Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

 

Комментарий к статье 113

 

  1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». К ним, в частности, относятся следующие признаки:

— применительно к унитарным предприятиям понятие «предприятие» обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный ст. 132 ГК РФ в качестве имущественного комплекса, а субъект — юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельность в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства, а также самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» <1> определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 вышеназванного Закона определяла собственника предприятий;

———————————

<1> Утратил силу с 1 июля 2002 г. Был опубликован: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

 

— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;

— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;

— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления;

— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 4 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 3 комментируемой статьи;

— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование. В фирменном наименовании казенного предприятия должно содержаться указание на то, что предприятие является казенным;

— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

— унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом, и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана действиями (или бездействием) собственника как контролирующего должника лица (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

  1. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределения доходов предприятия, правомочиях собственника и др.

Казенные предприятия в соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи могут быть созданы лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, в соответствии со ст. 8 которого федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущественные права казенного предприятия конкретизированы ст. ст. 296, 297 ГК РФ, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которой:

— казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного собственником имущества органа государственной власти или местного самоуправления, а именно Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления;

— уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;

— казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

  1. Наряду с Законом об унитарных предприятиях правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» <1>, Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами. Кроме того, действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» <2> и др.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

<2> Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.

 

  1. Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает возможность прекращения юридического лица путем реорганизации. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в следующих формах:

— слияние двух или нескольких унитарных предприятий;

— присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

— разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

— выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

— преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК).

Особенности реорганизации определены ст. ст. 29 — 34 Закона об унитарных предприятиях. В соответствии с п. 1 ст. 34 данного Закона унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Так, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия.

 

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

 

Комментарий к статье 114

 

  1. Суть п. 1 комментируемой статьи прежде всего в том, что хотя решение о создании предприятия принимает государственный или муниципальный орган, собственником имущества предприятия является учредитель — соответствующее публичное образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Такое предприятие является государственным или муниципальным, а не принадлежит органу, решением которого предприятие было создано. Так, например, решение о создании федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Управлению делами Президента РФ, принимается Управлением делами Президента РФ (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»). Однако в любом случае это будут предприятия Российской Федерации, а не Управления делами Президента РФ.

Порядок создания унитарного предприятия регламентируется ст. 113 ГК РФ, а также нормами Закона об унитарных предприятиях (ст. ст. 8 и 9). Требования к решению об учреждении унитарного предприятия как юридического лица установлены в ст. 50.1 ГК РФ.

  1. Согласно Закону об унитарных предприятиях размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда соответственно.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется (ч. 2 п. 3 ст. 113 ГК).

  1. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия установлен Законом об унитарных предприятиях.

Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. При этом уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме (ст. 13 Закона об унитарных предприятиях).

  1. Требование об обязанности уменьшить уставный фонд, в случае если стоимость чистых активов унитарного предприятия оказалась меньше, чем размер уставного фонда, содержалось в ГК РФ и ранее. Данная мера направлена на защиту интересов кредиторов предприятия, которые в этом случае могут увидеть, каким имуществом предприятие может обеспечить свои обязательства. Нельзя не привести следующую цитату, хотя в ней и говорится о хозяйственном обществе: «…в условиях, когда общество не принимает мер по улучшению своего финансового положения, стоимость его чистых активов, неуклонно снижаясь, приобретает отрицательное значение и оказывается меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, создает возможность злоупотреблений, введения контрагентов в заблуждение относительно финансовой устойчивости общества, ведет к нарушению прав и законных интересов других лиц (в том числе кредиторов и потребителей)» <1>.

———————————

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация».

 

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок для унитарных предприятий не установлен. На практике применяется Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз.

Напрямую не определено, какой орган вправе поставить перед судом вопрос о ликвидации предприятия, если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом. Однако, как указал Конституционный Суд РФ, «на налоговые органы с 1 июля 2002 года возложена функция государственной регистрации юридических лиц… т.е. предполагается, что они обязаны осуществлять и контроль за соблюдением юридическими лицами требований законодательства» <1>.

———————————

<1> Там же.

 

  1. Закон об унитарных предприятиях конкретизирует порядок уведомления кредиторов государственного или муниципального предприятия о принятом решении об уменьшении уставного капитала. Установлено, что в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

Комментируемая статья не содержит указание на сроки предъявления кредиторами своих требований. Однако согласно ст. 15 Закона об унитарных предприятиях кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения им убытков только в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении об уменьшении уставного фонда или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения. Такой срок является пресекательным.

 

Статья 115. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

 

  • 5. Некоммерческие организации

 

Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code