Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Комментарий к статье 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится перечень обязанностей органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

Обязанности (англ. duties) — совокупность правомочий, образующих статус органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены правом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают обязанности <23>.

———————————

<23> URL: http://www.pravoteka.ru/enc/1444.html.

 

К органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия (более подробно о статусе органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, см. комментарий к ст. 1).

Обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, корреспондируют с правами заявителей (более подробно о правах заявителей при получении государственных и муниципальных услуг см. комментарий к ст. 5).

К обязанностям органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, относятся:

1) обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Качество административно-управленческих процессов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, местных администрациях может быть улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий. Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг и административных регламентов, что позволит:

а) повысить качество государственных и муниципальных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей;

б) повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

Необходимо также решать задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов публичных услуг, созданию и ведению реестров (перечней) государственных и муниципальных услуг, разработке стандартов данных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями публичных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти;

2) обязанность обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Одной из задач является размещение актуальных, достоверных, легко доступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений. Решение поставленной задачи осуществляется посредством создания системы порталов публичных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных и муниципальных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями.

Среди требований, предъявляемых к порталам публичных услуг, следует отметить:

— обеспечение доступности любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организованы таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление;

— содержать включение сведений об общем перечне (реестре) государственных и муниципальных услуг, подробную и систематизированную информацию о каждой услуге, а также о возможности предоставления данных услуг в электронной форме;

— обеспечение возможности получения необходимых достоверных форм документов, направления запросов и уведомлений, которые не требуют идентификации отправителя;

— должны обеспечение возможности электронного взаимодействия при получении публичных услуг заявителей с органами государственного и муниципального управления с использованием электронной подписи;

3) обязанность предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию.

В комментируемой статье перечисляются органы и организации, участвующие в данном межведомственном взаимодействии:

а) органы, предоставляющие государственные услуги (органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ);

б) органы, предоставляющие муниципальные услуги (органы местного самоуправления);

в) подведомственные государственным органам организации, участвующие в предоставлении государственных услуг;

г) подведомственные органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении муниципальных услуг;

д) многофункциональные центры.

Одной из форм межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг является межведомственный запрос (более подробно о межведомственном запросе см. комментарий к ст. 7.2).

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, предоставляют и получают документы безвозмездно, за исключением следующих документов: удостоверяющих личность гражданина РФ; воинского учета; о государственной регистрации актов гражданского состояния; подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства и т.п. (более подробно см. комментарий к ст. 7);

4) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями комментируемого Закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Перечень обязанностей органов, предоставляющих публичные услуги, является открытым. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с комментируемым Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (более подробно см. комментарий к ст. 3).

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень обязанностей организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления и участвующих в предоставлении публичных услуг (более подробно о статусе данных организаций см. комментарий к ст. 1). Такие организации обязаны:

1) предоставлять в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и многофункциональных центров документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, многофункциональных центров такие документы и информацию;

2) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями комментируемого Закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Обязанности организаций, подведомственных органам государственного управления или органам местного самоуправления, и участвующих в предоставлении публичных услуг, в некоторых пунктах схожи с обязанностями органов, предоставляющих государственные и муниципальное услуги, но в целом они значительно уже. Например, такие организации в отличие от органов, предоставляющих государственные и муниципальное услуги, не обязаны иметь административные регламенты и обеспечивать возможность получения заявителем публичной услуги в электронной форме.

 

Статья 6.1. Участие в межведомственном информационном взаимодействии Банка России

 

Комментарий к статье 6.1

 

  1. Начало взаимодействию банков и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) было положено реализацией решения правительственной подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (см. подробнее: «Черный ящик» от Компании «АйДиСистемс» // Аналитический банковский журнал. 2013. N 5 (208). URL: http://www.abajour.ru/files/106-109_208.pdf). Решение комиссии в мае 2012 года позволило исполнить «Подходы к реализации тестового обмена документами (сведениями) между государственными органами и кредитными организациями, Банком России с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия» (см. URL: http://gosuslugi.kck.ru/documents/10147/14704/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_13_3.PDF).

Четыре пилотных банка (ОАО Банк «ВТБ», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Банк «Санкт-Петербург», ОАО «СКБ-Банк») и четыре пилотных ведомства (Росреестр, ФНС, ФМС и ФССП России) успешно справились с тестовым обменом, и в результате было опубликовано распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2012 г. 1471-р. Данное распоряжение утвердило перечень сведений, доступных для обмена между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями. Указанное распоряжение, а также нормы ч. 4 ст. 21.3 комментируемого Закона, устанавливающие, что кредитные организации обязаны взаимодействовать с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), определили полный (на тот момент) список ведомств и документов, которыми могут обмениваться федеральные органы исполнительной власти и банки.

Осталось дело за малым — разрешить кредитным организациям быть участниками системы межведомственного электронного взаимодействия. В конце 2012 г. было принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Таким образом, банки получили легитимную возможность подключаться к СМЭВ, появились обязательства по подключению к СМЭВ (и впоследствии к ГИС ГМП), появились сервисы, доступные для обмена с банками (см. также письмо Банка России от 24 марта 2014 г. N 08-45-7/1651 «По вопросу о взаимодействии кредитных организаций с ГИС ГМП» (URL: http://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_-9809245/); письмо Банка России от 5 июня 2013 г. N 101-Т «Об осуществлении территориальными учреждениями Банка России мероприятий по сбору информации о реализации кредитными организациями положений части 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и части 8 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; письмо Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 18 сентября 2013 г. N П13-06-12910 «Разъяснения по процессу подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия»).

  1. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в рассматриваемый Закон была введена ст. 6.1, вступившая в силу с 1 сентября 2013 г. и закрепившая право Банка России участвовать в межведомственном информационном взаимодействии при оказании им услуг.

Конституция РФ (ст. 75) устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и закрепляет в качестве основной его функции защиту и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России участвует в межведомственном информационном взаимодействии в порядке, установленном комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 7.1).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code