Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Статья 123.16. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 123.16

 

  1. Комментируемая статья, посвященная особому виду юридического лица — общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса общин коренных малочисленных народов РФ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.

Законодателем определено понятие общин коренных малочисленных народов РФ, согласно которому общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (п. 1 комментируемой статьи).

Община коренных малочисленных народов РФ — это правосубъектная основанная на членстве некоммерческая корпоративная организация.

В законодательном определении общин коренных малочисленных народов содержатся признаки данной организационно-правовой формы, а именно:

— это добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;

— признак объединения — кровнородственный и (или) территориально-соседский;

— цели объединения — защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Что касается указанных признаков общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, то следует отметить, что членом общины коренных малочисленных народов РФ может быть только гражданин РФ. Членство в общине коренных малочисленных народов РФ может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам). При этом индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Законодатель относит к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <1> (далее — Закон N 104-ФЗ)).

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации <1>, в который входят 47 коренных малочисленных народов РФ: абазины, алеуты, алюторцы, бесермяне, вепсы, водь, долганы, ижорцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нагайбаки, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сету (сето), сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары (тофа), тубалары, тувинцы — тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шапсуги, шорцы, эвенки, эвены (ламуты), энцы, эскимосы, юкагиры.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.

 

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <1>).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.

 

Согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ под традиционным природопользованием коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ понимаются исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В этом же Законе приводится и определение обычаев коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — это традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Законодательное определение традиционного образа жизни малочисленных народов дано в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» <1> — это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

 

Под исконной средой обитания малочисленных народов понимается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ).

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов) (ст. 8 Закона N 104-ФЗ).

Не могут быть учредителями общин коренных малочисленных народов иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица; органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица (п. 2 ст. 8 Закона N 104-ФЗ).

Первоначально определение коренных малочисленных народов было дано в ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ.

Аналогичное законодательному определение общины малочисленных народов содержится в ст. 1 Закона N 104-ФЗ — это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В дальнейшем определение общины коренных малочисленных народов РФ было введено законодателем в ст. 6.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Полное наименование общин коренных малочисленных народов РФ определяется в зависимости от их вида.

В ст. 1 Закона N 104-ФЗ приводится перечень видов общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — семейные (родовые) и территориально-соседские общины, а также дается их определение:

— семейные (родовые) общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

— территориально-соседские общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Общины коренных малочисленных народов РФ, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создаются в целях, направленных на достижение общественных благ. Так, общественно полезной целью, как следует из законодательного определения, является защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов РФ. Следует отметить, что на практике деятельность общин коренных малочисленных народов РФ существенно шире.

Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р <1> утверждены не только перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, но и перечень видов их традиционной хозяйственной деятельности.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.

 

  1. Правовой основой гарантии прав общин коренных малочисленных народов РФ прежде всего является ст. 69 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Правовую основу регулирования общин коренных малочисленных народов Российской Федерации также составляют Гражданский кодекс РФ (часть первая); Земельный кодекс РФ; Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <1>; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <2>; Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» <3>; Федеральные законы: от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» <4>; от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <5>; от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» <6>; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» <7>; от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <8>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

<3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<5> Собрание законодательства РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.

<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 6. Ст. 504.

<7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5270.

<8> Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.

 

Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов в субъектах Российской Федерации регламентируются такими правовыми актами, как Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 19 ноября 2001 г. N 73-оз «Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе», Закон Республики Тыва от 10 июня 2011 г. N 678 ВХ-1 «О порядке и сроках направления общиной коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев сообщения об изменении в устав, о решении о ликвидации или самороспуске», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2005 г. N 114-ЗАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-3 N 175-111, 434-3 N 883-111 «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» и др.

Определенная роль в регулировании общин коренных малочисленных народов Российской Федерации принадлежит постановлениям Правительства РФ, среди которых следует назвать Постановления от 31 декабря 1997 г. N 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» <1>; от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» <2>; от 28 мая 2004 г. N 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» <3>; Постановление Правительства Ленинградской области от 8 мая 2014 г. N 169 «О досрочном завершении долгосрочной целевой программы «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленинградской области, на 2012 — 2014 годы» <4> и ряд других.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 256.

<2> Собрание законодательства РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.

<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2309.

<4> Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http:// www.lenobl.ru, 12.05.2014.

 

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р <1> принята Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2012 г. N 1906-р <2> утвержден План мероприятий по реализации в 2012 — 2015 гг. данной Концепции.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 876.

<2> Собрание законодательства РФ. 2012. N 42. Ст. 5773.

 

  1. Потребность особого правового статуса для коренных малочисленных народов РФ, необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов, обусловлены сложными природно-климатическими условиями, уязвимостью традиционного образа жизни и малочисленностью каждого из народов. Создание такой организационно-правовой формы некоммерческих юридических лиц, как община коренных малочисленных народов РФ, предопределено необходимостью представлять их интересы, а также выступать в гражданском обороте.

Общины коренных малочисленных народов РФ организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины. В основе их деятельности лежит членство.

Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор, устав. Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины (ст. 8 Закона N 104-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Тем не менее в п. 3 ст. 8 Закона N 104-ФЗ закреплено, что с момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. При этом созданная община коренных малочисленных народов РФ подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и лишь затем она приобретает права юридического лица.

Как мы уже отмечали, целями общины коренных малочисленных народов является защита их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов такой общины, которое вправе рассматривать и принимать решения по важнейшим вопросам жизнедеятельности общины малочисленных народов. В его исключительной компетенции — принятие устава и внесение в него изменений, определение основных направлений деятельности, избрание правления (совета) общины и его председателя, прием и исключение членов, избрание ревизионной комиссии, решение о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины, утверждение решений председателя правления (совета) общины, а также другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом, в котором может быть предусмотрен его созыв по требованию не менее 1/3 членов общины.

Общее собрание правомочно, когда на нем присутствуют не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

Одним из органов управления общины коренных малочисленных народов РФ является правление (совет), который избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) простым большинством голосов и организует деятельность общины в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины, а также проводит заседания по мере необходимости.

Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.

К компетенции правления (совета) общины малочисленных народов относятся рассмотрение и принятие решения по заявлениям граждан, изъявивших желание вступить в общину; определение количества работников, привлекаемых общиной по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда; утверждение решения председателя правления (совета) общины; иные полномочия, предусмотренные уставом общины.

Также органом управления общины малочисленных народов является председатель правления (совета), который организует работу правления (совета) общины; в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины; в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины; представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

— имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

— финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

— добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

— иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством РФ.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ (ст. 11 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ).

Таким образом, община коренных малочисленных народов РФ как некоммерческая корпоративная организация имеет свое наименование, устав и органы управления, печать и расчетный счет в банке, а также является собственником своего имущества.

Члены общины коренных малочисленных народов РФ в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на получение доли из имущества общины или ее компенсацию при выходе из общины либо при ее ликвидации (п. 1 ст. 12 Закона N 104-ФЗ).

Члены общины коренных малочисленных народов РФ отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов. Община коренных малочисленных народов РФ не отвечает по обязательствам ее членов (п. п. 2, 3 ст. 13 Закона N 104-ФЗ).

Община коренных малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (п. 2 ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях). В ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ законодатель определил возможность пользования природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Следует отметить, что законодательно закреплено право членов общины коренных малочисленных народов РФ на получение части ее имущества или компенсацию стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации (п. 2 комментируемой статьи). Причиной возникновения данного правила послужило закрепленное в ст. 17 Закона N 104-ФЗ предписание о том, что в собственности общины малочисленных народов может находиться имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины. Порядок определения части имущества общины либо компенсации стоимости этой части при выходе из общины или ее ликвидации устанавливается законодательством РФ об общинах коренных малочисленных народов.

В этой связи общины коренных малочисленных народов РФ занимают промежуточное положение между некоммерческими и коммерческими организациями, поскольку указанное право членов общины коренных малочисленных народов на ее имущество не соответствует ее предназначению в качестве некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 22 Закона N 104-ФЗ общины коренных малочисленных народов РФ ликвидируются в судебном порядке в случае выхода из состава общины более 2/3 учредителей или членов этой общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины; прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины.

При ликвидации общины коренных малочисленных народов РФ ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из ее имущества, если иное не установлено уставом общины. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины коренных малочисленных народов РФ публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

Ликвидация считается завершенной, а община коренных малочисленных народов РФ — прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

  1. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи община коренных малочисленных народов РФ по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Комментируемой статьей установлены ограничения на преобразование общин коренных малочисленных народов РФ.

Во-первых, община коренных малочисленных народов РФ может быть преобразована только по решению ее членов. Реорганизация общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин (ст. 21 Закона N 104-ФЗ).

Во-вторых, преобразование общины коренных малочисленных народов РФ допустимо лишь в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Правоспособность ассоциации (союза) или автономной некоммерческой организации общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Ассоциации (союз) или автономная некоммерческая организация общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

  1. Законодателем в п. 4 комментируемой статьи императивно установлено, что положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов РФ.

Данный перечень не является закрытым, иные положения, регулирующие правовое положение общин коренных малочисленных народов РФ, могут быть предусмотрены как в статьях ГК РФ, так и в других законах. Так, общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ устанавливает Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ, правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов устанавливает Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ, а правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни определены Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code