Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Комментарий к статье 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи соответствуют общему правовому принципу «что законом не запрещено, то разрешено», поскольку закон устанавливает закрытый перечень ограничений деятельности уполномоченных субъектов при предоставлении ими государственных или муниципальных услуг. С одной стороны, указанные запреты направлены на предотвращение произвола органов государственной власти и местного самоуправления при реализации ими отдельных функций. С другой же стороны, подобные ограничения свидетельствуют о том, что все иные действия, которые не предусмотрены положениями настоящей статьи, являются дозволенными и фактически такое положение предоставляет неограниченную свободу деятельности соответствующим субъектам.

В большинстве случаев установленные настоящей статьей запреты касаются невозможности получения дополнительных сведений и документов, которые не являются обязательными. В ряде случаев дополнительные документы и сведения могут выступать в качестве пояснений и обоснований данных, представленных для получения государственной либо муниципальной услуги. Несмотря на сущностное значение таких юридических фактов, закон однозначно запрещает требовать от заявителя их предоставления. Однако при этом закон не ограничивает свободу действия самого заявителя, который по собственной инициативе вправе представить необходимые, по его мнению, документы и сведения. На практике органы, осуществляющие предоставление государственных и муниципальных услуг, расширительно трактуют положения настоящей статьи, распространяя ее запрет не только на самих себя, но и на заявителей. В частности, при государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии принимают лишь установленный действующим законом перечень документов, хотя их перечень и является открытым, зачастую иные документы до государственного регистратора не доходят. В ряде случаев такая деятельность сопровождается приостановлением государственной регистрации либо отказом в государственной регистрации.

Исходя из предписаний настоящей статьи, предусмотренный ею запрет распространяется и на уполномоченный орган, и на заявителя. В этой связи представляется целесообразным определить правомочия заявителя по представлению дополнительных сведений и документов, если они имеют непосредственное отношение к предмету запрашиваемой государственной или муниципальной услуги.

  1. Пункт 1 ч. 1 настоящей статьи выступает в качестве реализации принципа законности в сфере государственных и муниципальных услуг. В частности, Закон запрещает требовать представления документов и информации, не предусмотренных действующими нормативными актами. Данное положение распространяется на правила, установленные как настоящим Законом, так и иными нормативными актами, регламентирующими порядок предоставления (оказания) отдельных видов государственных или муниципальных услуг.

В соответствии с Административным регламентом предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 22 июня 2012 г. N 87н для предоставления государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, в инспекцию представляются:

— подписанное заявителем уведомление о начале процедуры реорганизации по утвержденной форме;

— решение о реорганизации.

Таким образом, комментируемое положение является абстрактным и лишь в самых общих чертах определяет правовые основы деятельности органов государственной власти или местного самоуправления в вопросе оказания ими соответственно государственных либо муниципальных услуг, включая в нее не только законы, но и ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих оказание отдельных видов услуг.

В целом комментируемое положение направлено на унификацию правовых предписаний в области оказания государственных или муниципальных услуг, в частности в вопросе установления единых требований к необходимой документации и информации. Специальные нормативные акты устанавливают перечень документов, подлежащих представлению заявителем для достижения цели оказания соответствующей услуги.

Положения настоящей статьи являются логическим продолжением соответствующих перечней, поскольку запрещают их расширительное толкование. В рамках данного положения законодателем предпринята попытка интегрировать комментируемый Закон в систему действующих нормативных актов.

  1. Особое место в рассматриваемой правовой норме занимает п. 2 ч. 1 настоящей статьи, устанавливающий запрет истребования у заявителя документов и информации, находящихся в распоряжении органов власти и местного самоуправления. Данное положение выступает в качестве частного случая действия запрета, установленного п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, который, в свою очередь, носит общий характер по отношению к рассматриваемому положению.

Закрепление в рамках законодательного положения запрета истребования у заявителя документов и информации, не установленной в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежит применению в отношении всех видов документов и информации, независимо от ее обладателя. Особо следует обратить внимание на запрет требования от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. В настоящее время в полной мере данная правовая норма не реализуется, большинство органов и организаций принимают запрос на предоставление государственной или муниципальной услуги лишь при условии представления таких документов. В полной мере данное ограничение может быть реализовано лишь в рамках полномасштабного внедрения государственной информационной системы государственных и муниципальных услуг, в рамках которой каждый из субъектов сможет самостоятельно получить сведения о произведенных заявителем платежах.

Аналогичный запрет действует и в отношении действий и согласований, необходимых для получения необходимой услуги. По логике Закона заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган. Все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления заявителю услуги.

  1. Заявитель самостоятельно оценивает необходимость предоставления того или иного документа, принудительное истребование которых уполномоченными органами запрещено. Заявитель представляет органу государственной власти или местного самоуправления перечень обязательных документов, применительно к отдельным видам услуг, а также и иные документы, которые считает необходимым представить. Таким образом, окончательный перечень документов, представляемых для получения государственной или муниципальной услуги, определяется непосредственно самим заявителем.

В целом установление рассматриваемого запрета направлено на формирование единой системы органов власти и их взаимодействие в вопросе предоставления необходимой информации для оказания государственных или муниципальных услуг. Именно на развитие данного направления была ориентирована политика «одного окна», в рамках которой заявитель обязан лишь предоставить минимальный перечень документов, в первую очередь заявление на оказание соответствующей услуги. Все иные документы могут быть истребованы в компетентных органах власти (самоуправления).

Документы, включенные в общий перечень, могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Практика деятельности большинства органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, свидетельствует о том, что до настоящего времени приоритет отдается бумажному носителю информации. Представление документов в электронной форме допускается лишь в отношении услуг, предоставляемых в аналогичной форме.

Особое внимание уделяется соблюдению требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»), причем, если в большинстве нормативных актов акцент делается на получении согласия субъекта на обработку его персональных данных, то нормы ч. 3 настоящей статьи рассматривают указанные требования в широком смысле, вменяя в обязанность заявителя предоставить согласие на обработку персональных данных третьих лиц, потребность в использовании которых возникает в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. Причем следует заметить, что ни один перечень документов, регламентированный применительно к отдельным видам услуг, таких документов не предусматривает. Тем самым в рамках общего предписания Закон в значительной степени расширяет перечень документов, одновременно ограничивая ряд прав и свобод правообладателей. Например, сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными; запрашивая данные по конкретному объекту, заявитель получает информацию не только о фамилии, имени, отчестве (наименовании) правообладателя, но и о размере его доли в общем имуществе и т.п. Однако согласия на распространение указанных персональных данных уполномоченный орган ни у кого не запрашивает. В этой связи следует учитывать, что персональные данные могут входить в состав информации открытого доступа, не требующей получения согласия на ее обработку, либо она может относиться к числу информации ограниченного доступа, распространение, как и обработка, которой осуществляется исключительно с согласия ее владельца (обладателя), например, сведения о регистрации физического лица по месту жительства могут быть предоставлены уполномоченной организацией третьему лицу лишь с согласия самого субъекта персональных данных. Еще одним примером реализации данной нормы является исключение персональных данных участников юридического лица в выписке из ЕГРЮЛ, в настоящее время она отражает лишь информацию о фамилии, имени, отчестве и идентификационном номере налогоплательщика субъекта. Паспортные данные исключены из общего доступа, причем они исключены из выписки, предоставляемой не только третьим лицам, но и самому юридическому лицу, участником которого является данный субъект. Таким образом, в настоящее время уполномоченные органы в большинстве случаев не требуют предоставления согласия на обработку персональных данных третьего лица, а стараются максимально исключить их использование.

Особое внимание следует обратить на положения ч. 4 настоящей статьи, предусматривающей исключение из общего правила, т.е. случаи, в которых получения согласия на обработку персональных данных субъекта не требуется. Согласие обладателя персональных данных не требуется в случае получения такой информации для служебного пользования, т.е. для целей предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанное исключение подлежит применению исключительно в рамках деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, причем как в отношении информации, имеющейся в распоряжении таких органов, так и применительно к сведениям, истребуемым ими на основании межведомственного запроса.

Получения согласия на обработку персональных данных не требуется в случаях:

— передачи сведений органу, предоставляющему государственную или муниципальную услугу, при условии, что такие данные имеются в распоряжении данного органа. Как правило, первичное представление персональных данных уполномоченному органу производится самим заявителем и сопровождается получением от него согласия на их обработку. Повторное согласие на их обработку и распространение не требуется;

— в случае регистрации субъекта на едином портале государственных и муниципальных услуг субъект также добровольно вносит сведения о себе, одновременно выражая свое согласие на обработку персональных данных в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, а также передачу таких данных в рамках межведомственного взаимодействия. Аналогичное правило действует и при регистрации субъекта на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Во всех остальных случаях обработка и использование персональных данных должны быть сопряжены с получением согласия обладателя таких данных на совершение с ними указанных операций. Неполучение такого согласия, в том числе и в отношении третьего лица, является нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь ФЗ «О персональных данных».

  1. Положения ч. 5 настоящей статьи являются логическим продолжением требований охраны и защиты персональных данных, однако сфера их реализации гораздо шире, поскольку речь идет об информации, ограниченной в доступе. Закон вменяет в обязанности всех органов и организаций, в той или иной мере задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечение режима конфиденциальности любой информации, ограниченной в обороте. Такая информация может быть затребована лишь в соответствии с необходимостью предоставления услуги, т.е. исключительно для служебного использования и достижения результата своей деятельности. Использование такой информации также носит ограниченный характер — исключительно для предоставления услуг. В случае если уполномоченный орган имеет возможность надлежащим образом предоставить услугу без получения ограниченной в доступе информации, он обязан избегать запрос таких сведений.

Устанавливая режим конфиденциальности информации, Закон фактически вводит его в качестве одного из основанных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг. Причем реализация данного принципа осуществляется по совокупности с принципом гласности, открытости информации. Введение режима конфиденциальности в данном случае обусловлено специальным характером самой истребуемой информации.

В первую очередь конфиденциальность предполагает ограниченный круг субъектов, которым предоставляется доступ к ограниченной в обороте информации, т.е. она предоставляется не органу, а конкретному должностному лицу, обеспечивающему предоставление услуги, т.е. тем самым ограничивается возможность использования информации даже в рамках одного органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченной организации.

Уполномоченный орган обязан обеспечить сохранность информации не только на протяжении всего периода ее использования, но и в течение установленного срока хранения документации, содержащей такую информацию, т.е. уполномоченный орган или организация обязаны обеспечить сохранность информации, в том числе и посредством организации архивного хранения документов по ранее предоставленным услугам.

Директива N 95/46/ЕС, Директива N 2002/58/ЕС рассматривают принцип конфиденциальности с точки зрения установления дополнительных запретов и ограничений использования отдельных категорий информации. Такие ограничения могут выражаться в запрете просмотра, записи или хранения, а также других способах получения или распространения такой информации, осуществляемых без согласия самого обладателя данной информации.

Декларируя реализацию принципа конфиденциальности в рамках рассматриваемых правоотношений, Закон между тем оставляет за рамками своего регулирования его содержания, поскольку действующее российское законодательство четкого определения данного понятия не предусматривает, что позволяет варьировать его содержание.

Обработка и распространение персональных данных третьих лиц в процессе предоставления государственной или муниципальной услуги предполагает:

— доступ к таким сведениям;

— обработку персональных данных.

Поскольку в данном случае затрагиваются интересы третьих лиц, не являющихся участниками процесса предоставления услуги, то согласие таких субъектов должно отражать непосредственно согласие на обработку персональных данных в отношении каждого субъекта, а также право действовать от его имени в процессе предоставления услуги.

Закон относит указанное требование как в отношении третьих лиц, так и применительно к деятельности законных представителей, хотя согласно Семейному кодексу РФ, полномочия законных представителей в отношении представляемых ими лиц не могут быть переданы иным субъектам. Таким образом, дача согласия законным представителем на обработку персональных данных представляемого им лица, а также передача права действовать от его имени противоречат общим правилам семейного законодательства. Сами представляемые субъекты не могут давать согласие на обработку их персональных данных, что предполагает осуществление указанных полномочий их законными представителями. Однако указанное право распространяется лишь на дачу согласия на обработку персональных данных, но передача права действовать от имени представляемого иному субъекту недопустима. В этой связи в целях устранения указанного противоречия представляется целесообразным привлечение в качестве третьего лица самого законного представителя.

В отношении порядка представления указанных документов, подлежат применению общие правила, установленные настоящим Законом, т.е. согласие может быть представлено как в форме документа на бумажном носителе, так и в электронной форме. Независимо от формы изложения, документы обладают равной юридической силой.

Одновременно Закон предусматривает одно существенное ограничение в отношении персональных данных третьих лиц. Получение согласия законного представителя является обязательным во всех случаях такого представительства, за исключением признания лица безвестно отсутствующим. По общему правилу, такое лицо правомочно самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности до отмены судебного акта о признании гражданина безвестно отсутствующим либо признании его умершим в установленном порядке.

Статус безвестно отсутствующего свидетельствует о том, что лицо в полной мере дееспособно, но не находится в месте своего постоянного жительства, о нем отсутствуют какие-либо сведения. Однако факт отсутствия его или сведений о нем в месте постоянного жительства не является основанием для лишения такого гражданина дееспособности. В этой связи лишить дееспособности гражданина может лишь решение суда о признании такого гражданина умершим. С момента принятия такого решения наследники вправе давать согласие на обработку персональных данных лица, признанного умершим. При этом Закон не регламентирует ситуации, связанные с отменой указанного судебного решения о признании гражданина умершим и восстановлением его в правах. По общему правилу в указанной ситуации необходимо получение согласия самого субъекта, но к моменту восстановления его в правах предоставление государственной или муниципальной услуги может быть завершено, и на момент ее предоставления правомочными субъектами выступали наследники гражданина, т.е. обладали правом дачи согласия на обработку его персональных данных. Таким образом, в случае восстановления гражданина в правах и отмены решения о признании его умершим получения согласия такого субъекта на обработку его персональных данных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг не требуется.

  1. К числу документов, подлежащих обязательному представлению заявителем для получения государственной или муниципальной услуги, закон относит:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, в том числе военнослужащих, иностранных граждан, лиц без гражданства. Перечень таких документов определен действующим законодательством. Основным документом, удостоверяющим личность российского гражданина, выступает его гражданский паспорт, который в ряде случаев может быть заменен и иным документом, предусмотренным федеральным законом. Однако в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в качестве удостоверения личности признаются лишь паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и военный билет. Водительское удостоверение и иные документы, отнесенные к числу удостоверяющих личность, большинством органов государственной власти не признаются в качестве удостоверяющих личность, что ущемляет права российских граждан. Органы местного самоуправления в данном случае более лояльны и соблюдают предписания законодательных актов в части определения документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В большинстве случаев подобная ситуация затрагивает лишь граждан РФ, поскольку в отношении иных субъектов перечень документов, удостоверяющих личность, характеризуется императивностью и предусматривает единственный документ: для иностранных граждан — паспорт иностранного государства, а также разрешение на пребывание на территории РФ; для военнослужащих таким документом выступает военный билет, а для лиц без гражданства — вид на жительство. Указанные документы позволяют идентифицировать личность заявителя и определить возможность предоставления ему государственной или муниципальной услуги, за которой он обратился;

2) документы воинского учета, в большинстве случаев речь идет о военном билете, который выступает в качестве удостоверения личности военнослужащего и может быть истребован от заявителя лишь в отношении отдельных видов государственных и муниципальных услуг;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния. В данный перечень входят любые свидетельства, выдаваемые органами ЗАГС, устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданское состояние заявителя. В частности, к числу данного вида документов относятся свидетельство о рождении, которое является основанием для выдачи паспорта гражданину РФ по указанным в нем реквизитам. Изменения в паспортные данные гражданина могут быть внесены и на основании свидетельства о регистрации брака. Любые правоотношения прекращаются с момента смерти гражданина, что подтверждается свидетельством о смерти. В большинстве случаев указанные документы истребуются при предоставлении муниципальных услуг, хотя не исключено их представление и в отношении государственных услуг;

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Как правило, регистрация по месту жительства отражена в документах, удостоверяющих личность гражданина, например в паспорте. Однако действующее законодательство различает регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Как правило, регистрация по месту пребывания характерна для лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, а при длительном пребывании на территории России и для иностранных граждан. Такие документы определяют место нахождения заявителя, что является обязательным условием предоставления большинства государственных и муниципальных услуг. В состав обязательных указанная категория документов входит лишь до 31 декабря 2014 г., по истечении установленного Законом периода необходимые сведения подлежат истребованию в рамках межведомственного информационного взаимодействия и не являются обязательными для представления их заявителем. В данном случае реализована оговорка ч. 6 настоящей статьи — если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. Поскольку в данном случае имеется специальное правовое предписание федерального закона, то оно подлежит неукоснительному соблюдению и исключает действие общего положения п. 4 ч. 6 настоящей статьи;

5) документы, подтверждающие предоставление субъекту специального права на управление транспортным средством соответствующего вида. Закон предусматривает лишь необходимость предоставления водительского удостоверения, однако перечень государственных и муниципальных услуг предполагает более широкую трактовку данного положения, определяя его как обязанность предъявления документов, подтверждающих предоставление заявителю специального права. Подобный подход позволит адаптировать требования действующего законодательства и комментируемого Закона в первую очередь к конкретному перечню услуг;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида. Указанная категория документов свидетельствует о предоставлении заявителю права управления таким транспортным средством, поскольку непрохождение техосмотра выступает основанием для применения к такому субъекту мер административной ответственности. Таким образом, фактически указанное положение дублирует предыдущее;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы. Перечень указанных документов достаточно широк, детальный анализ указанного положения свидетельствует о том, что для предоставления соответствующей услуги заявитель должен представить уполномоченному органу не только паспорт транспортного средства и свидетельство на него, но и иные документы. Абстрактность формулировки в части определения перечня документов зачастую позволяет необоснованно его расширять. В большинстве случаев при предоставлении муниципальных услуг, а также государственных услуг перечень документов на транспортное средство и его агрегаты сводится лишь к регистрационным документам, выдаваемым структурными подразделениями ГИБДД МВД РФ или заводом-изготовителем;

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.

В большинстве случаев представление указанных документов является необходимым при назначении пенсии либо отдельных видов пособий гражданам РФ. Между тем нормативное предписание содержит двойственность положений: трудовой стаж представляет собой сведения о периоде осуществления трудовой деятельности, тем самым он выступает в качестве одной из основных составляющих данного понятия. Таким образом, документы, подтверждающие трудовой стаж и трудовую деятельность, как правило, являются едиными. Так, в качестве таких документов выступают трудовая книжка работника, а в необходимых случаях справка с места работы или из архивного учреждения, подтверждающая факт трудовой деятельности и период ее осуществления. В отдельных случаях факт трудовой деятельности может подтверждаться и документами о заработной плате, поскольку начисление заработной платы указывает на наличие трудовых отношений с данным субъектом и осуществление им трудовой деятельности у конкретного работодателя.

Подтверждением несчастного случая на производстве выступает акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Указанный акт при условии его правильного составления и оформления является основанием для назначения пенсии по инвалидности либо иных предусмотренных законодательством выплат со стороны внебюджетного фонда. Наличие профессионального заболевания подтверждается соответствующим медицинским заключением. Каждый из указанных в данной категории документов направлен на определение обязанности Фонда социального страхования РФ, а в ряде случаев и Пенсионного фонда РФ производить начисления и выплату пенсий и пособий, обусловленных наступлением определенных событий.

Рассматриваемая категория документов по своей сути представляет собой документы о трудовой деятельности заявителя, которые охватывают собой и период осуществления такой деятельности, и вид деятельности, и размер заработной платы или иного вознаграждения работника и т.п.;

9) документы об образовании, профессиональной квалификации, ученых степенях, ученых званиях, прохождении обучения. В большинстве случаев такие документы являются исключением из общего правила, поскольку носят специальный характер и могут быть истребованы лишь в отношении услуг, связанных с трудовой деятельностью заявителя. Указанные документы носят частный характер и могут быть представлены заявителем лишь в отношении небольшого круга услуг;

10) документы, выдаваемые медицинскими учреждениями, независимо от формы собственности такого учреждения. Указанные документы носят исключительный характер и могут предоставляться лишь в отношении медицинских услуг, которые в большинстве случаев отнесены к категории муниципальных. Законодательство об охране здоровья граждан РФ, а также о защите персональных данных указывает на особый статус такой информации: она может быть представлена заявителем добровольно либо только в отношении медицинских услуг в специализированные учреждения;

11) архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле РФ. Указанное положение затрагивает деятельность как государственных, так и муниципальных архивов и подлежит применению лишь в тех случаях, если основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения подлежит длительному или постоянному архивному хранению и истек срок хранения иными субъектами до передачи на архивное хранение. Перечень архивных документов определяется применительно к отдельным видам услуг, в большинстве случаев муниципальных;

12) документы органов дознания, следствия и судебные акты. Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает, что решение, приговор или определение суда являются основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения. В этой связи указанные документы являются непосредственным основанием предоставления государственной или муниципальной услуги и должны быть представлены заявителем. Одновременно судебные акты находятся в ведении специальных органов государственной власти, судов или арбитражных судов, т.е. не могут быть истребованы органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги по смыслу комментируемого Закона. Документы, выданные органами следствия, дознания или оформленные ими, как правило, выступают в качестве правопорождающего или правопрекращающего юридического факта, в связи с чем имеют принципиальное значение для совершения ряда юридически значимых действий. Например, для предоставления услуги по государственной регистрации факта смерти необходимо представление уполномоченному органу справки установленной формы о факте и обстоятельствах смерти лица. Справка оформляется и выдается органом дознания или следствия.

Судебные акты носят открытый характер и доступны любому заинтересованному субъекту в рамках интернет-ресурсов соответствующей судебной инстанции, тем не менее закон одновременно запрещает требовать от заявителя представления документов, находящихся в ведении органов государственной власти и иных субъектов, определенных настоящей статьей, а с другой стороны, относит их к числу документов, на которые указанное правило не распространяется;

13) учредительные документы юридического лица по своей сути представляют документы, удостоверяющие «личность» юридического лица, в связи с чем по общему правилу они должны быть предоставлены уполномоченному на оказание соответствующей услуги органу.

В состав данной категории документов действующее законодательство относит устав (хотя и не является учредительным документом в силу закона, но зачастую истребуется уполномоченными органами в рамках данной категории), свидетельства о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия руководителя, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако в ряде случаев органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, необоснованно расширяют указанный перечень. Так, в случае государственной регистрации прав юридического лица на недвижимое имущество помимо указанных учредительных документов обязательному представлению субъектом подлежит информационное письмо органов статистики о присвоении кодов деятельности. Ни один из действующих нормативных актов не относит указанный документ к числу учредительных. Практика деятельности территориальных подразделений Росреестра также свидетельствует об отсутствии необходимости представления указанного документа, но единый портал государственных и муниципальных услуг в качестве обязательного документа предусматривает и информационное письмо, что, по сути, является прямым нарушением предписаний действующего законодательства;

14) решения, заключения и разрешения органов опеки и попечительства направлены на обеспечение и защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц, в том числе и в отношении действий их законных представителей. Однако указанные документы также находятся в ведении органов местного самоуправления, а в отдельных случаях органов государственной власти, что подпадает под действие общего запрета, установленного настоящей статьей. Между тем для получения указанного документа предусмотрена специальная процедура согласования, что предполагает активное участие в ней законных представителей несовершеннолетнего субъекта, и документ, выданный по результатам такой процедуры, может быть представлен уполномоченному органу только самим заявителем. Кроме заявителя, которым в данном случае выступает сам несовершеннолетний либо его законный представитель, никакой иной субъект не вправе инициировать получение такого решения, разрешения либо заключения;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Представление указанных документов обусловлено отсутствием сведений об объектах, в отношении которых они выданы. Представление указанных документов обусловлено необходимостью сплошного учета объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы. Сплошной учет позволит избежать двойственности информации о таких объектах, а также исключить ошибки и неточности в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Последующего представления правоустанавливающих документов в отношении объектов, внесенных в ЕГРП, не требуется. Как правило, правоустанавливающим документом является свидетельство о праве собственности или ином праве, в том числе и обременениях на конкретный объект недвижимости. Свидетельство выдается на основании совершения регистрационных действий лишь его обладателю. Иным субъектам может быть выдана выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в ряде случаев также может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на соответствующий объект недвижимости;

16) документы, выдаваемые учреждениями медико-социальной экспертизы. Данная категория документов включает в себя, как правило, заключение МСЭК об установлении инвалидности или отказе в ее установлении. Использование указанных документов носит ограниченный режим в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства об охране здоровья и о защите персональных данных;

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий. В данном случае Закон обязывает заявителя представить документы, выступающие основанием для оказания социальной поддержки, начисления пенсии, установления доплат или выплат конкретному субъекту. В этой связи обязанность представления такой документации возлагается непосредственно на самого заявителя. Более того, он сам заинтересован в их представлении. В большинстве случаев представление указанных документов осуществляется в рамках предоставления муниципальных услуг. Указанная категория документов неразрывно связана с документацией о трудовой деятельности гражданина и назначением ему пенсии. Особенностью ее является лишь тот факт, что она охватывает ограниченное количество видов трудовой и приравненной к ней деятельности, например военной службы, государственной или муниципальной службы и т.п.;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия. В настоящее время указанная категория документов является необходимым условием для получения пенсионных и иных льгот. В отдельных случаях такие документы предоставляют дополнительные или специальные льготы для получения государственной или муниципальной услуги, т.е. в настоящее время данная категория документов не получила достаточного распространения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;

19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Указанные документы по своей сути представляют собой «экономическую перепись» предприятий, позволяющую оценить уровень и объемы оборотов и затрат. Перечень услуг, требующих представления указанных документов, является достаточно ограниченным и в большинстве случаев невостребованным в настоящее время.

Учитывая общие требования комментируемого Закона, заявитель должен представить только те документы, которые не могут быть получены иным путем, в частности его заявление на получение соответствующей услуги, поскольку только наличие такого заявления является основанием для деятельности уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления по оказанию услуги. Во всех иных случаях уполномоченные на оказание государственных или муниципальных услуг органы обязаны действовать самостоятельно в соответствии с их предметной компетенцией и предметом ведения иных субъектов.

  1. Положения ч. 6.1 настоящей статьи переносят общие правила и ограничения, предусмотренные на федеральном уровне, на региональные и муниципальные услуги. В частности, субъекты РФ и муниципальные образования вправе в рамках собственного правового регулирования установить запрет на истребование у заявителя документов и информации, имеющихся в распоряжении уполномоченных органов и организаций, обеспечивающих предоставление услуг. Следует обратить внимание, что Закон предоставляет возможность нормативного регулирования указанного ограничения в рамках не только регионального или местного закона, но и иного нормативного акта, в частности акта высшего исполнительного органа власти субъекта РФ и т.п. В рамках данного положения проявляется максимальная свобода деятельности и нормотворчества регионов и муниципалитетов в определении порядка осуществления межведомственного взаимодействия и взаимодействия с заявителем в рамках предоставления государственной или муниципальной услуги. Одновременно подобная свобода выбора — «может быть предусмотрена реализация» позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям вводить ограничения с учетом их технических и кадровых возможностей. Так, нередко муниципальные образования, особенно в сельской местности, сталкиваются не только с проблемой осуществления межведомственного электронного взаимодействия ввиду отсутствия необходимой и соответствующей требованиям техники, но и с отсутствием специалистов, которые могут в полной мере обеспечить получение необходимой информации, минуя заявителя. В этой связи внедрение общих федеральных запретов в регионах и на местах осуществляется поэтапно, по мере их подготовленности к осуществлению отдельных направлений деятельности.

Следует также заметить, что Закон, указывая на возможность введения ограничения в части истребования документов, ограничивает эту возможность территориально. Запрет может быть введен лишь в случае, если необходимые документы имеются у органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, располагающихся и осуществляющих деятельность в пределах территории того же самого субъекта. Тем самым Закон исключает указанное правомочие в рамках межрегионального взаимодействия. Поскольку в данном случае речь идет о сотрудничестве органов различных субъектов РФ, то непосредственному применению к таким отношениям подлежат федеральные правовые нормы, в первую очередь ограничения, предусмотренные комментируемым Законом.

  1. Специальные требования установлены в отношении предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Инициирование предоставления услуги в электронной форме осуществляется посредством направления заявителем сведений из документов, которые должны быть им представлены. В практике деятельности большинства органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, такая процедура сводится к заполнению бланка заявления, отражающего наиболее значимые сведений. Однако предоставление указанного заявления в отношении отдельных видов услуг требует нотариального удостоверения, применительно к электронной форме Закон подобного требования не предусматривает.

Часть 7 настоящей статьи предусматривает диспозитивное предписание, которое подлежит применению лишь при условии, если иное не предусмотрено законодательными актами, регламентирующими предоставление отдельных видов государственных и муниципальных услуг. Таким образом, комментируемый Закон определяет лишь общие требования к оформлению и представлению документов для получения государственной или муниципальной услуги с учетом специальных требований, установленных лишь в отношении конкретной услуги.

Инициирование процесса предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме предполагает использование единого портала услуг, который содержит бланки заказов и заявлений на предоставление соответствующей услуги. Однако несмотря на необходимость заполнения формы, данная процедура зачастую вызывает трудности в ее практической реализации. Так, например, при оформлении заявления на получение заграничного паспорта гражданином РФ не определен порядок его заполнения, что не позволяет определить периоды жизни гражданина, подлежащие отражению в рамках заявления. Комментируемый Закон не предусматривает необходимости заполнения бланкового заявления и лишь указывает на необходимость представления основных сведений, содержащихся в документах, обязательных для представления в уполномоченный орган. Формулировка ч. 7 настоящей статьи указывает на возможность представления таких сведений и в иной форме, которая большинством органов государственной власти и местного самоуправления не принимаются по причине несоответствия формы.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code