Некоммерческие унитарные организации. Фонды

Статья 123.17. Основные положения о фонде

 

Комментарий к статье 123.17

 

  1. Законодательное определение фондов как юридических лиц, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, указывает на два признака: 1) фонд — это некоммерческая организация, т.е. юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия). Определение фонда также содержится в ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Помимо фондов к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (подробнее см. комментарий к ст. 65.1 ГК).

Отличительной особенностью фонда как некоммерческой организации является то, что фонд выступает не как объединение лиц, а как объединение имущества для достижения социальных и общественно полезных целей в широком смысле. В сравнении с фондом близкая к нему по своей природе автономная некоммерческая организация (также являющаяся унитарной) создается по такому же принципу, однако с более узкими целями — предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК).

Фонд может учреждаться в исключительно некоммерческих целях и должен преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Если точнее, то фонды создаются для материального обеспечения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер.

Пункт 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях развивает и более детально раскрывает общественно полезные цели, для которых могут создаваться некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Достаточно широкая формулировка целей, которые может преследовать фонд, используемая в комментируемой статье, позволяет прийти к выводу, что фонды могут создаваться практически для всех перечисленных выше некоммерческих целей.

В рамках одной организационно-правовой формы могут существовать различные виды фондов в зависимости от цели и характера деятельности. Так, наиболее известными разновидностями фонда как организационно-правовой формы являются благотворительный фонд, предусмотренный Законом о благотворительной деятельности <1> (ст. 7 названного Закона), и общественный фонд, о котором упоминается в ст. 10 Закона об общественных объединениях.

———————————

<1> Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

 

  1. Существенным признаком фонда следует считать необходимость формирования учредителями имущественной основы для достижения целей, поскольку именно и прежде всего за счет этого имущества фонд может и должен осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создан.

Комментируемая статья не раскрывает всех других возможных источников формирования имущества фонда, но, безусловно, имущественные взносы учредителей не являются единственным источником формирования его имущественной базы. Напротив, скорее всего о регулярных поступлениях от учредителей, порядок внесения которых мог бы быть определен учредительными документами, говорить не приходится, поскольку такие обязанности могли бы быть предусмотрены в отношении участников некоммерческой организации, основанной на условиях членства и относящейся к корпоративным организациям (ст. ст. 65.1, 65.2 ГК) к которым фонд не относится.

  1. Фонды, как и все некоммерческие организации, в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК).

Фонд как некоммерческая организация обязан отчитываться о своей деятельности в соответствии со ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. В соответствии с п. 3 названной статьи некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, в соответствии с п. 3.2 этой же статьи Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, который определяет порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений.

В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313.

Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» <1> утверждены соответствующие формы отчетов о деятельности некоммерческой организации.

———————————

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 9 апреля 2010 г., регистрационный N 16857.

 

Некоммерческие организации, на которые указанные выше правила об отчетности не распространяются, определены в п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. К таким организациям относятся некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн. рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Такие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

  1. Одной из форм реализации гражданской правоспособности фонда является его приносящая доход (предпринимательская) деятельность.

Предоставляемая Кодексом возможность для фондов, как и для других некоммерческих организаций, заниматься предпринимательской деятельностью всегда ограничена целями, ради которых они созданы, их специальной правоспособностью. Такая деятельность, осуществляемая в противоречие целям фонда, может явиться основанием для принудительной его ликвидации (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 123.20 ГК).

Хотя осуществление предпринимательской деятельности в принципе расходится с природой фонда как некоммерческой организации, в ряде случаев фонды вынуждены ее осуществлять, поскольку в современных условиях, пожалуй, ни одно юридическое лицо, имеющее самые благие цели, не сможет долгое время существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Главное правило — полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль должна использоваться фондом для покрытия расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, осуществляемой для достижения общественно полезных целей, ради которых он был образован.

Пункт 4 ст. 50 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей, соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом. Закон о некоммерческих организациях признает такой деятельностью приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающие целям создания организации, а также приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Определить уровень соответствия предпринимательской деятельности целям фонда бывает довольно трудно. Закон не устанавливает критериев, по которым можно судить о таком соответствии или несоответствии. Очевидно, что соответствующей общественно полезным целям фонда является прежде всего деятельность, непосредственно их реализующая.

Исходя из специальной правоспособности фондов законом могут быть установлены ограничения на их предпринимательскую деятельность. Такие ограничения присутствуют в действующем законодательстве. Благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Фонды, как и другие некоммерческие организации, в соответствии с ГК РФ не могут выступать коммерческими представителями (ст. 184), финансовыми агентами (ст. 825), доверительными управляющими (ст. 1015), не могут быть стороной по договору коммерческой концессии (ст. 1027) и договору простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1041). Существует и ряд других ограничений.

  1. Фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами (как коммерческими, так и некоммерческими организациями), а также публично-правовыми образованиями (если в отношении их такое участие не запрещено законом).

Отдельные законы о некоммерческих организациях различных видов определяют круг возможных учредителей соответствующих фондов путем императивных установлений или запретов. Так, например, Законом об общественных объединениях предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, в том числе общественных фондов (ст. 19). Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительных фондов (ст. 8 Закона о благотворительных организациях).

Пункт 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях определяет перечень лиц, которые не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, в том числе фонда.

Фонд может быть создан и единственным учредителем. Примером последнего может служить Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, созданный Российской Федерацией в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617.

 

Поскольку фонд — организация, не имеющая членства, состав его учредителей в дальнейшем не может меняться, невозможно выйти из состава учредителей или, наоборот, войти в него. Для обладания статусом учредителя фонда имеет значение лишь факт нахождения в его составе на момент учреждения фонда и его государственной регистрации при создании. Отсюда и отсутствие в законе регулирования обязанностей учредителей участвовать в управлении фондом или в его деятельности (кроме предусмотренной законом обязанности внести имущественный взнос при создании фонда).

В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка их государственной регистрации. Особенность этого порядка состоит в том, что решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (таковым является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании фонда.

  1. Устав является единственным учредительным документом фонда. Пункт 2 комментируемой статьи предписывает, что в уставе фонда должны содержаться указания об органах фонда, в том числе о его высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, его наименовании, включающем слово «фонд», о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Одно из главных требований к уставу фонда, которое устанавливает п. 2 комментируемой статьи, — в нем должны быть обязательно указаны предмет и цели, которые преследует в своей деятельности фонд (см. также п. 4 ст. 52 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цель, ради которой создан фонд, виды его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры может заключать.

На практике часто возникают вопросы о видах деятельности некоммерческой организации о том, должен ли перечень видов деятельности (предмет деятельности) такой организации быть исчерпывающим или возможно использование известной формулировки «иные виды деятельности, соответствующие целям деятельности».

Представляется, что редакция ст. 24 Закона о некоммерческих организациях позволяет сделать вывод, что устав фонда может не указывать всех видов деятельности, которые может осуществлять фонд. При этом каждое действие, каждая совершаемая сделка должны просматриваться сквозь призму целей данной организации на предмет соответствия им.

Кроме того, необходимо разграничивать предмет уставной деятельности фонда и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности <1>.

———————————

<1> Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.И. Сергеева. СПб., 1996. С. 114.

 

В уставе фонда должно быть указано полное его наименование, обязательно включающее слово «фонд» и содержащее указание на характер деятельности организации (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Устав фонда может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи содержит новеллу, в соответствии с которой фонд не может быть реорганизован.

Ранее, поскольку такого запрета не было, исходя из общих положений Кодекса о юридических лицах (поскольку нет специальных норм в отношении фондов) реорганизация фонда могла быть осуществлена по решению его учредителей либо органа фонда, уполномоченного на то уставом, например попечительского совета. Однако всегда считалось, что фонд не может быть преобразован в организацию другой организационно-правовой формы, поскольку, регламентируя такой способ реорганизации, как преобразование, законодательство всегда шло по пути прямого указания — размещения в законе исчерпывающего перечня возможных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться тот или иной вид юридического лица (см. ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Сейчас вопрос о недопустимости реорганизации фондов независимо от формы реорганизации (ст. 57 ГК) решен однозначно непосредственно в Кодексе.

Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации — частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза (ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Отсутствие в Законе о некоммерческих организациях иных вариантов преобразования в отношении упомянутых форм некоммерческих организаций наряду с прямо указанными в нем исключает возможность преобразовывать эти организации в организации каких-либо иных форм.

  1. В законодательстве предусмотрены специфические организационно-правовые формы юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), в названии которых используется термин «фонд», но которые таковыми по своей правовой природе и своему содержанию, которые предусмотрены в п. 1 комментируемой статьи, по существу не являются.

Особенность таких организаций связана в том числе с наличием публично-правовых элементов регулирования их деятельности. Так, в соответствии со ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ) <1> негосударственный пенсионный фонд может создаваться в форме акционерного общества, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

———————————

<1> Российская газета. 13.05.1998. N 90; 30.07.2014. N 169.

 

Тем не менее п. 4 комментируемой статьи установлено, что правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. ст. 123.17 — 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах. Таким образом, законодатель распространяет правила о некоммерческих фондах (хотя и субсидиарно) на деятельность акционерных обществ, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение.

Кроме того, нельзя вопреки названию относить к фондам организации созданные государством для управления различными внебюджетными фондами и являющиеся по существу учреждениями Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Не относится к фондам и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющийся государственной корпорацией (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях; см. также: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» <1>).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

 

Статья 123.18. Имущество фонда

 

Комментарий к статье 123.18

 

  1. В соответствии со ст. 213 ГК РФ все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 указанной статьи).

Общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации (п. 4 ст. 213 ГК).

Таким образом, п. 1 комментируемой статьи (в отличие от действующей с 1 сентября 2014 г. редакции Кодекса в прежней редакции не было отдельной статьи, посвященной имуществу фондов) содержит положения, по сути повторяющие именно в отношении фондов правила ст. 213 ГК РФ о правовом режиме имущества, переданного фонду его учредителями. Собственником такого имущества становится сам фонд.

Не является исключением и продекларированный в п. 1 комментируемой статьи тезис об отсутствии взаимной ответственности учредителей и фонда по обязательствам друг друга, который соответствует общему правилу п. 2 ст. 56 Кодекса в отношении всех юридических лиц.

Однако в отличие от указанных выше правил, которые если бы и не были указаны в п. 1, все равно бы действовали в отношении фондов исходя из общих положений ГК РФ, положение о том, что учредители фонда не имеют в отношении его никаких имущественных прав, не содержится в других нормах Кодекса. Ранее данное правило содержалось в прежней редакции п. 3 ст. 48 ГК РФ.

  1. Итак, имущество, которое передано фонду его учредителями, является собственностью самого фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям (ст. 213 ГК).

Комментируемая статья не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фонда, но, безусловно, имущественные взносы учредителей не являются единственным источником формирования его имущественной базы. Так, в соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях источниками формирования имущества некоммерческой организации могут быть регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные Законом поступления.

По-видимому, применительно к фондам одним из главных поступлений в имущество фонда могут быть различные взносы и пожертвования лиц (как граждан, так и организаций), не являющихся его учредителями (благотворители, спонсоры и др.).

Напротив, скорее всего, о регулярных поступлениях от учредителей, порядок внесения которых мог бы быть определен уставом, говорить не приходится, поскольку такие обязанности могли бы быть предусмотрены в отношении участников некоммерческой корпорации (ст. ст. 65.1, 65.2 ГК), фонд же является унитарной организацией.

  1. Поскольку фонды, как и все некоммерческие организации, имеют целевую (специальную) правоспособность, постольку, являясь собственниками приобретенного имущества, они могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их уставах (п. 2 комментируемой статьи и п. 4 ст. 213 ГК).

Преследуя исключительно общественно полезные цели, фонд обязан в соответствии с законом публично вести свои имущественные дела. Это выражается в том, что фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (норма, аналогичная содержащейся в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, есть также в п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих объединениях, ст. 19 Закона о благотворительной деятельности).

Кроме того, фонд как некоммерческая организация обязан отчитываться о своей деятельности в соответствии со ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. Согласно п. 3 названной статьи некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Министерством юстиции РФ, которое в настоящее время является уполномоченным органом (подробнее см. комментарий к ст. 123.17 ГК).

 

Статья 123.19. Управление фондом

 

Комментарий к статье 123.19

 

  1. Комментируемая статья, подробно регламентирующая управление фондом, является новой. Ранее в ГК РФ таких норм не было и он не устанавливал каких-либо специальных правил относительно порядка управления фондом и формирования его органов. Решение этого вопроса Кодекс относил исключительно к уставу фонда, утверждаемому его учредителями. Из прежних положений Кодекса лишь следовало, что в фонде должен быть сформирован попечительский совет. Аналогично подходит к вопросу управления фондом Закон о некоммерческих организациях (см. абз. 4 п. 1 ст. 29 Закона).

Из положений комментируемой статьи впервые следует, что в фонде должен быть образован высший коллегиальный орган, к исключительной компетенции которого относятся следующие вопросы:

— определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

— образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

— принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

— принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда.

Кроме того, законом могут быть предусмотрены случаи, когда в отношении сделок фонда требуется одобрение, в этом случае такое одобрение также дает высший коллегиальный орган фонда.

Помимо указанных выше полномочий уставом фонда может быть предусмотрено в исключительной компетенции высшего коллегиального органа изменение устава фонда. Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Между тем ст. 123.20 ГК РФ предусмотрено, что устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Из этого можно сделать следующий вывод: если уставом не предусмотрено, что устав изменяется учредителем, то независимо от наличия или отсутствия указания иного в уставе, в таком случае устав может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда. Представляется, что это не соответствует тому, как этот вопрос решен в комментируемой статье, в которой говорится, что в уставе должно быть специальное указание на компетенцию высшего коллегиального органа изменять устав.

  1. Безусловно, что от имени фонда права и обязанности юридического лица должен осуществлять его постоянно действующий орган управления — исполнительный орган согласно компетенции, закрепленной в уставе (ст. 53 ГК). Такой орган должен быть сформирован высшим коллегиальным органом. Наличие единоличного исполнительного органа (председателя, генерального директора и т.д.) обязательно, однако комментируемая статья предусматривает возможность наличия в фонде также и коллегиального исполнительного органа (правление).

Данное положение и ранее следовало из действующего законодательства. Так, в соответствии со ст. 30 Закона о некоммерческих организациях исполнительный орган фонда может быть как коллегиальным, так и единоличным, либо в фонде могут быть созданы одновременно и коллегиальный, и единоличный исполнительные органы. Они осуществляют текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетны высшему органу управления.

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени фонда. Такие лица обязаны в соответствии со ст. 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду в результате их деятельности, если такие требования выдвинуты им членами высшего коллегиального органа, действующими в интересах фонда.

Такую ответственность несут как лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа, так и члены коллегиальных исполнительных органов фонда. Исключение составляют случаи, когда решение, которое повлекло причинение фонду убытков, принималось коллегиально. Тогда ответственность несут лишь лица, голосовавшие за такое решение, а те из них, кто голосовал против или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании, ответственности не несут (п. 3 ст. 53.1 ГК).

Возмещаются убытки, причиненные фонду указанными лицам по их вине.

В случае совместного причинения убытков юридическому лицу указанные лица обязаны возместить убытки солидарно.

Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени фонда, за совершение недобросовестных действий ничтожно (п. 5 ст. 53.1 ГК).

  1. Создаваемые в фондах попечительские советы являются органами надзора (такой надзорный орган должен быть создан). Это следует из текста п. 4 комментируемой статьи, где говорится о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Данный пункт фактически воспроизводит п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

Как видно, попечительский совет фонда имеет достаточно широкие полномочия, но при этом осуществляет (может осуществлять) свою деятельность исключительно на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

 

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

 

Комментарий к статье 123.20

 

  1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен порядок изменения устава фонда, а также основания для изменения устава фонда по решению суда. Данное правило установлено с учетом специфики данной организационно-правовой формы юридического лица.

В отношении устава фонда законом предусмотрена отличная от других юридических лиц презумпция: устав фонда может быть изменен по решению высшего коллегиального органа фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Таким образом, возможность изменения устава по решению учредителя вправе предусмотреть сам учредитель в уставе, утверждая его при учреждении (создании) фонда.

При этом ГК РФ четко определяет, какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения изменений в устав, — это высший коллегиальный орган, в случае если в уставе не определено, что этот вопрос решает учредитель. Таким образом, данное положение является законодательной новеллой.

Следует отметить, что п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях именно к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится изменение устава некоммерческой организации.

  1. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи специально регламентирует случай, когда органы фонда не имеют возможности изменить устав либо высший коллегиальный орган или учредитель не предпринимают действий по изменению устава фонда, но есть необходимость его изменения. Такая необходимость может возникнуть, в случае если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, и, например, дальнейшая деятельность фонда без изменения устава будет выходить за пределы его специальной правоспособности. В этом случае изменение устава фонда возможно по решению суда. Принять такое решение суд может по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. Закон не предоставляет возможность обращаться с таким заявлением самим учредителям фонда. Однако с таким заявлением в суд может обратиться попечительский совет фонда либо орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за деятельностью фонда как некоммерческой организации.

В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> В редакции Указа Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079.

 

В соответствии с действующим процессуальным законодательством дела такой категории подведомственны судам общей юрисдикции.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях государственная регистрация изменений, вносимых в устав фонда, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация фонда как некоммерческой организации (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). Изменения, внесенные в устав фонда (в том числе по решению суда), вступают в силу со дня их государственной регистрации.

  1. Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими видами юридических лиц, основания ликвидации. Пунктом 2 комментируемой статьи и п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Безусловно, в отношении фондов действуют и общие основания для ликвидации по решению суда, предусмотренные п. 3 ст. 61 ГК РФ, который предусматривает, что по решению суда любое юридическое лицо ликвидируется по искам государственных органов, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случаях: признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; а также по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Для ликвидации фондов предусмотрен особый порядок, который заключается в том, что ликвидация происходит по основаниям, прямо указанным в законе (изложенным выше), и только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц.

Закон не раскрывает, кто может быть отнесен к заинтересованным лицам. Представляется, что это могут быть совершенно разные лица, так или иначе взаимодействовавшие с фондом, участвующие в его деятельности, как участники фонда, так и его кредиторы. Решение об обращении в суд могут принять в том числе члены высшего коллегиального органа фонда или попечительского совета, а также коллегиальный или единоличный исполнительный орган фонда (в зависимости от структуры управления, предусмотренной уставом фонда, и распределения полномочий по управлению и принятию соответствующих решений между органами фонда). Необходимость обращения в суд о ликвидации фонда может зависеть от конкретных обстоятельств, определяющих невозможность в дальнейшем осуществления деятельности фонда.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций подведомственно судам общей юрисдикции.

Согласно разъяснению, данному в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», при определении подведомственности дел о ликвидации юридических лиц необходимо учитывать, что в соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов и других не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством рассмотрение гражданского дела (с учетом положений ст. ст. 152 — 154 ГПК), как правило, составляет не менее трех месяцев, включая срок для принятия заявления к производству и для вступления решения в законную силу, при условии что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания к отложению рассмотрения дела, его приостановлению, а также если решение в дальнейшем не обжалуется.

  1. Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих объединениях такая некоммерческая организация, как фонд, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих объединениях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Особенность этого порядка состоит в том, что решение о государственной регистрации ликвидации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ.

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации (фонда) регистрирующий орган (таковым является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации некоммерческих организаций.

  1. Что касается порядка проведения ликвидации, то он на сегодняшний день подробно регламентирован положениями ст. ст. 61 — 64 ГК РФ (подробнее см. об этом комментарий к указанным статьям). В отношении фондов он состоит в следующем.

Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации (см. п. 3 ст. 62 ГК и комментарий к ней).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ и ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц суд как орган, принявший решение о ликвидации фонда, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить об этом регистрирующему органу по месту нахождения фонда с приложением решения о ликвидации для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что фонд находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. В соответствии со ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц суд также уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Регистрирующий орган на основании сообщения суда вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.

Согласно ст. 63 ГК РФ и ст. 19 Закона о некоммерческих организациях ликвидационная комиссия:

во-первых, опубликовывает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;

во-вторых, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;

в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, по всей видимости, должен быть утвержден судом как органом, принявшим решение о ликвидации, и о его составлении суд уведомляет регистрирующий орган.

В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда начиная со дня его утверждения в соответствии с очередностью, определенной ст. 64 ГК РФ.

Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомление о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Установленные законом сроки принятия решения о регистрации ликвидации соответствующим уполномоченным органом следующие. Не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись о ликвидации фонда.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который также утверждается судом, принявшим решение о ликвидации фонда.

Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

  1. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что в случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Представляется, что данное правило о возможности предусмотреть законом возврат имущества учредителям фонда противоречит другим нормам Кодекса о судьбе оставшегося после расчетов с кредиторами имущества ликвидированного юридического лица.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Как известно, учредители фонда не имеют ни вещных, ни корпоративных прав, более того, они вообще не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда (ст. 123.18 ГК).

Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 8 ст. 63 ГК).

Однако п. 4 ст. 213 ГК РФ императивно закреплено, что учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code