3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

 

Комментарий к статье 123.24

 

  1. Первоначально проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект), который был принят в первом чтении 27 апреля 2012 г., предусматривал упразднение автономной некоммерческой организации как самостоятельного вида юридического лица.

По замыслу разработчиков проекта, Гражданский кодекс РФ должен предусматривать возможность создания некоммерческих организаций только в следующих формах:

для корпораций — потребительский кооператив, общественная организация, объединение лиц;

для юридических лиц некорпоративного характера — фонд и учреждение, а в проекте — также религиозная организация.

Данный перечень должен рассматриваться как исчерпывающий. Названные в отдельных законодательных актах виды и разновидности некоммерческих организаций должны были бы существовать только в одной из форм, предусмотренных ГК РФ.

На стадии принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ список некоммерческих организаций некорпоративного характера был дополнен автономными некоммерческими организациями. Согласно подп. 9 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.

В целом на проект поступило около 2000 поправок, среди которых были предложения объявить учреждения собственниками части их имущества и устранить имущественную ответственность соучредителей по долгам, поскольку такие учреждения могли бы отвечать перед своими кредиторами своим имуществом <1>. Как справедливо отмечает Е.А. Суханов, «такой откровенно своекорыстный подход не мог быть поддержан ни разработчиками законопроекта, ни законодателем» <2>.

———————————

<1> Таблица поправок к отклонению доступна на сайте: URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=47538-6&02.

<2> Суханов Е.А. Государственные юридические лица в современном российском праве // Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; СПС «КонсультантПлюс».

 

Во-первых, имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления, собственником имущества учреждения остается его учредитель. Юридическому лицу не может принадлежать имущество на различных вещных правах одновременно. Соответственно, если учреждение создано несколькими лицами, у таких лиц должна возникнуть общая долевая собственность на имущество, приобретенное учреждением. В этой связи Е.А. Суханов отмечает, что возможность соучредительства неизбежно влечет за собой возникновение общей долевой собственности соучредителей на имущество созданного ими образовательного учреждения, что в свою очередь столь же неизбежно влечет их неограниченную солидарную ответственность личным имуществом по долгам такого учреждения, не удовлетворенным из-за отсутствия или недостатка у него собственных денежных средств, появление права выдела доли и преимущественного права ее покупки другими соучредителями и все иные последствия, предусмотренные законом для отношений общей собственности <1>. Поэтому абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК устанавливает запрет на соучредительство в учреждениях, закрепляя правило, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

———————————

<1> Суханов Е.А. Указ. соч. // СПС «КонсультантПлюс».

 

Во-вторых, такая организационно-правовая форма юридического лица, как фонд, для приведенной ситуации не совсем подходит, поскольку учредители фонда, создав его, не участвуют в управлении его деятельностью.

Согласно ст. 123.19 ГК РФ управление фондом осуществляют специальные органы, а надзор за его деятельностью — попечительский совет фонда (осуществляющий надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства). Ассоциации негосударственных образовательных учреждений настаивали на том, чтобы учредители образовательного учреждения сохранили право управления такой организацией <1>. Поэтому в ГК РФ была введена автономная некоммерческая организация как самостоятельное юридическое лицо и в комментируемой статье, и в ст. 123.25 ГК РФ предложены ее отличительные черты: это унитарная организация — собственник своего имущества. Поскольку она является собственником имущества, постольку в ней возможно и соучредительство. При этом один из учредителей может быть руководителем такой организации. Однако уставом можно устанавливать или сохранять и действующую «систему советов» — наблюдательный совет, попечительский совет и т.д. Таким образом, внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Это позволяет говорить, что автономная некоммерческая организация — особый вид унитарной организации: в отличие от учреждения она является собственником имущества, поэтому возможно соучредительство, в отличие от фонда в ней сохраняется контроль со стороны ее учредителей.

———————————

<1> Там же.

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи называет следующие признаки автономной некоммерческой организации:

1) это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации введено ст. 65.1 ГК РФ. Согласно правилам данной статьи юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к ним относятся и автономные некоммерческие организации. В корпорациях же учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с тем что в корпорацию учредители вкладывают свое имущество, она создается для получения прибыли, ее учредители заинтересованы в управлении таким юридическим лицом. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Унитарные юридические лица заранее наделяются необходимым имуществом, считаются бесприбыльными организациями <1>, поэтому их учредители не заинтересованы в непосредственном контроле и управлении такими юридическими лицами и не становятся участниками таких лиц;

———————————

<1> Суханов Е.А. Указ. соч. // СПС «КонсультантПлюс».

 

2) создается такая организация на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Данный признак полностью соответствует ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Автономная некоммерческая организация может быть создана также одним лицом (может иметь одного учредителя). Кроме того, согласно п. 16 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ учреждение, созданное до дня вступления в силу указанного Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по этому основанию, а может быть (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд;

3) цели создания такой организации — некоммерческие: предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовой режим имущества автономной некоммерческой организации. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Возможный остаток имущества после ликвидации автономной некоммерческой организации в соответствии с общим правилом п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях должен направляться на общеполезные цели и не поступать в собственность учредителей.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает традиционные требования к содержанию устава такой организации. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», о месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения. Сразу отметим, что учредители такой организации обладают определенной автономией воли в отношении структуры ее управления согласно правилам ст. 123.25 ГК РФ.

Учредители автономной некоммерческой организации также свободны в вопросе выхода из состава такой организации. Так, согласно п. 6 комментируемой статьи лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. А по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

  1. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает права ее учредителей на использование оказываемых ею услуг. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Это правило полностью соответствует п. 4 ст. 10 Федерального закона о некоммерческих организациях. Как отмечает А.Н. Борисов, речь здесь идет о цене оказываемых услуг, об иных условиях договора, о возмездном оказании услуг, о предпочтениях в оказании услуг и т.д. <1>. Создав организацию и наделив ее имуществом, учредители утрачивают права в отношении такого имущества и не могут пользоваться какими-либо привилегиями в отношении самостоятельного субъекта права.

———————————

<1> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего общее правило, позволяющее такой организации непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (оно было ограничено только тем, что такая деятельность должна была соответствовать целям, для достижения которых создана указанная организация, см. п. 2 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), новые правила ГК РФ предусматривают, что любая некоммерческая организация может заниматься только приносящей доход деятельностью (а не предпринимательской деятельностью), если это предусмотрено ее уставом, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, если это соответствует таким целям (см. ст. 50 ГК). В отношении предпринимательской деятельности комментируемая статья устанавливает специальное правило о том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. Таким образом, автономная некоммерческая организация не только не вправе сама осуществлять предпринимательскую деятельность, но и создаваемые ею юридические лица для осуществления предпринимательской деятельности должны «соответствовать» тем целям, для достижения которых была создана эта автономная некоммерческая организация.
  2. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации. Поскольку это унитарная некоммерческая организация, она не может быть преобразована в корпорацию и коммерческую организацию. Кодекс называет только один вид юридического лица, в которое может быть преобразована автономная некоммерческая организация, — это фонд.
  3. В части, не урегулированной ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом. Правила такого закона не могут противоречить нормам Кодекса об автономной некоммерческой организации.

 

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

 

Комментарий к статье 123.25

 

Комментируемая статья посвящена вопросу управления автономной некоммерческой организацией. Так, Е.А. Суханов отмечает, что взаимоотношения учредителей автономной некоммерческой организации должны регулироваться их соглашением, причем для них в любом случае не возникает каких-либо гражданских прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица <1>.

———————————

<1> Суханов Е.А. Государственные юридические лица в современном российском праве // Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; СПС «КонсультантПлюс».

 

Пункт 1 настоящей статьи сразу определяет, что вопросы управления такой организацией полностью зависят от усмотрения ее учредителей и внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Например, для фонда ГК РФ закрепляет определенную модель управления: высший коллегиальный орган фонда, единоличный исполнительный орган фонда (может быть создан также и коллегиальный исполнительный орган фонда) и попечительский совет фонда. Для автономной некоммерческой организации п. 1 комментируемой статьи закрепляет, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В такой организации обязательно создание только единоличного исполнительного органа, остальная структура управления зависит от учредителей. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Это новое правило (п. 3 комментируемой статьи), оно введено, в частности, для того, чтобы учредители автономной некоммерческой организации сохранили возможность контроля за ее деятельностью.

Создание постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации не обязательно, он может быть создан по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации. В этом случае его компетенция должна быть определена уставом автономной некоммерческой организации.

Внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Указанное правило сохраняет свою силу и после вступления в силу новых правил ГК РФ о юридических лицах, поэтому в уставе автономной некоммерческой организации, как уже отмечалось, можно устанавливать или сохранять действующую «систему советов» — наблюдательный совет, попечительский совет и т.д.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code