Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Комментарий к статье 1 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

  1. Данная статья определяет сферу действия комментируемого Закона. Часть 1 определяет перечень органов государственного и муниципального управления, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

1) федеральные органы исполнительной власти.

Исполнительная власть часто именуется административной властью, т.к. представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов <2>.

———————————

<2> Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. N 3. С. 13.

 

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ — коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ. Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламента Правительства РФ, принятого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260. В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Государственной Думы РФ), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти составляют:

— федеральные министерства — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр;

— федеральные службы — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

— федеральные агентства — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор), и оно может иметь статус коллегиального органа.

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в ст. 78 Конституции РФ и Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство <3>;

———————————

<3> Государственное и муниципальное управление. М., 2012. С. 341.

 

2) органы государственных внебюджетных фондов (см. ст. 144 Бюджетного кодекса РФ):

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования РФ;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

3) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 17) устанавливает систему органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Правительство области является высшим, постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти области, наделенным общей компетенцией. Членами правительства области являются: губернатор области; вице-губернатор области; первые заместители председателя правительства области; заместители председателя правительства области; министры правительства области.

Центральные исполнительные органы государственной власти области, формирующиеся правительством области. К ним относятся министерства, комитеты и главные управления области. Например, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство промышленности и науки, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, топливно-энергетический комитет, комитет по физической культуре и спорту, комитет по туризму, комитет по делам молодежи, комитет по развитию предпринимательства, главное контрольное управление, главное управление региональной безопасности, главное управление по труду и социальным вопросам, главное управление записи актов гражданского состояния, главное управление архитектуры и градостроительства.

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой — федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта РФ взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные территориальные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта РФ, а также органы местного самоуправления <4>;

———————————

<4> Система государственного управления. М., 2009. С. 131 — 132.

 

4) местные администрации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) наличие местной администрации является обязательным в структуре органов местного самоуправления. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, возглавляемым главой местной администрации на принципах единоначалия.

Местная администрация осуществляет следующие функции: исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ, муниципальных правовых актов; разработка проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета, разработка отчета о его исполнении; разработка проектов программ социально-экономического развития муниципального образования, исполнение данных программ, разработка отчета об их исполнении; распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и т.п. Местная администрация также наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ <5>.

———————————

<5> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2008. С. 362.

 

Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:

— руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);

— аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;

— функционально-отраслевое звено: департаменты, управления, комитеты, отделы (например, управление организационно-контрольной работы; управление здравоохранения; управление культуры; управление образования; управление по делам физической культуры и спорта; управление архитектуры и градостроительства);

— территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации) <6>;

———————————

<6> Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Саратов, 2009. С. 40.

 

5) иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия.

Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения <7>.

———————————

<7> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. С. 150.

 

Иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, могут быть предусмотрены уставами муниципальных образований. Иногда под иными исполнительными органами местного самоуправления понимают районные администрации в городе. Эта позиция является ошибочной, т.к. данные администрации не являются самостоятельными органами местного самоуправления, а выполняют функции территориальной структурной единицы администрации города. Роль исполнительных органов местного самоуправления достаточно велика, т.к. именно эти органы осуществляют организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативно-правовых актов, осуществление собственной компетенции в целях организации предоставления муниципальных услуг.

Под публичной услугой, как правило, понимают предоставление государственными органами или органами местного самоуправления через подведомственные им учреждения и организации либо безвозмездно, либо по регулируемым данными органами ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Государственная и муниципальная деятельность реализуется через систему государственных и муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни.

Государственные и муниципальные услуги — это услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы государственного управления и органы местного самоуправления несут определенную ответственность.

Под государственными и муниципальными услугами также можно понимать деятельность органов исполнительной власти (учреждения) в соответствии со своей компетенцией по исполнению запроса физического и юридического лица о признании, установлении, изменении или прекращении его прав и обязанностей, установлении юридических фактов, получении материальных и финансовых средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также о предоставлении документированной информации (более подробно о понятии термина «государственная и муниципальная услуга» см. комментарий к ст. 2).

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что нормы комментируемого Закона распространяются также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, но не являющихся ни государственными, ни муниципальными организациями. В данном случае речь идет об услугах (работах) коммерческих и некоммерческих организаций, которые необходимы для организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Организация государственных и муниципальных услуг — отношения между муниципальными образованиями в лице их органов, поставщиками (производителями услуг, оказываемых в той или иной форме) и населением (потребителями услуг), обеспечивающие удовлетворение потребностей местного сообщества. Предоставление публичных услуг состоит в обеспечении гарантированного предоставления данных услуг на территории региона и муниципальных образований, а не в их предоставлении именно государственными и муниципальными органами и организациями. Соответственно выделяют две основные формы организации предоставления публичных услуг:

а) коммерческие организации (хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели, межрегиональные и межмуниципальные хозяйственные общества, хозяйственные общества с участием государства и муниципального образования, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.);

б) некоммерческие организации (некоммерческие организации без участия государства и муниципального образования, некоммерческие организации с участием государства и муниципального образования, некоммерческие партнерства, учреждения, фонды, межрегиональные и межмуниципальные некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения, органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья и т.п.) <8>.

———————————

<8> Участие населения в организации предоставления муниципальных услуг / Под редакцией А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов, 2008. С. 35.

 

При принятии решения о выборе способа предоставления публичных услуг следует учитывать такие факторы, как: нормы законодательства; состояние рынка данной услуги; источники финансирования предоставления услуги (средства федерального, регионального или местного бюджета, оплата услуг потребителями, смешанные) и их соотношение; соразмерность избираемого способа организации объему предоставляемых услуг (экономическая обоснованность); общие тенденции развития данной услуги на российских и зарубежных рынках и специфические особенности территории.

Комментируемый Закон (за некоторыми исключениями) распространяется также на отношения, возникающие в связи с предоставлением Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг в установленной сфере деятельности. В качестве исключения выступают положения гл. 4 (об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах) и ст. 29 (об обеспечении реализации положений настоящего Закона) комментируемого Закона.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи определяются требования к услугам, предоставляемым государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ):

— во-первых, данные услуги должны быть включены в перечень, установленный Правительством РФ;

— во-вторых, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте РФ;

— в-третьих, подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг (о реестрах государственных и муниципальных услуг см. комментарий к ст. 11);

— в-четвертых, предоставляются в электронной форме (о требованиях к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме см. комментарий к ст. 10).

Для организации предоставления наиболее важных государственных и муниципальных услуг, над которыми органы власти должны иметь прямой контроль, исполнительные органы государственной власти и муниципального управления вправе создавать государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения. В них исполнительные органы власти размещают государственные или муниципальные задания (заказы). Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 6) государственное (муниципальное) задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 729-р.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code