Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг

Комментарий к статье 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. В комментируемой статье содержатся основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. Принципы (от лат. principium — первоначало, основа) — основополагающие начала, закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами <16>. Соответственно, под принципами предоставления государственных и муниципальных услуг можно понимать основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации предоставления публичных услуг, которые определяют статус, характер и содержание деятельности органов, должностных лиц и организаций, предоставляющих данные услуги.

———————————

<16> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов, 2009. С. 47.

 

В сфере предоставления государственных и муниципальных услуг существуют следующие принципы.

  1. Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг, т.е. необходимость соблюдения органами, должностными лицами и организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, требований действующего законодательства.

Принцип правомерности тесно связан с принципом законности, основные требования которого — это соблюдение Конституции РФ и законов, а также соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории РФ; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой <17>.

———————————

<17> Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2002.

 

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

— комментируемым Законом;

— другими федеральными законами;

— иными нормативными правовыми актами РФ;

— законами субъектов РФ;

— иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— муниципальными правовыми актами.

Более подробно о нормативном правовом регулировании отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, см. комментарий к ст. 3.

  1. Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, т.е. лица, нуждающиеся в предоставлении публичных услуг, должны обратиться в соответствующие органы или организации. Это означает, что, во-первых, публичные услуги не оказываются автоматически и, во-вторых, заявителю не нужно получать для обращения какие-либо разрешения.

Для реализации данного принципа комментируемый Закон предусматривает:

— право заявителей на получение государственных и муниципальных услуг своевременно и в соответствии со стандартом предоставления публичных услуг (более подробно о правах заявителей см. комментарий к ст. 5);

— обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять данные услуги качественно в соответствии с административными регламентами и в электронной форме (более подробно об обязанностях органов см. комментарий к ст. 6);

— защита от коррупционных проявлений, например запрет требовать органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами (более подробно о требованиях к взаимодействию с заявителем см. комментарий к ст. 7).

  1. Правомерность взимания с заявителей оплаты предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно:

— государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг;

— платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;

— платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются соответствующими организациями.

Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением закрепленных комментируемым Законом случаев (более подробно о требованиях к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг см. комментарий к ст. ст. 8 и 9).

  1. Принцип открытости означает доступность для заявителя полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг и о деятельности органов, предоставляющих публичные услуги, и организаций, участвующих в предоставлении данных услуг.

Принцип открытости тесно связан с принципом гласности, основными требованиями которого являются:

— обеспечение информированности граждан о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обеспечение доступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местного значения;

— изучение и учет общественного мнения <18>.

———————————

<18> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. С. 24.

 

Отношения, связанные с обеспечением доступа заявителей к информации о деятельности органов государственного и муниципального управления, также регламентируются Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому:

— во-первых, органы государственного и муниципального управления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ;

— во-вторых, лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать причины необходимости ее получения.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» стал серьезным достижением в области обеспечения открытости публичных органов. Однако на практике положения актов, регламентирующих размещение информации о деятельности органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выполнены не в полной мере.

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» определило ряд требований к составу информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и установило необходимость регулярного мониторинга сайтов органов власти. Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность указанных органов более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные выше органы за счет снижения количества поступающих обращений.

На сегодняшний день необходимо обеспечить свободный доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет к содержимому основных федеральных государственных информационных ресурсов и систем, за исключением сведений, которые составляют охраняемую законом тайну, исключив случаи установления платы за предоставление информации из государственных информационных ресурсов в соответствии с ведомственным актами. Необходимо также расширить перечень сведений о проведении государственного (муниципального) контроля, подлежащих обязательному опубликованию на сайтах органов. Должны публиковаться результаты проведения плановых и внеплановых проверок (например, наименований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена или прекращена (по решению суда) либо продукция которых отозвана с рынка), а также статистические данные.

  1. Принцип доступности означает территориальную близость и открытость органов государственного и муниципального управления, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, для всех категорий граждан. Принцип доступности реализуется при:

— обращении заявителя в соответствующие органы и организации за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

— предоставлении соответствующими органами и организациями государственных и муниципальных услуг;

— предоставлении государственных и муниципальных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Под лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются инвалиды и собственно лица с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Лица с ограниченными возможностями здоровья — это не относящиеся к категории инвалидов лица (прежде всего дети) с легкой степенью умственной отсталости, с задержкой психического развития, с речевой патологией или с нарушением слуха и зрения, которые также нуждаются в особой социальной защите.

Реализация принципа доступности предполагает также организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным комментируемым Законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» (более подробно об обязанностях органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, см. комментарий к ст. 17).

  1. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Для реализации данного принципа комментируемый Закон предусматривает:

— право заявителей на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме (более подробно о правах заявителей см. комментарий к ст. 5);

— обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем публичной услуги в электронной форме (более подробно об обязанностях органов см. комментарий к ст. 6);

— установление требований к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (более подробно о требованиях к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме см. комментарий к ст. 10).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») (ст. 8) устанавливается, что доступ к информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг должен быть обеспечен органами государственного управления и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Все принципы предоставления государственных и муниципальных услуг тесно связаны между собой и направлены на повышение качества организации предоставления публичных услуг.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code