Общественные организации

Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях

Комментарий к статье 123.4

  1. В развитие установленного в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены общественные организации, комментируемая статья определяет основные особенности для данных организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно рассматриваемой статье установлен закрытый перечень общественных организаций, к которым отнесены, кроме общественной организации как общей организационно-правовой формы юридического лица, следующие пять отдельных видов таких организаций, также по организационно-правовой форме являющихся общественными организациями, но имеющих определенную в законодательстве специфику, которая учитывает характерные только для таких организаций цели их создания и деятельности:

1) политические партии;

2) созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации);

3) общественные движения;

4) органы общественной самодеятельности;

5) территориальные общественные самоуправления.

Все перечисленные организации являются добровольными объединениями граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. При этом общественные организации отнесены к некоммерческим корпоративным организациям (ст. 123.1 ГК). Такие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) таких организаций приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Общественным организациям в законодательстве уделено достаточно большое внимание. Им посвящены не только отдельные нормы ГК РФ и базовые Федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <1> (далее — Закон об общественных объединениях) и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <2>, но и специальные законы, определяющие деятельность отдельных видов общественных организаций.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

<2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Регулированию общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии, и особенностям создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий посвящен Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

 

Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирование отношений профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <1> (далее — Закон о профсоюзах).

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

 

Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения выступает в гражданских отношениях как территориальное общественное самоуправление, деятельность которого определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

  1. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С учетом ст. 10 названного Закона регистрация общественных организаций осуществляется в специальном порядке. Регламентация такого порядка осуществляется соответствующими законами, регламентирующими деятельность общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Специальный порядок регистрации предусматривает, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных организаций, или его территориальным органом. На основании принятого решения о регистрации уполномоченный регистрирующий орган осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественной организации. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции в сфере регистрации некоммерческих организаций <1>, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <2> федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба. Процедура регистрации в качестве юридического лица профессиональных союзов аналогична вышеизложенной и осуществляется в два этапа. Однако в отличие от других общественных организаций государственная регистрация профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. При этом предусмотрено, что федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации (ст. 8 Закона о профсоюзах).

———————————

<1> Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации (Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108) Минюст России наделен полномочиями на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Кроме того, к полномочиям Министерства юстиции РФ также отнесена выдача зарегистрированной некоммерческой организации свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полученного от регистрирующего органа, а также свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

<2> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

 

  1. Общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) не имеют имущественных прав. Согласно общему правилу п. 4 ст. 50 ГК РФ любые некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Доходы от предпринимательской деятельности общественных организаций не могут перераспределяться между ее членами (участниками) и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Согласно ст. 31 Закона об общественных объединениях имущество таких юридических лиц формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных Законом поступлений.

От имени общественных организаций права собственников имущества, поступающего в организации, а также созданного и (или) приобретенного общественными организациями за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие в соответствии с уставом руководящие органы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

  1. В соответствии с п. 3 рассматриваемой статьи общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы). Согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Согласно ст. 13 Закона об общественных объединениях любой из предусмотренных в данном Законе видов общественных объединений вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Следует учитывать, что данная статья, как и иные положения названного Закона, требует существенной корректировки с учетом вступивших в силу изменений ГК РФ. В Законе об общественных объединениях используемые понятия «общественная организация» и «общественное объединение» следует рассматривать как синонимы.

С учетом изменений ГК РФ, посвященных юридическим лицам, общественные организации вправе объединиться в союз (ассоциацию), в свою очередь ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию либо, наоборот, общественная организация вправе преобразоваться в союз (ассоциацию). Поэтому общественная организация и союз (ассоциация) общественных организаций являются разными организационно-правовыми формами, где союзы (ассоциации) не могут одновременно являться также общественными объединениями, как это было предусмотрено ранее в ст. 13 Закона об общественных объединениях.

  1. Комментируемая статья допускает возможность преобразования общественной организации по решению ее участников (членов) только в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. При этом с учетом ст. 123.8 ГК РФ обратная реорганизация в общественную организацию возможна только из организационно-правовой формы союза (ассоциации).

Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

Комментарий к статье 123.5

  1. До вступления в силу рассматриваемой статьи ГК РФ не устанавливал требований к количественному составу лиц, которые вправе выступать учредителями общественной организации, а также требований к содержанию устава.

В п. 1 комментируемой статьи установлено, что минимальное количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

С учетом п. 4 ст. 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются также другими законами и иными правовыми актами. Поэтому установленное Законом об общественных объединениях аналогичное требование относительно количественного критерия и иные требования к личности учредителя общественной организации сохраняют свою силу.

В ст. 19 Закона об общественных объединениях установлены ограничения, предъявляемые к лицам, которые не вправе быть учредителями общественной организации. Так, с учетом ст. 19 Закона об общественных объединениях не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1>;

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

 

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон о противодействии экстремистской деятельности) <1>;

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

 

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, юридические лица вправе быть учредителями общественной организации, если они являются общественными объединениями <1>.

———————————

<1> О понятиях «общественная организация» и «общественное объединение» см. комментарий к ст. 123.4 ГК РФ.

 

По общему правилу граждане вправе выступать учредителями, членами и участниками общественных организаций с 18 лет. Исключение составляют молодежные и детские общественные объединения, где такое право получают лица соответственно с 14 и 8 лет. Однако государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется только при избрании в руководящие органы таких объединений полностью дееспособных граждан.

Для создания профсоюза достаточно волеизъявления одного лица, соответствующего двум критериям — достижение возраста 14 лет и осуществление им трудовой (профессиональной) деятельности. Данное правило не согласуется как с комментируемой статьей, так и с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ. Любое объединение предполагает наличие в нем как минимум двух членов (участников). Названная статья Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профсоюзы, которое должно реализовываться в рамках права на объединение, а не как единоличное право на создание хотя и общественно-значимого объединения (профсоюза).

Дополнительные требования Законом о политических партиях предъявляются также к количественному составу членов политических партий. В частности, согласно ст. 3 названного Закона в политической партии должно состоять не менее 500 членов с учетом того, что гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

  1. В комментируемой статье установлены обязательные требования к сведениям, которые должны содержаться в уставе общественной организации. В частности, в уставе общественной организации должны содержаться следующие сведения об организации:

— наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности;

— о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее;

— о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации;

— о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Необходимо отметить, что в ст. 20 Закона об общественных объединениях также установлены требования к содержанию устава общественной организации. В качестве дополнительных не предусмотренных в ГК РФ «обязательных» сведений устава в нем должны содержаться сведения:

— о территории, в пределах которой осуществляется деятельность;

— о сроках полномочий органов управления;

— о правах общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом.

Кроме того, предусмотрено, что устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения, а также иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам. Одновременно в уставе могут содержаться иные сведения, не затрагивающие предмет гражданского законодательства, поскольку с учетом п. 3 ст. 50 ГК РФ к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

 

Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации

Комментарий к статье 123.6

  1. С учетом общих правил о правах и обязанностях участников корпорации в рассматриваемой статье установлены специальные правила об особенностях осуществления прав и обязанностей участников (членов) общественной организации. Участник (член) общественной организации осуществляет в полном объеме предусмотренные п. 1 ст. 65.2 ГК РФ корпоративные права. В частности, участник (член) общественной организации как член корпорации вправе:

— участвовать в управлении ее делами;

— в установленном порядке получать информацию о деятельности организации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

— обжаловать решения органов управления организации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

— требовать, действуя от имени организации (п. 1 ст. 182 ГК), возмещения причиненных корпорации убытков (ст. 53.1 ГК);

— оспаривать, действуя от имени организации (п. 1 ст. 182 ГК), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или специальными законами об общественных организациях, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок организации.

Следует отметить, что данный перечень является открытым. Соответственно, права участников (членов) общественной организации могут быть значительно шире, если это предусмотрено законом или уставом общественной организации. Так, непосредственно в комментируемой статье для участников (членов) общественной организации предусмотрено право на равных началах с другими ее участниками (членами) безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

В качестве предусмотренных Законом дополнительных к уже перечисленным правам участников (членов) любой общественной организации следует отметить право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом (ст. 6 Закона об общественных объединениях). Применительно к определенным видам общественных организаций законом также могут быть дополнительно предусмотрены права либо ограничения прав ее членов, характерные только в такой общественной организации. В качестве примера можно отметить предусмотренные Законом о политических партиях права членов политической партии, реализуемые как непосредственно, так и посредством членства в политической партии. Например, согласно ст. 26.2 названного Закона политические партии, не представленные в Государственной Думе Федерального Собрания, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы.

  1. В п. 2 рассматриваемой статьи конструктивно по аналогии закрепления прав для членов общественной организации закреплены обязанности участников (членов) общественной организации. Характерные для всех участников корпорации обязанности предусмотрены п. 4 ст. 65.2 ГК РФ.

С учетом установленных общих требований участники (члены) общественной организации обязаны:

— участвовать в образовании имущества организации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены ГК РФ, другим законом или уставом организации;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности организации;

— участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

— не совершать действия, заведомо направленные на причинение организации вреда;

— не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана организация.

Так же как и права участников (членов) общественной организации, их обязанности могут быть дополнительно установлены законом и уставом общественной организации. Дополнительной, предусмотренной в рассматриваемой статье для членов общественной организации обязанностью является уплата установленных уставом соответствующей общественной организации членских и иных имущественных взносов.

Аналогичное требование содержится в ст. 31 Закона об общественных объединениях, согласно которой имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом.

  1. В развитие конституционных положений о праве каждого на объединение, а также конституционного запрета на понуждение вступления в какое-либо объединение или пребывание в нем в рассматриваемой статье закреплено правило о том, что участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует. Одновременно исключены характерные для участников корпоративных организаций имущественные и организационные права. Во-первых, установлен императивный запрет на отчуждение членства в общественной организации. Данное требование следует из уже упоминавшегося конституционного принципа, закрепленного в ст. 30 Конституции РФ. Во-вторых, императивный запрет установлен и на передачу другому лицу прав участника (члена) общественной организации. Это означает, что участники (члены) общественной организации осуществляют свои права, связанные с таким участием, только лично и не вправе каким-либо образом либо на каких-либо основаниях передавать их иным лицам, в том числе другим участникам (членам) той же общественной организации.

Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации

Комментарий к статье 123.7

  1. В рассматриваемой статье установлены некоторые особенности, характеризующие структуру органов управления общественных организаций и компетенцию высшего органа общественной организации. В общественной организации как корпорации согласно п. 1 ст. 65.3 ГК РФ высшим органом является общее собрание ее участников. Кроме того, названной статьей ГК РФ установлено, что в общественной организации как некоммерческой корпорации с числом участников более 100 высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Так, с учетом п. 1 ст. 24 Закона о политических партиях высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Исключительная компетенция органа управления предполагает исполнение предусмотренных учредительными документами полномочий только данным органом. Соответственно, не допускается передача вопросов исключительной компетенции от одного органа управления другому, в том числе и в случае единогласного решения об этом высшего органа управления. К исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации отнесено принятие таким органом решений по следующим вопросам:

— определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов образования и использования ее имущества;

— утверждение и изменение устава организации;

— определение порядка приема в состав участников организации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

— образование других органов организации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции ее иных коллегиальных органов;

— утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, если уставом организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции ее иных коллегиальных органов;

— создание других юридических лиц, участие организации в других юридических лицах, создание филиалов и открытие представительств;

— реорганизация и ликвидация организации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение ликвидационного баланса;

— избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора организации.

Перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа общественной организации законом и ее уставом может быть расширен. В развитие предусмотренных ст. 123.6 ГК РФ обязанностей участника (члена) общественной организации комментируемой статьей также к исключительной компетенции отнесено принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Вопросы исключительной компетенции высшего органа общественной организации, включенные в устав, но не предусмотренные законом, могут быть возложены на другой орган, изменены либо исключены также по решению высшего органа. Если же вопросы исключительной компетенции предусмотрены законом, такие вопросы решаются только этим органом и не могут быть переданы для решения другим органам общественной организации.

  1. В п. 2 комментируемой статьи задана структура органов управления общественной организации, образуемых решением высшего органа общественной организации. Обязательным для формирования в общественной организации органом управления выступает единоличный исполнительный орган. При этом общественная организация обладает достаточной степенью свободы для обозначения такого органа. В качестве единоличного исполнительного органа общественной организации могут выступать председатель либо президент такой организации либо единоличный исполнительный орган общественной организации любого иного наименования.

По усмотрению общественной организации в ней могут быть образованы иные постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы. Такими органами могут выступать совет, правление, президиум либо имеющий иное наименование коллегиальный орган соответствующей общественной организации. Формирование этих органов никак не зависит от предусмотренного обязательного образования в общественной организации ее единоличного исполнительного органа.

  1. В п. 2 комментируемой статьи предусмотрены в том числе основания для досрочного прекращения полномочий любого органа соответствующей организации. Представляется, что полномочия любого органа общественной организации могут быть досрочно прекращены только уполномоченным на принятие такого решения органом общественной организации в соответствии с ее уставом. При этом общее собрание участников (членов) общественной организации как высший орган вправе принять такое решение в отношении любых иных органов управления. Досрочное прекращение полномочий может быть осуществлено по следующим основаниям:

— грубое нарушение этим органом своих обязанностей;

— обнаружившаяся неспособность к надлежащему ведению дел;

— иные серьезные основания.

Как видно из содержания статьи, грубое нарушение обязанностей и неспособность надлежащего ведения дел рассматриваются как серьезные основания для досрочного прекращения полномочий органа управления. Последнее основание не ограничивает общее собрание общественной организации для принятия решения о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа общественной организации, однако такое решение действительно должно иметь серьезное основание, соответствующее вышеперечисленным по степени «тяжести».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code