментируемой статьи прямо указывает на применение мер юридической ответственности в отношении должностных лиц уполномоченных органов и организаций в случае превышения ими полномочий в части получения доступа к охраняемой законом информации. Традиционно для российского законодательства нормы о применении мер ответственности являются отсылочными. Закон лишь констатирует факт реакции государства на нарушение его требований, которые детализируются специальными кодифицированными актами. В данном случае речь идет о мерах уголовной ответственности, например, по ст. 183 УК РФ. Однако в данном случае речь идет лишь о нарушении коммерческой, налоговой или банковской тайны. Данный вид ответственности охватывает собой и нарушение режима государственной тайны — ст. 283 УК РФ. Таким образом, привлечение должностного лица к ответственности допускается лишь в отношении отдельных категорий тайн, при этом ряд сведений, ограниченных в обороте, также требуют соответствующей реакции государства на нарушение его требований.

  1. Формирование единой системы осуществляется в соответствии с предписаниями федеральных нормативных актов, в том числе комментируемого Закона, а также ряда подзаконных актов. Однако ч. 5 настоящей статьи предусматривает возможность участия в правотворческой деятельности по урегулированию данного аспекта взаимодействия не только органов государственной власти субъектов РФ, но и органов местного самоуправления. Компетенция региональных органов власти в большинстве случаев относится к формированию региональной системы межведомственного взаимодействия. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое регулирование формирования местной системы взаимодействия, которая настоящим Законом не предусмотрена. В этой связи правотворческая деятельность органов местного самоуправления фактически нивелирована, поскольку их роль в принятии региональных нормативных актов, определяющих порядок формирования системы межведомственного взаимодействия, может носить лишь рекомендательный характер, а принять свой акт они могут лишь в отношении местной системы. Тем не менее ч. 5 настоящей статьи предусматривает возможность нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, что предполагает формирование региональной системы межведомственного взаимодействия на основе объединения местных систем.

Указанные правовые предписания носят не только общий характер, но и являются отсылочными, указывают на необходимость разработки и принятия ряда подзаконных актов различного уровня в целях обеспечения реализации предписаний Закона. Правотворческая деятельность федеральных органов власти направлена на формирование единой системы межведомственного взаимодействия, которая охватывает собой деятельность не только федеральных органов власти, но также и органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Такие требования сформированы в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Применение указанного нормативного акта также носит комплексный характер, что предусмотрено ч. 5 настоящей статьи. Положение о единой системе также требует разработки ряда нормативных актов, которые регламентируют отдельные аспекты осуществления межведомственного взаимодействия. В частности, к числу таких нормативных актов может быть отнесен Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27 декабря 2010 г. N 190 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия», а также иные предписания.

В настоящее время большинством субъектов РФ разработаны и утверждены нормативные акты о региональных системах межведомственного взаимодействия, например Постановление правительства Ростовской области от 8 августа 2012 г. N 730 «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области»; Постановление правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 498-ПП «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия города Москвы». Указанные нормативные акты характеризуются как общими, так и особенными чертами. В целом структура большинства постановлений является единой, поскольку они призваны определить совокупность субъектов, участвующих в таком взаимодействии, их права, обязанности и полномочия. Немаловажное место в системе данных предписаний занимают и меры ответственности за нарушение действующих правовых норм. В Ростовской области Положение значительное внимание уделяет общим положениям, например понятию региональной системы, определению перечня ее субъектов и т.п. Правовое регулирование системы, формируемой в г. Москве, в большинстве случаев акцентирует внимание на процессуальных аспектах осуществления межведомственного взаимодействия, определении полномочий и предметов ведения отдельных участников данного процесса.

Общим для всех правовых актов субъектов РФ является трансформация нормативных актов в систему действующих правовых предписаний, но при этом каждый субъект производит ее по особому: метасистема «Электронная Москва» преобразована в региональную систему межведомственного электронного взаимодействия города Москвы; в Ростовской области внедрение региональной системы сопряжено с разработкой ряда иных нормативных актов, например Регламента подключения информационных систем участников информационного обмена к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области, Порядка организации межведомственного электронного взаимодействия и т.п. Таким образом, можно говорить о том, что специфика разработки и реализации региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в основном связана с ее логическим включением в систему действующих нормативных актов субъекта РФ, адаптации в правовой системе, поскольку содержание большинства постановлений, регламентирующих региональную систему, является общим.

Деятельность органов местного самоуправления в части формирования правовых норм, регламентирующих порядок осуществления межведомственного взаимодействия, в значительной степени ограничена настоящим Законом. В их компетенцию входит определение порядка представления и получения документов и информации в рамках межведомственного взаимодействия. Анализ правового регулирования указанных вопросов свидетельствует о том, что нередко органы местного самоуправления подменяются органами субъекта РФ, утверждающими указанный порядок. Таким образом, органы местного самоуправления реализуют предоставленные им полномочия наряду с региональными органами власти. Например, Постановление администрация Ангарского муниципального образования Иркутская области от 13 декабря 2011 г. N 2668-па «Об утверждении Порядка представления и получения документов и информации в рамках межведомственного взаимодействия» направлено на обеспечение межведомственного взаимодействия при направлении межведомственных запросов и предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления муниципальных услуг органами администрации Ангарского муниципального образования. Постановление губернатора Владимирской области от 12 октября 2012 г. N 1161 направлено на определение порядка представления и получения документов и информации органами и структурными подразделениями администрации Иркутской области. Таким образом, основным критерием разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ является их территориальная юрисдикция.

  1. Основным критерием направления межведомственного запроса является истребование информации, находящейся в ведении органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственной организации и т.п. для целей предоставления государственных и муниципальных услуг или ведения базовых информационных ресурсов для целей предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основанием применения мер юридической ответственности к должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления выступает неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственной организации своих должностных обязанностей.

Непредставление или нарушение сроков представления указанной информации не может рассматриваться в качестве основания отказа заявителю в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Однако если такая информация является обязательной и необходимой, то ее непредставление или несвоевременное представление фактически делает невозможным предоставление соответствующей услуги заявителю, что влечет применение мер ответственности к должностному лицу, допустившему указанное нарушение.

Орган государственной власти или местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.

За совершение указанных правонарушений Закон предусматривает не только меры дисциплинарной ответственности, но также указывает на возможности применения к такому лицу административной и иной ответственности. Так, КоАП РФ предусматривает возможность привлечения должностного лица к ответственности за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Указанный состав правонарушения является специальным, однако в отдельных случаях состав правонарушения может быть и иным, например непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса. В отношении отдельных видов государственных и муниципальных услуг могут быть применены и иные составы правонарушений, а соответственно, и различные меры различных видов юридической ответственности.

Положения настоящей статьи конкретизируют порядок осуществления межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в процессе предоставления указанных услуг. Однако наиболее эффективным осуществление взаимодействия будет при условии соблюдения всего комплекса правовых предписаний, установленных действующим законодательством, в том числе и нормативными актами, регламентирующими меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектами обязанностей, вытекающих их сущности межведомственного взаимодействия.

  1. Одним из элементов межведомственного взаимодействия является определение совокупности сведений, которые могут быть затребованы у того или иного органа, организации или иного субъекта. На формирование перечня сведений и органов, уполномоченных на их представление, указывает ч. 7 настоящей статьи. Следует заметить, что в качестве уполномоченного на определение указанных аспектов взаимодействия органа закон определяет Правительство РФ, т.е. ни органы власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не вправе реализовать указанную инициативу. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов РФ, утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1123-р. Распределение информации между органами и организациями определяется их предметной компетенцией.

Следует обратить внимание, что распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1123-р производит разграничение компетенции лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций, т.е. юрисдикция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия формируется по остаточному принципу и в большинстве случаев определяется в соответствии с положением о таком органе, регламентирующем сферу его компетенции. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ осуществляет выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. В этой связи предоставление сведений о выданных разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию в рамках межведомственного взаимодействия составляет компетенцию Минстроя РФ. Аналогичным образом определяется и перечень сведений, представляемых органами государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 8 настоящей статьи перечень сведений, представляемых органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия, определяется нормативным актом соответствующего субъекта РФ. Органам местного самоуправления Закон аналогичные полномочия не предоставил.

Примером нормотворческой деятельности отдельных субъектов РФ выступает распоряжение Правительства Челябинской области от 27 мая 2013 г. N 18-рп «Об утверждении Перечня сведений, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области либо подведомственных органам исполнительной власти Челябинской области или органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти другого субъекта РФ, территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, на территории другого субъекта Российской Федерации». Субъекты РФ определяют перечень предоставляемых сведений по собственному усмотрению, например, в Челябинской области разграничение информации производится по аналогии с федеральным — по органам власти. В Курганской области распределение информации производится по двум основным категориям — органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, причем сфера компетенции местного самоуправления гораздо шире, нежели органов власти субъектов РФ.

В отношении сведений, находящихся в ведении Минюста РФ, устанавливается переходный период — обмен такими сведениями в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется с 1 января 2015 г. К числу сведений, предоставляемых с 2015 г., относятся сведения о государственной регистрации:

— рождения;

— заключения брака;

— расторжения брака;

— смерти;

— установления отцовства;

— перемены имени.

В связи с тем что информация подлежит предоставлению на бумажном носителе, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает требование к составу сведений, указываемых в межведомственном запросе и в ответе на межведомственный запрос.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code