Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Положения настоящей статьи предусматривают совокупность основных понятий и их значение применительно к отношениям, составляющим предмет комментируемого нормативного акта. Формирование понятийного аппарата направлено на обеспечение смыслового единства используемой терминологии. Одновременно понятийный аппарат закона ограничен в сфере его применения кругом общественных отношений, регулируемых данным нормативным актом, что предполагает возможность иной трактовки одного и того же понятия при его использовании в иных правоотношениях.

Основным предметом рассматриваемого Закона выступает оказание услуг.

Специфика услуг, определяемых настоящей статьей, сводится к возможности их предоставления органами государственной власти или местного самоуправления, а также иными субъектами, поименованными Законом. В этой связи предоставление соответствующих услуг связано с реализацией отдельных государственных функций либо полномочий муниципалитетов.

Различия в субъектном составе предполагают разграничение услуг на две основные категории:

1) государственные — оказываемые органами государственной власти, причем в большинстве случаев федеральными, хотя действующее законодательство не содержит ограничений по привлечению в соответствующую сферу деятельности;

2) муниципальные — предоставляются муниципальными органами и направлены на реализацию функций местного самоуправления, т.е., помимо субъектного ограничения, данные услуги имеют территориальное ограничение и подлежат исполнению лишь в пределах определенного муниципального образования. Муниципальное образование — по законодательству РФ городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Однако отсутствие специальных указаний в отношении видов муниципальных образований указывает на то, что данный вид услуги относится к компетенции органов местного самоуправления любых муниципальных образований.

Услуги, составляющие предмет правового регулирования комментируемого Закона, представляют собой деятельность по реализации функций уполномоченного органа, которая осуществляется по запросам заявителей и иных уполномоченных субъектов.

  1. Государственные услуги реализуются от имени государства. Государственная услуга — это практически любые действия органа власти, которые он обязан выполнить в отношении гражданина или организации, все, на что получатель имеет право при наличии соответствующих условий, что он вправе потребовать от государства по закону:

— выдача паспорта, пособия;

— регистрация в качестве безработного;

— регистрация недвижимости;

— регистрация СМИ;

— регистрация брака;

— предоставление субсидий, выписок, справок;

— информирование;

— консультирование;

— рассмотрение обращений;

— дача разъяснений;

— иные виды услуг.

Перечень государственных услуг является открытым и не содержит каких-либо ограничений. Однако по смыслу комментируемого положения такие ограничения могут вытекать из существа самого определения государственной услуги, которое предусматривает возможность осуществления указанной деятельности лишь в пределах компетенции соответствующего органа власти, т.е. если осуществление отдельных видов деятельности не составляет предметную компетенцию того или иного органа власти, то ее нельзя считать государственной услугой, соответственно, она не может быть реализована органом государственной власти.

Комментируемый Закон устанавливает исчерпывающий перечень органов, предоставляющих государственные услуги. К ним относятся:

— федеральные органы исполнительной власти — это создаваемые в специальном порядке субъекты, наделенные компетенцией в отдельных сферах деятельности по реализации государственных функций, осуществляющие исполнительную власть от имени Российской Федерации в пределах установленной им компетенции;

— органы государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации отдельных прав граждан. В качестве органов государственного внебюджетного фонда в большинстве случаев выступают его управляющие структуры, осуществляющие текущее руководство деятельностью такого фонда. В качестве органов фонда могут выступать и структурные подразделения фонда, в том числе и обособленные;

— исполнительные органы власти субъектов РФ — специально создаваемые субъекты с определенной компетенцией, осуществляющие свою деятельность и реализующие полномочия в рамках отдельного субъекта РФ, как правило, действуют от имени региона с учетом общих положений разграничения компетенции федеральных и региональных органов власти, установленных Конституцией РФ;

— органы местного самоуправления, в случае передачи им отдельных государственных полномочий. Деятельность данных субъектов направлена на реализацию муниципальных услуг. Однако Конституция РФ и действующее законодательство устанавливают возможность передачи таким субъектам отдельных государственных полномочий и функций с целью повышения эффективности их реализации. Государственными полномочиями одновременно наделяются органы местного самоуправления вида (видов) муниципального образования или отдельного (отдельных) муниципального образования.

Иные субъекты не вправе оказывать государственные услуги, т.е. осуществлять отдельные государственные функции.

Оказание государственных услуг, как и реализация большинства государственных функций, может осуществляться лишь при наличии соответствующих оснований, в качестве которого в данном случае выступает обращение (заявление) гражданина или юридического лица.

Действующая система органов государственной власти РФ предполагает формирование специально уполномоченных органов власти — федеральных агентств, деятельность которых направлена на оказание государственных услуг.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

В отношении каждого федерального агентства установлена ограниченная компетенция, которая не может быть изменена или расширена.

Сфера оказания государственных услуг конкретным субъектом по смыслу настоящей статьи ограничивается предписаниями нормативных актов, что фактически предполагает функциональное ограничение, т.е. в соответствии с установленной предметной компетенцией данного органа власти либо иного указанного в настоящей статье субъекта.

  1. Муниципальные услуги представляют собой родственное понятие применительно к государственным услугам, предусматривая одновременно не только предметное, но и территориальное ограничение сферы их деятельности, которое предполагает осуществление деятельности в пределах конкретного муниципального образования. Муниципальные услуги направлены на решение вопросов местного значения, их примерный перечень определяется применительно к компетенции отдельных органов местного самоуправления.

Основанием для предоставления муниципальной услуги, равно как и государственной, является обращение заявителя. Соответственно заявителю может быть предоставлена лишь та услуга, о которой он просит, применительно к определенному им объекту. Расширительное толкование уполномоченным органом обращения заявителя Законом не допускается.

Инициирование предоставления государственной либо муниципальной услуги отнесено Законом к компетенции заявителя, именно направление им обращения (заявления) выступает поводом к деятельности уполномоченного органа власти или местного самоуправления. Заявителем по смыслу комментируемого Закона является физическое или юридическое лицо, обратившееся в уполномоченный орган за предоставлением государственной либо муниципальной услуги. Права выступать в качестве заявителя лишены органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, поскольку данные субъекты выступают в качестве представителей государства, наделенных правомочиями по реализации соответствующих государственных либо муниципальных услуг.

Независимо от категории заявителя, он должен соответствовать общим требованиям, установленным гражданским законодательством. Прежде всего речь идет о его правоспособности и дееспособности. Понятие правоспособности предполагает возможности субъекта иметь права и обязанности, но, как правило, не свидетельствует о возможности совершения им юридически значимых действий. В этой связи решающее значение в данном вопросе принадлежит дееспособности.

Право- и дееспособность юридического лица возникает одновременно — в момент государственной регистрации юридического лица и прекращается с момента завершения ликвидационной процедуры в отношении данного субъекта либо соответствующей процедуры в деле о банкротстве, влекущей за собой прекращение деятельности юридического лица и исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. Лицо, исключенное из соответствующего государственного реестра, не вправе обращаться за предоставлением государственных либо муниципальных услуг, поскольку оно не обладает правами и не может исполнять обязанности, установленные действующим российским законодательством.

Применительно к физическим лицам, общие правила устанавливают полную дееспособность по достижении гражданином 18 лет, однако в ряде случаев закон предусматривает и возможность наступления дееспособности в полном объеме до достижения указанного возраста. В данном случае Закон наделяет такого гражданина всеми правами и обязанностями, установленными действующим законодательством, что предполагает и предоставление им возможности обращения за предоставлением государственных либо муниципальных услуг.

Таким образом, основным критерием допустимости обращения субъекта за предоставлением указанных услуг являются:

— достижение возраста полной дееспособности;

— отсутствие психических заболеваний, не позволяющих в полной мере осознавать последствия своих действий и нести ответственности за них;

— отсутствие решений судов о признании гражданина недееспособным либо ограниченно дееспособным.

При этом Закон не устанавливает каких-либо специальных требований на случай эмансипации, при которой лицо, хотя и не достигло установленного законом возраста полной дееспособности, но уравнивается в правах решением специально уполномоченного органа. В подобных случаях указанные субъекты обязаны при обращении за предоставлением государственных либо муниципальных услуг предоставить уполномоченному субъекту документы, подтверждающие факт признания его полностью дееспособным.

  1. Комментируемый Закон наделяет возможностью обращения за предоставлением указанных услуг не только граждан РФ, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством, определяя указанных субъектов как категорию физических лиц. В ряде случаев предоставление им соответствующей возможности обусловлено спецификой предоставляемых услуг, например оформление разрешений, получение вида на жительство, вопросы гражданства, получение паспорта, информирование, оформление виз, приглашений и т.п. Поскольку услуги предоставляются уполномоченными субъектами РФ, то независимо от наличия или отсутствия у него российского гражданства предоставление соответствующей услуги осуществляется по правилам, установленным российским законодательством, в первую очередь настоящим Законом.

При соблюдении указанных условий лицо признается заявителем на предоставление государственных либо муниципальных услуг только при условии обращения его в уполномоченный орган с запросом.

Комментируемый Закон допускает возможность такого обращения в устной, письменной либо электронной форме. Независимо от формы обращения, предоставление услуги должно осуществляться в полном объеме, который определен запросом заявителя. В настоящее время большинство уполномоченных органов и организаций осуществляют предоставление государственных либо муниципальных услуг лишь в письменной форме. К числу таких субъектов, в частности, относятся кадастровые палаты, предоставляющие сведения о земельных участках не только по письменному обращению заявителя, но и при условии направления им обращения в установленной форме.

Предоставление услуг по запросу в электронной форме в ряде случаев носит сокращенный характер и сводится к предоставлению запрашиваемых сведений не в полном объеме, в частности, подобная практика сформировалась при направлении электронного запроса о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. В ряде случаев для обращения за предоставлением указанных сведений установлены специальные требования, в частности, электронный запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ от имени юридического лица должен быть направлен с электронной почты заявителя, зарегистрированной на его официальном сайте.

  1. Комментируемый Закон определяет общие правила и положения предоставления государственных и муниципальных услуг, которые конкретизируются в административных регламентах, применительно к каждой конкретной услуге. Закон указывает на специальный характер положений административного регламента, который содержит нормы права и является нормативным актом, т.е. применительно к данному документу применяются общие требования и правила, установленные в отношении всех нормативных правовых актов, в частности, его нормы подлежат применению в отношении всех субъектов, оказывающих и обратившихся за оказанием предусмотренной регламентом услуги без каких-либо ограничений и изъятий. Нормы регламента являются обязательными в течение всего периода действия регламента с момента приобретения им юридической силы и до ее утраты. Однако следует заметить, что административный регламент рассматривается в качестве процессуального акта, поскольку отражает процедуру предоставления услуги и стандарт ее предоставления. Регламенты отражают основные требования к предоставлению услуг, а также к документам, которые должны быть представлены заявителем для исполнения органом государственной власти или иного уполномоченного субъекта полномочий по предоставлению соответствующих услуг.

Административный регламент предоставления государственной услуги устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий уполномоченного субъекта, а также порядок взаимодействия федеральных и территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по реализации государственной либо муниципальной услуги.

Наиболее эффективным предоставление государственных или муниципальных услуг признано в рамках многофункционального центра предоставления услуг. Формирование данного учреждения строится по принципу «единого окна», т.е. возможности предоставления необходимой информации и иных услуг различными субъектами на ограниченной территории. В настоящее время широкое распространение многофункциональные центры получили лишь в отношении предоставления государственных услуг. В ряде случаев формируются единые центры предоставления и государственных, и муниципальных услуг.

  1. Многофункциональный центр рассматривается в качестве организации с соблюдением нормативно установленной организационно-правовой формы (государственного или муниципального учреждения, в том числе являющейся автономным учреждением), тем самым центр рассматривается в качестве юридического лица.

Основным вопросом, возникающим в данной сфере, является отнесение его к категории коммерческих либо некоммерческих. Исходя из общего понятия коммерческих юридических лиц деятельность такого субъекта должна быть направлена на извлечение прибыли и распределение ее между участниками. В данном случае следует говорить об отдельных видах услуг и отдельных субъектах. Так, в частности, региональные управления Росреестра, кадастровые палаты и ряд иных субъектов, осуществляющих деятельность в составе многофункционального центра, предоставляют соответствующие государственные либо муниципальные услуги на платной основе, средства от предоставления услуг направляются в бюджет соответствующего уровня. Поскольку единственным учредителем и участником таких субъектов является государство, то и распределение полученной прибыли осуществляется посредством направления ее в бюджет.

Однако, учитывая структуру центра, закономерным представляется рассматривать его в качестве некоммерческого юридического лица, которое осуществляет коммерческую деятельность для достижения основных уставных целей и задач. Одновременно применение общей классификации юридических лиц в отношении многофункциональных центров является условным, поскольку сам центр включает в себя структурные подразделения отдельных органов государственной власти, местного самоуправления, а также уполномоченные организации, т.е. выступает своеобразным объединением указанных субъектов, объединенных единством целей их деятельности — предоставления государственных либо муниципальных услуг.

  1. В большинстве случаев предоставление услуг, составляющих предмет правового регулирования комментируемого Закона, осуществляется в письменной форме. Однако в соответствии с общей концепцией информатизации общества в последнее время значительное распространение получило и предоставление соответствующих услуг в электронной форме. Указанный порядок предполагает использование информационно-телекоммуникационных технологий и иных средств и позволяет в значительной мере сократить временные затраты на получение запрашиваемой услуги.

В общем виде электронная форма документа может быть реализована лишь посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, понятия которых Закон не раскрывает, детализируя лишь их перечень. Средствами электронного предоставления государственных и муниципальных услуг выступают следующие средства:

1) единый портал государственных или муниципальных услуг, который представляет собой информационный сайт, отражающий перечень предоставляемых услуг, а также порядок обращения за их предоставлением и предоставления. Существенным достоинством портала является предоставляемая им возможность не только ознакомления с предлагаемым перечнем услуг, но и заполнения необходимых документов по предложенному образцу. Однако в большинстве случаев портал носит лишь информативный характер, давая возможность подготовить необходимые документы для обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги к уполномоченному субъекту. Аналогичные порталы формируются и на уровне субъектов РФ. В подобном случае речь идет о региональном портале государственных и муниципальных услуг. В большинстве случаев сфера деятельности региональных порталов ограничивается государственными услугами, предоставляемыми субъектами РФ, а также муниципальных услуг;

2) универсальная электронная карта в настоящее время выступает лишь в качестве законодательного положения и в практику деятельности не введена. Карта представляет собой электронный носитель персональной информации о субъекте, что в первую очередь в значительной мере позволит упростить процедуру предоставления муниципальных услуг, например, телефонной связи, предоставление иных коммунальных услуг и т.п. В отношении государственных услуг применение универсальной электронной карты может выступать лишь как средство идентификации субъекта, однако распространение ее в данной сфере представляется сомнительным. В то же время применение электронной карты характерно лишь для физических лиц, действующее законодательство в настоящее время не предусматривает ее распространение на юридические лица, что ставит указанных субъектов в неравное положение и нарушает общий принцип равенства их прав;

3) иные средства информационно-телекоммуникационных технологий. Отражение в нормах Закона подобного положения направлено на возможность применения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг новых технических средств и технологий для упрощения процесса взаимодействия уполномоченного субъекта с заявителем, сокращения времени, затрачиваемого на предоставление государственной услуги, и т.п.

Тем самым Закон предусматривает открытый перечень средств телекоммуникационного общения с уполномоченными субъектами, что обусловлено постоянным развитием и совершенствованием и техники, и информационных технологий, которые способствуют формированию новых средств электронного взаимодействия уполномоченного субъекта с заявителем. Определение порядка использования таких средств отнесено к компетенции Правительства РФ как специально-уполномоченного органа, определяющего правила реализации отдельных направлений государственной политики.

  1. Портал государственных и муниципальных услуг в рамках комментируемой статьи характеризуется двойственностью его понимания. С одной стороны, он рассматривается в качестве одного из средств электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, с другой — в качестве самостоятельного понятия, формируемого в рамках комментируемого нормативного акта. Портал рассматривается в качестве информационной системы, регулируемой государством, основной целью деятельности которого является предоставление государственных и муниципальных услуг.

Информационная система (ИС) — это вся инфраструктура субъекта, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками. Портал государственных или муниципальных услуг выступает в качестве государственной информационной системы, что предполагает включение в такую систему всей инфраструктуры государства, в первую очередь таких обязательных элементов, как:

— информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования системы. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных и т.д.;

— регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

— кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

— программный комплекс, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным движителем и одновременно механизмом управления информационной системы). Кроме этого, всегда существуют требования к поставщику комплекса, регламентирующие процедуру технической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла;

— кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование программного комплекса и его соответствие утвержденной информационной модели;

— регламент внесения изменений в конфигурацию программного комплекса и состав его функциональных модулей;

— аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации программного комплекса;

— эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;

— правила использования программного комплекса и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей <9>.

———————————

<9> Верников Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок URL: http://www.iteam.ru/publicationsit/section_52/article_1091.

 

  1. Предоставление государственных и муниципальных услуг предполагает участие в данном процессе ряда заинтересованных субъектов, перечень которых не ограничивается исключительно уполномоченным органом и заявителем. Непосредственное участие в отношениях по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг принимают специализированные организации, подведомственные соответствующему органу государственной власти или органу местного самоуправления. Роль таких организаций сводится к осуществлению отдельных юридически значимых действий, которые являются обязательными и необходимыми для предоставления государственных или муниципальных услуг. Понятие такой организации является новым для правоотношений по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг, несмотря на то что в практической деятельности указанные организации принимают непосредственное участие.

Раскрывая понятие подведомственной организации, Закон указывает лишь на ее учредителя, которым может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, при этом сущность такой организации, ее целевое назначение и степень участия в процессе предоставления государственных или муниципальных услуг Законом не регламентированы.

Нормативно определены основные формы подведомственной организации, которая может создаваться в качестве:

— государственного учреждения;

— муниципального учреждения;

— унитарного предприятия.

Указанный перечень организационно-правовых форм подведомственной организации предполагает, что государственный орган или орган местного самоуправления выступает в качестве единственного учредителя данного юридического лица, на что прямо указывает комментируемый Закон. Однако органы государственной власти выступают лишь в качестве субъектов, реализующих отдельные функции государства, отнесенные к их компетенции, органы местного самоуправления реализуют лишь отдельные функции самоуправления народа в рамках территории отдельного населенного пункта либо иного муниципального образования. Таким образом, подведомственная организация выступает в качестве юридического лица, предоставляющего отдельные виды обязательных и необходимых услуг, образованного государством или народом, осуществляющим местное самоуправление на определенной территории.

  1. В процессе предоставления государственных и муниципальных услуг все его участники осуществляют взаимодействие, причем органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, а также необходимых и обязательных услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Принцип межведомственности определяет основные критерии такого взаимодействия, а также субъектов, участвующих в данном процессе.

Взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг.

К основным целям межведомственного взаимодействия можно отнести:

— обмен документами и информацией;

— получение уполномоченными субъектами сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Комментируемый Закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. В этой связи получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия.

Данный вид взаимодействия распространяется лишь на органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов, а также межведомственные организации. Таким образом, третьи лица в межведомственном взаимодействии участия не принимают.

Примерный перечень лиц, участвующих в документообороте, в рамках межведомственного взаимодействия определен настоящей статьей. В него входят:

— органы, предоставляющие государственные услуги;

— органы, предоставляющие муниципальные услуги;

— подведомственные организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

— органы государственных внебюджетных фондов;

— иные органы государственной власти и местного самоуправления;

— многофункциональные центры.

Действующее законодательство конкретизирует обязанности уполномоченных субъектов самостоятельно получать необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг документы и сведения из источников, имеющих государственную или муниципальную принадлежность, а обязанность заявителя в части предоставления государственных и муниципальных услуг сводится лишь к предоставлению тех сведений, которыми не располагают органы государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственные им организации.

Организация межведомственного взаимодействия способствует определению процессуальных основ предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако следует заметить, что положения комментируемого Закона носят общий характер и требуют конкретизации порядка взаимодействия в рамках специального подзаконного нормативного акта.

  1. Основной формой межведомственного взаимодействия выступает межведомственный запрос. Данный документ соответствует общим требованиям, установленным действующим законодательством для аналогичных форм документов.

Запрос представляет собой документальное требование о предоставлении необходимой для оказания государственных и муниципальных услуг информации, сведений и документов.

Он рассматривается в качестве документа, что придает ему официальный статус и юридическую силу, одновременно определяя перечень субъектов, наделяемых правом направления запроса. Однако закон не допускает безосновательное направление запроса любому уполномоченному субъекту. Запрос может быть направлен лишь тем субъектам, перечень которых предусмотрен настоящей статьей, т.е. органам государственной власти, а также подведомственным организациям. Таким образом, запрос выступает в качестве специальной формы межведомственного взаимодействия указанных субъектов в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Закон допускает использование всех возможных форм, в связи с чем он может быть изготовлен в документарной форме на бумажном носителе, а также сформирован в качестве электронного документа. Юридическая сила и обязательность запроса от формы его выражения не зависят, соответственно и электронный запрос. И запрос на бумажном носителе является обязательным для тех субъектов, которым он адресован, и обладает равной юридической силой.

Для формирования запроса уполномоченным субъектом необходимо наличие правовых оснований, которым является соответствующий юридический факт — поступление запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в рамках которой необходимо истребование иной информации.

Межведомственный запрос выступает формой получения информации, необходимой для предоставления государственной или муниципальной услуги и отнесенной к компетенции органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также иных субъектов, предусмотренных настоящей статьей. Предоставление возможности направления межведомственного запроса способствует минимизации участия заявителя в процессе получения необходимой информации и документов, что способствует установлению специальных сроков и порядка взаимодействия всех уполномоченных субъектов.

  1. В некоторых случаях уполномоченный орган или организация не исполняют или ненадлежаще исполняют возложенные на них обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги. В подобной ситуации возникает объективная потребность защиты прав заявителя на получение необходимой ему услуги, т.е. возникает необходимость обжалования принятого уполномоченным субъектом решения об отказе в предоставлении услуги. В этой связи Закон вводит специальное понятие — жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги. По своей сути жалоба представляет собой обращение субъекта, права которого нарушены, к уполномоченному лицу или в орган по вопросу устранения выявленного нарушения. Следует обратить внимание, что жалоба рассматривается в качестве требования о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя или его уполномоченного представителя, т.е. право реализации данного способа защиты является правом заявителя или иного уполномоченного им лица. В то же время определение жалобы как требования свидетельствует о том, что с правом заявителя корреспондирует обязанность уполномоченного органа рассмотреть поступившее к нему обращение по факту несоблюдения или нарушения прав заявителя и принять решение в пределах предоставленных ему полномочий.

Право обжалования предоставляется заявителю в отношении всего круга субъектов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, т.е. как в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, так и подведомственных организаций и иных субъектов, предусмотренных настоящим Законом. При этом, гарантируя возможность обжалования, Закон не конкретизирует вид данного процесса: административный или судебный.

Анализ действующего законодательства РФ свидетельствует о том, что ни один субъект не может быть лишен возможности обращения в суд с жалобой на нарушение его прав и законных интересов, т.е. судебная форма защиты является обязательной и не может быть исключена по решению какого-либо органа или организации. В данном случае представляется целесообразным говорить не только о судебной, но и об административной форме защиты прав, т.е. возможности обжалования решения как в суд, так и в вышестоящий в порядке подчинения орган государственной власти или орган местного самоуправления. Порядок такого обжалования регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Процессуальный порядок обжалования в зависимости от статуса заявителя регламентируется в большинстве случаев Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку данный процесс не может быть отнесен к категории экономических споров, подлежащих рассмотрению арбитражными судами.

Расширение сферы взаимодействия органов власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций и т.п. способствует повышению уровня обеспечения и защиты прав и интересов граждан в части предоставления государственных и муниципальных услуг с одновременным требованием от государства жесткого и эффективного контроля за деятельностью указанных субъектов в целях предотвращения необоснованных отказов в предоставлении соответствующих услуг. Между тем, несмотря на позитивность положений настоящей статьи, в большинстве случаев они характеризуются отсылочностью, что фактически нивелирует их правовое и практическое значение.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code