Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Комментируемая статья содержит перечень прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.

Под заявителем комментируемый Закон понимает физическое или юридическое лицо либо их уполномоченных представителей, обратившихся в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, либо в соответствующие организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (более подробно см. комментарий к ст. 2).

Права (англ. rights) — совокупность правомочий, образующих статус заявителя <19>. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг возникают из оснований, предусмотренных комментируемым Законом, другими законами и правовыми актами, а также из действий участников отношений, возникающих в процессе организации предоставления публичных услуг, которые хотя и не предусмотрены данными актами, но в силу общих начал могут порождать новые права заявителей. Права при получении государственных и муниципальных услуг, принадлежащие заявителям, осуществляются ими по собственному усмотрению. Отказ заявителей от осуществления принадлежащих им прав при получении государственных и муниципальных услуг, как правило, не влечет прекращения данных прав.

———————————

<19> URL: http://www.iknowit.ru/words/word993.html.

 

Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг корреспондируют с обязанностями органов, предоставляющих данные публичные услуги (более подробно об обязанностях органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, см. комментарий к ст. 6).

  1. К правам заявителей при получении государственных и муниципальных услуг относятся следующие:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления публичной услуги содержится в административном регламенте, который определяется комментируемым Законом как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (более подробно об административных регламентах см. комментарий к ст. ст. 2 и 12).

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержать наименование услуги и наименование органа, предоставляющего услугу; правовые основания, сроки, размер платы и результаты предоставления услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги, а также показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг. Стандарт также может содержать иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме (более подробно о требованиях, предъявляемых к стандартам государственных и муниципальных услуг, см. комментарий к ст. 14);

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина.

Информация (от лат. Informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления. Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством <20>.

———————————

<20> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

 

На всех этапах процесса организации предоставления государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение объективной информации: о видах и объеме предоставляемых публичных услуг; о способах и формах подачи заявителем запроса и иных необходимых документов; о ходе выполнения запроса и результатах предоставления услуги и т.п. (см. комментарий к ст. 10).

В соответствии с комментируемым Законом предусматривается создание единого портала государственных и муниципальных услуг, который обеспечивает доступ заявителей к информации о публичных услугах (более подробно о порталах государственных и муниципальных услуг см. комментарий к ст. 21). Портал государственных и муниципальных услуг — это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (см. комментарий к ст. 2);

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме закреплена в комментируемом Законе в качестве одного из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг (см. комментарий к ст. 4). В соответствии с комментируемым Законом предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме — это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями (см. комментарий к ст. 2).

Согласно комментируемому Закону при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются следующие действия: предоставление информации заявителям о публичных услугах; подача заявителем запроса и иных необходимых документов; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса и результатах предоставления услуги и т.п. (более подробно о требованиях к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме см. комментарий к ст. 10);

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.

Жалоба гражданина — обращение гражданина в органы государственного управления, органы местного самоуправления, судебные органы по поводу восстановления его прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, государственными должностными лицами и должностными лицами местного самоуправления <21>.

———————————

<21> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов, 2009. С. 14.

 

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В Концепции административной реформы 2006 — 2008 годов впервые в Российской Федерации был сделан акцент на право граждан на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц государственного и муниципального управления. Процедура досудебного обжалования направлена на урегулирование возникающих споров и конфликтов граждан и их объединений с органами государственной и муниципальной власти без участия суда. При этом граждане не лишаются права защищать свои законные права и интересы в судебном порядке.

В соответствии с комментируемым Законом раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в обязательном порядке должен содержаться в административных регламентах (см. комментарий к ст. 12).

Внедрение стандартов публичных услуг и административных регламентов предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц.

Для обеспечения полноценной реализации механизмов досудебного обжалования в законодательстве субъектов РФ должны быть предусмотрены:

— порядок досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и должностных лиц в связи с нарушениями стандартов публичных услуг и административных регламентов;

— административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение установленного порядка и сроков предоставления услуг, а также порядка рассмотрения жалоб на некачественные услуги;

— условия и порядок возмещения гражданам и организациям ущерба, нанесенного в результате действий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и должностных лиц;

— механизмы стимулирования государственных и муниципальных служащих за качественное предоставление государственных и муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В рамках проводимой административной реформы в целях повышения качества предоставления публичных услуг при взаимодействии граждан и организаций с органами государственного управления и органами местного самоуправления создаются многофункциональные центры (см. комментарий к ст. 2).

Многофункциональные центры обеспечивают предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в режиме «одного окна».

Принцип «одного окна» — исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной или муниципальной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления публичных услуг <22>.

———————————

<22> URL: http://pgu.spb.ru/mfc/.

 

В соответствии с комментируемым Законом многофункциональные центры осуществляют следующие функции: прием запросов и представление интересов заявителей; информирование заявителей о порядке предоставления публичных услуг; взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам предоставления публичных услуг; прием и обработка информации из информационных систем; выдача заявителям документов и т.п. (более подробно о функциях, правах и обязанностях многофункционального центра см. комментарий к ст. 16).

В настоящее время действуют Правила организации многофункциональных центров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376.

Вместе с тем следует отметить, что некоторые права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг в комментируемом Законе отсутствуют. Например, право подтверждения факта подачи гражданином запроса на получение какой-либо публичной услуги. В ряде ситуаций (например, для обжалования в судебном порядке бездействия государственных и муниципальных органов, подведомственных им организаций и многофункциональных центров, затягивания ими сроков, иных нарушений, возникающих при организации предоставления государственных и муниципальных услуг) граждане могут нуждаться в получении подтверждения совершения ими действий по направлению запроса на получение определенных публичных услуг. Комментируемый Закон четко не указывает, какой именно орган может выдать письменное (принимаемое в суде) подтверждение действий заявителя, направленных для получения государственной или муниципальной услуги.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code